«Никто не знает,
каковы его силы,
пока их не использует»
И.Гете
Внедрение элементов интеграции как средства расширения межпредметного образовательного пространства.
В связи с введением Федерального государственного стандарта актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание образования направлено на решение следующих основных задач:
сохранение здоровья ребенка;
развитие базовых качеств личности;
построение образовательного процесса на основе создания и расширения межпредметного образовательного пространства.
До сегодняшнего дня существовала тенденция увеличения количества непосредственно образовательной деятельности в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого учащемуся содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Всё это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Естественно встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированная совместная деятельность с детьми).
На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Это возможно только в том случае, если деятельность носит интегрированный характер.
Интеграция – (лат.- целый) – означает восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение, взаимовыражение и взаимореализацию.
Интеграция – понятие теорий и систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных систем в целое, или процесс, ведущий к этой связанности.
Интеграция обучения – переход от дифференцированного образа действительности к целостному на основе деятельностного подхода, формирование межпредметных связей, широкого внедрения в обучение проблемных и поисковых методов и приемов обучения.
Интегрированное занятие - это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.
На протяжении XX столетия интеграция использовалась педагогами на разных ступенях обучения как гармоничное объединение различных предметов, которое позволило внести целостность в познание ребенком мира. Особый интерес к проблеме интеграции появился в конце XX в. В тоже время появился сам термин «интеграция».
Первая теория рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А.Гезелл, З.Фрейд, Ж.Пиаже и др.). Данной теории соответствует принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них созрели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения.
Вторая теория признает взаимосвязь развития и обучения (Т.С. Костюк, Н.А.Менчинская и др.). Согласно этой теории, развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем, обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение тождественно друг другу.
Третья теория полагает, что развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на «зону ближайшего развития» , «забегает» немного вперед, опережая развитие ребенка. Взрослый «ведет» за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд процессов развития, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, культурно-исторических особенностей человека.
Теоретико-методологической основой нового стандарта образования стали культурно-исторический системно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л,С Выготского, А.Н.Гальперина, Д.Б.Эльконина. Методологической основой нового стандарта является также системно-деятельностный подход ( возник в 1985-м году в результате научных споров между А.Н. Леонтьевым и Б.Ф. Ломовым). Этот подход лег в основу современных педагогических теорий интеграции, предполагающих интегрирование образовательных областей.
Три основных уровня интегрированного процесса предложил Ю.С. Тюнников. Он выделил низкий - модернизация процесса обучения только относительно его содержания, средний- комплексирование компонентов процесса обучения и высокий- синтез целостного самообразования.
Первый уровень (низкий уровень) внутривидовая(внутрипредметная) интеграция. Характерна спиральная структура на основе принципа концентричности. Познание ценности при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или от общего к частному. Такое интегрированное содержание является «информационно более емким и направлено на формирование способности мыслить информационно емкими категориями».
Второй уровень (По Тюнникову- средний уровень интеграции)- интеграция внутри образовательного направления, которая способствует развитию обобщенных представлений о разных видах деятельности и направлена на проявление ценностного к ним отношения, на формирование основ культуры детей. Он характеризуется блоковой подачей материала. Признаки – это широта, всеохватность, разносторонность и в то же время яркость и доступность.
Третий уровень ( По Тюнникову – средний уровень) интеграция межвидовая (межпредметная) т.е между образовательными областями на основе комплексно- тематического планирования. Такая интеграция проявляется в использовании одной области при изучении другой, и данная систематизация содержания приводит к формированию целостной картины мира в сознании детей. Менжвидовая интеграция существенно обогащает внутривидовую. Одной из форм работы интеграции является интегрированная организованная образовательная деятельность. В такой деятельности объединяются блоки разных образовательных областей.
Четвертый уровень интеграции (По Тюнникову-деятельностная интеграция) предполагает объединение основных видов деятельности детей. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители.
Пятый уровень – интеграция межсистемная (По Тюнникову – высокий уровень). Характеризуется как объединение содержания образовательных областей обучения, с содержанием образования вне ОУ.
Содержание образовательного процесса может быть выстроено на основе различных подходов к осуществлению интеграции. Так, помимо уровней интеграции, в педагогике выделяются и другие ее виды. Различают горизонтальное и вертикальное интегрирование. Под горизонтальным интегрированием понимается распространенный способ объединения сходного содержания ряда предметов. Под вертикальным интегрированием понимается распространенный способ объединение материала, который повторяется в разные годы, объединение на разном уровне сложности, объединение по определенной теме воспитания.
Интегрированная организованная образовательная деятельность имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с неинтегрированной.
1.Способствует рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной, что важно для формирования целостной научной картины мира школьника, развитию его интеллектуальных способностей.
2.Способствует развитию в большей степени, чем неинтегрированные занятия, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления (логического,художественно-образного, творческого) детей.
3.Интегрированная образовательная деятельность, обладая большой информативной емкостью, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу и способствует творческому развитию детей.
4. Интеграция компонентов образовательной деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес дошкольника.
5. Интегративная деятельность за счет переключения на разнообразные ее виды и компоненты лучше способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости детей, позволяет создать условия поддержки детской инициативы в различных областях деятельности.
6. Оказывает положительное влияние и на деятельность воспитателя, способствует повышению роста профессионального мастерства педагога, требуя от него разнообразных широких знаний, мастерства и владения методикой, предотвращает эмоциональное выгорание педагога.
В настоящее время перед ОУ поставлена совершенно иная задача- разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегрированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Это принципиально новый подход к образованию. Необходимость реализации принципа интеграции в образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, мы решаем такие задачи как:
Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;
Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
Интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей;
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы школьной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.
2.В ходе интегрированной образовательной деятельности развивается потенциал самих воспитанников. Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения интегрированной деятельности нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
4. За счет усиления связей между ОО высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, общения, прогулок, для занятий физическими упражнениями. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации самостоятельной деятельности.
5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации самостоятельной деятельности.
В процессе обучения на таких занятиях используются различные образовательные технологии.
Наиболее эффективны из них следующие:
сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
разнообразные речевые дидактические игры, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Для такой интегрированной образовательной деятельности характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Структура интегрированных форм деятельности отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:
чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы
взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе
большая информативная емкость образовательного материала,
систематичность и доступность изложения материала;
необходимость соблюдения временных рамок
Основные принципы взаимодействия с детьми:
1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.
2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.
4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.
Основным фактором интеграционного процесса выступает интеграция основных видов деятельности детей: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создании которого включены и педагоги, и дети, и родители.
Чтобы качественно осуществить интеграцию, необходимо выделить формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности школьника в процессе воспитания. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей в течение одного дня, одной недели. Такими интегративными формами могут выступать совместные творческие проекты, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.

Тема:
«Внедрение элементов интеграции как средства расширения межпредметного образовательного пространства»
Учитель информатики: Ирлык О.М.