СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие «Интересная анатомия»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Интересная анатомия" ориентирована на обучающихся 8 - 9 классов, проводится в форме игры двух команд.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Интересная анатомия»»

МКОУ «Печениченская ОШ»



























Конспект внеклассного мероприятия по биологии 
в 8-9 классе

«Интересная анатомия»



Форма проведения: Игра – соревнование











подготовила

учитель биологии

Романова Надежда Михайловна



























«Интересная анатомия»

Цель:

Мотивировать детей к более тщательному изучению предмета.

Задачи:

 Образовательная:

Закрепить и расширить знание по анатомии, физиологии и гигиене человека.

Развивающая: развитие умения ориентироваться в терминах, объяснять смысл и суть фактов строения и функционирования человеческого организма.

Воспитательная:

  • Умение работать согласованно в группе.

  • Умение находить единственно правильное решение в сложной ситуации.

Участники: обучающиеся 8-9 класса



Ход мероприятия

Две команды.

1 конкурс: РАЗМИНКА1

Учитель: Для того чтобы вы настроились на игру, и определить, какая команда начнет сегодняшнее состязание, я предлагаю вам вопроса в качестве разминки.

Каждый вопрос оценивается в один балл.

Отвечает та команда, которая первая подняла руку. Если команда ответит неверно, у другой команды есть шанс получить балл.

Вопросы разминки:

 1.Вмиг связаться с кислородом

   Может только он один.

   Он «живет» в эритроцитах.

   Как зовут? (Гемоглобин).

  2. Этот орган кровь качает,

   Орган главный, каждый знает,

   А внутри есть клапан - «дверца»,

   Что за орган? Это – ... (сердце).

3.Пища в организме расщепляется,

   В вещества простые превращается;

   Пищи происходит усвоение,

   И тому виной... (пищеварение).

   К вкусной пище он привык.

   Орган вкуса – наш... (язык).

4.Повторяем вновь и вновь:

   Кислород разносит... (кровь).

5. Его из легких удаляем,

   Выдыхаем каждый раз,

  Организму он не нужен!

   Это – ... (углекислый газ).

6.Пища попадает в рот.

  Глотка, дальше... (пищевод).

7.И совсем наоборот –

   Поглощаем... (кислород).

8.Все мы дышим легкими,

   Но ей немножко тоже,

   Наш теплорегулятор...

   О чем здесь речь? О ... (коже).

9. Пора и нам, ребята,

   Над i расставить точки:

   В системе выделения

   Важнейший орган – ... (почки).

10. Стоп, микробы! Хода нет!

   У меня ... (иммунитет).

11. Организму он опора,

   Но его страшнее нет,

   Он в «ужастиках» встречается,

   Называется ... (скелет).

12. Если твердая походка,

  И в тетради пишешь четко,

    Это кто нам так помог?

    За работой... (мозжечок).



Подведение итогов 1 конкурса.



2 конкурс: «Угадай  орган »2

Учитель: сейчас мы проведем конкурс «Угадай орган, команды вам будет зачитываться характеристика,  и вы должны определить, о каком  органе  идет речь. Если  не определите орган, то дается  подсказка, но при этом баллы уменьшаются, с каждой подсказкой 5 баллов снимают

 

1. а) Этот орган является связующим звеном между органами, в которых в одном слабощелочная, в другом щелочная среда. Внутренняя поверхность этого органа составляет … см3. Туда открываются железы внешней секреции. (15б)   

б) Объем этого органа составляет 1 л. Он имеет малую и большую кривизну, а также кардиальную и пилорическую части и дно. (10б)

в) Стенки этого органа содержат клетки, выделяющие пищеварительные ферменты и вырабатывающие соляную кислоту (HCl), составляющую 0,5%. (5б)

(Желудок)

2. а) Этот орган состоит из 16-20 хрящевых полуколец. (15б)

б) Задняя система этого органа мягкая из соединительной ткани, содержащие гладкие мышцы, для наилучшего прохождения пищи. (10б)

в) Этот орган на уровне 5 грудного позвонка делится на два бронха, уходящие в легкие. (5б)

(Трахея)

 

3. а) Этот маленький орган находится в главной железе пищеварительной системы и имеет щелочную реакцию. Он не содержит пищеварительных ферментов, но выполняет разнообразные функции, связанные с пищеварением. (15б)

б) Основные функции этого органа:

1. активация действия всех пищеварительных ферментов;

2. усиление сокоотделения поджелудочной железы;

3. выполняет барьерную функцию. (10б)

в) Содержимое этого органа желтовато-зеленого цвета из-за содержания пигмента билирубина. (5б)

(Желчный пузырь)

 

4. а) Это часть органа, состоящего из 5 отделов. Снаружи он покрыт белым веществом, а внутри серым и выполняет рефлекторную и проводительную функции. (15б)

б) Его называют «большой дорогой » или «коммутатором телефонных связей». (10б)

в) Он является центром дыхания, сердечной деятельности, безусловных пищевых рефлексов, а также защитных рефлексов (кашля, чихания, слезоотделения, рвоты). (5б)

(Продолговатый мозг)

 

5. а) Тело этого элемента состоит только из одной клетки. В «молодости» он имеет ядро, а в «старости» безъядерен. Его  можно назвать «путешественником» человеческого организма. (15б)

б) Образуется он в красном костном мозге, но может образовываться и в аппендиксе и имеет лепешковидную форму. (10б)

в) Основная его функция – перенос кислорода. (5б)

(Эритроцит)

6. а) Это биологически активные вещества, которые поступают в организм вместе с пищей, но некоторые могут синтезироваться и организмом человека. (15б)

б) Основная их функция – регуляция обмена веществ. (10б)

в) Они бывают жирорастворимые (A, D, E, K) и водорастворимые (B, PP, C). (5б)  (Витамины)


3 конкурс: «А знаете ли вы?»

Учитель: я буду вам задавать вопросы - факты по анатомии человека, а вы должны будете отвечать, о чем идет речь.( оценивается от 1-3 баллов в зависимости от полноты ответа)

  1. Какое обоснование имеет выражение "напугаться до смерти" (Защитные механизмы нашего тела в случае опасности добавляют в кровь адреналин, который приводит к улучшению кровоснабжения в мышцах, расширению зрачков и другим "улучшениям". Однако адреналин в больших количествах токсичен для организма, поэтому в ряде случаев может вызывать летальный исход).

  2. Человеческое тело – «планета существ» (На квадратном сантиметре нашей кожи живет около трех миллионов микроскопических существ).

  3. Самое грязное и разнообразно населенное микроорганизмами место нашего тела - это ( - рот, в нем обитает более 700 ВИДОВ бактерий, при этом набор их, например, у американцев и шведов, довольно сильно отличается.).

  4. Самый большой орган человека - это (его кожа. Этот орган занимает площадь до двух квадратных метров и постоянно обновляется. За всю жизнь у человека вырабатывается около 17 килограмм кожи).

  5. Где расположены самые сильные мышцы? (Самые сильные те, что расположены по обе стороны рта и отвечают за сжатие челюстей. Они способны развивать усилие около 70 килограммов).

  6. Когда сломаются «биологические часы» (Частые нарушения физиологического цикла «день–ночь» способны привести к болезненному расстройству внутренних «биологических часов» человека).

  7. Тоньше волоса (Кровеносные капилляры имеют толщину в 10 раз меньше, чем волос).

  8. Сердечная «сорочка» (Сердце имеет сорочку — слой соединительной ткани; между сердцем и «сорочкой» имеется небольшое количество жидкости. Околосердечная сумка («сердечная сорочка») защищает работающую сердечную мышцу).

  9. Вот так скорость! (В течение одной минуты сердце выбрасывает в аорту около 4 литров крови. Скорость движения в аорте 0,5 м/сек, а по капиллярам, кровь течёт, со скоростью 0,5 мм/сек. Полный оборот крови через оба круга кровообращения совершается, за 21–22 сек).

  10. Терпеть нельзя! (Самое болезненное место человеческого организма — зубы. На квадратный сантиметр кожи обычно приходится не более 200 болевых рецепторов, а на такой же площади дентина зуба — от 15 000 до 30 000 рецепторов. На границе эмали и дентина их ещё больше — до 75 000 рецепторов)




4 конкурс «Найди связь»3



Каждой команде выдаются карточки с цепью, состоящую из звеньев. Необходимо составить логическую цепочку в некоторых случаях дописать. Конкурс оценивается по 3-бальной шкале.



  1. Витамины - кожа- рахит. (Витамин Д образуется в коже, при гиповитаминозе развивается рахит).

  2. Морковь – глаз - куриная слепота. (Витамин А участвует в фотохимических реакциях в сетчатке глаза. Гиповитаминоз ведет к куриной слепоте).

  3. Инсулин- гликоген- сахарный диабет. (Под воздействием гормона инсулина сахар крови откладывается в печени и в мышцах в виде гликогена. При гипофункции поджелудочной железы развивается сахарный диабет).

  4. Зубы- губы- язык……(звук).

  5. Голос- звук…..(голосовые связки).

  6. (Лейкоциты) ……лимфатические узлы- фагоцитоз



5 конкурс.  “Найди ошибку” 

Условия: команды получают тексты, в которых допущены ошибки. В течение 1-2 минут в группах идет работа по выявлению ошибок, затем игрок зачитывает текст и комментирует ошибки. Оценивается в от 1- 8 баллов, по 1 баллу за правильный ответ.



1. Эритроциты. Эритроциты –  красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

2. Сердце. Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 1 кг (300г). И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием (снаружи – соединительная ткань). Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (сек).


6. Конкурс «Домашние задание»

Выступление капитанов – интересные и необычные факты человеческого организма.

Подведение итогов мероприятия. Награждение.

1 https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2016/09/21/konspekt-vneklassnogo-meropriyatiya-po-biologii-v-8-klasse-a

2 http://tak-to-ent.net/load/473-1-0-14373

3 https://infourok.ru/vneklassnoe_meropriyatie_mir_anatomii_8_klass-122890.htm