Внедрение новых технологии с детьми с ограниченными возможностями.
Любая технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методика. В своей работе уже давно использую технологии М. Монтессори и методику работы Е.Н. Потаповой, с младшими школьниками.
Некоторое время использовала данные методики отдельно, в добукварный и букварный периоды, на минутках чистописания по письму (1 класс), по русскому языку (2-4 класс). В дальнейшем накоплением опыта работы с умственно отсталыми детьми, ЗПР с дошкольниками, с учениками общеобразовательной школы, в прошлом году обновила модель работы по развитию сенсомоторных возможностей детей М. Монтессори (1870-1952г) известный итальянский педагог. Ей удавалась с помощью своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу, они по своему развитию даже превосходили нормальных детей. Это так поразило ее, что она написала: «Что же надо делать, чтобы они стали слабее моих несчастных?»
Технология М. Монтессори направлена на развитие сенсомоторики ребенка, причем с раннего возраста.
В своей практике использую дидактические игры «Веселые шнурочки», «Рамки и вкладыши М. Монтессори», эта игра развивает детей в нескольких направлении:
1.Вырабатывает умения узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь).
2.Готовит детей к овладению письмом и рисованием - вырабатывает умение владеть карандашом, дает твердость руки, умение проводить линии по линейке, по угольнику лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии – контуры.
3.Знакомит с геометрической терминологией, называнием фигур.
Технология Евгении Николаевной Потаповой - учитель младших классов г. Москвы разработала и апробировала свою технологию (методику) обучению письму, условно можно разделить на з этапа
1.Развите мускульной памяти (Обводка, штриховка, раскрашивание)
2.Развитие тактильной памяти (ощупывание на наждачной, образной бумаги)
3.Закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв (с помощью вкладыша букв).
С помощью вкладыша букв у детей вырабатывается правильный наклон букв, и закрепляются приоритетные навыки? направление письма, написание букв, ее элементов.
Нетрадиционные методы в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии
В системе методов и средств воспитания есть метод, который очень часто используется на занятиях – это метод сказкотерапия. Достоинство сказок неоспоримо в коррекционно работе: это психотерапия и психокоррекция. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строит диалоги, влияют на развитие связной логической речи. Драматизация сказки способствует развитию тембра, голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Наблюдая за судьбами героев сказки, воспринимая их язык, ребенок учится решать актуальные для него в данной возрастной период проблемы, учится доброте.
Существуют несколько способов работы со сказками
1.Использование сказки, как метафоры
2.Рисование по мотивам сказки
3.Работа с текстом, «Почему герой так поступил?»
4.Проигрывание эпизодов сказки
5.Использование сказки как принцип нравоучения
6.Переделка или творческая работа по мотивам сказки
Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь и это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством