"Причины нарушения осанки. Профилактика." классный час – практикум
Цель: профилактика нарушений осанки.
Рассматриваемые вопросы:
1. Актуальность проблемы (на основании мониторинговых исследований учащихся школы по заболеваниям опорно-двигательного аппарата).
2. Анатомические особенности опорно-двигательного аппарата. Осанка.
3. Дискуссия о причинах нарушения осанки и секретов профилактических мероприятий.
Действующие лица
Журналист
Инструктор по фитнесу
Врач ЛФК
Ученый
Учитель физкультуры
Преподаватель анатомии
Школьная медсестра
Врач-остеопат
Ход классного часа
Школьная медсестра. Заболевания опорно-двигательного аппарата очень распространены. Сутулые люди - не редкость на наших улицах. Немало и людей, прикованных к постели, лишённых самообслуживания вследствие поражения суставов и позвоночника. Заболевания суставов у детей нередко становятся причиной инвалидности на всю жизнь.
По результатам медосмотра, проведённого в этом году в нашей школе, на втором месте оказались заболевания опорно-двигательного аппарата. Это побудило провести мониторинговые исследования и в дальнейшем отслеживать динамику заболеваемости.
Далее приводятся статистические данные (которые для наглядности можно оформить в виде таблицы и соответствующей диаграммы), показывающие количественные и процентные данные за 3-5 лет по количеству учащихся с
• нарушением осанки
• сколиозом
• плокостопием.
Преподаватель анатомии. Движение - это жизнь. Всё, что происходит в живом организме, внешне проявляется в движениях. Движения осуществляются при помощи двигательного аппарата. Двигательный аппарат человека можно подразделить на пассивную часть (кости и их соединения), выполняющую роль опоры и рычагов, и активную часть (мышцы и их вспомогательные аппараты). Поэтому нередко двигательный аппарат называют опорно-двигательным. Органы движения составляют около ѕ веса тела взрослого человека, причём основная масса падает на долю мускулатуры.
Врач-остеопат. Осанка - это привычная поза или манера человека держать своё тело. Осанка может быть правильной и неправильной (демонстрирует на скелете).
Правильная осанка определяется по следующим признакам:
• голова и туловище держатся прямо;
• грудная клетка слегка выступает вперёд, а плечи отведены назад, живот подтянут;
• в области поясницы есть изгиб вперёд.
Осанка зависит от состояния позвоночника, от того, насколько слаженно работают мышцы, которые поддерживают тело в вертикальном положении. Если все мышцы развиты у человека одинаково хорошо, то осанка у него красивая, правильная.
При неправильной осанке голова слегка наклонена вперёд, спина сутуловата, грудь впалая, живот выпячен вперёд, Нередко встречаются случаи, когда изгибы позвоночного столба чрезмерно увеличены (патологический кифоз и лордоз) или сглажены (плоская спина).
Встречаются случаи бокового искривления позвоночного столба называемого сколиозом.
Журналист. Как проверить осанку?
Учитель физкультуры. Есть очень простой метод диагностики, который мы часто используем в практике. Подойдите к стене и встаньте к ней вплотную спиной в привычной для вас позе. Если в этом положении вы касаетесь стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками, то у вас правильная осанка. (Демонстрация учащимся) Этот метод также является и профилактическим упражнением. Зафиксировав это положение, нужно сделать несколько шагов вперёд, предварительно положив на голову подушку.
Касание стены только тремя точками - затылком, спиной и пятками - указывает на очень слабую мускулатуру спины, живота и поясницы, а касание лишь спиной и пятками - на слабую мускулатуру шеи, плечевого и тазового пояса.
Врач-остеопат. Существуют более точные современные методы диагностики с использованием технических средств, для выявления заболеваний. Но есть интересный доврачебный метод, который можно использовать прямо в спортивном зале. (Демонстрация).
Различают три степени нарушения осанки. При нарушении первой степени отклонения от нормы выражены слабо и исчезают в прямой стойке. При нарушении осанки второй степени отклонения от нормы устойчивы. Они не исчезают в прямой стойке, а только в висе и связаны, как правило, только с нарушением тонуса мышц, а потому поддаются исправлению. Искривления позвоночника третьей степени затрагивают кости скелета и лечению корригирующей гимнастикой поддаются с трудом.
Ученый. Как выявить нарушения осанки даже в домашних условиях для присутствующих не секрет. У меня есть предложение перейти к более наболевшей проблеме - причинам нарушения осанки, приобретённым в процессе жизнедеятельности. Ведь нарушения осанки - частый спутник многих хронических заболеваний у детей как проявление их общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата.
Врач ЛФК. Действительно первая и главная причина нарушения осанки - слабая мускулатура тела. В вертикальном положении тело человека поддерживается более чем 400 мышцами. И если основные мышцы развиты слабо, то соблюдать хорошую осанку трудно.
Преподаватель анатомии. Я считаю не менее важной причиной привычку к неправильным позам. Обратите внимание на то, как вы сидите за столом.
Показывает на ученика, который неправильно сидит за партой. Исправляет ошибки и объясняет, как правильно сидеть.
Школьная медсестра. А вы когда-нибудь обращали внимание, как мы носим сумки, поднимаем тяжести, стираем бельё?
Показывает на стенды.
Школьная медсестра. Попрошу учеников продемонстрировать, как они поднимают мешки. Как вы думаете, кто из них правильно поднял груз? А теперь возьмите мешки перед собой. Вам часто приходится помогать по хозяйству родителям. Покажите, как вы носите вёдра с водой. Наши предки, не зная особенностей строения опорно-двигательного аппарата, поступали очень мудро, используя коромысло.
Эти движения следует делать рационально, с наименьшим воздействием на межпозвонковые диски: поднимать груз, не наклоняя предварительно туловище вперёд, а сгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах и сохраняя прямое положение спины; переносить груз не в одной руке, а равномерно распределив его на обе руки или положив на плечо, сохраняя спину прямой. Медработники рекомендуют учащимся носить ранцы.
Учитель физкультуры. А лежать, свернувшись «калачиком» на слишком мягкой постели с высокой подушкой? Ходить, опустив голову, согнув спину да ещё шаркать ногами. Если всё это повторяется изо дня в день, то осанка у вас станет неправильной.
Врач-остеопат. Недостаточное поступление в организм кальция и витамина D также может отрицательно сказаться на функции всего опорно-двигательного аппарата.
А теперь, когда перечислены почти все основные причины нарушений осанки, хочу заметить главное, что движения человека становятся неловкими; внутренние органы: сердце, желудок, печень, почки смещаются, что приводит к нарушению их деятельности; возникают боли в суставах, мышцах, стопах, пояснице. Появляется остеохондроз. У школьников с нарушениями осанки очень высока степень риска получить тяжёлые травмы (переломы конечностей, тел позвонков) при прыжках в длину, высоту, выполнении упражнений на спортивных снарядах, занятиях борьбой, футболом, баскетболом, тяжёлой атлетикой.
Журналист. Что же могут порекомендовать специалисты?
Врач ЛФК. Основой профилактики и лечения нарушений осанки, особенно начальных степеней, является общая тренировка организма ослабленного ребёнка. Она должна проходить на фоне хорошо организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учётом характера заболевания ребёнка
Журналист. Какими видами спорта и упражнениями вы рекомендуете заниматься при нарушениях осанки?
Врач ЛФК. При всех нарушениях осанки прекрасным профилактическим средством является плавание. Появились новые виды такие, например, как аэробика, пилатес с мячом. Посмотрите фрагмент обучающего фильма. (демонстрируется отрывок). При изменении осанки (сутулость, плоская или круглая спина) можно также заниматься художественной гимнастикой, спортиграми (волейбол, теннис, бадминтон), ходьбой на лыжах, выполнять висы на гимнастической стенке. Большую известность за рубежом при лечении искривлений позвоночника и нарушений осанки получила гимнастика Клаппа. В основе её лежат упражнения в ползании на четвереньках. Во всём мире известна методика реабилитации нарушений опорно-двигательного системы Валентина Дикуля.
Инструктор по фитнесу. При сутулости, слабых мышцах спины и брюшного пресса рекомендую заниматься фитнесом. Упражнения можно дозировать до 20 раз, выполняя 2-3 подхода. Но нагрузку регулировать нужно постепенно, ни в коем случае не делать рывков, при незначительной боли прекратить занятия. Чтобы мышцы не загрубели, после выполнения силовых упражнений рекомендуется делать растяжку. Посмотрите фрагмент комплекса на укрепление «мышечного корсета» Синди Кроуфорд в исполнении ваших одноклассников.
Выступление группы девушек с комплексом упражнений.
Журналист. В заключение практической конференции хотелось бы обобщить услышанный материал в доступные для любого человека правила.
Врач-остеопат. Правило первое
Проверьте свою осанку. При подозрении на нарушение обратитесь к врачу остеопату или хирургу.
Правило второе.
Тренируйте мышцы, придерживаясь принципа «Не навреди!» Выбирая вид спорта или комплекс упражнений, посоветуйтесь со специалистами.
Правило третье.
Постоянно следите за своей походкой, позами во время сидения за столом. Правильно поднимайте и носите тяжести.
Правило четвёртое.
Спите на жёсткой постели.
Правило пятое.
Следите за рационом питания, за достаточным поступлением в организм кальция и витамина D.
Преподаватель анатомии. Сегодня мы с вами говорили о проблемах осанки, хочу, чтобы наша встреча не прошла даром, и вы не забывали заботиться о себе, своих близких. Крупнейший хирург Н.И. Пирогов как-то сказал, что фунт профилактики стоит пуда лечения. Будьте здоровы и счастливы. А сейчас для всех нас подарок - акробатическая комбинация в исполнении учащихся.
Выступление акробатической группы.