СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение инклюзивного образования: проблемы, задачи, пути решения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена проблеме внедрения инклюзивного образования в Казахстане

Просмотр содержимого документа
«Внедрение инклюзивного образования: проблемы, задачи, пути решения.»

ВНЕДРЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Проблемы, задачи, пути решения.



Спасение одного ребенка не изменит Мир...

Но Мир, несомненно, изменится

для этого одного ребенка.

Задумайтесь...

Проблема внедрения инклюзивного образования, несомненно, является актуальной и требующей к себе должного внимания, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом неумолимо растет. Государство ставит задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции этих отклонений за счет компенсаторных функций организма. Система образования, в свою очередь должна по возможности включить данную категорию детей в процесс обучения в массовых детских садах, школах, профлицеях и ВУЗах.

Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Л.С. Выготский, указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственно отсталого ребенка, – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями, но и их нормально развивающиеся сверстники).

Обучение в массовой школе, дает возможность ребенку с особыми образовательными потребностями, чувствовать себя обычным, таким же, как его друзья, одноклассники, мальчишки и девчонки во дворе. Общество не должно лишать детей с ограниченными возможностями права получить образование, развить свои способности, талант и главное, иметь среду общения с нормальными детьми. Ведь дети, как и взрослые учатся многому друг у друга в процессе общения. Именно в учебной, игровой, внеклассной деятельности дети передают друг другу свои знания, умения, взгляды, учатся развивать в себе коммуникативные навыки, новые способы решения споров и проблем. Так имеем ли мы право, лишать их этого общения?

Одним из положительных моментов развития системы образования в нашем Государстве является внедрение инклюзивного образования.

Теперь, детей с ограниченными возможностями в развитии можно определять в обычные детские сады и школы.

В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, хотя во многих странах мира почти все школы инклюзивные. Множество проблем стоит на пути детей с ограниченными возможностями к получению образования. И родители, и педагоги отлично понимают, что в целом наше образование еще не готово к приему детей с инвалидностью в массовую, общеобразовательную среду. Необходима модернизация среды с целью ее максимальной доступности для особого ребенка. Специальную подготовку должны иметь педагоги, знать, как оценивать успехи особых детей. Важным моментом здесь является основательная подготовка дефектологов. Родители обеих категорий детей также нуждаются в поддержке, формировании правильного отношения к совместному обучению ребят. Опыт развитых стран показывает, что полноценные инклюзивные группы и классы могут и должны быть организованы, главное – создать оптимальные условия их существования, а также мотивировать взрослых людей, которые призваны обеспечить успешное осуществление этой гуманистической идеи.

Современное гражданское общество невозможно без активного вовлечения всех своих членов в различные виды деятельности, уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения необходимых гарантий безопасности, свободы и равноправия. Особенно актуально этот вопрос проявляется в деятельности по вовлечению людей, имеющих определённые физические особенности в нашу социальную среду. Перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения наших сограждан, имеющих некоторые особенности физического развития в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества.

Обучение специалистов дефектологов, несомненно, очень актуальный аспект на пути внедрения инклюзивного образования, но ведь в массовых школах работают учителя начальных классов, учителя - предметники, совершенно не готовые к обучению особых детей. Весь педагогический процесс с данной категорией учащихся порой строится на интуиции учителя и обрывках информации о данном виде нарушения развития. Решение данной проблемы видится мне в организации дополнительных курсов переподготовки педагогов массовых школ, детских садом и других учебных заведений, ориентированных на норму развития. Только совместными усилиями всех структур, можно достичь того, чтобы наш социум принял в свою среду этих замечательных «особенных» детей.



Список литературы

  1. РИА Новости http://ria.ru/spravka/20120903/741880407.html#ixzz2QVPzLEbE

  2. Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы» авторы: Замдиректора по УВР Кузгибекова Г.М.,

учитель начальных классов Кулешова Т.В. СОШ № 51 г. Караганды.

  1. Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы,

перспективы» автор: Драпак В.В. (общеобразовательной средней школы № 11 города Новокуйбышевска)

  1. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118

  2. Конвенция «О правах инвалидов»