СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Музеи математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музеи математики?! Оказывается есть и такие!

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Музеи математики"»

Сопровождение презентации «Музеи математики»

2015/2016 учебный год

Учитель Л.Н. Кезикова

В конце 2012 года в Нью-Йорке открылся музей математики - MoMath (Museum of Mathematics). Устроители музея постарались сделать его интересным и для взрослых, и для самых маленьких. Для осмотра доступны 30 экспонатов, каждый из которых интерактивен. В музее можно порешать ребусы, изучить принцип работы шифровальной машины и даже покататься на велосипеде с квадратными колесами. В общем, скучать не придется.
Предлагаю вашему вниманию высказывание об этой выставке одной из посетительниц.
Я хорошо помню, как ненавидела математику в школе. На занятиях всей душой я желала лишь одного - чтобы урок скорее закончился и наступила перемена. Было невероятно скучно. Учителям математики приходилось трижды объяснять мне то, что другие понимали с первого раза. Я ходила к репетитору по выходным, чтобы успевать по программе.
К тому же я искренне не понимала, к чему изучать математику. Если арифметика, проценты и дроби имели какое-то практическое применение, но синусы, котангенсы и кубические параболы в обычной жизни, на мой взгляд, были совершенно ни к чему.
В целом, мне очень нравилось учиться: литература, история, английский язык - я всегда изучала эти предметы с удовольствием. Но математика! Алгебра с геометрией и понятие “интересно” для меня располагались на параллельных прямых, которые в евклидовой геометрии, как известно, не пересекаются.
Когда я узнала о появлении музея математики в Нью-Йорке, я очень удивилась. Какие там могут быть за экспонаты? О чем они рассказывают? Будет ли это интересно исключительно людям с математическими наклонностями и соответствующим складом ума или остальным тоже? Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Я решила отправиться в музей, чтобы увидеть все своими глазами.

Музей математики встречает гостей большими стеклянными дверями с ручкой в форме буквы греческого алфавита, обозначающей число “Пи”. За нее нужно взяться, чтобы открыть двери в мир математики. (слайд 2)
Первое, что бросается в глаза при входе в музей - это площадка в центре зала, по которой желающие катаются на велосипеде с квадратными колесами. Думаете, такое невозможно? Оказывается, это вполне осуществимо, если дорога - не ровная, а волнистая. Рядом с вело-площадкой - экран, на котором можно почитать, как принцип работы необычного велосипеда на ребристой поверхности объясняется с точки зрения физики и математики. Здесь же можно посидеть на вращающемся кресле в центре гиперболоида и осмотреть эту геометрическую фигуру, что называется, изнутри. (слайд 3)

Математика - это не только цифры, но и формы, причем самые что ни есть причудливые и разнообразные. В “Студии структур” можно самому построить из конструктора сложные геометрические формы. Для некоторых - эта часть музея, похоже, самая интересная. Я обратила внимание на отца с двумя сыновьями, которые в течение двух часов - примерно столько времени я провела в музее - сооружали гигантские фигуры из конструктора.
На первом этаже музея также расположился павильон Матенаум. Название он получил по аналогии с греческим Атенеумом - храмом богини мудрости Афины, который также использовался как учебное заведение. Здесь математика сияет яркими цветами и удивляет разнообразием форм. В Матенауме самому можно создать на экране фантастические объемные фигуры, экспериментируя с углами, гранями, размером и окрашивая все это в разные цвета. Можно “нарисовать” виртуальные фигуры от простейшего куба до более сложной антипризмы, а при желании воспроизвести на экране додекаэдр - объемный двенадцатигранник или даже икосаэдр - фигуру с двадцатью гранями. Если зарегистрироваться на сайте музея, то получится сохранить свое математическое “творчество”, а потом снова воспроизвести его - дома на компьютере. (слайд 4)

Другой занимательный интерактивный экспонат в музее называется Пути Галилео - по имени великого итальянского ученого - математика, физика и астронома. Как быстрее всего добраться из одной точки в другую? На плоскости - по прямой. Но в пространстве, давно выяснили опытным путем ученые, это далеко не всегда так. Кроме того, на тела постоянно действует сила гравитации. Именно поэтому самый быстрый путь - вовсе не по прямой, а по циклоиде - кривой, сначала резко стремящейся вниз, и чуть восходящей в конце. Гравитация при правильном построении линии сделает все сама и доставит объект из точки А в точку Б самым быстрым способом. (слайд 5)

Посетители музея могут познакомиться с экспериментами, которые проводил Галилео Галилей, а также провести свой собственный: выстроить линию, по которой шарик быстрее всего доберется от одной точки сверху до другой - ниже и правее. Здесь же можно узнать, где сегодня используются эти знания. Далеко ходить не надо: циклоиды легко разглядеть в конструкции, к примеру, Бруклинского моста.
На “минус первом” этаже, как назвали его создатели музея, находится еще несколько математических аттракционов. Пока самые маленькие посетители музея математики рассматривают занимательные примеры и решают простейшие ребусы, взрослые могут, к примеру, освоить принцип работы шифровальной машины М-209. Это устройство было изобретено шведским криптографом Борисом Хагелином и активно использовалось во время Второй Мировой войны и Корейской войны 1950-1953 годов. (слайд 6)

Неподалеку расположилось место под названием “Энигма-кафе”. Правда, “угощают” здесь не едой, а загадками. На каждом столе - один или несколько математических ребусов, которые могут порешать “голодные” до непростых задачек любители ребусов. Что важно, насколько глубоко погружаться в математику в музее ее имени, вы решаете сами. Так, на экранах, рассказывающих об экспонатах, можно почитать их краткое описание. Но если хочется узнать больше, нужно лишь нажать на кнопку “больше математики”, и о теме расскажут подробнее. Для заинтересовавшихся какой-то конкретной математической темой, здесь же есть ссылки на ресурсы и литературу, посвященные разным темам. Лично мне очень понравилось рассматривать экспозицию “Математика вокруг”. Геометрические фигуры в формах цветочных лепестков, на панцире черепахи и в завитках ракушек, гармония узоров в оперении птиц и в пятнистом мехе зверей. Все это - неслучайные последовательности. Природа, как выяснилось, имеет непосредственное отношение к математике. (слайд 7)

Кроме того, математику вокруг можно легко увидеть, если присмотреться. Так, долго смотрела на фото стоящих друг напротив друга небоскребов, сделанное снизу. “Пересекаются ли параллельные?” - об этом предлагают поразмыслить, глядя на фото. Кажется, что еще немного, и они - параллельные стены небоскребов-гигантов - пересекутся где-то в небе. Так и математика, оказывается может быть интересной и увлекательной. Два понятия, которые раньше были для меня несовместимы, теперь “пересеклись” и легко укладываются в голове. (слайд 8)



В Милане (Италия) в 1953 г. по инициативе промышленника и мецената Гвидо Учелли ди Неми, был открыт музей - Музей науки и техники Леонардо да Винчи.

Он расположился в комплексе зданий старого монастыря Сан-Витторе, построенного в XVI веке и реконструированного в 1953 г. Сейчас он занимает общую площадь 50000 м2, и имеет в своём фонде более 15000 экспонатов, 40000 книг и 50000 единиц фото и видеоматериалов. Золотым фондом является, конечно же, экспозиция самого великого мастера – Леонардо да Винчи.

Его работам отведён целый этаж, здесь и картины, и скульптуры, и более 7000 чертежей различных механизмов, многие из которых на столетия опередили своё время. Некоторые механизмы были реализованы уже современными мастерами в полуметровых действующих моделях из дерева и выставлены здесь же на стенде под чертежом. В галерее хранятся также научные трактаты Леонардо. При виде его изобретений, зная в каком веке жил мастер, невольно закрадывается мысль, а не побывал ли он каким-то чудом в нашем настоящем, или напротив, не морочат ли нам голову?

  В одном из ангаров экспонируется морская и авиационная техника. В нижней его части находится парусное судно в натуральную величину, где можно в деталях рассмотреть такелаж, паруса и палубное оборудование. Рядом расположилась целая надстройка теплохода конца XX века, с рубкой, камбузом, каютой и радиорубкой.

Здесь же выставлена и другая техника, связанная с морем. В верхней части ангара представлено развитие авиации в Италии, начиная с первых «этажерок» и кончая первыми реактивными самолётами. Продолжение выставки находится уже на открытых площадках возле музея, где стоят довольно современные образцы авиационной боевой техники, и даже реальная подводная лодка серии «Марина Милитаре», выпуска 1968 года, которую можно осмотреть не только снаружи, но и внутри. Ещё один ангар посвящён железнодорожному транспорту. Здесь представлена классика первой половины XX века – паровозы, а также почти все типы вагонов и локомотивов, с начала XX века.
   Огромное количество технических экспонатов, охватывающих все сферы человеческой деятельности, дополняют лаборатории действующих моделей, где каждый может провести несложные эксперименты в области химии, физики, генетики, биологии, робототехнике. В целом же, весь музей – гимн итальянским традициям в дизайне, стилю и внешним формам, которыми так отличается современная итальянская техника.


С 13 февраля по 7 марта 2013 г. Гёте-Институт в Москве в рамках перекрёстного Года Германии 2012/13 и при поддержке фирмы «Винтерсхалл» представлял увлекательную интерактивную выставку «Ощути математику!». Выставка, разработанная музеем „Mathematikum“ г. Гиссена, рассчитана на посетителей всех возрастных категорий. Побывав во многих странах Европы, Америки и Азии, она, наконец, побывала в Москве.

Мыльные пузыри, настольные игры и самые разные эксперименты приглашают и взрослых и детей, любителей математики и тех, кто ее ненавидит, заняться одной из древнейших наук. «Делай сам и думай сам» − это секрет успеха, говорит профессор математики и основатель музея проф. Альбрехт Бойтельспахер. Следуя девизу «Hands on/потрогать руками» вы можете потрогать, ощутить и «раскусить» 20 интерактивных экспонатов выставки. Сочетание игрового познания и мыслительного процесса при решении проблемы, возможно, и является ключом к разгадке секрета выставки «Ощути математику!», но в любом случае внушает посетителям чувство большой радости и глубокого удовлетворения.  Выставка призвана содействовать междисциплинарности образования, обучению отдельным предметам на немецком языке, повышению мотивации и интереса к изучению таких предметов как математика, информатика, естественные и технические науки (МИТ).

Музей Математики является первым городским музеем, посвященным истории математической мысли и распространению научной культуры, рассказанными посредством конкретных испытаний математических принципов, в которых посетители приглашаются принять активное участие. Философия, лежащая в основе критериев экспозиции, выражена уже в названии самого музея: Нумерия являлась математической богиней для древних римлян, цифры и искусство ими манипулировать, без которых не могли бы существовать ни одна наука. Через объекты, хранящиеся в музее, и через манипуляцию ими демонстрируется абстрактная мысль, изученная интерактивным способом. Предусмотрены разные виды «маршрутов», призванных проиллюстрировать особые аспекты математической культуры.

Пространство и его формы: посещение предполагает манипуляции и изучение некоторых моделей полиэдров, помогающих изучить аспекты пространства. Коллекция Музея состоит из около 116 моделей полиэдров, сделанных из дерева, разной типологии и размеров. Среди многочисленных выставленных инструментов можно отметить палочки Непера и компас размеров Галилея, оригинал книги с первой таблицей логарифмов Непера и наброски Галилея проекта его правила пропорции. Стоит упомянуть коллекцию математических моделей из гипса под названием Феликс Кляйн, состоящую из маленьких «математических фигурок». Многие посетители говорят: «Математика дает ощущение счастья».



Музей Шерлока Холмса

Вы удивлены, что в маршрут математических экскурсий включено посещение музея Шер-
лока Холмса? Не спешите делать вывод, что Конан Дойль был математиком. По профессии
он был врачом, да и прототипом сыщика стал его коллега, владевший особым методом по
мельчайшим деталям определять профессию и характер пациента.
Что сближает Шерлока Холмса и математику? Логика. Умение делать выводы на основе
рассуждений. Дойль назвал метод, созданный для своего героя, дедуктивным, то есть по-
зволяющим от общего приходить к частному, по сути же это сочетание дедуктивных и ин-
дуктивных способов рассуждения. Весьма интересно было бы заняться анализом способов,
которыми пользуется великий сыщик в тех или иных конкретных ситуациях.
Но какой же высокой степени концентрации интеллектуальной, научной и образователь-
ной деятельности должно было достичь английское общество, чтобы родился такой необыч-
ный литературный персонаж!
Однако интереснее другое. Первый рассказ с участием Шерлока Холмса, который стал
одним из самых известных литературных героев, вышел в свет в 1887 году. За 15 лет до этого
на свет появился Бертран Рассел, чей вклад в математическую логику стал наиболее значи-
тельным и фундаментальным со времен аристотеля. Мир тесен не только в пространстве, но
и во времени.
В чем суть метода великого сыщика? Отсечь все лишнее, если говорить математическим
языком, то найти пересечение нескольких множеств. Понятие множества, появившееся в математике в XIX веке, казалось столь простым и ясным, что появилась идея объединить на его
основе различные разделы математики. Однако на пути развития теории множеств возникли
неприятные неожиданности, и просто отсечь все лишнее, чтобы прийти к намеченной цели, не получилось. История оказалась не менее запутанной, чем в хитроумных преступлениях, за
разгадку которых брался Шерлок Холмс. Да и вывод — в духе неожиданных разгадок велико-
го сыщика. В общем, посещая музей Шерлока Холмса, есть смысл задуматься над путями развития
научных теорий и их связью с жизнью общества.