СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по алгебре и физике "ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАМОРОЧКИ", 10 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное внеклассное мероприятие может быть проведено в рамках проведения недели математики, физики, информатики и ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«10 класс. Физика-математика»


МБНОУ «Лицей №3 (искусств)»












Внеклассное мероприятие

«Физико-математические заморочки».

(10 класс)


Подготовили:
Кондратьева Е.Л. (учитель физики),

Сватковская Е.А. (учитель математики)










2014 уч. г.


Цели:

  • Фронтальное повторение учебного материала по математике и физике;

  • Развитие логики мышления;

  • Развитие познавательного интереса;

  • Развитие культуры общения и культуры ответа на вопрос.


Оформление:

Плакаты с высказываниями:

  1. «Книга книгой, а мозгами двигай» (В. Маяковский).

  2. «Математика – царица наук» (К. Гаусс).

  3. «Математика – царица всех наук и служанка физики» (из студенческого фольклора).

  4. «Все науки делятся на физику и коллекционирование марок» (Э. Резерфорд).

  5. «Здравый смысл в физике – это те предрассудки, которые складываются в возрасте до 18 лет» (А. Эйнштейн).


ПЛАН :

1. Вступительное слово.
2. Представление команд.
3. Разминка.
4. Загадки с подсказками.
5. Конкурс «Угадай».
6. Объясни формулу.
7. Отгадай ребус.
8. Собери, кого знаешь.
9. Выполни задание.
10. Конкурс капитанов.
11. Заключительное слово. Подведение итогов. Награждение команд.















  1. Вступительное слово.


Почему торжественность вокруг?

Слышите, как зал затих?

Это о царицах наук

Сегодня пойдет речь.

Есть о математике и физике молва,

Что они в порядок ум приводят.

Потому хорошие слова

Часто говорят о них в народе.

Не случайно им такой почет

Это им дано давать ответы,

Как хороший выполнить расчет,

Для постройки здания, ракеты.


Физика и математика для нас не просто звук!

Физика и математика – это опора и основа

Всех без исключения наук!


Чем вы будете сегодня заниматься, зашифровано в ребусах. Отгадайте их.

(Ребусы выводятся на экран.)

СЛАЙД 2


(решать, отгадывать, играть)


  1. Представление команд.

Название команды, внешний вид, приветствие (оценивает жюри).



  1. Разминка.

(обеим командам задаются вопросы, право хода у той команды, которая правильно ответила на вопрос. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.)

  1. Назовите четыре произведения Александра Дюма (отца), названия которых есть числа.

(«Три мушкетера», «20 лет спустя», «10 лет спустя», «Две Дианы»)

  1. В условиях невесомости вытекает ли вода из носика чайника, если его наклонить?

(нет, в невесомости жидкость не вытекает – её надо из сосуда выталкивать или выдавливать)

  1. Петух, стоя на одной ноге, весит 5кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги? (5 кг)

  2. Назовите фамилии ученых портреты которых висят в кабинете физики. (Ампер, Ом)

  3. Что больше: сумма чисел от 0 до 10 или их произведение? (сумма)

  4. Назовите единицу измерения силы. (Ньютон)

  5. Назовите 1% метра. (1 см или 0,01м)

  6. Дайте определение результирующей силы. (сумма всех действующих на тело сил).

  7. Являются ли диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярными? (нет)

  8. Что означает в переводе с греческого слово физика? (природа)

  9. Есть у уравнения и растения. (корень)

  10. Почему тела падают на Землю? (действует сила притяжения)

  11. Сколько разных высот можно провести в параллелограмме? (2)

  12. Как называются частицы, из которых состоят тела? (молекулы)

  13. Как называется первая координата точки плоскости? (абсцисса)

  14. Вещество сохраняет объем, но не сохраняет форму. Какое это агрегатное состояние? (жидкость)

  15. Является ли число 3 простым? (да)

  16. Как называется линия, по которой движется тело? (траектория)

  17. Чему равна сумма углов параллелограмма? (3600)

  18. Если тело движется прямолинейно, то какая линия является траекторий движения? (прямая)

  19. Трудный путь от условия к ответу. (решение)

  20. Единица измерения ускорения.

  21. Можно ли при делении чисел получить 0? (да)

  22. Какие законы лежат в основе динамики? (законы Ньютона)

  23. Назовите единицу массы драгоценных камней. (карат)

  24. Единица измерения скорости. (м/с)

  25. Как называется знак корня? (радикал)

  26. Перечислите виды материи. (вещество и поле)

  27. Наименьшее натуральное число. (1)

  28. Сколько лет было И. Ньютону, когда он открыл закон всемирного тяготения? (23г)



  1. Загадки с подсказками. (Об ученых)
    (Команды ведут торги. Право ответа получает та команда, которая возьмет меньшее число подсказок.)

  1. Воспитание получил в монастыре, образование - частично на медицинском факультете Пизанского университета, затем работал преподавателем математики. Свои открытия начал делать в студенческие годы.

  2. После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.

  3. Им открыт принцип относительности движения.

  4. По образному выражению этот ученый сумел отстоять свои научные взгляды и "победить на коленях". Гонения церкви были напрасны: он был прав.

  5. Для изучения закономерности свободного падения он использовал наклонную башню в городе Пиза. (итальянец Г. Галилей) СЛАЙД 3

1. Древнегреческий ученый, живший в шестом веке до нашей эры.

2. Величайший математик - философ древности, родившийся на острове Самос.

3. Ему приписывается высказывание "Все есть число".

4. Согласно философскому воззрению этого ученого и его последователей, числа не только управляют мерой и весом, но так же всеми явлениями, происходящими в природе "Числа правят миром",- говорил он.

5. Этот ученый впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные.

6. Он создал свою математическую школу.

7. Его именем названа одна из важнейших теорем геометрии, изучаемая нами в 8 классе.

(Пифагор) СЛАЙД 4

  1. Именно этот ученый получил рыцарский титул за свою научную деятельность.

  2. Увлечение естественными науками он сочетал с увлечением религией. Он запретил всякое дальнейшее вмешательство в Солнечную систему.

  3. Этот ученый физик одновременно является автором двух важных математических методов: дифференциального и интегрального исчислений.

  4. Философы шутили: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса и его яблоко.

  5. Он открыл замечательные законы движения механики.
    (И. Ньютон) СЛАЙД 5


  1. Он жил в третьем веке до нашей эры.

  2. Ученый принадлежит к первым представителям Александрийской школы.

  3. Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе.

4. Ему принадлежат слова "в математике нет царской дороги"

5. Его книги, после "Библии", издавались наибольшем числом раз и более всего изучались.

6. Им написано 13 книг для понимания геометрии.

7. Эти книги называются "Начала".

8. Ему приписывают аксиоматический метод в геометрии.

9. Величайшая заслуга этого древнегреческого ученого в том, что

он подвел итог построению геометрии, придал изложению столь

совершенную форму, что на две тысячи лет его труд стал

энциклопедией геометрии.
(Евклид) СЛАЙД 6




5. Конкурс «Угадай».


(Командам даются подсказки, с помощью которых они должны угадать песню, исполнить её отрывок. За верно угаданную песню команда получает 1 балл.)

  • Песня про страшное скопление водяных паров в атмосфере. («Тучи»)

  • Загадка с физическим содержанием.

Как то раз спросили розу,

Отчего, чаруя око,

Ты колючими шипами

Нас царапаешь жестоко?

(острие шипа имеет очень малую площадь сечения)

  • Песня про подарок в форме незатейливой геометрической фигуры, ограниченной двумя концентрическими окружностями. («Колечко»)

  • Какая физическая ошибка допущена в стихотворении поэта:


Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг её морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

А в мире поубавилось тепла?


  • Песня о вращении геометрического тела правильной формы, падение которого привело бы к краху. («Крутится вертится шар голубой»)


  1. Объясни формулу.

(За каждый верный ответ команда получает по 1 баллу) СЛАЙД 7

1 команде 2 команде

Fтр=mg




7."Что лишнее?".

(За каждый верный ответ команда получает по 1 баллу) СЛАЙД 8


Задание по математике: Задание по физике:

1 1.

2. 2.

3. 3.

4. 4.


Есть ли лишние термины? СЛАЙД 9

  1. Радиус вписанной окружности 1) качение

  2. Сторона правильного многоугольника 2) покоя

  3. Радиус описанной окружности 3) скольжения

  4. Площадь треугольника 4) ускорение тела


8. "Отгадай ребус". СЛАЙДЫ 10-19
(Какая команда первая правильно угадает ребус, та и получает 1 балл.)













9. "Собери, кого знаешь". СЛАЙД 20

(Из данного ряда букв необходимо собрать фамилии знаменитых физиков, математиков. Каждый математик оценивается 1 баллом.)


Ф И О Н А С Л Е П Х В Ь Т Г Р М И Н Ь Л Д К


(Например: Ньютон, Галилей, Архимед, Евклид, Пифагор, Фалес, Виет.)

10. "Выполни задание".

(По одному человеку из команды выполняют задание на доске.
Остальные выполняют его на местах, затем исправляют, если есть ошибки.
За каждое верное решение – 1 балл. Задание получают на карточках)


1.Вычислите: 0,0127

2.Упростите выражение: а) 0,2 -1 0,6 б) (812) -3/4


3.Сократите дробь: а) б)


4.Запишите закон сохранения импульса для данного примера:

две тележки одинаковой массы до взаимодействия движутся с одинаковыми скоростями навстречу друг другу, после взаимодействия тележки движутся в противоположные стороны.


5.Зная закон сохранения импульса, объясните, почему воздушный шарик движется противоположно струе выходящего из него воздуха?


6.Тело массой 2 кг движется со скоростью 3 м/с. Каков импульс тела?



11. Конкурс капитанов.
(На доске заранее заготовлены плакаты с осями координат.

Ведущий вслух зачитывает условие задачи. Капитаны команд должны начертить по условию задачи график зависимости Т0С (t мин). За верный график команда получает 5 баллов.) СЛАЙД 21

Задача: лед при температуре -100С занесли в комнату, где в течение 15 мин он нагревался до температуры плавления, затем в течение 12 мин он плавился и превратился в воду. Вода нагревалась от 00 С до 250С в течение 16 мин. Нагретую воду вынесли на улицу и она охладилась до 00С.



12. Черный ящик.

(Учитель читает признаки предмета, находящегося в черном ящике.
1 балл получает та команда, которая первая угадает, что спрятано в черном ящике.)

1. Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастере сделавшем крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился своей жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.

2. Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.

3. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много этих предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.

4.За многое сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько была совершенна.

5.В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью - признаком высокого положения в обществе и большого ума.

6. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.

7. Известный писатель Ю. Олеша, автор "Трех толстяков", писал:

"В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намериваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку".

8. Необходим для перенесения размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов.

9. Об этом предмете придумана загадка: "Сговорились две ноги сделать дуги и круги.
(Циркуль) СЛАЙД 22

В "Черном ящике" - физическое тело, с которым вы знакомы все.

1. С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля

и упругость газов.

2 Его часто используют как пример для исследования некоторых физических явлений.

3. С ним дружат некоторые спортсмены.

  1. Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.

  2. По нему плакала Таня. (мяч) СЛАЙД 23




Вопросы для игры со зрителями.

(Пока жюри подсчитывает баллы,
или зарабатываем дополнительные очки)


1.Кто из учителей: химик, математик, историк, биолог или физик, - стоя осенью под яблоней, быстрее догадается, почему его так часто стукает по голове? (физик)

2. Доктор бежит по льду к хоккеисту, получившему травму, мелкими шажками. Почему?

3. Почему боксёров делят по весовым категориям?

4. В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девочка, чтобы, чтобы не делиться с подругами, спрячет её за пазуху? (растает и станет жидкой)

5. Если трение вокруг исчезнет, что станем кричать: «Ура!» или «Караул!»?

6. Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин окунуть в растительное масло?

7. Петя выдвинул гипотезу, что все его одноклассницы состоят из мельчайших частиц, хотя и кажутся на первый взгляд сплошными. Верна ли гипотеза?

8. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы за разрисовыванием стен, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?


9. В каких детях быстрее движутся молекулы в здоровых или простуженных? (в простуженных, т.к. температура тела выше)


Заключительное слово учителей.
Дорогие ребята, вы хорошо поработали. Подведем итоги.
Слово предоставляется жюри.

Награждение команд.























Литература:

Математические олимпиады: метод. пособие / А.В. Фаркрв. – М.: Гуманитар. Изд, центр ВЛАДОС, 2004. – 143 с.

Козлов Е.Е. Сказки и подсказки: Задачи для математического кружка – М.: МИРОС, 1995. – 128 с.

Олимпиадные задания по математике. 5–8 класс. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся / авт. Сост. Н.В.Заболотникова. – Волгоград. Учитель, 2006. – 94 с.

А. В. Фралов. Математические кружки в школе 5–8 классы. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.

Сборник олимпиадных заданий для учащихся 8–11 классов. Математика. Физика. Астрономия. Биология. Экология. Химия. География: Практическое пособие./ Сост. Л.К.Теплов. – М.: АРКТИ, 2006, –128с.

Математические олимпиады в школе 5–11 класс. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 176с.

Лукашик В.И. Физическая олимпиада в 6–7 класс средней школы: Пособие для учащихся. – 2 – е изд., перераб. И доп.– М.: Просвещение, 1987. –192с.

Шатилова А.С., Шмидтова Л.М. Занимательная математика. КВНы. Викторины. – М. Рольф, 2002. – 128с.

Предметная неделя физики в школе / Н.П.Наволокова (и др.); под общ. ред. И.Ю.Ненашева. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2006. – 272 с.


Отдыхаем с математикой 6 внеклассная работа по математике в 5–11 классах / авт. – сост. М.А.Иченская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 107 с.


Просмотр содержимого презентации
«10 класс.Физика-математика»

Внеклассное мероприятие  «Физико-математические заморочки». Подготовили:  Кондратьева Е.Л. (учитель физики), Сватковская Е.А. (учитель математики)

Внеклассное мероприятие «Физико-математические заморочки».

Подготовили: Кондратьева Е.Л. (учитель физики),

Сватковская Е.А. (учитель математики)

РЕШАТЬ     ОТГАДЫ-  ВАТЬ       ИГРАТЬ
  • РЕШАТЬ
  • ОТГАДЫ- ВАТЬ
  • ИГРАТЬ

ТЬ

ГАДЫ

ТЬ

ТЬ

ОТГАДАЙ УЧЕНОГО

ОТГАДАЙ УЧЕНОГО

  • 1. Воспитание получил в монастыре, образование - частично на медицинском факультете Пизанского университета, затем работал преподавателем математики. Свои открытия начал делать в студенческие годы.
  • 2. После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.
  • 3. Им открыт принцип относительности движения.
  • 4. По образному выражению этот ученый сумел отстоять свои научные взгляды и "победить на коленях". Гонения церкви были напрасны: он был прав.
  • 5. Для изучения закономерности свободного падения он использовал наклонную башню в городе Пиза.
ОТГАДАЙ УЧЕНОГО

ОТГАДАЙ УЧЕНОГО

  • 1. Древнегреческий ученый, живший в шестом веке до нашей эры.
  • 2. Величайший математик - философ древности, родившийся на острове Самос.
  • 3. Ему приписывается высказывание "Все есть число".
  • 4. Согласно философскому воззрению этого ученого и его последователей, числа не только управляют мерой и весом, но так же всеми явлениями, происходящими в природе "Числа правят миром",- говорил он.
  • 5. Этот ученый впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные.
  • 6. Он создал свою математическую школу.
  • 7. Его именем названа одна из важнейших теорем геометрии, изучаемая нами в 8 классе.
ОТГАДАЙ УЧЕНОГО

ОТГАДАЙ УЧЕНОГО

  • 1. Именно этот ученый получил рыцарский титул за свою научную деятельность.
  • 2. Увлечение естественными науками он сочетал с увлечением религией. Он запретил всякое дальнейшее вмешательство в Солнечную систему.
  • 3. Этот ученый физик одновременно является автором двух важных математических методов: дифференциального и интегрального исчислений.
  • 4. Философы шутили: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса и его яблоко.
  • 5. Он открыл замечательные законы движения механики.
ОТГАДАЙ УЧЕНОГО

ОТГАДАЙ УЧЕНОГО

  • 1.Он жил в третьем веке до нашей эры.
  • 2. Ученый принадлежит к первым представителям Александрийской школы.
  • 3.Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе.
  • 4. Ему принадлежат слова "в математике нет царской дороги"
  • 5. Его книги, после "Библии", издавались наибольшем числом раз и более всего изучались.
  • 6. Им написано 13 книг для понимания геометрии.
  • 7. Эти книги называются "Начала".
  • 8. Ему приписывают аксиоматический метод в геометрии.
  • 9. Величайшая заслуга этого древнегреческого ученого в том, что он подвел итог построению геометрии, придал изложению столь совершенную форму, что на две тысячи лет его труд стал энциклопедией геометрии.
ОБЪЯСНИ ФОРМУЛУ 2 команда   1 команда    mg  F =

ОБЪЯСНИ ФОРМУЛУ

  • 2 команда
  • 1 команда

mg

F =

Что лишнее?

Что лишнее?

  • математика
  • физика
Что лишнее? Радиус вписанной окружности Качение Сторона правильного многоугольника Покоя Радиус описанной окружности Скольжения Площадь треугольника Ускорение тела

Что лишнее?

Радиус вписанной окружности Качение

Сторона правильного многоугольника Покоя

Радиус описанной окружности Скольжения

Площадь треугольника Ускорение тела

Отгадай ребус

Отгадай ребус

ДИАМЕТР

ДИАМЕТР

Отгадай ребус

Отгадай ребус

ГЕОМЕТРИЯ

ГЕОМЕТРИЯ

Отгадай ребус

Отгадай ребус

ЦИРКУЛЬ

ЦИРКУЛЬ

Отгадай ребус

Отгадай ребус

ЛИНЕЙКА

ЛИНЕЙКА

Отгадай ребус

Отгадай ребус

УРАВНЕНИЕ

УРАВНЕНИЕ

Собери, кого знаешь Ф И О Н А С Л Е П Х В Ь Т Г Р М И Н Ь Л Д К

Собери, кого знаешь

Ф И О Н А С Л Е П Х В Ь Т Г Р М И Н Ь Л Д К

Конкурс капитанов

Конкурс капитанов

  • Лед при температуре -10 0 С занесли в комнату, где в течение 15 мин он нагревался до температуры плавления, затем в течение 12 мин он плавился и превратился в воду. Вода нагревалась от 0 0 С до 25 0 С в течение 16 мин. Нагретую воду вынесли на улицу и она охладилась до 0 0 С.
Черный ящик.

Черный ящик.

  • 1. Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастере сделавшем крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился своей жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.
  • 2. Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.
  • 3. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много этих предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.
  • 4.За многое сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько была совершенна.
  • 5.В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью - признаком высокого положения в обществе и большого ума.
  • 6. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
  • 7. Известный писатель Ю. Олеша, автор "Трех толстяков", писал:
  • "В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намериваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку".
  • 8. Необходим для перенесения размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов.
  • 9. Об этом предмете придумана загадка: "Сговорились две ноги сделать дуги и круги.
Черный ящик.

Черный ящик.

  • 1. С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля и упругость газов.
  • 2 Его часто используют как пример для исследования некоторых физических явлений.
  • 3. С ним дружат некоторые спортсмены.
  • 4. Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.
  • 5. По нему плакала Таня.