Внеклассное мероприятие в 7 классе
«Праздник ПИРОГА»
Цели и задачи:
- воспитывать уважительное отношения к людям разных профессий и результату их труда, чувства бережного отношения к хлебу;
- расширить знания о ценности хлеба, о тяжелом труде хлеборобов;
- удивительно интересной и творческой профессии пекаря и кондитера
- познакомить с приметами и обрядами, связанными с хлебом.
Под звуки песни ”Русское поле” начинаем мероприятие.
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он - теплый, золотистый
Словно солнцем налитой.
(Заходит ученица с караваем)
- Почему нашу встречу начали с каравая?
- Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня?
- А почему именно об этой профессии мы решили узнать больше?
Учитель: Сейчас мы с вами убедимся, что до некоторых пор, эта профессия была нам мало известна.
Вспомните, ребята, наш первый разговор о профессиях, когда вы назвали много разных профессий: например таких:
программист- бизнесмен-
экономист- строитель-
бухгалтер- врач-
учитель- водитель-
Учитель: Обратите внимание, среди ваших ответов, нет ни одного ответа - пекарь. Вы назвали самые модные, современные профессии, но кто знает, что пройдет время и бухгалтера заменит компьютер; машиной можно будет управлять дистанционно. Но, есть такие профессии, о которых можно сказать, что - это профессия на все времена.
Самые мудрые слова о хлебе – золотые слова заключены в народных пословицах и поговорках. Многие из них вам уже знакомы, мы говорили на уроках, на классных часах. Я предлагаю вам сейчас вспомнить несколько хороших слов о хлебе .
Вот хлеб — высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной,
Пшеничный любишь и ржаной.
Не забывай же никогда.
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну.
Запомни же, как дважды два.
Народной мудрости слова:
«Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит».
Пышный, мягкий, пропеченный.
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
Учитель.
Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на землю возле дома — глядь, на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сперва — ячменя, потом пшеницы и ржи. Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе позволить купить только очень богатые люди. Сегодня на нашем столе, на самом почетном месте лежит хлеб: хрустящий, с аппетитной корочкой.
Много людей помогало ему в этом: и тот, кто пахал землю, сеял, убирал, и тот, кто потом хлеб молол, а потом испек. Трудно, тяжело достается хлеб. Хлеб кормит. Без хлеба нет жизни. Он занимает важнейшее место в жизни человека.
Песня «Хлеб всему голова»
Не сама собой природа
Хлеб на блюде подает.
Сколько требует ухода
Мать-земля на целый год.
В каждый дом, на каждый стол
Хлеб пожаловал, пришел,
В нем — здоровье, наша сила,
В нем — чудесное тепло.
Много рук его растило
Сохраняло, берегло.
Учитель. Нелегок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам погоды открыто зеленое поле.
Святое дело – вырастить хлеб. Разве можно найти профессию более нужную, более почетную, чем профессия хлебороба!
Хлеб мой вкусный, хлеб душистый;
. Слава миру на Земле!
. Слава хлебу на столе!
. Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
. С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим.
— Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Учитель.
Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово — «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.
В Музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить — назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Суровая правда тех блокадных дней, запечатленная в дневнике ленинградской школьницы Тани Савичевой, потрясла весь мир.
В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда страны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зерен. Потому что эта коллекция была нужна для науки о хлебе. Она и теперь, эта коллекция, бережно хранится, только сейчас на Кубани, в исследовательском центре.
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Учитель. Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово — «жизнь». И никакая глыба золота
не перевесит крошку хлеба.
Главный хлеб на Руси - это, конечно, каравай. Ну, а женщин, которые приподносили
хлеб, раньше называли каравайщицами, и относились к ним с почтением.
Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг, потому что каравай – круглый хлеб. Наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, круглый годовой цикл - круглый год, вселенная им представлялась тоже замкнутой в виде круга, да и вся жизнь, как считали, развивается по кругу. Человек рождается, живём и умирает, чтобы вновь родиться. И поэтому хлеб – символ жизни -был круглым.
А сейчас викторина. Что вы знаете о хлебе?
Какие зерновые культуры выращиваются на полях ?
( Яровая и озимая пшеница, озимая рожь, яровой ячмень, просо, кукуруза, гречиха )
2. Как вы понимаете слова «пшеница яровая» и «пшеница озимая» ( Яровая сеется
весной, в лето; озимая - осенью, в зиму )
Кто трудится на полях, чтобы посадить и собрать урожай?
( Трактористы, комбайнёры, шофёры)
4. Как лесные насаждения помогают хлеборобам? ( Сохраняют влагу в почве)
5. Куда зерно везут после уборки? ( на элеватор – особое хранилище для зерна)
6. Где зерно превращают в муку? ( На мельнице)
7. Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб? ( Замесить тесто )
8. Знаете ли вы, что такое «квашня» ( Деревянная кадка для теста, а также заправленное дрожжами забродившее тесто)
9. Какое другое название имеет заправленное дрожжами и уже забродившее тесто?( Опара )
Нынче у нас праздник необычный, главный виновник торжества – пирог. В давние времена собирались люди на праздники, устраивали пиры по случаю торжества. И к этому дню пекли особый хлеб – праздничный. И такой «праздничный хлеб» получил название «пирог» от слова «пир».
А какие пироги пекли наши предки! Их подавали к первым блюдам и отдельно как закуску. Одни названия чего стоят!
Это всевозможные расстегаи с грибами,рисом, яйцом, мясом, сельдью.
Кулебяки с капустой, мясом, рыбой. Рыбники, левашники, наливашники, курники старорусские.
Были так называемые хлебальные пироги. С них срезали корку и начинку ели ложками. Готовили такие пироги-тарелки с начинками из лука, капусты, моркови.
Корочка хлеба.
Хлебная крошка,
Что это — много или немножко?
Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
Сказительница (входит и кланяется). Верно, ох и верно! Ох как надо беречь хлебушек! Я сейчас расскажу вам сказку о девочке, которая наступила на хлеб.
Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке». Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи — Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной.Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб. Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. «Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне», — подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась все грубее. Однажды эту историю услышала маленькая девочка. «Бедная, бедная Инге! — заплакала она. -— Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощенья и ей позволили вернуться на землю». Слова эти дошли до самого сердца Инге, И она залилась слезами раскаянья. В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.
Учитель:
Ребята, давайте вспомним правила, которые все должны знать:
1. Мой руки перед едой.
2. Бери хлеба столько, сколько съешь.
3. Нельзя играть с хлебом.
Ученица. (Стихотворение С.В.Михалкова «Булка»)
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой? – спросили дети.
Забыв на время про футбол.
Я – пекарь! – человек ответил.
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Учитель
Хлеб – это самый дорогой плод нашей матери – земли и рук человеческих.
Хлеб – это державное наше богатство.
Берегите хлеб !
Он очень трудно дается.
Хлеб также дорог, как и сама жизнь.
Учитель,
Тогда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает.
Ученики (по очереди). Рабочий, нефтяник, строитель, шахтер, машинист, металлург, хлебороб. (Хором.) Народ!
Учитель. Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе — душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина — это одни из самых святых слов для человека.
Учитель: Хлеб всегда и везде – являлся началом всех начал, ”Будет хлеб – будет жизнь”. Такое уважение к хлебу означает уважение к людям всех профессий, связанных с хлебом. Не случайно в народе говорят ”Хлеб - всему голова”
Так речь пойдет об интересных традициях, обычаях народа, связанных с хлебом.
Учитель. А сколько «хлебных» примет родилось на нашей земле!
Хлеб из рук выпадет — значит, гость спешит.
Раздвоился вдруг хлеб в печи — к отлучке одного члена семьи.
Ешь хлеб с плесенью — хорошо плавать будешь.
Сквозь пряник глядела на свадьбе в первый раз невеста на жениха.
Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?» Те отвечали: «Не видим!» Тогда отец приговаривал: «Ну так чтоб и на следующий год так было!»
На Руси к хлебу всегда относились с большим почтением. Сам русский царь-государь посылал свежевыпеченные калачи в знак уважения высокопоставленным лицам. Да и в наши дни почетных гостей принято встречать хлебом-солью.
Подносят на расшитом полотенце каравай.
- Мы рады гостям, верьте в наше – дружелюбие. “Хлеб тому свидетель”
Во время свадебной церемонии молодожены клали руки на хлеб.
- Будем жить в любви и в согласии. Хлеб не простой свидетель, еще и поручитель.
- ”Клянусь хлебом!” – говорит кавказец.
Туркмен не коснется хлеба ножом. Разломит, чтобы не причинить ему обиды руками. Уронив кусочек. Тут же поднимет и коснется губами – как бы. Прося прощения.
Множество народов кормится хлебом. И каждый народ возвышает хлеб в своих обычаях, традициях. Соблюдая старинные обычаи, люди как бы обращаются к хлебу на ”Вы”.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней
Золотые слова
Забывать мы не вправе: ”Хлеб всему голова!”
В поле, в доме, в державе!
Пекарь- работник хлебопекарного производства, специалист по выпеканию хлеба и хлебобулочных изделий. Профессия ”пекарь” – очень древняя. Хлеб пришел к нам из глубины веков. Раньше эта профессия считалась очень почетной
2. Хлеб изобрели египтяне. Произошло это 5-6 тыс. лет назад.
Представьте себе, что в древние времена ремесло пекаря ценилось очень высоко: за гладиатора в Древнем Риме платили около 10 тыс. сестерциев, но раб умеющий печь хлеб, стоил около 100 тыс.
В Византии пекарей освобождали от налогов, а за выпечку плохого хлеба могли изгнать из города. На Руси издревле людей обычных специальностей (сапожников или конюхов) кликали Ваньками, да Васьками, но пекарей всегда уважительно величали именами: Иван, да Василий.
3. Во все времена выпечка хлеба было делом ответственным и почетным.
- Как вы думайте, а как раньше называли пекарей?
Издавна пекарей называли пекарей хлебниками. Люди этой профессии всегда пользовались в народе огромным уважением. Профессия эта сложная.
Не доглядишь – тесто не поднимется. В плохом настроении придешь – совсем ничего не получиться. Хлеб тонко чувствует человека и любит заботу. Поэтому случайных людей в хлебопекарном деле не встретишь.
4. Опытный пекарь – наблюдательный и внимательный работник. Он умеет на глаз и на ощупь определять количество полуфабрикатов, степень готовности заготовок, вовремя заметить сбои в работе оборудования. Поэтому в пекарском деле очень нужны умелые руки.
5. Прежде чем хлеб появится на столе, руки пекаря сотворят настоящее чудо. Используя старые традиции и применяя новые технологии на нашем столе сегодня сотни видов хлебобулочных изделий.
Теплый, ароматный, румяный хлеб на столе – всегда радость.
Хлеб считается священным продуктом. Это связанно с его свойством быстро утолять голод. Более того, тот, кто знает, каким нечеловеческим трудом давался этот самый продукт нашим предкам. Понимает, почему он имеет такой высокий статус среди всех продуктов питания.
У народа есть слова ”хлеб – всей жизни голова”
- А знайте ли вы, чем пахнет хлеб?
Ломоть ржаного трудового хлеба?
Он пахнет полем, печкой, небом, а главное – работой пахнет, хлеб. Чтоб вырос колос хлеба нужен труд десятков рук.
Что чтобы хлеб пришел к вам в дом должны постараться и потрудиться люди многих и многих профессий.
Вот вы ребята можете ли назвать люди, каких профессии, которые помогают хлебу прийти на стол? (называют профессии)
* агроном→механизаторы (пашут, сеят, боронят, косят, обмолотят) →шофер→мукомол→пекарь
Если вы захотите узнать побольше о профессиях, которые помогают прийти хлебу на стол, можно прочитать в журналах и книгах, они есть в школьной библиотеке, можно в интернет-сети на разных сайтах.
А теперь, дорогие гости, настала пора отведать пироги, которые украсили наш стол. Позвольте поблагодарить всех участников сегодняшнего праздника.
Чтоб старые слова не устарели,
Я повторяю вновь:
И в летний зной, и в зимние метели –
Хлеб! Родина! Любовь!
Беру ль оружие, песню ль слагаю,
Иль вспахиваю новь,
Всегда, везде извечный ваш слуга я,
Хлеб! Родина! Любовь!
Всем спасибо! До новых встреч!
ВОПРОСЫ К ВИКТОРИНЕ
Повар на корабле? (Кок)
Вкусная передача? (Смак)
Дерево-медонос? (Липа.)
Мини бублик? (Баранка)
Зеркальная рыба? (Карп)
Что подают в конце обеда? (Десерт)
Суп из капусты? (Щи)
“Одежда” варёного картофеля? (Мундир)
Бахчевое растение? (Арбуз)
Стеклянный сосуд на высокой ножке для минеральной воды и других напитков? (Фужер
Высокий цилиндрический хлебец, обычно пасхальный? (Кулич)
Сахар в кусках? (Рафинад)
Дневная трапеза? (Обед)
Южный сочный сладкий плод с косточкой, мохнатый на ощупь? (Персик)
Чистый вес продукта? (Нетто)
Искусство приготовления пищи? (Кулинария)
Назовите овощ, который выращивают на Руси с давних пор, название происходит от латинского “голова”? (Капуста)
Большое кондитерское изделие? (Торт)
Перечень блюд в кафе? (Меню)
Засахаренная фруктовая долька? (Цукат)
Частичка жидкости? (Капля)
Продукт из кобыльего молока? (Кумыс)
Общее название свеклы, моркови, репы? (Корнеплод)
Традиционный русский напиток? (Квас)
Самый ранний овощ, корнеплод? (Редис)
За разглашение секрета, какого лакомства кондитеру короля Карла Австрийского грозила смертная казнь? (Мороженое)
Назовите плод- семи злаков? (Зерно)
Едкий, но очень полезный овощ? (Лук)
Древняя пирушка, а в наши дни научная конференция? (Симпозиум)
Полуфабрикат для хлебных и мучных кондитерских изделий? (Тесто)
Листовой овощ или холодное блюдо? (Салат)
Сладкий картофель? (Батат)
Сорт сухого печенья? (Крекер)
Русское национальное блюдо, которое в словаре определяется как “маленькие пирожки” с мясом или другой начинкой, сваренные в кипящей воде? (Пельмени)
Какое растение добавляют в кофе? (Цикорий)
Какой овощ привезён был в Европу из Перу? (Картофель)
Красный жгучий овощ? (Перец)
Как называется набор столовой или чайной посуды? (Сервиз)
Жаровня для шашлыка? (Мангал)
Микроэлемент, который добавляют в поваренную соль? (Йод)
Студень в торте? (Желе)
Напиток из варёных фруктов? (Компот)
Торт императора? (“Наполеон”)
Что называли на Руси –символом Солнца? (Блин).
В праздник я приду ко всем,
Я большой и сладкий.
Есть во мне орешки, крем,
Сливки, шоколадки. (Торт)
Он живет в своей фольге,
Быстро тает он в руке.
Очень вкусен, очень сладок,
Мажет мордочки ребяток. (Шоколад)
Я в стаканчике, рожке,
Вкусное и нежное.
Сделано на молоке,
Чаще - белоснежное.
В морозилках проживаю,
А на солнце сразу таю. (Мороженое)
Взял я силу из плодов,
Сладких ягод, фруктов.
Для ребят я стать готов
Лучшим из продуктов.
Вы меня побольше пейте,
Наливайте, не жалейте! (Сок)
Мы в кондитерской шуршим
Фантиками яркими.
И на праздник мы хотим
К вам попасть с подарками. (Конфеты)
Получился торт на славу,
Съем и крошки подберу.
В торт добавили приправу,
Не простую, а кору. (Корица)
Мы в пакете сто нулей
С маком замечаем.
Бабушка, чаек налей,
Их сгрызем за чаем. (Баранки, сушки)
В печке выпекся он смуглый,
Как баранка, тоже круглый.
Эту мягкую баранку
Съем на завтрак спозаранку. (Бублик)
Их бабуля с сахарком
Выпекала, сладкие.
Первый вышел - словно ком,
А другие - гладкие. (Блины)
Мы с изюмом, миндалем
Их на пасху испечем.
А лепить их во дворе
Тоже любо детворе. (Куличи)
Может быть оно песочным,
А порой и с кремом.
Иногда бывает с сочным
Аппетитным джемом.
И безе бывает - крошкой,
А в глазурной кожуре
Может быть оно картошкой, Только вовсе не пюре. (Пирожное)
Мама, милая, ну где ты?
Доставай скорей сервиз.
Есть тягучие конфеты,
Называются "Кис-кис". (Ириски)
Сверху - ромбиком узоры,
А начинка в них внутри.
Быстро чайные приборы
В кухне с полочки бери.
Их мы к чаю предлагаем
Деду и младенцу.
И в их честь мы называем
Часто полотенце. (Вафли)
Бабушка из сладких ягод
Наварила что-то.
И его нам хватит на год
К чаю и в компоты. (Варенье)
На варенье я похож,
Только перетерт.
К чаю ты меня возьмешь
И добавишь в торт. (Джем)
Я в стаканчике дрожу,
Будто я боюсь.
На десерт вам предложу
Свой приятный вкус. (Желе)
На витрине магазинной
Долго не скучаю.
Я подсолнечной, тахинной
Прихожу к вам к чаю. (Халва)
Очень ароматные,
Сладкие и мятные.
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце. (Пряники)
Длинные и круглые,
Белые и смуглые,
Что за сладкие кокетки
В платьях-фантиках? (Конфетки)
В шоколаде карамель
Очень вкусная - поверь,
Любят взрослые и детки
Кушать разные... (конфетки)
Ароматную пластинку
Разломлю на половинки
И еще на долечки -
Вот будет сколечко!
И вкусна, и сладка,
Что же это? (Шоколадка)
Что за вкусные ледышки
В цветных платьишках?
Отгадаете - молодцы!
Так что же это? (Леденцы)
Конфетки ароматные,
На вкус приятные,
С начинкой сладкой,
С повидлом, помадкой -
Ничего вкусней не ели!
Что же это? (Карамели)
В шубе сахарной лежат,
Тронешь - как желе дрожат.
Разноцветные, ароматные -
А лизнешь язычком, станут гладкие.
Так наешься, что не рад!
Что ж за сладость? (Мармелад)
А желе дрожащее
Сладкое, изящное:
Арбузное, клубничное,
Яблочно-брусничное,
Ванильно-шоколадное
И нежное помадное –
На любой и вкус, и лад
Разноцветный... (мармелад)
Взбитых сливок облака,
Как воздушная река,
Вкусом покоряет мир
Пушистый сладенький... (зефир)
Резные, крученые,
С начинкою, слоеные.
Вкусно - просто объеденье!
Это что? - Это... (печенье)
Бисквитные, слоеные
Тортики печеные,
Разрезаны на части,
Чтоб кушать было слаще.
Отказаться очень сложно
Что попробовать? (Пирожные)
Бисквит, слоями сложенный,
Это вкусное... (пирожное)
Ледяная сладость -
Летом детям радость,
Тает вкусностью во рту,
Как снежинка на лету,
Устоять так сложно
От вкусного... (мороженого)
Крем-брюле и эскимо
Любят дети все давно,
Ванильное, клубничное,
С орехами, черничное -
Снежное пирожное,
Что это? (Мороженое)
Сладкие, печеные,
Глазурью золоченые,
Тульские резные,
Ажурно-расписные
Кушают Андрюши,
Маши, и Надюши,
И Максимки, и Иринки,
Разломив на половинки.
Угостят и Танечку
Ароматным... (пряничком)
Можно что-нибудь испечь
Для знакомства и для встреч,
Подружиться чтоб помог,
Сладкий испеку... (пирог)
Ягоды собрали, с сахаром смешали,
Варили-варили, в банки положили -
Вкусно! Всем на удивленье
К чаю что дают? (Варенье)
Что за солнышки дырявые,
Очень вкусные, румяные?
В сковородочке печены,
Маслом, медом золочены.
Не купишь в магазинчике
Бабушкины... (блинники)
Сладости, сладости -
Это наши радости,
Молоко "Буренка"
С сахаром - ... (сгущенка)


Он в сладком цехе день трудился,
Итог десертный получился –
Эклеры, кекс, «Наполеон».
Теперь подумай, кто же он?
У хлеба есть сестренки и братья,
Предлагаю их скорее отгадать я!
Все родственники эти из муки,
Замеси скорее тесто и пеки!
Если буханку ножом измельчить,
Эти кусочки в печи подсушить,
Смело с собою в поход их бери,
Ведь получаешь всегда… (Сухари.)
Тесто заварено прямо на печке.
Белый пшеничный хлебец, как колечко.
Ешь ты и вечером, и спозаранку
Сладкую, сытную чудо-… (Баранку.)
Это печенье в глазури обычно,
В виде лепешки, фигурки привычной.
Сладкое, мятное… Ставь быстро чайник,
Если к столу принесет кто-то… (Пряник.
Белый хлебец, на баранку похожий,
Толстый, весь в маке и стоит дороже.
В чашечку кинь рафинада ты кубик,
Ешь не спеша с чаем толстенький… (Бублик.)
Сдобная булочка и завитая,
Формой восьмерочку напоминает.
Пышут румянцем верхушка, бочок —
Это же русский витой… (Кренделек.)
Маленькая, тонкая, сухая…
Саша, в кулачке ее сжимая,
По шоссе идет, сережки в ушках,
В кулачке, все точно знают… (Сушка.)
Белый хлеб продолговатый
И воздушный, словно вата.
Сверху в рубчиках весь он.
Это — нарезной… (Батон.)
Приложение 1

Таня Савичева — маленькая девочка, ученица начальных классов из Ленинграда, стала знаменитой на весь мир благодаря своему дневнику. Страшному дневнику, в котором она заполнила всего 9 страниц. И который стал одним из главный скорбных символов Великой Отечественной войны.
Таня Савичева родилась в большой и дружной семье — мама, папа, две сестры Женя и Нина, братья Лёка и Миша. Дом — полная чаша: отец Тани был предпринимателем, владел в Ленинграде собственной пекарней, булочной-кондитерской и даже кинотеатром. Но в 1930-е частную собственность начали отчуждать, а частников из Ленинграда ссылали за 101-й километр. Туда отправилась и семья Савичевых. Отец Тани сильно переживал случившееся, ведь он теперь не мог достойно содержать свою большую семью. В конце-концов стресс, безденежье дали о себе знать — Николай Савичев заболел раком и скончался 5 марта 1936 года.
Потерявшая кормильца семья вскоре смогла вернуться в Ленинград. Они — мама, Таня, братья и сёстры — поселились вместе с бабушкой на 2-й линии Васильевского острова, в доме 13/6 в квартире под номером 1. Как раз под квартирой ближайшей родни — братьев отца Тани, дяди Васи и дяди Лёши. Жизнь потихоньку налаживалась.
Пришёл 1941 год. Летом Таня с мамой планировали съездить в гости к родственникам в Дворищи, сначала хотели поехать все вместе, но потом решили, что брат Миша поедет первым, а Таня с мамой уже после: не хотели оставлять бабушку одну в её день рождения — 22 июня. Утром Таня вручила бабушке подарок, а в 12:15 по радио народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Молотовобъявил о начале Второй мировой войны. Таня с мамой остались в Ленинграде…
Семья Савичевых помогала Красной армии, как могла: сестра Нина рыла окопы, Женя сдавала кровь для раненых, Таня собирала бутылки для зажигательных смесей, Танина мама шила форму для солдат, а Лёка вместе с дядей Лёшей и дядей Васей отправились записываться на фронт. Но из военкомата их послали по домам — у Лёки было плохое зрение, а дяди уже давно «переросли» призывной возраст.
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, но семья Савичевых была уверена — вместе продержатся, выстоят, переживут… Вслед за голодной осенью пришла суровая зима. Как-то, убираясь дома, Таня нашла забытую её сестрой Ниной записную книжку. Часть книжки была заполнена записями Нины, а вот другая — с алфавитом для телефонных номеров — оставалась нетронутой. Таня не стала выбрасывать находку и сохранила её у себя в шкафчике. Вскоре в этом дневнике появилась первая запись под буквой «Ж»: «Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.» (здесь и далее пунктуация, орфография и грамматика сохранены — ред.).
Сестра, несмотря на сильное истощение, продолжала сдавать кровь для раненых и каждый день проходила семь километров до завода и обратно. 28 декабря Женя уже не смогла проделать этот путь. Она скончалась на руках у своей сестры Нины.
Не прошло и месяца, как в дневнике Тани Савичевой детским почерком были начертаны уже другие строки под буквой «Б»: «Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.». Бабушка Евдокия постоянно недоедала, она не хотела объедать и без того голодных внуков. В январе ей стало совсем плохо. Врач поставил диагноз — алиментарная дистрофия, предложил проехать в стационар. Но бабушка отказалась. Она понимала, что всё бессмысленно, и не хотела занимать койку в больнице, которая могла понадобиться раненым.
28 февраля 1942 года домой не вернулась сестра Нина. Мама пыталась навести справки, но так ничего и не узнала. В этот раз Таня не записала в свой дневник ничего, девочка хотела верить, что сестра жива.
Меньше, чем через месяц, после Нины от Тани ушёл брат Лёка. Но здесь надежды не было, Таня знала — он ушёл навсегда. Под буквой «Л» Таня карандашом написала: «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 г.». Лёка, как и бабушка, скончался от голода и сильного истощения.
Следующая запись не заставила себя долго ждать: «Дядя Вася умер в 13 апреля 2 ч ночь 1942 г.». Голод, как самая страшная эпидемия, убивал семью Савичевых одного за другим.
Дядя Лёша перед смертью уже не мог ходить, врач разводил руками. Родным оставалось только смотреть, как он угасает. Таня снова взялась за карандаш. Записала: «Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.» и спрятала ненавистный дневник. Но через три дня ей пришлось достать его снова. Через три дня появились последние четыре самых страшных надписи в маленькой записной книжке маленькой девочки Тани Савичевой:
Под буквой «М» — «Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»; под буквой «С» — «Савичевы умерли»; под буквой «У» — «Умерли все»; под буквой «О» — «Осталась одна Таня»…
