Внеклассное мероприятие (классный час) на тему: "Чти и уважай человека пожилого возраста"
Цели:
- образовательная: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми.
- развивающая: развитие стремления помогать пожилым людям.
- воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся уважительного отношения к пожилым людям.
Оборудования внеклассного мероприятия:
Рисунки флагов (Украина, Япония, Польша, Франция, Норвегия); кроссворд (4 шт.); лист ватмана (4 шт.); карандаши и фломастеры; доска; мел.
План мероприятия:
1)Вступление. Общие сведения о Международном дне пожилого человека
2)Традиции празднования Международного дня пожилого человека в разных странах
3)Обсуждение основных этических правил в общении с человеком пожилого возраста.
4)Кроссворд (доброта, любовь, забота, отзывчивость, терпение, щедрость, понимание)
5)Стихотворения
6)Обсуждение выражения: «Много ума в бороде»
7)Рифмованные загадки
8)Творческая работа (открытка с пожеланиями)
9)Заключение (выводы)
Ход мероприятия
1. Вступление. Общие сведения о Международном дне пожилого человека
Учитель: Добрый день, ребята! Все Вы знаете, что 1 октября весь мир отмечает Международный день пожилого человека, а вот все ли знают как отмечается этот праздник, его традиции, и вообще, как следует себя вести с человеком пожилого возраста? Мы сегодня собрались именно для того, чтобы обсудить все эти вещи.
Учитель: Сначала День пожилого человека начали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 80-х годов во всем мире. Давайте послушаем нашего докладчика, который подготовил сообщение о возникновении этого праздника и его целей.
(Ф.И. отвечающего) ___________________________
Международный день пожилых людей отмечается ежегодно 1 октября с 1991 года согласно решению Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Но отмечать "День престарелых" предложил в 1947 году Масао Кадоваки, староста небольшой деревни в префектуре Хёго. Днем для празднования выбрали 15 сентября - и уборка урожая завершена, и погода благоприятная установилась. Собрали совет старейшин и девизом праздника утвердили: "Улучшим жизнь в деревне, учась мудрости у стариков, уважая их и перенимая их опыт". С 1950 года почин празднования подхватили в других деревнях, и традиция постепенно охватила всю страну. Позднее стали считать выражение "День престарелых" не совсем этичным, и с 1964 года название было изменено на "День пожилых людей". А с 1966 года день стал национальным праздником - Днем почитания пожилых людей. Общественные организации и фонды устраивают в этот день различные благотворительные акции. Цель проведения Дня пожилых людей - привлечение внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста, к проблеме демографического старения общества в целом, а также к возможности улучшения качества жизни людей преклонного возраста.
2. Традиции празднования Международного дня пожилого человека в разных странах
Учитель: Ребята как у любого праздника, День пожилых людей тоже имеет свои традиции. Например, в Скандинавских странах в этот день многие теле- и радиопрограммы транслируют передачи с учетом вкусов пожилых людей. В Японии очень чтят и уважают людей пожилого возраста, но они их так не называют. Не говорят «пожилой». Они говорят «человек серебряного возраста». Почему серебряного?
(Ф.И. отвечающего) ______________________________
Учитель: А вот в Польше этот праздник отмечают в январе. 21 января отмечают День бабушки, а 22 января – День дедушки. В эти два дня маленькие и взрослые внуки идут в гости к своим бабушкам и дедушкам и поздравляют их. Во Франции этот праздник отмечается в первое воскресенье марта. Туристические фирмы в этот день предлагают бабушкам и дедушкам бесплатные туристические поездки на автобусах, а рестораны создают особое меню. И даже в магазинах открываются специальные секции, в которых только бабушки и дедушки могут купить товары со скидками.
3. Обсуждение основных этических правил в общении с человеком пожилого возраста.
Учитель: Во всем мире отмечают этот праздник и задача каждого из нас – сделать так, чтобы люди не только жить дольше, но и чтобы жизнь их была разнообразной, полноценной и приносящей удовлетворение. У каждого из Вас есть бабушка и дедушка. А вот все ли из Вас помогают им? Кто помогает своей бабушке или своему дедушке? Что Вы делаете? Чем помогаете?
(Ф.И. отвечающего) _______________________________
Учитель: Все Вы молодцы! Нужно всегда помогать пожилым людям: в трамвае или в автобусе нужно уступить место; если Вы откуда-то выходите или заходите – уступить дорогу. Помогайте своим бабушкам и дедушкам убирать квартиру или дом (мыть посуду, пылесосить и т.д.), ведь им очень тяжело это все делать самим. Всегда, когда они нуждаются в помощи, нужно помогать.
4. Кроссворд
Учитель: Все мы очень любим наших бабушек и дедушек, ведь они такие добрые, заботливые и любящие. И сейчас я хочу, чтобы Вы поделились на 4 команды. И разгадали кроссворд. Но кроссворд не простой, Вам нужно найти слова, которые характеризуют наших любимых бабушек и дедушек.
5. Стихотворения
Учитель: Давайте прослушаем стихотворения о наших бабушках и дедушках. И первое стихотворение прочтет
(Ф.И. отвечающего) ______________________________
Душевная забота,
Умелая рука.
И спорится работа
У бабушки всегда.
Пирог – так самый вкусный,
Что слюнки потекут,
Особенно с капустой,
Я так его люблю.
И штопает, и вяжет,
Сестрёнке младшей шьёт.
Она починит даже
И кран, что течь даёт.
Учитель: Следующее стихотворение нам прочтет
(Ф.И. отвечающего) _______________________________
Такая у деда растёт борода,
Что я на неё удивляюсь всегда.
« С ним – мама сказала, -
Не будешь в беде:
У дедушки много ума в бороде».
И правда: попросят больные совет,
Погладит бороду – скажет в ответ.
Завидую дедушке я иногда,
Скорей бы росла у меня борода.
Много у бабушки с нами хлопот:
Варит нам бабушка сладкий компот,
Шапочки тёплые нам надо связать,
Сказку нам рассказать.
Трудится бабушка целые дни,
« Бабушка, милая, сядь, отдохни!
Мы тебе песенку нашу споём…»
Дружно мыс бабушкой милой живём!
Учитель: Молодцы! Вы подготовили прекрасные стихотворения.
6. Обсуждение выражения: «Много ума в бороде»
Учитель: Как Вы понимаете выражение: «Много ума в бороде»?
(Ф.И. отвечающего) __________________________________
Учитель: Правильно, это человек, который уже много лет прожил и много всего увидел, он всегда даст правильный, нужный совет. И чем больше живет человек, тем больше знает, умеет, тем он опытнее и мудрее. Таковы наши дедушки и бабушки – они у нас самые мудрые.
7. Рифмованные загадки
Учитель: А теперь давайте отгадаем загадки. Загадки рифмованные, и Вам нужно отгадать последнее слово.
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой … (бабушки)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной любимый … (дед)
Дедушка и бабушка
Были молодыми,
А теперь состарились,
Стали … (пожилыми)
Осень праздник подарила
И поздравить не забыла
Ясным солнышком к обеду
Наших бабушку и …(деда)
На портрете парень бравый –
Это дед мой молодой.
И горжусь я им по праву,
Хоть он стал совсем … (седой)
С бабушкой моей вдвоём
Всем пример мы подаём.
И гостей мы встретим с ней
В праздник пожилых … (людей)
Учитель: Вы все молодцы! Все правильно отгадали.
8. Творческая работа (открытка с пожеланиями)
Учитель: Сейчас я хочу, чтобы Вы минутку подумали о том, чтобы Вы пожелали своим бабушке и дедушке: здоровья, счастья, а может еще чего-нибудь. Подумали? А теперь давайте опять разделимся на 4 команды. На ватмане, карандашами и фломастерами, нарисуйте открытку с пожеланиями бабушке и дедушке. Но есть одно условие – каждый в команде должен написать в открытке по одной строчке пожелания.
Учитель: У Вас всех замечательные работы! И я вижу, что все Вы старались, рисовали и писали пожелания от чистого сердца! Молодцы!
9. Заключение (выводы)
Учитель: У нас осталось совсем немного времени, и я хочу сказать, чтобы Вы никогда не забывали о своих бабушках и дедушках и всегда помогали им и другим пожилым людям. Я надеюсь, что каждый из Вас почерпнул что-то важное из нашего урока. И я хочу пожелать, пусть наши бабушки и дедушки будут здоровы, благополучны, всегда окружены вниманием близких людей и, несмотря на свой возраст – всегда оставались молоды душой!