Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для детей 2 класса.
Тема: Год экологии в Югре
Цель: формирование у школьников экологического мышления, овладение правилами грамотного поведения в природе.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать творческие способности ребят;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Планируемые результаты: бережное отношение учащихся к родной природе, участие в природоохранных мероприятиях.
Ход мероприятия:
1.Орг.момент:
-Здравствуйте
2.Вводная часть
Мы все с вами граждане одной самой могучей, самой родной страны - России. Нам посчастливилось родиться в этой замечательной стране. Но ещё дороже и ближе нашему сердцу - наша малая Родина.
- Что мы называем малой родиной? (край, в котором родились).
- Как называется наш край? (ХМАО-ЮГРА).
Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» представила расчет очередного «Экологического рейтинга субъектов РФ» по итогам зимы 2016 — 2017 года. При составлении экологического рейтинга субъектов оценивалось состояние атмосферы, воды и почвы, биоресурсов, отношение к экологическим проблемам властей и общества, уровень экологического образования, внедрение природоохранных технологий на предприятиях, состояние хранилищ бытовых и промышленных отходов.
Наш Ханты-Мансийский автономный округ в «Экологическом рейтинге субъектов РФ» из представленных 85 субъектов занял 69 позицию, а в Ур. (уральском) ФО 3-е место, значительно уступив Ямалу (28-е место) и Тюменской области ( 10-е место).
-Как вы думаете, какая сегодня тема нашего занятия? (Экология в Югре)
-Какие цели мы поставим? (Узнать, как помочь природе Югры, изучить экологическую обстановку)
-Я предлагаю вам в парах заполнить 1 столбик таблицы за 1 мин. Что вы знаете или думаете по этой теме.
Заполнение 1 столбика таблицы Знаю- хочу узнать- узнал Знаю
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Год экологии | Какая экология в Югре? Какие меры по сохранении природы принимаются? Для чего нужно беречь природу? Как? Почему? | |
Обсуждение.
-Выскажите своё мнение, что вы знаете по теме «Экология в Югре»?
- Хорошо, вы достаточно знаете об этом.
3. Основная часть.
Информация по теме. Беседа.
Примерно 20 лет назад ученые доказали, что чистота окружающей среды напрямую влияет на здоровье человека. В свою очередь, человек влияет на здоровье окружающей среды.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра располагает огромным природно-ресурсным потенциалом, добывается нефть и газ, и округ является одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира.
Однако существуют экологические проблемы автономного округа: загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов и земель, проблемы размещения и утилизации отходов, трансформация среды обитания животного и растительного мира.
Вышеуказанные факторы оказывают существенную негативную нагрузку на окружающую среду, являются постоянной угрозой причинения вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения.
Заполнение 2 столбика таблицы- Хочу узнать.
-Теперь заполните 2 столбик в парах. Запишите, что вы хотите узнать по данной теме.
Обсуждение. 2-3 высказывания.
-А сейчас попробуем найти ответы на ваши вопросы и узнать, то что вы хотите.
Работа в группах. Краеведы. Экологи.
В Красную книгу Югры внесены 48 видов животных, 150 видов растений и 38 видов грибов.
В округе немало замечательных природных объектов, достойных внимания: 2 заповедника- «Малая Сосьва» и «Юганский»; 8 заказников; 4 природных парка: «Самаровский чугас», «Сибирские увалы», «Нумто» и «Кондинские озера»; 10 памятников природы; археологические комплексы-«Барсова гора», «Сайгатино», городище Шеркалы.
ЗАГАДКИ:
У меня длинней иголки, чем у ёлки. Очень прямо я расту в высоту. (СОСНА)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Ёлка)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся (Гриб)
Какое значение имеет листопад? (ДЕРЕВО ГОТОВИТСЯ К ЗИМНЕЙ ЗАСУХЕ)
Дом один, а жителей много. (Кедровая шишка с орехами)
Какие животные помогают распространять семена? (ПТИЦЫ, МЫШИ, МУРАВЬИ, БУРУНДУКИ).
КРОССВОРД
| | | | 5 | | | | | | М | | | | | | У | | | | | | Р | | | | | | А | 6 | | | | | В | Р | | 2 | | 4 | Е | Ы | | В | 3 | М | Й | С | 1 | О | Л | Е | Н | Ь | | Л | И | Д | И | | | К | С | В | К | | | | А | Е | | | | | | Д | | | | | | Ь | | | | Словно царскую корону, Носит он свои рога, Ест лишайник, мох зеленый, Любит снежные луга. На овчарку он похож: Что ни зуб — то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. Посмотрите-ка какая, Вся горит как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. Летом бродит без дороги Между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. 5. Возле ёлок из иголок Летним днём построен дом, За травой не виден он, А жильцов в нём миллион. 6. Меньше тигра, больше кошки, На ушах – кисточки-рожки. С виду кроток, но не верь, Страшен в гневе этот зверь. |
- Что нам интересное могут рассказать экологи об Югре?
-Какие животные у нас обитают?
- Наиболее яркими представителями фауны нашего края являются:
звери лось, северный олень, соболь, медведь, бобр, волк, заяц, лиса, белка (показываем слайды).
птицы: щур, снегирь, свиристель, клест, дрозд, дятел, тетерев, глухарь.
насекомые: муравьи, бабочки, пауки, кузнечики, жуки.
-Какие растения у нас растут?
Богат наш Югорский край лесами. Много деревьев растет в них. Но больше всего хвойных. Хвойные леса в нашем крае разные. В одних лесах растут ели и пихты. В других – сосны и лиственницы. От того, какое дерево преобладает, лес так и называется. Например, если главное дерево ель, то такой лес называется ельник, а если сосна обыкновенная - бор
Молодцы, хорошо поработали и вспомнили.
Одним из важнейших способов формирования экологической культуры в округе является Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» – масштабный социально-значимый проект, реализуемый в автономном округе с 2003 года. В рамках акции ежегодно проходит около 7 тысяч мероприятий окружного, российского и международного уровней: конференции, форумы, круглые столы и др. Участие в мероприятиях принимают более 30 % населения округа.
-А какие меры охраны природы известны в нашей стране? (заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга) Какую книгу называют Красной?
Как вы лично можете помочь природе?
– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.
6. Заключительная часть
Заполнение 3 столбика таблицы. Узнал.
Составление кластера.
Надо всегда помнить золотое правило туриста: сколько мусора в лес принёс, столько и унеси с собой. На худой конец консервные банки следует обжечь на костре, расплющить и вместе с другими несгоревшими отбросами закопать в землю.
Если остался хворост, дрова, нужно аккуратно сложить их.
Покидая лес, луг, берег реки, посмотрите, что вы оставляете после себя. Сделайте всё возможное, чтобы после вашего ухода река осталась прозрачной, лес – зелёным и здоровым, трава – пушистой, а ваша совесть – чистой!
Совесть для человека – единственный контролёр. И быть может, одна из самых важных задач, которая стоит перед теми, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.
Оценивание. Рефлексия.