Внедрение
здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс в свете реализации
новых образовательных стандартов
( из опыта работы)
Сегодня система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей республике социально-эко-номическими изменениями, которые, в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.
Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в Государственном стандарте нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования.
Наивысшая ценность общества - жизнь и здоровье человека.
Дети - будущее любого государства, перспектива ее экономического, социального и духовного развития. Проблема сохранения здоровья детей во всем мире становится все актуальнее. Заболеваемость населения постоянно растет, абсолютно здоровых детей почти не рождается.
На состояние здоровье детей влияет ряд негативных факторов: экологическое состояние, уровень жизни в целом в стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, нехватка у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличения количества неполных семей и тому подобное.
Каждый учитель может наблюдать, что большинство детей неполно воспринимают информацию, нервно возбужденные, а выразить свое мнение - задание наивысшей сложности. Поэтому важно научить детей быть здоровыми душой и телом, заботиться о своем здоровье, беречь его, не приобретая вредных привычек, раскрывать им ценность здоровья, как наибольшего человеческого приобретения, формировать культ здоровья, как составной части гармонично развитой социально активной личности, помочь в достижении гармонии с окружающей средой.
В таких условиях остро появляется вопрос сохранения детского здоровья, достаточно сложной и многогранной проблемой.
Выдающийся педагог В.О. Сухомлинский отмечал, что успешный ученик - это, в первую очередь, здоровый ученик. Его идея о том, что беспокойство учителя о здоровье учеников так же важно, как и беспокойство об их интеллектуальном и эстетическом развитии стала почвой для моей работы.
Одним из приоритетных направлений сохранения и поддержания здоровья учеников я считаю формирование культуры здоровья учеников. Это дает возможность ребенку с первого класса относиться к собственному здоровью как к самому ценному, что имеет.
Привлечение учеников к процессу построения собственного здоровья происходит через:
предоставление школьникам знаний и информации о том, что для здоровья хорошо, а что плохо; акцентирование того, что любая болезнь в детском возрасте обязательно отражается на здоровье взрослого человека;
формирование у учеников мотивации к здоровому безопасному образу жизни, сохранения и укрепления собственного здоровья;
привлечение детей к практическим действиям, которые связаны с сохранением здоровья: самоконтроль за выполнением правил здорового образа жизни, участие в проведении профилактических и оздоровительных мер.
Конечная цель этой работы - сформированность у воспитанников здоровьесберегающей компетентности, органического сочетания всех составляющих здоровья, которые между собой взаимосвязаны и взаимообусловленные (физической, психологической, духовной и социальной).
Чтобы достичь этой цели я поставила перед собой такие задачи:
хранение, укрепление и развитие физического и психического здоровья детей, создания необходимых условий для их духовного и социального здоровья;
повышение физической и умственной работоспособности;
воспитание у детей заинтересованности к разным видам двигательной активности;
формирование системы валеологических знаний относительно осознанного отношения к собственному здоровью.
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни осуществляется на уроках, в играх, во время бесед, часов общения, в повседневной жизни по таким направлениям:
- прививание стойких культурно-гигиенических навыков;
- формирование у ребенка сознательного отношения к своему здоровью, умению определять свое состояние и самочувствие;
- привитие гигиенических навыков, навыков оказания элементарной помощи;
- формирование сознательных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки ежедневных физических упражнений;
- развитие представлений о телосложении собственного, назначения органов;
- формирование представлений о том, что полезно и вредно для организма.
Я считаю, что учитель должен искать пути гармонизации и оптимизации деятельности учеников для того, чтобы сохранить их физическое, духовное, психологическое и социальное здоровье. Школьник успешно будет развиваться тогда, когда поверит в свои силы.
Выделяю такую образовательную траекторию формирования мотивации учеников относительно здорового образа жизни: знание – умение - жизненные навыки. Подбирая дополнительные материалы к урокам, особенное внимание обращаю на соответствие их содержания с возрастным особенностями учеников и их учебных возможностей.
Соглашаясь с взглядами В.О. Сухомлинского, который отмечал, что не стоит увлекаться теми способами "эффективной", "ускоренной" учебы, в соответствии с которыми ребенок воспринимается как электронный механизм, способный лишь постоянно усваивать.
В своей работе я обращаюсь к разнообразным педагогическим технологиям.
В классификации образовательных технологий в последнее время выделилась новая группа - здоровьесберегающие технологии, - которая объединяет в себе все направления деятельности по формированию, сохранению и укрепления здоровья учеников.
Использование здоровьесберегающих технологий помогает рационально организовать образовательный процесс, побуждает правильно определить оптимальный объем информации и способы ее представления, позволяет учитывать интеллектуальные и физиологичные особенности учеников, в соответствии с возрастом, уровнем подготовки, четко планировать разные виды работ, которые будут способствовать улучшению самочувствия учеников, воплощать комплекс приемов и средств.
В своей работе для достижения цели здоровьесберегающих образовательных технологий я применяю такие группы средств:
двигательной направленности (физические упражнения, физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры на свежем воздухе, разные виды гимнастики: утренняя, пальчиковая, зрительная, дыхательная и другие);
оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, фитотерапия, аромотерапия, цветотерапия и другая);
гигиенические (выполнение санитарно-гигиенических требований, соблюдения режима дня, режима двигательной активности, режима учебы и отдыха, здорового питания);
информационно-учебные (письма родителям, выпуск листовок, выставки рисунков на заданную здоровьесберегающую тематику).
Технологии обучения сохранности и укрепления здоровья - реализуются благодаря включению соответствующих тем в предметы общеучебного цикла:
привитие гигиенических навыков (рациональное питание, уход за собственным телом и тому подобное);
формирование жизненных навыков (управление эмоциями, решение конфликтов);
половое воспитание;
профилактика травматизма, злоупотребления психоактивными веществами.
Воспитание культуры здоровья - воспитание у учеников личностных качеств, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья,:
формирование представлений о здоровье как ценности;
усиление мотивации на ведение здорового образа жизни;
повышение ответственности за личное здоровье, здоровье семьи.
Хочется обратить внимание на значительное снижение общей двигательной активности ребенка.
Физиологичная потребность ребенка в движениях для нормального роста и развития представляет 17 - 22 тысячи движений на сутки. Большинство детей реализуют только 60 - 70%% этой потребности. Приходя в школу ребенок, в силу организационного режима школьной жизни, вынужденно вдвое уменьшает свою двигательную активность. Кроме того, хорошо известно, что наиболее неблагоприятным положением, которое приводит к возникновению проблем со здоровьем, является положение, сидя. А ученик должен проводить в этом положении время, что в 4 - 5 разы превышает физиологичную норму. Это приводит к возникновению нарушений осанки, которые усложняют работу внутренних органов, которая вызывает дальнейшее ухудшение физического состояния ребенка.
Есть ли выход из этого положения?
Бесспорно есть. Решением проблемы в полном объеме должна быть совместная работа учителя, родителей и руководителей кружков, которые дети посещают после школы.
Важным условием профилактики гиподинамии учеников является обеспечение оптимального объема двигательной активности учеников. Значительное место в этом отводится подвижной игре - естественному виду деятельности ребенка.
Игры и игровые соревнования, как подчеркивал В.О. Сухомлинский, не только способствуют укреплению здоровья, но и учат детей выполнению совместных действий, взаимопомощи, поддержке, организованности, дисциплине, изобретательства, поддерживания интересов коллектива.
Эффективность позитивного влияния на организм и психику учеников здоровьесберегающих технологий определяется не хаотичностью методов, а системной работой.
Проблема сохранения здоровья всегда будет актуальной. От состояния здоровья наших детей зависит будущее нашей страны. Поэтому каждый участник учебно-воспитательного процесса должен заботиться о здоровье учеников.