Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике
Викторина «Электрические явления в природе»
Учитель: Сандакова Н.А.
Классы: 8-9
Цели и задачи:
1. Обучающая: научить самостоятельно работать с дополнительной литературой по заданной теме, подготовить сообщение; познакомить обучающихся с историей исследования молнии, с правилами поведения во время грозы.
Развивающая: развивать интерес к получаемым знаниям по предмету, любознательность, целеустремленность, предприимчивость, развивать индивидуальность каждого ребенка через коллективное общение и совместную деятельность.
Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, умение работать в группе, выдвигать и отстаивать свои гипотезы, аргументировано доказывать справедливость гипотезы.
Приборы и материалы: электрофорная машина, электрометр, электроскоп, электрические султаны, эбонитовая и стеклянная палочки, шерстяная ткань, воздушный шарик, карточки с заданиями для команд, портреты ученых.
План мероприятия:
Выступления учащихся:
- Изучение молнии; - Линейные и разветвленные молнии;
- Шаровая молния; - Громоотвод.
Викторина между командами 8-9 классов.
Вступительное слово учителя:
Древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за блеск и цвет «электрон», что значит «солнечный камень». От этого слова произошло и слово «электричество». Теперь без использования электричества не обходится ни один наш день. Сегодняшнее наше мероприятие посвящено изучению электрических явлений в природе, повторению электрических явлений. Мероприятие состоит из 2 частей: история исследования молнии, природа молнии и викторины по физике. В викторине принимают участие 4 команды: первая с красными жетонами, вторая – с синими, третья – с зелеными, четвертая – с желтыми. Первое задание: придумайте название команды, выберите капитана.
Представление команд и капитанов.
Представление жюри – обучающиеся 11 класса.
А теперь послушаем выступления учащихся 8 класса. Послушайте внимательно, это вам поможет в викторине.
2. Выступления учащихся:
Кузьмин В. «История изучения молнии»
Осипенко Е. «Линейные и разветвленные молнии»
Захарова И. «Шаровая молния»
Антропов А. «Громоотвод»
Викторина «Электрические явления»
Первый конкурс – практический
Команды получают карточки с заданиями:
1. Наэлектризовать незаряженное тело. 2. Обнаружить наличие заряда на теле.
3. Определить знак заряда на теле. 4. Уменьшить заряд на теле вдвое.
Второй конкурс – решение качественных задач
Если в сухом помещении потереть рукой воздушный шарик, то он прилипнет к стене или потолку и долго держится. Почему?
Можно ли при электризации зарядить только одно тело? Почему?
Все вещества делятся на проводники и непроводники электричества. Почему электризация трением была раньше всего замечена на непроводящих веществах?
Какие изменения произошли с атомом хлора, если он превратился в отрицательный ион?
Команды получают карточки, обсуждают и выступают со своими ответами.
Третий конкурс «Назовите ученого»
Команды получают карточки с описанием заслуг ученого, по которым определяют фамилию, имя ученого.
Французский ученый, военный инженер. Изобрел прибор для установления законов электрического и магнитного взаимодействий. Изучал различные виды трения и сформулировал законы трения скольжения и качения. В честь него названа единица измерения электрического заряда.
Определите имя ученого. Что еще про него можете рассказать?
Французский физик и математик. Создал первую теорию, которая выражала связь электрических и магнитных явлений. Ему принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввел понятие «электрический ток». В честь него названа единица силы тока.
Определите имя ученого. Что еще про него можете рассказать?
Итальянский физик, один из основателей учения об электрическом токе, создал первый гальванический элемент. В честь него названа единица электрического напряжения.
Определите имя ученого. Что еще про него можете рассказать?
Российский ученый, один из основоположников элетротехники. С его именем связано открытие закона, определяющего тепловое действие тока, и закона, определяющего направление индукционного тока.
Определите имя ученого. Что еще про него можете рассказать?
Четвертый конкурс – практический №2
1. Собрать электрическую цепь по схеме, исследовать зависимость показаний приборов от положения ползунка реостата (схема на карточке)
Команды по очереди выполняют практические задания, объясняют, собирают цепь по схеме, устанавливают зависимость и объясняют результат.
Пятый конкурс – реклама
Каждая команда должна придумать рекламу одному предмету: учебнику физики, металлическому цилиндру, воде, линейке.
Выступления команд.
Шестой конкурс – конкурс капитанов
Даны анаграммы – слова – перевертыши - слова, в которых буквы перепутаны. Прочитать правильное слово, определить значение слова.
1. нулок, рамгм, тольв. 2. ложудь, автт, трем
3. рапем, куседан, кальпас 4. тоннью, мо, трил
Седьмой конкурс - конкурс – «Сохрани равновесие»
Каждый член команды должен пронести физические предметы: учебник на голове, цилиндр на линейке, стакан с водой одновременно, ничего не уронив и не пролив воду.
Подведение итогов викторины:
Выступление жюри, награждение.