СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Экологическая азбука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Экологическая азбука" по программе "Я - липчанин"

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Экологическая азбука"»



Тема: «Экологическая азбука»


Цель:

  • сформировать общие представления о науке экология через деятельный метод обучения


Задачи:

Предметные:

– сформировать у учащихся представление о науке экологии;

познакомить с понятиям Красная книга, заповедник

Метапредметные:

– учить соблюдать правила экологического поведения природной среде

  1. Познавательные:

– формировать интерес к науке – «экология»;

– учить работать с информацией;

– определять характер взаимоотношений человека и природы

  1. Коммуникативные:

– формировать умения работы в группе, учить высказывать свою точку зрения и принимать точку зрения другого человека

  1. Регулятивные:

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Личностные:

– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение


Оборудование: цветы орхидеи, аудиозапись «Цветы орхидеи», видеозапись «Телемост», карточки-цветочки «Составь предложение», карточки «Работа с понятиями», картинки для изготовления экологических листовок; домашнее задание «Сообщения учащихся о своём любимом месте»


Ход занятия.


I Мотивация

Слайд 1. Звучит музыка.

Учащиеся заходят в класс и рассаживаются за столы.

На каждом столе стоит цветок орхидеи определенного цвета.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята и гости, присутствующие на нашем занятии.

- Ребята, у каждой группы на столе стоит прекрасный цветок – орхидея, которые мы вырастили с вами вместе. А кто-нибудь задумывался над тем, о чем разговаривают цветы? Нравится ли им у нас?

Ученики:

- Нет, не задумывались.

- А разве цветы умеют говорить?

- А я думаю, что цветы разговаривают друг с другом и даже с нами!

Учитель:

- Давайте послушаем, что хотят нам сказать орхидеи.


Слайд 2. Звучит аудиозапись:

«Дети, мы любим вас: ваши глаза, улыбки, ваши добрые руки. Мы рады тому, что живём в вашем дружном классе, где все стараются быть внимательными друг к другу, не обижать слабых, не ссориться.

Иначе бы мы болели, были вялыми и некрасивыми. Ваша забота и ласковые слова помогают нам быстро расти и каждый день дарить вам красоту».

Учитель:

- Ребята! Вы убедились, что цветы живые и нуждаются в нашей заботе и защите как и всё живое на нашей планете?

Ученики:

- Да, убедились!

Учитель:

- А знаете ли вы, что взаимодействие человека и природы, правильное отношение к ней изучает целая наука. Как эта наука называется?

Ученики:

- Экология

Учитель:

- Совершенно верно. Эта наука сравнительно молодая. Как вы думаете, почему у человечества возникла необходимость создания такой науки?

Ученики:

- Я думаю, что каждый человек должен знать правила обращения со всем живым на Земле.

- Я считаю, что люди должны не только знать эти правила, но и соблюдать их.



II Сообщение темы занятия


Учитель:

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем занятии?

Ученики:

- Я думаю, что на занятии речь пойдёт об экологии.

- Я считаю, что речь на занятии пойдет о главных правилах поведения человека в природе.

Учитель:

- Молодцы! Действительно, сегодня мы с вами сформулируем главные правила поведения человека в природе, которые станут основой экологической азбуки.

Слайд 3. Экологическая азбука


Работа в группах. Составление предложений

Учитель:

- Ребята, обратите внимание, у вас на столах есть задание, которое скрывается в прекрасных цветах. На цветочках написаны слова, из которых нужно составить предложение. Выполните задание и подумайте, какой смысл таится в предложении.

Слайд 4. Звучит музыка

Учитель:

- Итак, представители групп, что у вас получилось?

1 группа

Ученик:

- У нас получилось следующее предложение: «Кто землю лелеет – того земля жалеет».

Учитель:

- Поясните смысл этого предложения.

Ученик:

- Мы считаем, что смысл этого предложения в том, что человек должен беречь землю и земля его за это отблагодарит.

2 группа

Ученик:

- У нас получилось следующее предложение: «Природа – дом, в котором мы живем».

Учитель:

- Поясните смысл этого предложения.

Ученик:

- Мы считаем, что к природе нужно относиться бережно, как к своему жилищу: не сорить, содержать все в порядке.

3 группа

Ученик:

- У нас получилось следующее предложение: «Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок».

Учитель:

- Поясните смысл этого предложения.

Ученик:

- Мы уверены, что нельзя равнодушно относиться к природе, наносить ей вред, потому что этот вред мы наносим сами себе.

Учитель:

- Вы абсолютно правы, ребята! Эти высказывания о правильном отношении человека к природе.


Слайд 5. Цель

Учитель:

- Я думаю, что теперь вы без труда сформулируете цель нашего занятия.

Цель:

сформировать общие представления о науке экология


III Основная часть

  1. Работа в группах. Работа с понятиями

Учитель:

- Продолжаем работать в группах. Возьмите конверт зеленого цвета. Внимательно прочитайте задание, которое в нем находится, обсудите его, придите к общему мнению.

Слайд 6. Звучит музыка


1 группа

Слайд 7. Задание. Соотнесите понятие «экология» с одним из определений:


наука, изучающая строение, жизнедеятельность, видовое многообразие

животных, а также их значение в природе и жизнедеятельности человека.

ЭКОЛОГИЯ -

изучает жизнь растений, их строение, жизнедеятельность, условия обитания, происхождение и эволюционное развитие.


наука, которая изучает, как взаимодействуют человек и природа, и подсказывает нам, что сделать, чтобы сберечь Землю - наш общий дом.


Представители группы доказывают свою точку зрения


2 группа

Слайд 8. Задание. Восстановите текст, и вы узнаете, что такое Красная книга?


1. 3) Красные книги бывают международными, национальными и региональными. 2. 1) Красная книга – список редких и исчезающих видов животных, растений и грибов. 3. 2) Переплёт книги имеет красный цвет – символ тревоги, опасности. 4. 5) За это время ни один редкий вид животных в области не исчез. 5. 4) В 1997 году вышло в свет первое издание «Красной книги Липецкой области».


Учитель:

- Можете ли вы назвать растения и животных, которые занесены в Красную книгу Липецкой области? (Бобры, филин, белый аист, лось, ландыш, купальница, папоротники)


3 группа

Слайд 9. Задание. Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу слова и объясните, что такое заповедник:


Заповедник – особо _________________ (охраняемая) территория, в пределах которой ________________ (запрещена) хозяйственная деятельность человека. Здесь _____________ (сохраняется) в естественном состоянии весь природный комплекс.


(Слова для справок: запрещена, сохраняется, охраняемая)


Учитель:

- Какие заповедники Липецкой области вы знаете? (Галичья гора, Воронежский Государственный биосферный заповедник)


  1. Сообщения учащихся

Учитель:

- Молодцы. Ребята, приведите примеры положительного влияния человека на природу.


Слайд 10. Заповедник «Галичья гора»

1-й ученик: - Заповедник «Галичья гора» - самый маленький в России. Расположен в Липецкой области близ городов Елец и Задонск. Заповедник известен своей необычайно богатой растительностью и уникальным животным миром. Около миллиона лет назад наступило сильное похолодание. Громадные ледниковые массы толщиной полтора-два километра стали постепенно наступать с севера на юг. Подо льдом оказались и растительный, и животный мир. И только Галичья гора осталась не тронутой ледником, поэтому здесь и сохранилась растительность доледникового периода.



Слайд 11. Сафари-парк

2-й ученик: - Сафари-парк «Кудыкина Гора» находится в Задонском районе Липецкой области. Здесь можно посетить зоопарк и познакомиться с различными экзотическими животными и птицами, поиграть на детских площадках, спрятаться в древней скифской крепости, в летний зной освежиться в искусственном пруду с белым песком на берегах. А тех, кто устал, лошадка может довезти в любое место парка. «Кудыкина Гора» - не заповедник, но её территорию человек взял под охрану.


Слайд 12. Нижний парк.
3-й ученик: - Самый старый парк нашего города. Ему около 200 лет. В начале 19 века создавался как Английский сад и принадлежал Липецкому курорту минеральных вод. Название «Нижний парк» получил позднее по месту расположения. На территории парка находится зоопарк, экскурсии по которому помогают приобрести знания не только о фауне Липецкой области, но и других уголков земного шара.

Слайд 13. Лебединое озеро

4-й ученик: - Есть в нашем городе удивительное озеро. Его называют Лебединым. Интересно оно тем, что находится в парковой зоне Новолипецкого металлургического комбината. По водной глади озера плавают лебеди, журавли, гуси, фазаны. Птицы прекрасно чувствуют себя в этом природном уголке.



Слайд 14. Фонтан
5-й ученик: - Именно в Липецке построена единственная в России лестница-фонтан! Масса воды, стекая по камням, пенится, разлетаясь на гранях яркими брызгами. Пенные столбы, находящиеся между водными каскадами, создают ощущение мощи водной стихии. В вечернее время фонтан оживает множеством огней.


Учитель:

- Давайте представим, что мы с вами находимся на лесной полянке и немного порезвимся.

Слайд 15. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Лесная зарядка)


  1. Беседа о загрязнении окружающего мира

Учитель:

- А теперь представьте: вы приехали на своё любимое место и видите, что деревце, которому вы доверяли свои тайны и, прислоняясь к которому, успокаивались, сломано! На Лебедином озере плавают не лебеди, а бензиновые пятна! Лесная полянка, на которой вы лакомились земляникой, завалена мусором, а трава сожжена. Изменится ли ваше настроение?

Ученики:

- Да, мне станет обидно, грустно, печально.


Слайд 16-19. Загрязнение окружающей среды

На доске появляются фотографии с изображением мест города с загрязнённой территорией.
Учитель:

- Загрязняются водоёмы, воздух, леса, Земля находится в опасности!

А кто виноват в этом?

Ученик:

- Виноват в этом человек.

- А значит, и исправлять свои ошибки он должен сам.


  1. Работа в группах. Составление экологических листовок

Слайд 20. Звучит музыка

Учитель:

- Эту мысль необходимо донести до каждого человека, привлечь внимание всех к проблеме загрязнения окружающей среды. Для этого предлагаю выполнить следующее задание.

- Вы должны будете на листе бумаги составить листовку «Правила поведения человека в природе». Возьмите конверт голубого цвета. Вам предложены различные картинки, стихи, правила поведения в природе, которые вы можете использовать в своей работе.

- Итак, 1 группа нам приготовит «Правила поведения в природе» в защиту животных и растений;

2 группа - в защиту воздуха;

3 группа - в защиту воды.


На листах бумаги формата А4 учащиеся составляют листовку: записывают правила поведения в природе или рисуют экологические знаки. Им предложены картинки с изображение редких исчезающих растений, животных и т.д.

Представители групп у доски защищают свою работу.


Учитель:

- Спасибо, ребята. Вы отлично поработали. А как вы думаете, с какого возраста нужно изучать экологическую азбуку?

Ученик:

- Я думаю, экологическую азбуку нужно защищать с раннего возраста.

Учитель:

- Давайте спросим у малышей из детского сада №110, знакома ли им экологическая азбука.


  1. Видео «Телемост»

Слайд 21. Телемост

Учитель:

- Здравствуйте, дети. Мы хотели выяснить, знаете ли вы как нужно обращаться с природой?

Видео «Телемост»

Дети:

- Здравствуйте! Я знаю, что нельзя мусорить, обижать животных, ломать ветки.

- Нельзя разорять птичьи гнезда, разводить в лесу костры

Учитель:

- Спасибо вам, дети. Мы рады, что вы знаете основы экологической азбуки, а значит, будете бережно относиться к природе. Всего вам доброго!


IV Рефлексия

Слайд 22.

Учитель:

- Ребята! Полезным ли было для вас сегодняшнее занятие?

Ученики:

- Мне занятие понравилось тем, что мы вспомнили об экологии нашего города.

- Мне очень понравилось выполнять коллективную работу.

- Очень хорошо, что мы вспомнили правила обращения со всем живым на Земле.

Учитель:

- Тогда давайте представим, что мы находимся на зеленом лугу. Но здесь нет цветов. Как будет выглядеть наш луг - зависит только от вас: если занятие было для вас важным, интересным, познавательным, то посадите на лугу  жёлтый цветок. А если вам было скучно или неинтересно, то красный.



V Итог

Слайд 23.

Учитель:

- Я рада, что сегодняшнее мероприятие было для вас интересным, важным и познавательным.

- Спасибо за внимание.




11