Капышева С.С. ГУ «Средняя школа № 41»
Досуг «Знатоки русского языка» во 2-ом классе
Цель:
- Расширить интеллектуальные способности детей;
- формировать и укреплять внимание, память, мышление;
- развитие логического мышления.
Задачи:
1. Учить детей получать удовольствие от общения со сверстниками.
2. Обобщить знания детей, полученные на уроках литературного чтения и русского языка, учить применять их на практике.
3. Развивать творческие способности учащихся.
4. Способствовать сплочению детского коллектива.
Ожидаемые результаты: улучшение качества знаний учащихся, развитие интереса к русскому языку как учебному предмету.
Правила: игра ведется между командами по 6 человек. На обсуждение каждого вопроса дается определенное время. По его истечении каждая команда должна сказать жюри вариант ответа.
Подготовительная работа: до начала занятия учащиеся класса делятся на 3 команды, равные по умственным способностям, выбирают капитана. Каждая команда садится вокруг стола.
Ход мероприятия
Ведущий:
В школу ходим мы не зря.
Без наук никак нельзя!
В жизнь не грамотным войдёшь
За минуту пропадёшь.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
Приглашаю поиграть
Сейчас в игру.
-Ребята, сегодня совершим путешествие в страну Знаний русского языка и определим команду знатоков русского языка.
-Сегодня играют 3 команды.
1 команда « Почемучки».
Девиз: « Хотим всё знать !»
2 команда « Крепкий орешек».
Девиз: « Все вопросы мы без спешки разгрызаем, как орешки».
3 команда «Знайки»
Девиз: «Все что знаем мы покажем»
Учитель объявляет тему мероприятия.
«Знатоки русского языка»
ДЕВИЗ: « КТО НИЧЕГО НЕ ИЗУЧАЕТ,
ТОТ ВЕЧНО ХНЫЧЕТ И СКУЧАЕТ»
Учитель:
-А чтобы работать командой, нужно знать некоторые правила:
Работать дружно, все вместе;
Уметь выслушать своего товарища;
Не обижать товарища, который сделал ошибку;
Не смеяться над командой, которая проигрывает;
Не злиться, если вы проиграете.
-Итак, начинаем.
«Отгадайте героев сказок»
Ведущий: Отгадайте загадку. О каком сказочном герое идёт речь?
Загадки для 1 команды
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос. (Мальвина)
Загадки для 2 команды
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали… (Дюймовочка)
Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать… (Яга)
Загадки для 3 команды
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? (Буратино)
2 «Исправь ошибки».
(дано предложение или слова с орфографическими ошибками; надо найти ошибки, исправить их и объяснить орфограммы, в которых допущены ошибки)
Молчю, шырокий, чищю - 1команда
речьной, тетрать, ирочька – 2 команда
чюлок, вова, джынсы – 3 команда
3 «От Хобота до Чирикина».
(в некотором сказочном государстве жили-были животные, которых звали … ; догадайтесь, какие животные скрываются под этими именами)
ХОБОТ — слон, ПАНЦИРКА — черепаха,
БУДИЛЬНИК — петух, ПОВТОРЮШКА — попугай,
ГАВЧИК — пёс, ПОРХАЙКА — бабочка, ПУЧЕГЛАЗКА — лягушка (жаба),
ДВУГОРБИК — верблюд, СЕТЬКИН — паук,
ДЛИННОШЕЙ — жираф, СТУКАЛО — дятел,
КЛЕШНЯ — рак, ТЕЛЬНЯЖКА — зебра,
КОЛЮЧКА — ёж,
ТОЛСТОПУЗ — бегемот, ФОНТАН — кит,
МЕДОНОСКА — пчела, БЕРЛОГИН — медведь,
МЯУКА — кошка, ЧИРИКИН — воробей.
НОЧНУШКА — сова,
4 «Расшифруй слово» (для зрителей)
МКООЛО –молоко РОЗОМ- мороз
СКОРОА- сорока ТРАПА- парта
5. «Прочитай-ка»
Прочитайте слова. Найдите лишнее.
1 Команда
РАНАКАДШ, ЧАУРК, ТОСИКЧАК, ОРЕВД
Ответ: карандаш, ручка, кисточка, ведро. (лишнее слово ведро)
2 Команда
ЯМЧ, РАБАНАБ, ЯОЛ, ЮАЛ.
Ответ: мяч, барабан, Оля, юла. (лишнее слово — Оля)
3 Команда
ЛЕЙК, ЛИНСТИПЛА, САРКАК, ТЕЕРВ
Ответ: клей, пластилин, краска ,ветер. (лишнее слово — ветер)
6. «Получи слово»
1 Команда
— Уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и получите слово.
ПФБКТЕХРШЁСЧЗЩАЦ — (берёза)
2 Команда
— Уберите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово.
РЛПМНЕЗВТГДУЖХЙ — (петух)
3 Команда —
Уберите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово.
ЛРКМНОДШРКВГА — (кошка)
7 «Блиц-опрос» (по 1участнику )
1 команда
1.Сколько букв в русском алфавите ? (33 буквы)
2.Как пишутся сочетания –чк-, -чн-? (без Ь)
3.Какие буквы не обозначают звуков? (ь,ъ)
4.Какие гласные буквы обозначают мягкость согласного? (е,и,ю, я,ё)
5.По схеме прочитай слово [й'эл']. (ель)
2 команда
1.Сколько гласных букв? (10 букв)
2.Как пишется сочетание жи-ши? ( с и)
3.Как определить сколько в слове слогов? (сколько гласных)
4.Доскажи слово: Труслив как… (заяц)
5. По схеме прочитай слово [л'эн']. (лень)
3 команда
1.Сколько гласных звуков? (6звуков)
2.Чу и щу пиши с буквой (У)
3.Как переносить слова ? (по слогам)
4.Доскажи пословицу: Труд человека кормит, а лень… (портит)
5. По схеме прочитай слово [д'эн'].(день)
8 «Капитанский конкурс»
Сделать фонетический разбор слов : юла, ёж, ель.
9 « Загадки для команд» (минутка отдыха)
1.Зверь забавный сшит из плюша
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (медведь)
2. Зубастый зверёк
Грызёт со свистом дубок. (пила)
3. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (лёд)
4. Всех зверей она хитрей
Шубка рыжая на ней. (лиса)
5.Я над речкой лежу
Оба берега держу. (мост)
6.По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт-
Тут и пропадёт. (волна)
7.Весь Антошка – шляпка да ножка.
Дождь пройдёт – он подрастёт. (гриб)
8.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём…
Ищем, ищем – не найдём. (роса)
9.Кафтан на мне зелёный,
И сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид – похож на мяч. (арбуз)
10.Кто в каждый встречный цветок
Свой опускает хоботок?
А после – в улей
Мчится пулей. (пчела)
10 «Раскрой смысл выражений»
Учитель: ваша задача- раскрыть смысл крылатых выражений и соединить одинаковые стрелочкой.
Зарубить на носу | Близко |
Морочить голову | Пожелать удачи |
Рукой подать | Медленно |
Ни пуха ,ни пера | Обманывать |
В час по чайной ложке | Быстро |
Во весь дух | Хорошо и на долго запомнить |
11 «Сыщики» (найти слова )
1команда: 3слова на сочетание –чк-, -чн-.
2 команда : 3 слова на сочетание чу-щу.
3 команда: 3 слова на сочетание ча-ща.
Ф | Ч | А | Ш | К | А | Э | Н | Ъ | П |
П | П | Н | Р | Е | Ч | Н | О | Й | А |
Е | Я | Ч | З | Я | Г | Щ | Э | Ц | Л |
Ч | Ж | У | Щ | А | В | Е | Л | Ь | О |
К | Л | Ж | Х | Й | Р | А | Т | Й | Ч |
А | Л | О | Ц | Щ | У | К | А | Х | К |
В | Ы | Й | Е | К | Э | З | Ш | Я | А |
М | П | Т | Ч | У | Т | К | И | Й | С |
З | У | Д | А | Ч | А | Ж | Я | Г | Ю |
Ф | Ч | Ч | Т | Ь | Ф | У | Е | Щ | К |
12 «Доскажи словечко » (для зрителей)
1.То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Называюсь я ….(тетрадь)
2. Я люблю прямоту
И сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья
Кто же я?....(линейка)
3. Я с собой её ношу,
Не играю, а пишу.
Замечательная штучка
Самопишущая ….(ручка)
4. Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? ….(карандаш)
5. В узенькой коробке
Ручки, ластик, скрепки, кнопки.
Всё один в себя вобрал
Школьный маленький …(пенал)
6. В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу.
Как тетрадка, невелик
Называюсь я …(дневник)
7. Хоть не прачка я, друзья,
Стираю старательно я …(ластик)
- Как называются отгадки? (школьные принадлежности)
«ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ»
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
На уроке отличился?