Конкурсная игра «Звездный час»
Цель мероприятия: расширение, обобщение и закрепление знаний обучающихся об истории Российской космонавтики.
Задачи мероприятия: повышать интеллектуальный уровень обучающихся, способствовать развитию познавательной активности, сообразительности, смекалки; формировать чувства патриотизма, воспитание глубокого уважения к тем, кто своим умом, трудом и подвигом приумножил славу нашей Родины, развивать творческие способности путем использования игровых элементов.
Форма проведения: конкурсная игра.
Возраст участников: обучающиеся 5, 9 классов
Жюри: учителя, школьники
Оборудование: презентация, таблички с номерами 1,2,3,4,5,6,7,8(12 экземпляров), бумажные звездочки цвета настоящих звезд, призы
Оформление зала: портреты космонавтов, ученых
Содержание игры.
Учитель физики.
Конкурсная игра «Звездный час» посвящается Году российской космонавтики, первому космонавту Ю.А.Гагарину и конструкторам космической техники. Игра проводится в три тура. Играют основные игроки и их помощники парами. Всем игрокам будут зачитываться одни и те же вопросы, для которых на слайдах презентации даны ответов. Каждый игрок должен поднять табличку с вариантом ответа, который считает правильным. За каждый правильный ответ основному игроку дается звездочка. Если основной игрок показал карточку с неверным ответом, а его помощник — верный ответ, то основному игроку дается звездочка. Победит в игре тот основной игрок, у которого будет больше звездочек к моменту ее завершения.
Первый тур игры
Ведет игру учитель физики, показываются слайды, зачитываются вопросы
Задание 1 «Человек силой своего разума проник за пределы Земли»
(слайд с фотографиями ученых)
Вопрос1. Находясь в тюрьме, он оставался ученым. Именно в это время, накануне смертной казни, он разработал проект воздухоплавательной машины с использованием реактивного принципа движения.(показывают слайд с рисунком этой машины) Не имея ни бумаги, ни письменных принадлежностей , все чертежи и математические выкладки делал куском угля на стене тюремной камеры -одиночки. Затем тюремное начальство разрешило выдать ему необходимые для работы письменные принадлежности. Он закончил проект и представил его начальнику тюрьмы. Предсмертным желанием этого человека было услышать отзыв она свой проект от квалифицированных специалистов. Ему хотелось узнать , принесет ли пользу человечеству его работа. До последней минуты своей жизни он ждал ответа на свой вопрос .И не дождался. Был казнен. А его проект , запечатанный в конверт, хранился в деле судебного следователя без всякого движения в течении 36 лет. О ком шла речь?
Ответ 1. Н.И. Кибальчич
Вопрос 2. В детстве его постигло большое несчастье: после тяжелой болезни потерял слух. Он настолько плохо слышал, что не мог учиться в школе. Но самостоятельно по книгам изучил курс гимназии и экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости. После этого его назначают работать учителем в город Боровск .И с этого момента начинаются его научные исследования, которые привели к открытию ряда важных законов, имеющих большое значение для космической и ракетной техники. Кто это человек?
Ответ2. К.Э. Циолковский
Вопрос 3. Путь в ракетно-космическую технику 38-летний авиационный инженер-конструктор начал по случайному совпадению 12 апреля 1950 года , за 11 лет до космического полета Ю.А. Гагарина. С его именем связано название разработок ракет-носителей спутников серии «Космос» и « Интеркосмос», многих спутников « Космос». Запуск спутников « Интеркосмос» , созданного под руководством ученого, положил начало новому важному этапу сотрудничества ученых дружественных стран. О ком идет речь?
Ответ 3.М.К.Янгель
Вопрос 4.Основоположник практической космонавтики. Огромен его вклад в разработку космической программы, в формулирование проблематики фундаментальных исследований космоса, в создании школы ракетостроения. Он говорил: «То, что казалось несбыточным на протяжении веков , что еще вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей . А завтра- свершением... Нет преград человеческой мысли!» Кто этот ученый?
Ответ 4.С.П.Королев
Вопрос 5.Этого ученого называли главным теоретиком космонавтики .Без его работ не было бы практического использования космоса- системы связи, навигации, прогноза погоды, изучения природных ресурсов. 10 февраля 2011 года исполнилось 100 лет со дня его рождения. Кто этот человек?
Ответ 5.М.В. Келдыш
Задание 2 «Космически даты»
(слайд с датами)
Вопрос 1. Какая дата считается началом космической эры?
Ответ 2
Вопрос 2. В специально оборудованном контейнере спутника в космос впервые в истории человечества было поднято живое существо- собака по кличке Лайка. Когда произошло это событие?
Ответ 4
Вопрос 3. Когда человек осуществил впервые выход в открытый космос?
Ответ 5
Вопрос 4. Когда родился первый космонавт Земли- Ю.А. Гагарин?
Ответ1
Задание 3 « Космонавты первого «гагаринского « набора»
(слайд со списком фамилий космонавтов)
Вопрос 1. Космонавты первого , «гагаринского» набора. Не нарушена ли здесь последовательность полета космонавтов? Если нарушена последовательность , то указать где.( указать две цифры)
Ответ 3,2
Вопрос 2. « Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. все что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно , счастлив .Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях». Кому принадлежат эти слова?
Ответ 1
Вопрос 3.У космонавтов были позывные. Кому из космонавтов принадлежал позывной «Кедр»?
Ответ 1
Вопрос 4.Этот человек помимо дара летчика- космонавта обладает еще и даром художника. Рисование -это его хобби. В своих рисунках он отражает прежде всего космическую тематику. Он первым выходил в открытый космос. А еще он был хорошим другом Ю.А. Гагарина. Теперь он друг семьи Ю.А. Гагарина Кто это?
Ответ 4
Вопрос 5. Космонавты осуществляли свои космические полеты на космических кораблях, которые назывались так: «Восток», « Восход», «Союз»... Кто из космонавтов летал на корабле серии «Восход»?
Ответ 7,8
Вопрос 6. Кто перед полетом воскликнул: «Эй! Небо, сними шляпу!»
Ответ 6
Задание4 «Женщины- космонавты»
(слайд со списком фамилий российских женщин- космонавтов)
Вопрос 1.Кто из этих женщин- космонавтов первой побывала в космосе?
Ответ 1
вопрос 2 Кто была первой и единственной из земных женщин, проработавших в космосе 169 суток?
Ответ 3
Вопрос 3. Основной задачей выхода в открытый космос явилось проведение испытаний нового универсального ручного инструмента , предназначенного для выполнения сложных технологических операций: резка, сварка, пайка металлических пластин. Кто 3 часа 35 минут был в открытом космосе, выполняя эту сложную задачу?
Ответ 2
Задание 5 « Планеты Солнечной системы»
(слайд с названием планет Солнечной системы)
Вопрос 1. Поверхности какой планеты впервые достиг космический аппарат?
Ответ 2
Вопрос 2 Сколько планет можно увидеть невооруженным глазом?
Ответ 5
Вопрос 3. Какую планету называют красной планетой?
Ответ 3
Вопрос 4. Какая из планет имеет наибольшие размеры и массу?
Ответ 4
Заканчивается первый тур игры подсчетом звездочек. Те игроки , у кого меньше звездочек , выходят из игры. Из 6 человек основных игроков остается 4, которые будут участвовать во втором туре. Выбывшие игроки и их помощники получают призы.
Второй тур.
Задание. За минуту написать фамилии космонавтов нашей страны.
Игра со зрителями.
Вопрос. В какой нашей областной газете была статья , в которой было написано о Юрии Гагарине?
Ответ: в газете «Заря молодежи»
2.Космический словарь. Назовите слово , имеющее отношение к комической тематике. Это слово должно быть существительным именительного падежа единственного числа
( зритель , который дает верный ответ на вопрос получает приз)
Заканчивается второй тур подсчетом написанных фамилий космонавтов у основных игроков. Тому игроку , у которого будет написано больше фамилий получает звездочку, а у кого меньше фамилий космонавтов написано.выходит со свои
Третий тур
« Логическая ошибка» (Четвертый лишний)
Задание 1 «Планеты и их спутники»
(слайд с названием планет , спутников)
Ответ 3
Задание 2 « Космическая техника»
(слайд с названием)
Ответ 1 (серия спутников « Космос» выполняет только биологические эксперименты)
Задание 3 «Спортивный инвентарь»
(слайд с названием инструментов)
Ответ 1 (для спортивных занятий в космическом корабле космонавт может использовать только эспандер)
Третий тур заканчивается подсчетом звездочек у основных игроков. У кого меньше звездочек выходит из игры. В финал выходят два игрока.
Финал игры
Финалистам предлагается за минуту из слова Космонавтика составить новые слова. Эти слова должны быть существительными именительного падежа единственного числа.
Тот игрок , у которого , у которого наибольшее количество звездочек , начинает зачитывать составленные слова первым.
Условия финальной игры: тот игрок, у которого закончились слова, может оставить игру или отдать звездочку, тогда игра продолжается; если закончились звездочки то он зовет своего помощника; если у игроков равное количество слов, то побеждает тот , у кого больше звездочек ;
игрок , у которого меньше слов, и его помощник получают призы.
Победителю и его помощнику вручают призы. Победителя награждают грамотой и ему предлагается выступить с ответным словом.
Заключительное слово учителя: На наших глазах совершаются большие победы в освоении внеземного пространства. Однако для полного решения проблемы жизни и работы в невесомости при полете к иным планетам и звездам опыта, накопленного со дня начала космической эры , еще не хватает. Вот почему мысль ученых направлена на поиски новых методов подготовки экипажей , новых конструкций космической техники, новых систем жизнеобеспечения космонавтов. Освоение космоса продолжается.