СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вам конспект мероприятия для учащихся 4 класса. Данный материал может быть использован учителями начальных классов и организаторами внеклассных мероприятий.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"»














Открытое

внеклассное мероприятие

в 4 «А» классе

«Хлеб всему голова»


























Подготовила

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Шелкова А.И.


2016 г.

Утренник "Хлеб - всему голова"


Цель:


- Раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;

- Воспитание у детей уважения к труду хлебороба, чувства бережного отношения к хлебу.

- Воспитание любви к Родине, к людям труда.


Оформление:

Плакаты со словами:


“Хлеб - всей жизни голова”;

«Хлеб – одно из крупнейших открытий в истории человечества. Он настолько нужен человеку, что едва родившись на свете, мы уже не можем без него обойтись. И так всю жизнь».

Н.В.Ремесло

«Хлеб – это жизнь. Он вечен, как мать, как Родина».

Р. Гамзатов

«Хлебушек – от земли, силушка – от хлеба».


Выставка рисунков о хлебе.

Выставка сочинений «Хлеб – всему голова».

Выставка книг, посвященных хлебу.

Выставка хлебобулочных изделий, с самоваром в центре, ваза с колосьями.

Доска оформлена рушником, пословицами.

Музыкальное оформление.

Песня «Расти, росток». Сл. С. Синявского, Муз. Ю. Чичкова.

Песня на мотив «Песенка про лето»

Частушки о хлебе


Ветерок спросил, пролетая:

-Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

Золотые руки растят. (Г.Серов)


Ход мероприятия


На столе стоит сноп пшеницы и ржи. Накрыт праздничный стол. На нём лежат булочки, пирожки, пряники.

Под звуки песни “Русское поле” (Муз. Я.Френкеля. сл. И. Гофф.) в класс входят учащиеся.

Учитель:

Отгадать легко и просто:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.


Ребята, о чём у нас сегодня речь пойдёт?

Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде. О чуде земли, о чуде труда человека – о хлебе.


Девочка выходит с караваем в руках.

Коллективная декламация


- Вот он, хлебушко душистый!
- Вот он, тёплый, золотистый!
- В каждый дом, на каждый стол
- Он пожаловал, пришел.
- В нём здоровье, наша сила
- В нём - чудесное тепло 
- Сколько рук его растило
- Охраняло, берегло.
- В нём земли родимой соки
- Солнца свет весёлый в нём 
- Уплетай за обе щёки

Все: Вырастай богатырём!


Учитель: Слава миру на Земле!

Cлава хлебу на столе!

Все: Слава! Слава! Слава!


ДЕВОЧКА:

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом, 
Встретить щедро от души, 
С уважением большим, 
То гостей таких встречаем 
С круглым белым караваем. 
Он на блюде расписном, 
С белоснежным рушником.


Мальчик.

С караваем соль подносим, 
Поклонясь, отведать просим
- Дорогой наш гость и друг, 
Принимай хлеб-соль из рук!
( В.Бакалдин.)


(Вручает хлеб-соль гостям праздника)


Учитель:

Доброго здоровья, гости дорогие! С давних времён хлебом – солью приветствовали радушные хозяева дорогих гостей. Хлеб да соль символизирует мир, тепло домашнего очага. Сегодня по старинному обычаю хлебом – солью и мы встречаем дорогих и уважаемых гостей.


Ученик

Есть хлеб, есть стол,

Есть праздничный наряд

И день наш полноценней, полновесней.

Не зря у нас в народе говорят:

«Коль будет хлеб,

Так, значит, будет песня


Песня на мотив «Песенка про лето»

(из м/ф «Дед Мороз и лето»):


Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким...

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней...

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,.

Нету ничего приятней...


В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

И во все другие дни.


К супу, к гуляшу и к манной каше

За столом дается корка наша,

К чаю булки, бублики, ватрушки

И еще, конечно, сушки...

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Бублики, ватрушки, сушки...


Учитель. Святое дело – вырастить хлеб. Разве можно найти профессию более нужную, более почетную, чем профессия хлебороба!


Уч-ся. Вот когда мы подрастем,

Обещаем дружно,

В хлеборобы мы пойдем-

Это очень нужно.


Уч. Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы:

«Без хлеба нет обеда».

«Хлеб – кормилец»

«Хлеб – это жизнь»

«Худ обед, коли хлеба нет»

«У кого хлебушко, у того и счастье».


Нас всех объединяет слово «хлеб».

Не знаю выше, благородней слова.

Он жизни смысл, всему основа,

Он праздник наш и наш успех!


Каравай земли и неба

На твоем столе.

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле!


В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.


В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной!


И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.


Загадка

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стрелы позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

Что это?

(Колосок)

Исполняется песня «Расти, колосок»

(музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского)

1. Ржаной росток зелёный

Оглядывает поле –

Смешной и удивлённый,

Как первоклассник в школе


Припев:

Зелёный росток,

Весёлый росток,

Ты только пробился из зёрнышка.

Расти, колосок!

Расти, колосок!

Расти, колосок до солнышка!

2.Его расти научит

Любой весенний дождик.

И каждый летний лучик

Раскрасит, как художник.


Припев:

3. Он вместе с близнецами

Так быстро станет взрослым,

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.


Припев:


Девочки водят хоровод:


Хлебушко, расти,

Времечко, лети

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба.


Учитель:

Хлеб – это наша гордость, наше богатство.

Не хлебом единым жив человек.

Но всё-таки хлеб это основа жизни


Россия – бескрайние поля с золотистыми колосьями пшеницы и ржи.


У народа есть слова:
«Хлеб – всему голова»
Славится он первым на земле,
Становится он первым на столе.

(А. Баянов)


Ведущий:

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?


Ученик:

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное –

Все: Работой пахнет хлеб.


С хлебом русский человек

Богатырь из века в век

Хлеб душистый, пропеченный

С хрупкой спинкой золоченной

Нам привычен и знаком

К нам заходит в каждый дом.


Пышный, мягкий, пропечённый, 
Подрумяненный слегка, 
Хлеб с горбушкой золоченой 
Шёл к тебе издалека



Учитель:

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.


Ведущий. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днем и ночью, под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей, вместе с ними ваши родители.


Давайте, ребята, проследим - как долог путь хлеба от поля до стола.


С чего всё начинается?

Весной поля пашут и бросают в землю зерно – сеют хлеб.


В почву легли

Золотые зёрна,

Встали стебельки

Над пашней чёрной.


Вот и появились первые всходы. Их нужно обработать,удобрить,чтобы выросло вот такое большое и красивое хлебное поле,о котором говорят: «Золотая нива!»


А вот и пришла пора убирать урожай. На поля выходят комбайны.

С утра до поздней ночи идёт уборка хлеба,чтобы не потерять ни зёрнышка.


Затем зерно отправляют на элеватор -там его сушат и сортируют.


Дальше путь зерна лежит на мельницу. Там зерно перемалывают в муку.

Стали зёрнышки мукою.

Не дадут и ей покою.


А затем мука поступает на пекарню,где пекут хлеб,булочки.


Вот он хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он –тёплый,золотистый –

Словно солнцем налитой.


С пекарни хлебобулочные изделия поступают в магазины.


Ученик:

Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,


Все: Им спасибо говорим
Их за хлеб благодарим.

(Ю.Яковлев)


Учитель.


Нелегок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. День и ночь, и в стужу, и в зной трудятся люди, чтобы вырастить, собрать, обмолотить и, наконец, выпечь хлеб!


На выпечку лишь одного батона уходит 12000 зёрен.


Ежедневно в стране выпекается 82 000 тонны хлеба.


В мире известно 750 видов хлебобулочных изделий.



Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье.


Есть пословица в народе

«Хлеб на стол, и стол расцвел».

Хлеб нелегкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда


Учитель:

Буханка хлеба впитала в себя не только труд хлебороба, но и труд шахтёра и металлурга, конструктора и химика, машиностроителя и всего рабочего класса, кто дал полям удобрение и машины.


Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.


Для хлеба - с рудою спешат поезда

Для хлеба - проложены рельсы дорог

Для хлеба - идёт на гору уголёк

Для хлеба - нефтяники нефть достают

Для хлеба - плотины на реках встают

И краны, и вышки до самого неба.


Все: Для хлеба, для хлеба, для хлеба.


Учитель:

Когда за столом вы, ребята, сидите

То помните, кто для вас хлеб создаёт.


Все: Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель, шахтёр, машинист, металлург – народ.


Учитель:


Слава хлебу и рукам, что его растили!

Слава! Слава! Слава!



Слыша добрые вести,

Видя силу страны,

Хлебу мы честь по чести

Поклониться должны.

Всему голова и основа

В нем труд хлеборобов, их пот.

И хлебушком- ласковым словом-

Зовет его часто народ.


Учитель:

Хлеб – это самый дорогой плод нашей матери –земли и рук человеческих.

Хлеб – это державное наше богатство.

Берегите хлеб!

Он очень трудно даётся.

Хлеб также дорог, как и сама жизнь.

Ученик:

Мы, дети должны знать и помнить всегда о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия.


Ученица:

Почёт и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба каравай!



Исполнение частушек о хлебе


Учитель.

Эй, девчушки-хохотушки,

Начинайте петь частушки.

Начинайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.


Все: Мы в станице все живём,

Сушки, пряники жуём.

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас споём.


1. Прянички печатные –

До чего нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.


2. Но не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе:

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.


3. Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг:

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.


4. Сколько рук его растили,

Сколько поту утекло!

В хлебе вся людская сила,

И здоровье и тепло.


5. Хлеборобы землю пашут,

Пекарь служит у печи

Ну, а все ребята наши

любят булки, калачи.


6. Говорим и скажем снова

Повторим, как дважды два:

Хлебушек всему основа

И, конечно. Голова


7. Много лет и много зим

Люди наслаждаются.

Основной продукт едим –

Хлебушек всем нравится.

8. Из пшеницы золотистой

Хлеб уложен горочкой

До чего же он душистый

Хлеб с хрустящей корочкой.


9. Если пахнет в доме хлебом,

Если вкусен хлебный квас,

Радость будет за обедом,

Хлеб в станице – просто класс.



10. Взором радостным окинем

Даль бескрайнюю полей.

Слава тем. кто любит землю,

Тем, кто трудится на ней!


Все: Тем, кто хлеб для нас печет,

И, кто землю пашет,

Уваженье им, почет

И спасибо наше.


Учитель.


Нужны нам и мясо, и фрукты:

Однако, коль строго судить

Жить можно без многих продуктов-

Без хлеба вовек не прожить.


Учитель

Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ: почему? Оказалось, потому, что в нем много питательных веществ. Это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Употребляя в пищу хлеб, человек получает очень много энергии, так необходимой для работы.


Хлеб… наскучит ли он?

Никогда!

Без него обойтись и не пробуй.

Без него человеку беда!

Ведущий: Хлеб – это дар Земли! Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что они в день получали небольшой кусочек хлеба. И эти крохи помогали им выжить в суровое время войны и испытаний. Мы с Вами не знаем, что такое голод. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так поступать нельзя! Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.


Ученик

На свете я видела хлеба немало.

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом,

Он отдыхал, накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко.

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка:

Ни крошки, ни корки- ломоть до конца.


Учитель

Был хлеб всегда в почете на Руси,

Его просторов главное богатство.

Его ты хочешь цену знать?

Спроси. Тебе ответить могут ленинградцы.


900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города – по 125 г. Людям не хватало крошечки хлеба, и они умирали.


Ученица:

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.


Ученица:

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шёл народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:


Все: «Хлеб – всей жизни голова!»



Учитель


А в наше время мы бережем, ценим хлеб?


Подсчитано, что если за один день каждый человек не доест и выбросит всего 50 г хлеба, то это составит 200 кг. 200 буханок хлеба окажутся выброшенными!


Хлеб – драгоценность.

Им не сори!

Хлеба к обеду в меру бери.



Ученик.

Берегите каждый колос

Наших радостных полей.

Словно песен тихий голос

Громкой родины своей!


Ученик.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной!


Ученик.

«Не мечтаем мы о чуде, -

К нам полей живая речь, -

Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!»

Н. Тихонов



Ученица:

Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Все: Берегите хлеб, друзья!


Дети (хором).

Хлеборобов уважаем

И от всех детей страны

Им «спасибо» посылаем

Вот такой вышины!

Вот такой ширины!


Просмотр слайдов


Звучит песня Людмилы Зыкиной «Хлеб – всему голова»


Учитель.

На этом наш праздник подошел к концу. Мы теперь очень много знаем о хлебе и о том, как он тяжело достается, и о том, как его надо беречь.


Придерживаясь русской традиции гостеприимства,

приглашаем всех гостей к нашему хлебному столу!