Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 52



Разработала: учитель математики
Сорокина О.А.
г.Липецк 2014
Учитель: Тема сегодняшнего внеклассного мероприятия - Литературное творчество великих математиков. Почему вдруг такая необычная тема? С одной стороны - развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, большую роль играет математика. На уроках математики мы учимся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что «математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок приводит» как отмечал М.В. Ломоносов. Актуальны слова В.П. Вахтерова о том, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания.
С другой стороны, история учит нас - талантливый человек гениален во всем. Не являются исключением и великие математики. Мы предоставим вам сегодня возможность в этом убедиться.
1 группа.
Ученик 1. Омар Хайям (1048-1131) является выдающимся математиком и астрономом. Именно он разработал методы решений квадратных и кубических уравнений, дал определение алгебре как науке, рассмотрел вопросы, касающиеся иррациональных чисел. В астрономии он разработал солнечный календарь. Тот был точнее юлианского календаря и лёг в основу иранского календаря, который по сей день используется в Иране и Афганистане.
Ученик 2. Этот удивительный человек почитается на Востоке как мудрец. Родился он в семье торговца в городе Нишапуре (670 км к востоку от Тегерана). В 16 лет потерял родителей. Они умерли от эпидемии. Юноша получил квалификацию врача и уехал в Самарканд. В те времена это был один из крупнейших научных центров мира. По прошествию нескольких лет молодой Омар переехал в Бухару. В этом городе он прожил 10 лет и написал много серьёзных работ по математике.
Ученик 1. Затем для Хайяма наступил очень плодотворный 18-летний период. Он был приглашён в город Исфахан (340 км к югу от Тегерана). В то время это была столица могущественного сельджукского султаната. Во главе державы стоял Мелик-шах. Его главный визирь Низам аль-Мульк лично порекомендовал владыке взять в своё окружение молодого и умного мужчину, и очень скоро Омар стал духовным наставником грозного султана и возглавил дворцовую обсерваторию.
Помимо математики и астрономии тот увлекался лирической поэзией. Одной из её форм и являются рубаи – четверостишия. Они широко распространены на Востоке.
Ученик 2. В них было столько мудрости и юмора, что они мгновенно стали пользоваться огромной популярностью. В 1934 году поклонники творчества выдающегося учёного и поэта воздвигли ему обелиск. Поставили его в Нишапуре возле мечети памяти почтенного имама Махрука. Ниже приведены наиболее известные и интересные четверостишия. Перевод с персидского сделан русским поэтом и переводчиком Германом Борисовичем Плисецким.
Учитель: Предлагаем вашему вниманию знаменитые четверостишья – рубаи.
Кто битым был, тот большего добьется,
Пуд соли съевший, выше ценит мед.
Кто слезы лил, тот искренней смеется,
Кто умирал, тот знает, что живет…
Благородство страданием, друг, рождено,
Стать жемчужиной – всякой ли капле дано?
Можешь все потерять, сбереги только душу, -
Чаша снова наполнится, было б вино.
Только суть, как достойно мужчин, говори,
Лишь ответствуя – слов господин – говори.
Уха два, а язык дан один не случайно –
Дважды слушай и раз лишь один – говори!
Ты скажешь эта жизнь – одно мгновенье.
Ее цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведешь ее, так и пройдет,
Не забывай: она – твое творенье!
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем, что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
2 группа
Ученик 3. Ломоносов Михаил Васильевич - знаменитый поэт и ученый.
Он был первым русским, который с полным правом мог стоять наряду с современными ему европейскими учеными по многочисленности, разнообразию и самобытности научных трудов по физике, химии, металлургии, механике и др. Первоклассные ученые XVIII в., как Эйлер, Вольф и др., отдавали справедливость таланту и трудам Ломоносова.
Ученик 4. Современные нам русские ученые находят у Михаила Васильевича блестящие мысли по естествознанию, опередившие свой век. Но Ломоносов по условиям времени не мог вполне отдаться науке и был преимущественно замечательным популяризатором естествознания. Главная заслуга великого ученого состоит в обработке русского литературного языка; в этом смысле он был "отцом новой русской литературы". Кроме прозаического языка для научных сочинений, для торжественных речей, Ломоносов создал и поэтический язык, преимущественно в своих одах.
Ученик 3. Литературная слава Л. создалась его "одами". Как национальный поэт, Ломоносов в одах проявил сильный и выразительный язык, часто истинное поэтическое одушевление, возбуждавшееся в нем картинами великих явлений природы, наукой, славными событиями современной истории, особенно деятельностью Петра Великого, наконец - мечтаниями о славной будущности отечества. Как безусловный патриот, "для пользы отечества" Ломоносов не щадил ни времени, ни сил.
Учитель. Предлагаем вашему вниманию басню Михаила Васильевича Ломоносова «Лишь только дневной шум замолк…»
6.Лишь только дневной шум замолк,
Надел пастушье платье волк
И взял пастушей посох в лапу,
Привесил к поясу рожок,
На уши вздел широку шляпу
И крался тихо сквозь лесок
На ужин для добычи к стаду.
Увидев там, что Жучко спит,
Обняв пастушку, Фирс храпит,
И овцы все лежали сряду,
Он мог из них любую взять;
Но, не довольствуясь убором,
Хотел прикрасить разговором
И именем овец назвать.
Однако чуть лишь пасть разинул,
Раздался в роще волчий вой.
Пастух свой сладкой сон покинул,
И Жучко с ним бросился в бой;
Один дубиной гостя встретил,
Другой за горло ухватил;
Тут поздно бедной волк приметил,
Что чересчур перемудрил,
В полах и в рукавах связался
И волчьим голосом сказался.
Но Фирс недолго размышлял,
Убор с него и кожу снял.
Я притчу всю коротким толком
Могу вам, господа, сказать:
Кто в свете сем родился волком,
Тому лисицой не бывать.
3 группа.
Ученик 5. Никола́й Ива́нович Лобаче́вский — русский математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского «Коперником геометрии».
Лобачевский в течение 40 лет преподавал в Казанском университете, в том числе 19 лет руководил им в должности ректора; его активность и умелое руководство вывели университет в число передовых российских учебных заведений. По выражению Н. П. Загоскина, Лобачевский был «великим строителем» Казанского университета.
Ученик 6. За время работы в университете он вёл курсы по геометрии, тригонометрии, алгебре, анализу, теории вероятностей, механике, физике, астрономии и даже гидравлике, часто замещал отсутствующих преподавателей. Одновременно с преподаванием Лобачевский читал научно-популярные лекции для населения. И одновременно он неустанно развивал и шлифовал главное дело своей жизни — неевклидову геометрию. Первый набросок новой теории — доклад «Сжатое изложение начал геометрии» Лобачевский сделал 11 (23) февраля 1826 года, дата этого выступления считается днём рождения неевклидовой геометрии.
Ученик 5. А.С. Пушкин и Н. И. Лобачевский – современники, что не всегда осознается. А.С. Пушкин и Н.И. Лобачевский – вершины развития культуры России после петровского толчка, личности, характеризующие следующую за Ренессансом дифференциацию видов деятельности, разделение науки и искусства. Пушкин и Лобачевский – это как раз те две фигуры, которые символизируют достижение высокого европейского уровня российской культурой, что явилось закономерным итогом изменений в российском обществе, начало которым положил Петр I.
Ученик 6. Его сравнивают с Колумбом, открывшим миру новый континент, или с Коперником, перевернувшем представление людей о строении Вселенной..
Русский математик, создатель неевклидовой геометрии, ректор Казанского университета и известный математик-геометр Лобачевский вдруг в 1834 году “рискнул” опубликовать свое стихотворение “Разлив Волги при Казани”. Вот отрывок его:
7.Ты поражаешь ли поля опустошеньем?
Ты похищаешь ли надежды поселян?
Нет! На водах твоих всегда благословенье
Почиет благодарных стран,
Тобой, питаемых, тобой обогащенных!
Ты и земли безвредная краса,
И светлые в струях твоих невозмущенных,
Как в чистой совести, сияют небеса.
Вот образ мирного могущества России!
Ее разлив не страшен никому.
Великодушие обуздывает силы,
всегда, везде покорные ему.
Ученик 5. После встречи с Лобачевским Пушкин сказал:
«Вообще-то он и начал свою творческую жизнь с поэзии и много работал в этом жанре. Увековечил он себя в области математики и философии, а всё же его последней работой была пьеса в стихах. Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии».
4 группа
Ученик 7. Природа наградила эту женщину многочисленными талантами - ученый-математик, поэт, критик, писатель, публицист. Она дружила со многими учеными, писателями, общественными деятелями России и всего мира. К сожалению, сейчас о Софье Васильевне Ковалевской вспоминают не так часто. Хотя история ее жизни может многому научить и в прагматичном 21 веке...
Ученик 8. Родилась эта удивительная женщина 3 (15) января 1850 года в Москве. В 1858 году отец вышел в отставку, и семья переехала в родовое имение Палибино в Витебской губернии.
Именно в Палибино состоялось первое знакомство Софьи с математикой. Ее дядя питал глубокое уважение к царице всех наук. В присутствии любознательной и внимательной девочки он любил порассуждать о квадратуре круга, об асимптотах, к которым постоянно приближается кривая, никогда их не достигая... Ковалевская написала позже, что эти рассказы "внушали мне благоговение к математике как науке высшей и таинственной, открывающей перед посвященными в нее новый чудесный мир, недоступный простым смертным".
Ученик 7. Было еще одно забавное обстоятельство, которое позволило войти Ковалевской в "чудесный мир" математики. Перед переездом семьи в родовое имение в доме был сделан ремонт. Для детской комнаты не хватило обоев, и ее оклеили листами бумаги. По счастливой случайности на оклейку пошли листы литографированных лекций профессора Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении, приобретенные отцом Софьи в молодости. Эти листы, испещренные странными значками, поразили девочку, и она часами рассматривала их, стараясь понять, что же значат эти загадочные символы... Спустя несколько лет, изучая дифференциальные исчисления в Петербурге, девушка несказанно удивила преподавателя тем, что моментально усвоила понятия дифференциала и производной - в ее памяти ясно проявились ранее непонятные символы и знаки со стен детской комнаты...
Ученик 8. С 1869 по 1874 год Софья обучалась в Геттинском университете, по окончании которого она получила научную степень – доктора философии в области математических наук. Софья Ковалевская внесла огромный вклад в развитие математики не только в России, но и во всем мире. Она доказала, то что у задачи Коши существует аналитическое решение. Также решила и задачу по приведению некоторого класса абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим интегралам. Это был серьезный успех. Главным же успехом Софьи Ковалевской в математике, ученые называют исследования, проведенные с задачей по вращению твердого тела, вокруг неподвижной точки.
Ученик 7. Однако научная деятельность не была единственным поприщем великой Софьи Ковалевской. Натура тонкая, ранимая и наблюдательная, она обладала исключительным даром художественного слова. Немногие знают, что выдающийся русский математик Софья Ковалевская была еще и талантливой писательницей, поэтессой и публицистом.
Учитель: предлагаем вашему вниманию стихотворение, написанное Софьей Васильевной.
«Если ты в жизни…» (1899г)
Если ты в жизни хотя на мгновенье
Истину в сердце твоем ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Что бы, в решенье своем неизменном,
Рок ли назначил тебе впереди,
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню, в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется черною мглой –
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.
Лживые призраки, злые виденья
Сбить тебя будут пытаться с пути;
Против всех вражеских козней спасенье
В собственном сердце ты сможешь найти;
Если хранится в нем искра святая,
Ты всемогущ и всесилен, но знай,
Горе тебе, коль, врагам уступая,
Дашь ты похитить ее невзначай!
Лучше бы было тебе не родиться,
Лучше бы истины вовсе не знать,
Нежели, зная, от ней отступиться,
Чем первенство за похлебку продать.
Ведь грозные боги ревнивы и строги,
Их приговор ясен, решенье одно:
С того человека и взыщется много,
Кому было много талантов дано.
Ты знаешь в Писанье суровое слово:
Прощенье замолит за все человек;
Но только за грех против Духа Святого
Прощения нет и не будет вовек.
Учитель. Эту экскурсию в мир, где удивительным образом переплетаются математика и литература, закончим небольшим коллажем из интересных фактов.
Готфрид Вильгельм Лейбниц
Готфриду не было еще четырнадцати лет, когда он изумил своих школьных учителей, проявив талант, которого в нем никто не подозревал. Он оказался поэтом, - по тогдашним понятиям истинный поэт мог писать только по – латыни или по – гречески.
Известного французского физика и математика Андре Мари Ампера интересовала изящная словесность, и он даже писал стихи, но физико-математические науки оказались гораздо привлекательнее. Андре был невероятно рассеян. Однажды, выходя из своего дома, он мелом написал на двери: «Господа! Хозяина нет дома, приходите вечером». Вскоре Ампер вернулся обратно, но, увидев на двери эту надпись, снова ушёл. Домой он пришел поздно вечером.
Вскоре после выхода из печати (в 1865 году) книжка Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» попала в руки королевы Англии. Она пришла в восторг от удивительных приключений Алисы и тут же потребовала принести ей другие книги такого замечательного писателя. Каково же было её разочарование, когда выяснилось, что прочие труды этого автора посвящены математике.
Учитель. Обе эти области знаний – математика и литература – схожи в том, что через них мы познаем окружающую действительность: литература направлена на раскрытие духовной сферы человеческой жизни, математика же предполагает понимание технической, материальной стороны деятельности людей.
Название проходящей сейчас декады – «Шаг в будущее». Все люди, о которых мы сегодня вам рассказали – великие ученые, талантливые, гениальные – оставили неизгладимый след в истории. Что является залогом их успеха? Способности? Возможности?
Предлагаю сейчас каждому из вас закончить высказывание? Успех – это ….
А я хотела бы закончить сегодняшний разговор следующим высказыванием:
Наши мысли создают нашу жизнь, и мы становимся теми, о ком или чем мы постоянно думаем. Не забывайте об этом. Читайте, и еще раз читайте, чтобы сделать ваши мысли и высказывания очень мудрыми и полезными для других людей. Не забывайте, ценно только самообразование.
И еще…
Если человек не предпринимает попытки сделать больше, чем он может, то ему никогда не удастся сделать все, на что он способен.