СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассного чтения по теме « Скрипучие половицы» К. Г. Паустовского.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кейс «Кто дал право человеку калечить и безобразить землю» разработан для учащихся 3-х классов к урокам литературного чтения по изучению рассказа К.Г. Паустовского «Скрипучие половицы». 

В основе кейса «Кто дал право человеку калечить и безобразить землю»  лежат  два  источника:

  1. Жизнь как  фактологическая база кейса.
  2. Художественная литература, которая  определяет  сюжетную канву кейса.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассного чтения по теме « Скрипучие половицы» К. Г. Паустовского.»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
внеклассного чтения по теме « Скрипучие половицы» К. Г. Паустовского.


ФИО (полностью)

Арянова Мария Александровна

Место работы

ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка Сызранского района

Должность

учитель начальных классов

Предмет

литературное чтение

Класс

3

Тема и номер урока в теме

Урок внеклассного чтения по теме « Скрипучие половицы» К. Г. Паустовского. № 3


Базовый учебник


8. Цель урока: создать условия для выделения проблемы, формирования проблемного поля, создать условия для формирования понятия нравственный поступок, создать условия для формирования чувства сопричастности и личной ответственности за всё живое на Земле.

9. Задачи:.

- обучающие

Учить учащихся задавать вопросы ;

Развивать навыки анализа;

Формировать умение действовать слаженно, сообща;

Учить анализировать последствия принятия того или иного решения;

Совершенствовать умения по составлению небольших монологических высказываний в устной и письменной форме.

-развивающие

Развивать коммуникативные умения, умения участвовать в дискуссии;

Развивать творческие способности учащихся через игру;

Развивать навыки презентации;

Развивать навыки учебного сотрудничества.

-воспитательные

Формировать нравственно-ценностное отношение к природе.

Найти (предложить) пути решения проблемы «Как защитить лес от незаконной вырубки».
  1. Тип урока. Закрепления.

  2. Формы работы учащихся. Фронтальная, групповая, практическая.

  3. Необходимое техническое оборудование.

1. Кейс «Кто дал право человеку калечить и безобразить землю» на каждую группу.

2. Компьютер

3. Проектор

4. Экран

5. Музыкальные произведения «Звуки природы»

6. Фотографии леса

7. Компьютерная презентация «Кто дал право человеку калечить и безобразить землю»

8. Ватман и маркеры по числу групп

  1. Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых технологий


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1.

I.Мотивирование к учебной деятельности. (Орг. момент)

Фронтальный, словесный, слово учителя.

Приветствие учащихся.

- Мы будем на уроке думать? (Да)

- А может, будем спать? (Нет)

- Мы будем рассуждать? (Да)

- А в облаках летать? (Нет)

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

2 минуты

2.

II. Постановка учебной задачи

Фронтальный, словесный.

- С произведением, какого русского писателя вы познакомились на прошлом уроке? ( «Скрипучие половицы» К.Г. Паустовского)

- Прослушайте музыку из альбома «Времена года, Лето» Чайковского П.И. и посмотрите на доску. Что вы сейчас наблюдали? (фотографии, подтверждающие факт вырубки леса и последствия вырубки).

-Предположите цель нашего урока?

-Цель урока: найти (предложить) пути решения проблемы «Незаконной вырубки» на основе рассказа «Скрипучие половицы» К.Г. Паустовского

- Каким же человеком был Паустовский? (Много ездил, путешествовал. «Каждая поездка - книга», - говорил он. В книгах рассказывал о людях, природе, искусстве. Любил интересных людей со значительной биографией.)

-Автор не случайно выбрал историю, произошедшую именно с П. И. Чайковским.

-Чайковский обладал удивительным сильным чувством природы как и Паустовский.

Русский лес всегда вдохновлял писателей и поэтов, композиторов и живописцев – Шишкина и Левитана, Саврасова.

Рассмотреть репродукции картины И. И. Шишкина “Сосновый бор”, “Лесная глушь”, “Утро в сосновом лесу”, “ Корабельная роща”.


Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

5 минут














биографией.)

-Автор не случайно выбрал историю, произошедшую именно с П. И. Чайковским.

-Чайковский обладал удивительным сильным чувством природы как и Паустовский.

Русский лес всегда вдохновлял писателей и поэтов, композиторов и живописцев – Шишкина и Левитана, Саврасова.

Рассмотреть репродукции картины И. И. Шишкина “Сосновый бор”, “Лесная глушь”, “Утро в сосновом лесу”, “ Корабельная роща”.



3



























  1. Работа с кейсом.



Групповая.

- И так для решения нашей проблемы, я вам раздам кейсы.

-Давайте, вспомним правила поведения в группах.

(Объявляет о необходимости выбора спикера в каждой группе. )
Раздают листы, - на них вы будете представлять отчет по проделанной работе. По завершению работы представите презентацию.

Читают, выискивают нужную информацию, выполняют задания.

Устанавливают причин

но –следственные связи. Анализируют, сравнивают, обобщают. Находят и вычленяют главное.

21 минута

4

  1. Физминутка.

Коллективный, практический.

Учитель показывает презентацию.

Выполняют движения под руководством учителя.

2 мин.

5

  1. Защита работ. Закрепление полученных знаний

Фронтальный, словесный.

По итогам выступлений и с опорой на оценочные листы выявить группу, наиболее полно и правильно представившую свою работу.


Докладывают группы о готовности.
Представляют и защищают работу группы. Внимательно слушают выступления других групп.

8 минут

6

  1. Итог урока.

Фронтальный, словесный.

-В начале урока мы поставили проблему: «Кто дал право человеку калечить и безобразить землю»

-Как вы считаете, мы решили с вами поставленную проблему?

Давайте сделаем общий вывод по итогам нашего занятия.

Резюмирует:
В ходе ваших выступлений, мы увидели, что жить надо в дружбе с природой, беречь, любить и приумножать зелёный наряд земли. Ведь жизнь дана на добрые дела.


Ответы детей.







Формулируют вывод. «Могущество страны – не в одном материальном богатстве, но и в душе народа»

2 минуты

7

  1. Рефлексия.

Словесный.

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я приобрел…

Я научился…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось







Учитель раздает листки.

- Кто из вас заполнил пункт «Мне захотелось…»

- Хотелось бы вам узнать о том, что произошло дальше?

Когда вы подрастете, вы сможете прочитать всё произведение К.Г. Паустовского «Повесть о лесах», вы узнаете о том, что Пётр Ильич больше не приезжал в усадьбу со «скрипучими половицами», а вскоре его не стало, усадьба , в которой жил Пётр Ильич, не была забыта – раз в месяц в ней приходили концерты.

Вы узнаете и о том, что дочь Аграфены стала работать в лесничестве, занималась разведением и восстановлением погибших лесов, что во время войны уже старая Аграфена погибла от рук фашистов, спасая от осквернения дом композитора, что усадьба погибла в огне. Узнаете вы и о том, как от рук фашистов, подобно тому как при купце Трощенко погибали огромные территории лесов и как сразу после войны леса стали восстанавливаться благодаря учёным и работникам лесничеств.

Я с нетерпением буду ждать новой встречи с вами, всего хорошего, ребята, до свидания!


Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

5 минут.



Литературное чтение 4 класс

Кейс «Кто дал право человеку калечить и безобразить землю»

Аннотация

Кейс «Кто дал право человеку калечить и безобразить землю» разработан для учащихся 3-х классов к урокам литературного чтения по изучению рассказа К.Г. Паустовского «Скрипучие половицы».

В основе кейса «Кто дал право человеку калечить и безобразить землю» лежат два источника:

    1. Жизнь как фактологическая база кейса.

    2. Художественная литература, которая определяет сюжетную канву кейса.

Классификация кейса:

  • многосубъектный, личностный

  • сюжетный

  • учебная ситуация – кейс с формированием проблемы

Структура кейса:

  • Название «Кто дал право человеку калечить и безобразить землю».

  • Ситуация – случай из реальной жизни (история из жизни композитора П.И. Чайковского, описанная писателем К.Г. Паустовским).

  • Факты - объективная информация (по материалам пресс-конференции РИА «Новости», выступление Юрия Кукуева; фотографии, подтверждающие факт вырубки леса и последствия вырубки).

  • Вопросы и задания для работы с кейсом.



Цель работы с кейсом: создать условия для развития навыков анализа и критического мышления.

Результаты работы с кейсом:

  1. Учебные – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков.

  • Умение работы с текстом

  • Освоение методов анализа

  1. Образовательные – как результаты образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.

  • Появление опыта принятия решений, решения проблем

  • Повышение уровня коммуникативных умений

  • Опыт работы в группе

Работа с кейсом рассчитана на 3 урока: на 1-ом уроке - дискуссия, на 2-ом - анализ произведения, на 3-ем уроке - творческая групповая работа.

Оборудование:

1. Кейс «Кто дал право человеку калечить и безобразить землю» на каждую группу

2. Родная речь. Учеб. по чтению для учащихся нач. шк. В 3 кл. /Сост. М.В. Голованова и др. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – С. 208 с.: ил.

3. Компьютер

4. Проектор

5. Экран

6. Музыкальные произведения «Звуки природы»

7. Фотографии леса

8. Слайд-шоу «Лес»

9. Компьютерная презентация «Кто дал право человеку калечить и безобразить землю»

11. Ватман и маркеры по числу групп



Оценочный лист работы группы №___________________________

№ Критерии оценки работы группы.
5-отлично
4-удовлетворительно
3-надо постараться № группы




Полнота информации

Слаженность работы группы

Построение выступления

Работа группы в качестве оптимистов и пессимистов

Итого

1-я группа



2-я группа






3-я группа






4-я группа