Мероприятие
по географии
для учащихся 5-9 классов
«Занимательная география»
Разработала
учитель географии и биологии
МОУ Цильнинской средней школы
(с.Телешовка)
МО «Цильнинский район
Ульяновской области
Мулендеева Наталья Геннадиевна
Шарады, загадки, игры и конкурсы
(Участвуют все желающие. Раздать жетоны. У кого больше, тот и победил. Победитель награждается.)
КОНКУРС. «Географические загадки».
К торжественному крику Я – сибирская река,
Прибавь согласный звук, Широка и глубока.
Чтоб протянулись горы Букву «е» на «У» смени –
С севера на юг. (Ура-л) Стану спутником Земли.
(Лена- Луна)
Как инструмент меня ты ценишь. Когда жара иль дождь идет,
В искусной плотницкой руке, Тебя от них всегда укрою.
Но если «Д» на «Б» мне сменишь, Прочти меня наоборот-
Во мне утонешь как в реке. Узнаешь озеро большое
( Долото-Болото). ( Навес-Севан)
РАССКАЗЫ - ЗАГАДКИ.
1.Летом они живут на севере, а вначале зимы, улетая от северных морозов, появляются в наших лесах. Питаются рябиной и другими ягодами. Увидишь, как они, словно красные шарики, висят на дереве, и вспомнишь, что скоро Новый год. (Снегири).
2.Они очень любопытны. Это хорошо знают наши охотники. И еще знают; нет птицы осторожнее. Вон большое стадо! Завернули головы под крыло и спят спокойно. А чего им бояться? У них сторожа. С каждого края стада старая птица, не спит, зорко глядит по сторонам. (Дикие гуси).
3.С какой стороны не взглянуть на эту птицу - она странная и замечательная. Самая большая в мире, но не умеет летать. Свои маленькие крылья использует для балансирования при беге. Голова и шея этой птицы голые, а длинные ноги заканчиваются двумя пальцами. (Страус).
ЗАГАДКИ.
В холоде - горой, в избе - водой. (Снег)
С неба - звездой, в ладошку - водой. (Снег)
Бежать, бежать - не добежать, лететь, лететь - не долететь (Горизонт)
Кругом вода, а с питьем беда (Море)
Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, а рама зеленая (Пруд)
По морю идет, идет, а до берега дойдет - тут и пропадет (Волна)
Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (Болото)
Падает горошком, скачет по дорожкам (Град)
Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает (Ветер)
Страна без людей, города, без домов, лес, без деревьев, моря без воды. Что такое? (Географическая карта)
Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило (Дождь).
БЛИЦ - ВОПРОСЫ.
1.Как называется наша планета? 1. Что бывает на небе после дождя?
2.Верхний слой земли, на котором 2. Как называется линия, до которой
растут растения? нельзя дойти?
3.Высочайшие горы на Земле? 3.Самое глубокое озеро на Земле?
4.Прибор для измерения азимута? 4.Умение находить стороны горизонта
5.Горя не знает, горько плачет? 5.Вокруг носа вьется, а в руки не дается.
6.Место, где впадает река? 6.Место, где река берет начало.
7.Самый маленький материк? 7.Самый большой материк?
ШАРАДЫ.
Шар не велик, лениться не велит,
Если знаешь предмет,
То покажешь весь свет. (Глобус)
Море есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Луга есть - косить нельзя. (Географическая карта)
Первый слог мой каждый знает,
В классах он всегда бывает.
Мы к нему союз прибавим,
Сзади дерево поставим,
Чтобы целое узнать,
Город нужно вам назвать. (Мел - и - тополь)
Я укрываю самолеты,
Когда кончаются полеты,
Но ты поставь союз за мной
И стану бурною рекой. (Ангар - Ангара).
В океанах я бываю,
Корабли там разбиваю,
Если букву приписать, стану в воздухе летать.( Риф — Гриф).
На дне реки в прохладной тьме
Скрываюсь я века.
Но вот ты «Н» добавь ко мне -
И я уже река. (Ил – Нил)
Конкурс. Кто быстрее и правильнее! (задание дается обеим командам)
На всероссийской конференции по неблагоприятным природным явлениям
присутствовали представители Мурманска, Нальчика, Оренбурга, Санкт-Петербурга,
Улан-Удэ, Южно-Курильска. Каждый из них сделал по одному из следующих докладов: “Наводнение ”, “Цунами”, “Землетрясения”, “Пыльные бури”,
“ Туманы как неблагоприятный фактор навигации”, “Снежные лавины”. Как вы думаете,
какой именно доклад был сделан каждым из участников конференции?
(ответ:Мурманск –“Туманы как неблагоприятный фактор навигации”,
Нальчик – “Снежные лавины”,
Оренбург – “Пыльные бури”, Санкт-Петербург – “Наводнения ”,
Улан-Удэ – “Землетрясения”, Южно-Курильск – “Цунами”).
Аукцион вопросов по географии
Жетоны, на которых обозначена их стоимость, например, 5 баллов, 10 баллов, 20 баллов, 50 баллов. Если ответ не точный или с недочетами, то можно выплатить не полную стоимость вопроса. Кто больше набирает баллов. Тот и победитель аукциона.
№ | Вопросы | Ответы | Бал-лы |
1. | Какой город в России является самым древним и самым южным. | (Дербент) | 10 |
2 | Найдите ошибки в перечне государств, граничащих с Россией: Норвегия, Швеция, Эстония, Латвия, Молдова, Белоруссия, Украина, Грузия, Армения, Казахстан, Туркмения, Киргизия, Китай, Монголия | (Швеция, Молдова, Армения, Туркмения, Киргизия) | 10 |
3 | Распределите города Росси в последовательности с севера на юг, нумеруя от северного до южного: Архангельск, Астрахань, Воронеж, Нижний Новгород, Тамбов, Тула, Ярославль | (Архангельск, Ярославль, Н.Новгород, Тула, Тамбов, Воронеж, Астрахань) | 10 |
4 | Море, в которое впадает река Лена | ( Лаптевых) | 10 |
5 | Восточный материковый мыс России, какие он имеет координаты. | (М.Дежнева 66 05 с.ш. 169 40 з.д). | 10 |
6 | Высочайшая вершина Кавказа | (Эльбрус) | 10 |
7 | Писатель С. Елпатьевский назвал эту реку “Русской Амазонкой”
Какую реку России называл он “русской амазонкой и почему? | (Обь) | 20 |
8 | Назовите самую большую по протяженности сухопутную границу России, а с каким гос-вом наша Родина имеет самую маленькую границу. | (С Казахстаном – 7200 км, с КНДР – 17 км) | 20 |
9 | С какой высоты над уровнем моря поэт наблюдал описываемую картину? Укажите примерную высоту в км.
Кавказ подо мною один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орел, с отдаленной поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной на равне. Отсюда я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье. Здесь тучи смиренно идут подо мной; Сквозь них, низвергаясь шумят водопады; Под ними утесов нагие громады; Там ниже мох тощий, кустарник сухой; А там уже рощи, зеленые сени, Где птицы щебечут, где скачут олени; А там уж и люди гнездятся в горах… | Поэт стоял выше границы снеговой линии. Средняя высота снеговой линии на Кавказе 2900 км до 3500. на северо – восточных склонах и до 2700 на юго-западных. Следовательно поэт находился на высоте примерно 3000 км. | 50 |
10 | Я с “М” и “А” живу в горах Алтая. Но с “У” я сам раскинул цепи гор Без “М” в пустыне расстилаю Необозримый водяной простор. | Марал (олень). Урал, Арал.
| 50 |
11 | В стаде животных “ замаскировалась” река, отыщи ее: теленок, птенец, медвежонок, оленёк, колонок. Покажи ее на карте. | (Оленек) | 20 |
12 | В стихотворении Е Румянцева “Догадка” читаем:
Если есть на карте губы, Если есть на ней носы, Значит, где-то между ними Расположены… усы.
Поищите на карте РФ известные “губы”, “носы”, “усы” | (Онежская, Двинская, Мезенская губы Белого моря. Чешская – Баренцева м, Байдарацкая, Обская, Тазовская, Гыданская – Карского м, Пенжинская, Янская, Тауйская, удская – Охотского м,. Мысы: Святой нос – на Кольском п-ве, между п-овам Канин и устьем Печоры , устьем Яны и устьем Индигирки, Канин нос на п-ве Канин, Болванский нос на о. Вайгач, Белужский нос на п-ве Ямал. Реки с названием Ус и Уса – притоки Енисея, Печоры, Томи. | 50 |
13 | Хотите что-нибудь перекусить? Перед вами Булка, Бублик, Хлеб, Калач. Только не съешьте город. Какой? | (Калач – г. в Воронежской обл) | 50 |
14 | С “К” я в школе на стене, Горы, реки все на мне. С “П” - от вас не утаю: Тоже в школе я стою | Карта-парта. | 50 |
15 | Это удивительно и странно, Что она совсем не широка: Исполняет должность океана Межконтинентальная река! Милая, хорошая, большая, Вольная казацкая река И разъединяет, и сближает Дружественных два материка.
О какой реке говорится в стихотворении Н. Глаткого?
Что она сближает или разъединяет о чем идет речь в стихах? | (Река Урал. Сближает Европу и Азию) | 20 |
16 | Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела Котлом клокоча и клубясь. И вдруг, как зверь остервеняясь На город кинулась. Пред нею Все побежало. Все вокруг Вдруг опустело- воды вдруг Втекли в подземные подвалы, К решеткам хлынули каналы И всплыл Некрополь, как тритон По пояс в воду погружен.
О каком явлении писал Пушкин в одном из своих произведений? Когда это явление произошло? О каком произведении идет речь? | (А.С.Пушкин “Медный всадник” Описано наводнение на Неве в Петербурге в 1824 г. (ноябрь) | 50 |
17 | Назовите самую большую реку Европы, где она берет свое начало, куда впадает, ее правый и левый самый крупный приток, по какой равнине она протекает | ( на Валдайской возвышенности, в Каспий, по Русской равнине, Ока (пр). Кама (лев) | 20 |
18 | Тебе кипучее начало дано вершинами Саян
Недаром гордо, величаво, ты мчишься в грозный океан.
Какой реке поэт Кокарев посвятил эти стихи? | (Енисею, впадает в Карское море С,Л.ок) | 20 |
19 | Мороз и солнце; день чудесный … ………………………………… Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И лес сквозь иней зеленеет И речка подо льдом блестит. | Определите какой тип погоды отражен в этом стихот-ворении
А Пушкина.
Циклональ-ный, антицик-лональный, холодного или теплого фронта? | ( антициклональный)
| 50 |
20 | Единственный в районе России район чаеводства – Черноморское побережье Кавказа. Объясните, почему в соседних южных районах России (например, в При-кубанье, на Ставрополье) не выращивают чай | ( На Кавказе заморозки редки даже зимой, а в Предкавказье они опускаются до -5 -6 С) | 20
|
21 | Для какой из перечисленных рек наиболее характерны ледовые заторы и почему: Волга, Енисей, Амур, Терек, Урал? | (На Енисее т.к он течет с юга на север , весеннее половодье и ледоход сначала наступают в верхнем течении, когда низовья еще скованы льдом) | 20 |
22 | Выберите две основные причины высокой заболоченности равнинных тундр: 1.наличие многолетней мерзлоты 2.большое количество осадков 3.малое количество осадков 4.большая испаряемость 5.малая испаряемость | ( 1. 5) | 10 |
23 | Западный склон Урала богат нерудными полезными ископаемыми. Тем не менее именно на западном склоне Южного Урала расположены богатые месторождения алюминиевых руд. Как это можно объяснить? | (Бокситы, в отличие от всех других руд, имеют осадочное происхождение. Они образуются в результате химического выветривания в условиях влажного тропического климата. Остатки такой коры выветривания мел-палеогенового возраста сохранились на пологом склоне Южного Урала, в то время как на крутом восточном склоне они были уничтожены процессами денудации в ходе новейшего поднятия Уральских гор) | 50 |
24 | Фольклор. Загадки. Шел да шел, да в землю ушел | (Дождь) | 10 |
25 | Серое сукно тянется в окно | (Туман) | 10 |
26 | Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь | (Горизонт) | 10 |
27 | Кругом вода, а с питьем беда | Море | 10 |
28 | Страны без людей, города без домов, лес без деревьев, моря без воды. Что такое? | Географическая карта | 10 |
29 | Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя | Болото | 10 |
30 | Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит | Гром и молния | 10 |
ЗАДАНИЯ НА СТЕНДЕ
ОЗЕРА, ВОДОХРАНИЛИЩА, ЛЕДНИКИ.
ЗАПИСЬ НА ЛИСТЕ:
1.Озеро 6.Ледник
2.Сточное озеро 7.Морена
3.Бессточное озеро 8.Водохранилище
4.Болото 9.Пруд
5.Снеговая линия
1.Озеро, из которого вытекает вода.
2.Граница в горах, выше которой снег не тает в течение года.
3.Искусственные водоемы с громадными запасами воды, созданные путем постройки на реках плотин.
4.Избыточно увлажненные участки суши, часто со слоем торфа, покрытые влаголюбивыми растениями.
5.Замкнутые естественные впадины на поверхности суши, заполненные водой.
6.Озеро, не имеющее поверхностного стока.
7.Ледяные массы, покрывающие участки суши в горах, сползающие по склонам или долинам.
8.Небольшие искусственные водоемы.
9.Скопление обломков горных пород, перенесенных ледником и отложенных на место его таяния.
ГОРЫ РОССИИ.
1.Горы, разделяющие две обширные равнины, протянувшиеся с севера на юг почти на 2 тысячи км. (Уральские)
2.Горы, расположенные на полуострове Таймыр (Быранга)
3.Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря с северо-востока на юго-запад (Сихотэ-Алинь)
4.Горы Южной Сибири, по которым проходит граница России и Казахстана (Алтайские)
5.Горы между Байкалом и Алтаем (Саяны)
6.Горный хребет в Северо-Восточной Сибири, названный именем русского путешественника (Хребет Черского)
ЗАДАНИЕ.
1.Назовите материк, который пересекают все меридианы? (Антарктида)
2.Какое кругосветное путешествие будет короче: по 60-й параллели или по экватору? (60-й)
3.Существует ли океан, который пересекают все меридианы? (Северный Ледовитый)
4.Будет ли путешествие от полюса к полюсу короче по 60-му меридиану, чем по 30-му? (Нет)
5.В каком направлении идет судно из Средиземного моря в Атлантический океан через Гибралтарский пролив? (Запад)
6.В каком направлении идет судно из Азовского моря в Черное? (Юг)
Конкурс “Ученый совет”.
Определите природную зону по описанию. Возможна групповая работа
Ноги утопают в мягком ковре мхов и лишайников. Между ними, чуть поднимаясь над землей, попадаются крошечные кустарнички куропаточьей травы с очень крупными цветами. Различаются карликовые березки и осинки. Невысокие бугры усыпаны ягодами клюквы и голубики. (Тундра)
Под густыми ветвями деревьев всегда сыро и сумрачно. Здесь мало кустарников и травы. Многие деревья засохли на корню, покрытые косматыми колючками лишайника. Где-то вверху щебечут птицы. Внизу тихо, темно. Лучи солнца почти не проникают сюда. Лишь мошкара вьётся тучами. (Тайга)
Многообразие и обилие древесной растительности. Многоярусность и непроходимость. Сумрачно, сыро и обильное гниение опавшей листвы. Если одни деревья сбрасываю листья, то другие в это время только начинают расцветать. Обилие гнуса, птиц и лазающих по деревьям животных. (Экваториальный лес)
Литературно-географический конкурс.
О каком горном хребте написаны стихи поэта С. Щипачева? Из каких строчек можно сделать вывод о высоте гор. Молодые, растущие или разрушающиеся, низкие горы?
По азиатскому материку Прошелся каменным порогом. Ему известен мамонта скелет В грунтах промерзлых. Ливнями ветрами Его точили миллионы лет, Чтобы строкою засверкали грани. Железо, никель, хромовые руды Я тронут словом, рифму им найду. Недаром в копях камень изумрудный Зеленым глазом смотрит в темноту. (Урал) | |
Конкурс «Эрудитов».
Ведущий (учитель) задает географические вопросы. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.
1.Назовите самую высокую вершину России. (Эльбрус,5642 м)
2.Назовите самое низкое место России. (Прикаспийская низменность, – 27 м)
3.Назовите самое большое озеро Русской равнины, по которому в годы Великой Отечественной войны была проложена «Дорога жизни». (Ладожское - площадь17700 кв.км.)
4.Назовите озеро «чудо природы» во всех отношениях. Удивительная чистота и прозрачность воды, огромная глубина и сказочная красота берегов производит неизгладимое впечатление на каждого кто видел его. (Байкал)
5.Назовите крупнейший приток реки Обь. (Иртыш)
6.Назовите самую большую реку, не имеющую стока в Мировой океан. (Волга)
7.Назовите самую полноводную реку России. (Енисей)
8.Назовите реку, образующую самую большую дельту. (Лена)
9.Назовите самое теплое море в Северном Ледовитом океане. (Баренцево)
10.Назовите самое большое и глубокое море у берегов России.
(Берингово 5500 м, площадь 2315 кв.м.)
11.Назовите самое мелководное море на Земле. (Азовское 8 м)
12.Назовите самое холодное и ледовитое море у берегов России. (Восточно-Сибирское)
13.Назовите самый большой полуостров России. (Таймыр)
14.Назовите самый большой остров России. (Сахалин)
15.Назовите самую длинную горную систему России, «каменный пояс Русской Земли».
(Урал, более 2000 км с севера на юг)
16.Назовите самую высокую вершину Урала. (г.Народная,1895м)
17.Назовитесамый высокий действующий вулкан России. (влк. Ключевская Сопка, 3456м)
18.Назовите высшую точку Сибири. (г. Белуха на Алтае,4506м)
19.Назовите место. где в России стоят самые теплые зимы. (Сочи)
20.Назовите место, где в России стоят самые холодные зимы, «полюс холода России». (Якутия)
Рефлексия.
Вам понравилось занятие?
Что привлекло ваше внимание?
Что вызвало у вас трудность?
На столах каждой команды разложены листы бумаги разных цветов, на которых ребятам предлагается изобразить “смайлики”. Если понравилось мероприятие, вызвало интерес, то надо нарисовать “смайлика” на красном листочке. Если не понравилось – то “смайлик”черного цвета. Листки прикрепить на доске. Учитель сразу может сделать вывод о результативности проведенного мероприятия.