ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________________________
«Русская прялка»
интерактивное занятие-экскурсия в 5-х классах СОШ
(внеклассное мероприятие)
ФИО: Джамиева Ольга Вячеславовна
Место работы: МОУ «СОШ № 34»
Должность: учитель
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 5-й
Тема: «Конструкция, декор предметов народного быта и труда»
Базовый учебник: Изобразительное искусство : декоративно-прикладное искусство в жизни человека : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. : ил.
Цель занятия: показать единство пользы и красоты прялки, дать представление о многообразии мира русской ручной прялки на примере русских северных и волжских прялок с использованием нетрадиционных форм урока.
Задачи:
личностные: воспитывать в ребёнке эмоционально-ценностное отношение к своим корням, истокам, фольклору; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений народного искусства; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
метапредметные: учить видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; прививать желание общаться с народным искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений декоративно-прикладного искусства; использовать язык изобразительного искусства для освоения содержания разных учебных предметов (литература, история, музыка, театр); формировать мотивацию организовывать самостоятельную деятельность и выбирать средства для реализации художественного замысла.
предметные: формировать представление о музеях, в частности, о школьном музее; развивать способность высказывать суждения об особенностях произведений декоративно-прикладного творчества; учить сравнивать и находить общее и особенное в конструкции, декоре прялок; развивать умение использовать полученные знания в украшении модели прялки.
Тип урока: интерактивное занятие-экскурсия, сообщение новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран; экспонаты школьного музея – самопрялки и русская ручная прялка, мочесник, веретёна; детские работы.
Как из белых мхов, из того ли сруба дубового,
Вытекала речка тихоструйная.
Как из белой-то кудели да из долгого льна,
Да с того ли донца расписного,
Выпрядала девица тонкую нить,
Нитку тонкую, нитку прочную…
Донце, кудель…Незнакомые нам слова. Сегодня на нашем уроке-экскурсии мы сможем узнать значение многих незнакомых слов. Может кто-то уже догадался, на чём же выпрядала девица свою нить?….. Конечно на прялке! Что ж, начнём нашу экскурсию!
Из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших русских музеях, ни одна не повторяет другую. Каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. Наибольший интерес представляют русские ручные прялки, так как до 16 века только они были распространены по территории страны.
Коса звенела и косила травы,
Не сомневаясь, что имеет право!
А прялка – колесом своим вертела,
Пряла кудель исправно, как умела...
(Наталия Веденеева «Весёлая прялка»)
С появлением самопрялки с ножным приводом началось постепенное вытеснение прялок из городского обихода. Однако в быту русской деревни ручные прялки продолжали использоваться до начала 20 века. В деревнях Севера и Поволжья и сегодня некоторые мастерицы прядут шерсть на этом древнем приспособлении.
В нашем школьном музее вы можете видеть 2 самопрялки: русская (стояк) и чухонка (лежак). У русских колесо располагается перпендикулярно полу (вертикально), у чухонок – под углом. А так же у нас есть русская ручная прялка. (Демонстрируются экспонаты школьного музея).
Именно с ручными прялками мы с вами сегодня познакомимся поближе.
Итак, в нашем обыденном восприятии, прялка – простое, очень старое приспособление для получения нити и не более того. Так ли всё просто на самом деле?
Прядение и ткачество были самыми трудоёмкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой. Ручное прядение было очень медленным. К верхней части прялки – лопати, привязывалась кудель, а на донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6-8 лет.
Вы услышали новые слова: лопать, донце, кудель. Может кто-то из вас знает, что они означают?..... Давайте познакомимся с устройством ручных прялок поближе, а заодно и узнаем смысл многих незнакомых нам слов.
Вертикальная часть прялки состоит из лопаски (лопати) и ножки (шейки, стояка). Наверху лопаски часто имеются резные украшения – городки, а внизу – так называемые «серьги». На столбике – стояке нередко присутствует «яблоко». Нижняя, горизонтальная часть – донце прялки.
Лопаска имеет в большинстве случаев фигуру четырехугольника (прямоугольника, трапеции, ромба) различных размеров. Лопаску называют еще «лопаткой» (Вологодская и Архангельская губерния) или «головкой» (Костромская губ.). В некоторых губерниях вместо лопаски использовался гребень. Ножка прялки имеет чисто конструктивную задачу: поддержать лопаску. Она бывает также различных форм – плоская, в виде столба, прорезная. Донце представляет собой нижнюю часть прялки – доску, предназначенную для сиденья и фиксирования прялки.
Пряха сидит, обыкновенно, на краю донца. К лопаске привязывается на стороне, обращенной к донцу, кудель – обработанное льняное волокно.
«На осине сижу, сквозь клёну гляжу, березу трясу». Может, кто-то догадался, о чём эта загадка?.... Эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца вырезали из осины или липы – «на осине сижу», гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена – «сквозь клёну гляжу», ну а веретено было березовым – «берёзу трясу».
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки. Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Типы и росписи прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения. Прялки Русского Севера украшались цветной росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
В центре прялки чаще всего изображали круг, олицетворяющий солнце. Мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялки. В верхней части: «городки», – обозначают путь солнца по небосводу, в нижней части – «серьги» – символы восходящего и заходящего солнца, на ножке – изображение ночного подземного солнца. На поверхности лопасти можно увидеть изображение ромбиков или квадратов, символов земли. Все вместе древние образы повествуют о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечности и гармонии.
Давайте посмотрим с вами на разнообразный мир северной русской прялки. Прялки из Архангельской губернии, резные и расписные, просты по форме. Часто поверху лопаски украшены резными «городками», напоминающими маковки церквей. По краям внизу – «серьги». В мотивах росписи – цветы, птицы.
Расписанные на Северной Двине, они почти полностью покрыты кудрявыми побегами красных, желтых и зеленых листьев. Среди пышного орнамента помещены изображения фантастических зверей, птиц, бытовые сцены. Ведущая тема северодвинской росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.
В росписи борецких прялок присутствует свадебный возок или карета, богатые палаты, сказочные птицы, львы. Основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.
Мезенские прялки имеют узкую, вытянутую вверх лопаску, покрытую горизонтальными рядами дробного орнамента, состоящего из перемежающихся звезд, крестиков, черточек, выполненных в два цвета – черный и красный. Для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета.
Прялки Ярославской и Костромской губерний называются «теремковые прялки». Они имеют сильно вытянутую сужающуюся кверху лопаску, увенчанную стилизованной фигурой, напоминающей цветущее дерево. Изображенные на них сцены чаепитий, выездов, хороводов, гуляний выполнены в технике контурной резьбы.
Исключительное явление представляют городецкие прялочные донца. Городец – город в Нижегородской губернии. Городецкие прялки состояли из двух частей – донца и вставляющегося в него гребня на ножке. Кудель в Нижегородском крае не привязывалась к лопаске, как на Севере, а надевалась на гребень. Когда на прялке не работали, гребень вынимался, а украшенное донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. Среди излюбленных мотивов городецких мастеров были выезды, баталии, чаепития, пышные розаны, фигуры коней и птиц.
Итак, вы увидели, насколько разнообразна форма и роспись прялок. Понравилось? Попробуете ответить на несколько вопросов?
Викторина
Из каких частей состоит прялка? (Из вертикальной – лопаска и ножка, и горизонтальной – донце. Есть ещё резные украшения – «городки», «серьги», «яблоко»).
Для чего служит донце? (Для сидения на прялке – этим прялка фиксируется в неподвижном состоянии).
Одинакова ли форма лопаски у прялок разных губерний? (Разная. Есть широкая, есть вытянутая. А есть зауженная кверху).
Какие символы используются в росписи прялок? (Древние символы солнца, земли, воды).
На каких прялках есть резные украшения «городки», «серьги»? (На архангельских прялках).
Какие прялки почти полностью покрыты растительными орнаментами? (Северодвинские).
Какие сюжеты мы увидели на борецких прялках? (Свадебные кареты, хоромы, сказочные птицы, львы).
А на каких прялках присутствуют необычные тонконогие кони? (На мезенских).
В каких губерниях бытовали «теремковые прялки»? (В Ярославской и Костромской).
И последний вопрос – в чём особенность городецких прялок? (Использование гребня вместо лопаски. Расписное донце использовалось для украшения избы).
Молодцы! Вы очень внимательно смотрели и слушали, и поэтому смогли ответить на эти не совсем простые вопросы. А мы вам сейчас расскажем и покажем, как в старину бывало!
(Постепенно заходят участники фольклорного ансамбля и занимают заранее подготовленные места, берут в руки рукоделие, садятся за прялки и т.д. Учавствуют в рассказе ведущих (учителя).
Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.
Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа "Кого люблю того дарю", советы, поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога моли". Или вот такое: "Пряди, моя пряха, пряди нелениса" или тут же можно было прочесть лукавый ответ: "Я бы рада пряла, меня в гости звали".
Пряди, моя пряха,
Пряди, раскудряха.
Пряла бы я, пряла,
На меня лень напала.
Меня в гости звали
К соседу в беседу.
У нашего соседа
Весела беседа.
(Народная песня)
Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, «беседы» или «супрядки», – веселые вечеринки. Собирались долгими зимними вечерами в одной избе. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Веретено знай крутится, а на веретено нитка ложится.
Сядет девушка за прялку,
Перед ней куделька льна;
Крутят пряжу и товарки
У лучинушки – огня.
Песня льётся, вьётся нитка,
Чуть стучит веретено,
Скрипнет, разве что, калитка,
Хоть давно уже темно.
(Геннадий Дергачёв «Лён – доля женская»)
В печке огонь зажигали, весело поленья трещали в печке. В переднем углу светèц ставили, лучину зажигали.
Светèц – девичья отрада (радость). Светèц – деревянный или железный столбик с рогатиной наверху, поэтому его ещё и козой называли. В рогатину вставляли лучину, рядом со светцòм обязательно ставили посудину с водой, чтобы рассыпающиеся искры не подпалили пол или стены. Светèц украшала резьба. Глядели девушки на него и мечтали о своём будущем.
В избушке, распевая, дева
Прядёт, и. зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.
(А.С. Пушкин)
На лавку рядом ставили лукошко с клюквой, брусникой, рябиной. Во время работы девушки нередко ещё и пели, и во рту у них пересыхало. Кислая ягода же способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.
Зажгут осиновую лучину… Уютно, светло. Можно и лён прясть. А ребятишкам тоже есть дело: менять лучины, догоревшие – в кадку с водой бросать.
(Далее слова говорят участницы ансамбля).
Подарил мне батюшка чудо-веретёнышко,
серебряное донышко.
Нитка белая бежит, веретёнышко дрожит.
Ты вертись, моя вертушка, дорогая мне игрушка.
Мне и весело, и жарко, я-то день-деньской кручу,
Нитки тонкие сучу и тихонечко пою…
(Ансамбль исполняет северные страдания «Уж ты, прялице-кокорице моя»).
Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, милёночек,
С тальянкой под окно.
(Частушка, Холмолгорский район)
Вскоре в избу приходили и парни, работу с собой приносили. Кто лапти плёл, кто упряжью конской занимался. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками.
Вечеринка часто начиналась с того, что парни подходили к избраннице и садились рядом с ней на прялку. А в Смоленской губернии еще в конце XIX в. существовало поверье, что если девушка во время посиделок незаметно для парня добьется, чтобы он сел на донце ее прялки, то он «сядет с ней и на хозяйство», т.е. будет связан узами брака».
Сядь-ко, миленький, за прялочку, за точену мою.
Веретенышко сломаешь, я тальянку разобью.
(Каргопольские страдания)
Парни смотрели не только на девичью красу, на работу обращали внимание: быстра ли, умела ли в женских делах хлопотных. По спряденной ниточке и характер определяли. Если нитка тонкая да ровная, значит, девушка спокойная, рукодельная. Если нитка вся в узлах, рвётся часто, то и нрав у девушки непокладистый (несговорчивый, неуступчивый).
(Звучат северные страдания).
А теперь проверим, что вы усвоили?
По локоть – мохнато,….. (шерсти пучок, как раз с локоток – кудель).
По локоть – голо,…… (дальше – голая доска, не длиннее локотка – лопаска).
По локоть – под себя ушло…… (донце).
Отгадаете ли вот такую – «прядельную» загадку? «Стоит дом в 12 окон. В каждом окне по 4 девицы. У каждой девицы по 7 веретен. У каждого веретена свое имя». Кто отгадал? (Год, месяцы, недели, дни).
А хотите узнать, как слово сутки связано с прялкой и прядением? Приходите к нам ещё в гости – покажем и расскажем все, что знаем.
Список литературы и интернет-ресурсов
Изобразительное искусство : декоративно-прикладное искусство в жизни человека : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского.
Жегалова С. К. Русская деревянная резьба. М., 1957.
Круглова О. Народная резьба и роспись по дереву. М., 1974.
Василенко В. М Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. М., 1974.
Основы художественного ремесла. М., 1979.
Рождественская С. Б. Русская художественная традиция в современном обществе. М., 1981.
Жегалова С. К. Русская народная живопись. М., 1984.
Декоративно-прикладное искусство// http://dekor.nm.ru/Ved/Ved.htm
Народный костюм. Украшение прялок// http://www.narodko.ru/article/tkach/pryalka/art.htm
Академик. Энциклопедический словарь// http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/86366/ПРЯЛКА
Народная культура// http://www.hnh.ru/handycraft/2010-12-13-1
Библиотека собраний русского народного искусства// http://www.bibliotekar.ru