Интеллектуальная экологическая игра «Заповедные зоны».
Цели игры:
обобщение и закрепление знаний учащихся по экологии.
Задачи игры:
1)Образовательные:
– сформировать у учащихся знаний по экологии, о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека;
2) Воспитательные:
-прививать интерес к науке – экологии и желание изучать ее закономерности в дальнейшем
-воспитание культуры общения;
-воспитание культуры правильного поведения в природе;
3) Развивающие:
-развитие мышления,
-памяти, внимательности;
-развитие познавательного интереса.
Ход игры
1. Начало игры.
Ведущий:
-Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «Заповедные зоны».
Сегодня мы проверим ваши знания по экологии.
В ходе игры вам будут задавать вопросы, правильно ответив на который, вы получаете жетон. Зритель, набравший большее количество жетонов, будет объявлен как лучший знаток экологии среди зрителей.
Начинаем игру!
Первый вопрос.
Что такое экология? (Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом, с окружающей средой. Образовано от 2-х греческих слов «ойкос» - дом, жилище и «логос» - наука. Дословно – наука о местообитании.)
Все вопросы в ходе игры будут посвящены науке – экологии.
Вопросы раздела «Экология твоего дома».
Назовите главные источники очищения воздуха в доме. (Главным источником очищения воздуха являются комнатные цветы.)
Как человек может помочь сохранить окружающую среду, не выходя из дома?
(Выключать компьютер, телевизор и другие бытовые приборы, когда они не используются, тем самым уменьшится расход электроэнергии, и затраты топлива ,а следовательно и количество вредных выбросов).
(Закрывать краны на кухне и в ванной, - не дать воде течь впустую. Не использовать одноразовую посуду и упаковки. Они делаются из бумаги или пластика, таким образом, сократится вырубка лесов и потребление нефти.)
Дайте советы, как сохранить экологически чистую атмосферу в квартире, дома. (делать влажную уборку помещения не реже 2-х раз в неделю; избежать использование паласов и ковров; не курить в квартире, дома;определить запретные зоны для домашних животных; книги или газеты должны находиться в застеклённых шкафах; проветривать помещение каждый день. )
Назовите бытовой прибор, который оказывает большой вред здоровью человека и экологии дома открытым сжиганием газа в квартире? Как предотвратить этот вред? (Газовая плита. С целью очистки воздуха применяют на кухнях воздухоочистители, вытяжки приборы для увлажнения и других видов обработки воздуха.)
Вопросы раздела «Экология нашего города».
«Мусорная» проблема уже не первый год остро стоит в нашей стране.
Предложите свои пути решения данной проблемы. (Строительство мусороперерабатывающего предприятия. Использование экологических пакетов, перерабатываемых бутылок. Приобщение населения к сортировке мусора.)
К чему приводят ежедневные канализационные стоки из домов в реку? Как можно избежать данную проблему? ( установить современные фильтры отчистки воды. )
Одним из основных источников загрязнения воздуха в городе выступает автомобильный транспорт.
Предложите свои пути решения данной проблемы. (Переход на экологический вид топлива. Если возможно, воздержаться от поездки на автомобилях.)
Вопросы раздела «Экология леса»
Объясните выражение «Лес- фильтр» (Лес — настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. )
Лес — это "кислородный цех", "легкие планеты". Каждый листок, каждая травинка выделяет кислород.
В данном разделе мы повторим, как надо себя вести в лесу, чтобы сохранить лесную экосистему.
Почему нельзя шуметь и слушать громкую музыку в лесу? (Дело в том, что из-за громкого шума потревоженные звери и птицы могут покидать свои места, оставляя своих детенышей одних. Те, в свою очередь, тоже могут разбежаться по сторонам, оставшись без родительской поддержки. В таком случае они зачастую гибнут.)
Почему необходимо воздержаться от разведения костров в лесу?
(Разведение костров в лесу может привести к пожару, в результате чего погибнут не только деревья, но и животные, приспособленные к жизни в данной среде.)
Почему нельзя топтать мухоморы?
(Красный мухомор для оленей, лосей служит лекарством, которое помогает им избавиться от паразитов на зиму грибы. Мухоморы считаются у белок лекарством от многих болезней. Мухоморы также лечат и растения. )
К чему приведёт разорение муравейников? (Муравьи уничтожают личинок листогрызущих насекомых - преимущественно гусениц бабочек и личинок пилильщиков, которые губят деревья. Поэтому разорение муравейников приведет к гибели лиственных деревьев в лесу.)
Вопросы раздела «Птицы - экологи».
Почему птиц можно называть экологами? (Распространяют семена растений. Ограничивают рост растений. Уничтожают вредных насекомых. Санитары леса. Опылители растений. Уничтожают вредителей сельского хозяйства.)
Угадайте птицу.
Она съедает за ночь 7-8 мышей. Только одна семья таких птиц уничтожает за год 10тысяч мышей и полёвок и этим спасает 10 тонн зерна.
Правильный ответ: Сова
Угадайте птицу.
Я, древесная птица, живу в лесах. С помощью клюва-долота добываю из-под коры деревьев вредителей и поедаю их в большом количестве. За зимний день поедаю 150 жуков-короедов.
Правильный ответ: Дятел
Какую экологическую роль в природе играет воробей?
Правильный ответ:
Воробьи уничтожают личинок опасного вредителя садов жука-долгоносика.
Вопросы раздела «Растения - экологи»
Какую роль в экологии играют папоротники?
Правильный ответ:
Папоротники — растения-экологи. Каждый папоротник устраняет из атмосферы дома вредные для человека пары (формальдегида, ксилола и толуола).
В чём заключается экологическая роль водорослей в природе?
Водоросли - компонент процесса биологической очистки сточных вод. Если любые из них поместить в реку или в любую другую воду, то в скором времени она станет чистейшей. Они выделяют в атмосферу кислород. Являются основной пищей для многих морских животных.
К чему приведёт вымирание растений на планете Земля?
Правильный ответ:
Погибнет всё живое на Земле: рыбы, животные, птицы, насекомые и, возможно, человек.
Вопросы раздела «Красная книга»
Что такое Красная книга? (Красная книга - это официальным документ, содержащий сведения о редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и других организмов.)
Что символизирует красный цвет книги? (Это сигнал опасности, тревоги.
Эти виды животных встречаются в достаточном количестве для выживания,
но их численность очень быстро сокращается.)
Определите, о каком животном идёт речь.
Кто живёт у холодной воды?
Красная книга его охраняет,
Дом его там, где господствуют льды,
Клыки иногда при движенье – подмога,
Тело тяжёлое ласты несут.
Когда лёд оттает хотя бы не много,
Они из воды к берегам подплывут,
И на холодном песке отдыхают.
На лежбище слабых растят малышей.
Моллюсков морских из песка накапают
И рыбы наловят – вот корм для детей.
Правильный ответ: Морж.
Вопросы раздела «Чёрная книга природы»
Что такое Чёрная книга природы? (В этой книге описываются животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли за время существования цивилизованного человечества. В исчезновении большинства видов непосредственно виноват человек.)
Назовите вымершее животное.
Их видели своими глазами древние люди, они же в большинстве случаев и приложили руку к их скорейшему вымиранию.
Правильный ответ: Мамонты
Вопросы раздела «Заповедные зоны»
Для чего создаются заповедники, заказники?( Заповедники создаются для сохранения и восстановления редчайших животных, растений, неповторимых ландшафтов природы. )
Послушайте о некоторых заповедных зонах
Животный и растительный мире Пинежского заповедника.
Животный мир типично таежный.
Из млекопитающих обитают в Пинежском заповедника белка, бурундук, бурый медведь, рысь, росомаха, лесная куница, выдра, лось.
В заповеднике очень много рябчиков, глухарей. Встречаются ястреб-тетеревятник, мохноногий сыч, дятлы (трехпалый и черный), вальдшнеп, вяхирь.
На реке Сотке обитает оляпка (обитатель горных водоемов), по ее скалистым берегам гнездятся вороны и канюки. В среднем течении реки Сотки и в ее притоках расположены нерестилища семги, сига и хариуса, обычны щука, окунь, гольян.
Из пресмыкающихся встречаются живородящая ящерица и гадюка, из земноводных - травяная лягушка.
Водлозерский национальный парк.
На территории Парка сохранён крупнейший в Европе массив коренных лесов европейской тайги. Господствуют темнохвойные ельники и светлые сосняки, встречаются гигантские сибирские лиственницы.
Леса населены многочисленными таежными обитателями – есть бурый медведь, рысь, росомаха, куница, барсук, выдра лисица, лось и северный олень.
Особую ценность представляет крупная гнездовая группировка редких хищных птиц: орлана - белохвоста, скопы, беркута.
Бассейн оз. Водлозеро и р. Илекса – это ключевая орнитологическая территория России.
В озере Байкал обитает один из трёх видов пресноводных тюленей — нерпа, что многое говорит о качестве воды в озере: нерпы в грязной воде жить не могут. В заповеднике есть и хищники: росомахи, медведи.
Алтайский заповедник.
Основную часть территории заповедника занимает дикий лес, где можно встретить только редкие проложенные лесниками тропы. Ещё здесь есть 1190 озёр — все с холодной чистейшей водой.
Столбы.
Государственный природный заповедник «Столбы» — по-настоящему уникальное явление. В него входит часть гор Восточные Саяны. Основной достопримечательностью местности являются удивительные сиенитовые останцы — так называемые «столбы».
Кавказский заповедник.
Кавказский заповедник представляет собой в основном гористую территорию. Он расположен на северном и южном склонах Западного Кавказа и также входит в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Кавказский заповедник — не тронутый человеком участок, что позволяет комфортно жить и размножаться редким зубрам и турам.
В территорию заповедника входят Кавказские горы. Именно здесь находятся горы-пятитысячники Эльбрус и Казбек, со склонов которых никогда не сходит снег. Кстати, Эльбрус — высочайшая точка Европы, и покорять ее едут альпинисты со всего мира. К слову, даже для опытного альпиниста Эльбрус — не самый простой маршрут.
Назовите, какие вы знаете национальные парки, заповедники и другие заповедные зоны. В чём их уникальность?
3. Подведение итогов.
А теперь давайте посчитаем кто больше всех заработал жетонов.
Вот он – наш победитель. Поздравляем! Молодец!