МКОУ «Печениченская ОШ»
Конспект внеклассного мероприятия по биологии
в 8-9 классе
«Интересная анатомия»
Форма проведения: Игра – соревнование
подготовила
учитель биологии
Романова Надежда Михайловна
«Интересная анатомия»
Цель:
Мотивировать детей к более тщательному изучению предмета.
Задачи:
Образовательная:
Закрепить и расширить знание по анатомии, физиологии и гигиене человека.
Развивающая: развитие умения ориентироваться в терминах, объяснять смысл и суть фактов строения и функционирования человеческого организма.
Воспитательная:
Участники: обучающиеся 8-9 класса
Ход мероприятия
Две команды.
1 конкурс: РАЗМИНКА1
Учитель: Для того чтобы вы настроились на игру, и определить, какая команда начнет сегодняшнее состязание, я предлагаю вам вопроса в качестве разминки.
Каждый вопрос оценивается в один балл.
Отвечает та команда, которая первая подняла руку. Если команда ответит неверно, у другой команды есть шанс получить балл.
Вопросы разминки:
1.Вмиг связаться с кислородом
Может только он один.
Он «живет» в эритроцитах.
Как зовут? (Гемоглобин).
2. Этот орган кровь качает,
Орган главный, каждый знает,
А внутри есть клапан - «дверца»,
Что за орган? Это – ... (сердце).
3.Пища в организме расщепляется,
В вещества простые превращается;
Пищи происходит усвоение,
И тому виной... (пищеварение).
К вкусной пище он привык.
Орган вкуса – наш... (язык).
4.Повторяем вновь и вновь:
Кислород разносит... (кровь).
5. Его из легких удаляем,
Выдыхаем каждый раз,
Организму он не нужен!
Это – ... (углекислый газ).
6.Пища попадает в рот.
Глотка, дальше... (пищевод).
7.И совсем наоборот –
Поглощаем... (кислород).
8.Все мы дышим легкими,
Но ей немножко тоже,
Наш теплорегулятор...
О чем здесь речь? О ... (коже).
9. Пора и нам, ребята,
Над i расставить точки:
В системе выделения
Важнейший орган – ... (почки).
10. Стоп, микробы! Хода нет!
У меня ... (иммунитет).
11. Организму он опора,
Но его страшнее нет,
Он в «ужастиках» встречается,
Называется ... (скелет).
12. Если твердая походка,
И в тетради пишешь четко,
Это кто нам так помог?
За работой... (мозжечок).
Подведение итогов 1 конкурса.
2 конкурс: «Угадай орган »2
Учитель: сейчас мы проведем конкурс «Угадай орган, команды вам будет зачитываться характеристика, и вы должны определить, о каком органе идет речь. Если не определите орган, то дается подсказка, но при этом баллы уменьшаются, с каждой подсказкой 5 баллов снимают
1. а) Этот орган является связующим звеном между органами, в которых в одном слабощелочная, в другом щелочная среда. Внутренняя поверхность этого органа составляет … см3. Туда открываются железы внешней секреции. (15б)
б) Объем этого органа составляет 1 л. Он имеет малую и большую кривизну, а также кардиальную и пилорическую части и дно. (10б)
в) Стенки этого органа содержат клетки, выделяющие пищеварительные ферменты и вырабатывающие соляную кислоту (HCl), составляющую 0,5%. (5б)
(Желудок)
2. а) Этот орган состоит из 16-20 хрящевых полуколец. (15б)
б) Задняя система этого органа мягкая из соединительной ткани, содержащие гладкие мышцы, для наилучшего прохождения пищи. (10б)
в) Этот орган на уровне 5 грудного позвонка делится на два бронха, уходящие в легкие. (5б)
(Трахея)
3. а) Этот маленький орган находится в главной железе пищеварительной системы и имеет щелочную реакцию. Он не содержит пищеварительных ферментов, но выполняет разнообразные функции, связанные с пищеварением. (15б)
б) Основные функции этого органа:
1. активация действия всех пищеварительных ферментов;
2. усиление сокоотделения поджелудочной железы;
3. выполняет барьерную функцию. (10б)
в) Содержимое этого органа желтовато-зеленого цвета из-за содержания пигмента билирубина. (5б)
(Желчный пузырь)
4. а) Это часть органа, состоящего из 5 отделов. Снаружи он покрыт белым веществом, а внутри серым и выполняет рефлекторную и проводительную функции. (15б)
б) Его называют «большой дорогой » или «коммутатором телефонных связей». (10б)
в) Он является центром дыхания, сердечной деятельности, безусловных пищевых рефлексов, а также защитных рефлексов (кашля, чихания, слезоотделения, рвоты). (5б)
(Продолговатый мозг)
5. а) Тело этого элемента состоит только из одной клетки. В «молодости» он имеет ядро, а в «старости» безъядерен. Его можно назвать «путешественником» человеческого организма. (15б)
б) Образуется он в красном костном мозге, но может образовываться и в аппендиксе и имеет лепешковидную форму. (10б)
в) Основная его функция – перенос кислорода. (5б)
(Эритроцит)
6. а) Это биологически активные вещества, которые поступают в организм вместе с пищей, но некоторые могут синтезироваться и организмом человека. (15б)
б) Основная их функция – регуляция обмена веществ. (10б)
в) Они бывают жирорастворимые (A, D, E, K) и водорастворимые (B, PP, C). (5б) (Витамины)
3 конкурс: «А знаете ли вы?»
Учитель: я буду вам задавать вопросы - факты по анатомии человека, а вы должны будете отвечать, о чем идет речь.( оценивается от 1-3 баллов в зависимости от полноты ответа)
Какое обоснование имеет выражение "напугаться до смерти" (Защитные механизмы нашего тела в случае опасности добавляют в кровь адреналин, который приводит к улучшению кровоснабжения в мышцах, расширению зрачков и другим "улучшениям". Однако адреналин в больших количествах токсичен для организма, поэтому в ряде случаев может вызывать летальный исход).
Человеческое тело – «планета существ» (На квадратном сантиметре нашей кожи живет около трех миллионов микроскопических существ).
Самое грязное и разнообразно населенное микроорганизмами место нашего тела - это ( - рот, в нем обитает более 700 ВИДОВ бактерий, при этом набор их, например, у американцев и шведов, довольно сильно отличается.).
Самый большой орган человека - это (его кожа. Этот орган занимает площадь до двух квадратных метров и постоянно обновляется. За всю жизнь у человека вырабатывается около 17 килограмм кожи).
Где расположены самые сильные мышцы? (Самые сильные те, что расположены по обе стороны рта и отвечают за сжатие челюстей. Они способны развивать усилие около 70 килограммов).
Когда сломаются «биологические часы» (Частые нарушения физиологического цикла «день–ночь» способны привести к болезненному расстройству внутренних «биологических часов» человека).
Тоньше волоса (Кровеносные капилляры имеют толщину в 10 раз меньше, чем волос).
Сердечная «сорочка» (Сердце имеет сорочку — слой соединительной ткани; между сердцем и «сорочкой» имеется небольшое количество жидкости. Околосердечная сумка («сердечная сорочка») защищает работающую сердечную мышцу).
Вот так скорость! (В течение одной минуты сердце выбрасывает в аорту около 4 литров крови. Скорость движения в аорте 0,5 м/сек, а по капиллярам, кровь течёт, со скоростью 0,5 мм/сек. Полный оборот крови через оба круга кровообращения совершается, за 21–22 сек).
Терпеть нельзя! (Самое болезненное место человеческого организма — зубы. На квадратный сантиметр кожи обычно приходится не более 200 болевых рецепторов, а на такой же площади дентина зуба — от 15 000 до 30 000 рецепторов. На границе эмали и дентина их ещё больше — до 75 000 рецепторов)
4 конкурс «Найди связь»3
Каждой команде выдаются карточки с цепью, состоящую из звеньев. Необходимо составить логическую цепочку в некоторых случаях дописать. Конкурс оценивается по 3-бальной шкале.
Витамины - кожа- рахит. (Витамин Д образуется в коже, при гиповитаминозе развивается рахит).
Морковь – глаз - куриная слепота. (Витамин А участвует в фотохимических реакциях в сетчатке глаза. Гиповитаминоз ведет к куриной слепоте).
Инсулин- гликоген- сахарный диабет. (Под воздействием гормона инсулина сахар крови откладывается в печени и в мышцах в виде гликогена. При гипофункции поджелудочной железы развивается сахарный диабет).
Зубы- губы- язык……(звук).
Голос- звук…..(голосовые связки).
(Лейкоциты) ……лимфатические узлы- фагоцитоз
5 конкурс. “Найди ошибку”
Условия: команды получают тексты, в которых допущены ошибки. В течение 1-2 минут в группах идет работа по выявлению ошибок, затем игрок зачитывает текст и комментирует ошибки. Оценивается в от 1- 8 баллов, по 1 баллу за правильный ответ.
1. Эритроциты. Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).
2. Сердце. Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 1 кг (300г). И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием (снаружи – соединительная ткань). Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (сек).
6. Конкурс «Домашние задание»
Выступление капитанов – интересные и необычные факты человеческого организма.
Подведение итогов мероприятия. Награждение.
1 https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2016/09/21/konspekt-vneklassnogo-meropriyatiya-po-biologii-v-8-klasse-a
2 http://tak-to-ent.net/load/473-1-0-14373
3 https://infourok.ru/vneklassnoe_meropriyatie_mir_anatomii_8_klass-122890.htm