СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по литературе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприяти по литературе "Загадки дедушки Корнея". Цель: формирование интереса школьников к личности и творчеству К.И.Чуковского

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по литературе.»

Внеклассное мероприятие по литературе.



ТЕМА: «Загадки дедушки Корнея»



ЦЕЛЬ: формирование интереса младших школьников к личности и

творчеству К.И.Чуковского, способствующему выработке

стремления принять участие в конкурсе, приуроченном к

юбилею писателя.



ЗАДАЧИ:

  1. расширить знания ребят о жизненном пути и творческом наследии К.И.Чуковского, показав их как цепь событий, незримо связанных между собой; представить писателя не только как детского, но и литературоведа, критика, переводчика, мемуариста, психолога детской души;



  1. вызвать интерес ребят к предложенным книгам, являющимися лучшими образцами детской литературы, привлечь к их активному чтению;



  1. способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воображения, ассоциативного мышления путём создания различных игровых ситуаций и заданий.



ОБОРУДОВАНИЕ: для проведения литературного часа необходима книжная выставка, состоящая из изданий, упомянутых в ходе мероприятия; портрет К.И.Чуковского, реквизит, жетоны, призы победителям.



Ведущий 1

Здравствуйте, ребята!

В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей нашей обширной Родины – России, и который заслужил у ребят почетное звание «дедушка». Жил человек, чьи стихи, сказки, загадки с ранних лет приносят всем радость, человек, которому 1 апреля 2007 года исполнилось 125 лет. Имя этого человека – Корней Иванович Чуковский. Не только вы, ребята, но и ваши родители не представляют своего детства без «Мухи – Цокотухи», «Айболита», «Тараканища…»



Ведущий 2

…Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненьи с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Мойдодыра» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканише» не вник,

Как вырос он таким ученым,

Не зная самых главных книг?



Да, дедушку Корнея дети всегда любили. Своим маленьким друзьям он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки – громадный:



Чуковский Корней

Таланта хваленного,

В два раза длинней

Столба телефонного…



Ведущий .3

Громкоголосый, с полными румяными губами, над которыми «приютился» «увесистый любопытный нос», с вечно смеющимися глазами, не похожий ни на кого и очень щедрый на ласку. Этот любимый великан всегда имел про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки.



Ведущий 1

Детям с Корнеем Ивановичем всегда было интересно. Вот что рассказал писатель Валентин Берестов: «Меня пригласили в Кунцевский детский сад, под Москвой, где я читал детям свои стихи. Стихи просчитал, потом меня потащили к пианино, воспитательница заиграла, дети запели. Поют и разочарованно глядят на меня. Делать нечего, я запел. А когда воспитательница заиграла плясовую, дети стали хватать меня за руки, затащили в круг и , не ожидая возражений, потребовали:

- Вы будете с нами плясать, потому что вы писатель! Делаю несколько символических па, хочу вырваться, не тут-то было!

Пляски кончились. Отдышался, подхожу к воспитательнице:

- Почему дети считают, что писатели непременно должны играть с ними и плясать?

- Совсем недавно был Корней Иванович! – просияла воспитательница. Оказалось, он, тогда уже восьмидесяти летний патриарх, поднял здесь такую волну радости, что она не улеглась после его ухода…подхватив заодно и меня»



Ведущий 2

А ещё, кроме песен и танцев, Корней Иванович обожал своим маленьким друзьям загадывать загадки. Например, вот такие:



  1. Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо,-

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок)





  1. Красные двери

В пещере моей,

Белые звери

Сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю! (Губы и зубы)



  1. Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутинку, я тяну. (Иголка)



  1. Вот иголки и булавки

Выползают из под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёж)



  1. Вдруг из чёрной темноты

В небе выросли кусты.

А на них-то голубые,

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И все улицы под ними

Тоже стали голубыми,

Пунцовыми, золотыми,

Разноцветными. (Салют)









Ведущий 3

Я думаю, что вы все догадались, кто является автором этих загадок. Конечно же, сам Корней Иванович: «В старые годы, где бы я ни был – в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

Ведущий 1

Следующая загадка родилась так: перевозя вещи на дачу, он вынужден был взгромоздиться на груду вещей и ехать по ухабистой дороге, держа в руках лампу и зеркало. Доехал до места измученный, зато сочинил:



Корней Ч.

Была телега у меня,

Да только не было коня,

И вдруг она заржала,

Заржала – побежала.

Глядите, побежала телега без коня! ( грузовик)



Ведущий 2

А эту загадку К.И.Чуковский – писатель – фантазёра, вы не прочитаете ни в одной книге:



Без рук, без ног голова плыла,

Голова плыла, приговаривала:

«Эх, ноги бы мне, я бы скок да скок,

Поскакала бы я на лужок-бережок!»-

«Ну, вот тебе ноги,

Беги, голова,

Скачи по дороге.

Кричи КВА-КВА» (Головастик)



Ведущий .3

Дружба писателя с детьми продолжалась более полувека. Трудно представить себе Корнея Чуковского без детей, без постоянного живого общения с малышами, во время которого звучат интересные «речения». Словом «речения» Чуковский называет высказывания, возгласы, говор малышей. Все услышанные писателем «речения» живут в книге «От 2 до 5», которая начинается так: « Было когда-то весёлое время: жильё моё стояло у самого моря, и тут же перед окнами на горячем песке копошилось несметное множество малых ребят под надзором бабушек и нянек. Песчаная полоса была сплошь усеяна Танями, Наташами, Вовами, Игорями. Склоняясь с утра до вечера по этому пляжу, я вскоре сблизился со всей детворой… Вокруг меня, ни на миг не смолкая, слышалась звонкая детская речь…» А «речения» - вот они, попробуйте отгадать.



Ведущий 1

а) 3-х летняя Мура вбежала и сказала:



- Мама просит мазелин!

- Какой мазелин? (Вазелин)



б) Кирилл, когда был болен, он всё время повторял:



- Положите мне на голову холодный мокрес! (Компресс)



в) Мальчик обращается к маме:



- Мама, я видел автомобиль с поднимающимся пузовом! (Кузов)



г) Таня сказала:



- Возьмите меня, мама, к вихрахеру!

- К вихрахеру? (Парикмахер)



д) - У мамы болело сердечко, и она пила балерьянку. (Валерьянку)





Ведущий 2



Ну, а теперь кто быстрее отгадает. Не забывайте поднимать руку перед ответом.



Колоток – молоток

Вертилятор – вентилятор

Паукина – паутина

Кружинка – паутинка

Улиционер – милиционер

Песковатор – экскаватор

Копатка – лопатка



Ведущий 3

Да, ребята, ваши «речения» могут застать врасплох любого взрослого человека, потому что эти «речения» настоящие шифровки.

Поразительно, как вы умудряетесь в одно слово уместить сразу два или три слова?!

Ну, например:

  • Ай, я задверил руку! (Ай, я защемил дверью руку!)

  • Отскорлупай мне яйцо. (Очисть от скорлупы мне яйцо.)

  • Замолоточь этот гвоздик. (Забей молотком этот гвоздик)

  • Ого-го, как ладошкаются! (Ого-го, как хлопают в ладошки!)

  • Я намакаронился. (Я наелся макарон.)

  • Я сижу и отмухиваюся, сижу и отмухиваюся. (Я сижу и отмахиваюся от мух.)

  • Расширокайтесь! Расширокайтесь! (Расступитесь шире!)





Ведущий 1

Мы уже с вами говорили, что Корней Иванович любил загадывать загадки, особенно те, которые сочинил сам. А теперь попробуйте отгадать «речения» - загадки, придуманные вчерашними детьми:



  • Две ноги в одну штанину. (Юбка)

  • Надкушенная луна. ( Месяц)

  • Лошадь в тельняшке. (Зебра)

  • Сидит мучительный,

Карандашом стучительный. (Учитель)



Ведущий 2

Не перечислить детских садов, школ, домов, санаториев для которых «дедушка Корней» был постоянный друг, а его приход – всегда праздник для детей. Видимо ещё поэтому, все в том же Переделкино, рядом со своим домом Корней Иванович построил небольшой домик и устроил в нем для окрестных ребят детскую библиотеку. Все книги, а здесь несколько тысяч, собраны заботливо самим Корнеем Ивановичем. В библиотеке очень уютно, светло и удобно: есть читальня, где можно посидеть за столами и почитать, поиграть в шахматы; есть комната для малышей, где можно поиграть на ковре, порисовать карандашами и красками за маленькими раскладными столиками.



Ведущий 3

Ребята, представьте, что вы сейчас то же находитесь в библиотеке и здесь тоже можно рисовать. Давайте попробуем! А кого, попробуйте отгадать:



Полосатые котята

Ползают, пищат.

Любит, любит наша Тата

Маленьких котят.

Но всего милее Татеньке

Не котёнок полосатенький

Не утёнок,

Не цыплёнок, а курносый … (Поросёнок)



Рисуем поросёнка под музыку, предварительно разделив класс на команды.



Ведущий 1

Корней Иванович отличался высокой работоспособностью, так как следовал придуманному им же самим «своду законов»: не пить, не курить, вставать в 5 утра, ложиться в 9 вечера, выполнять все обещания, отвечать на все письма, не ходить в гости, кроме детей» и т.д.

Больше полувека ни на день работа не прекращалась!



Ведущий 2

За это время К.И.Чуковский написал много интересных, вдумчивых, серьёзных, «взрослых» книг. Это литературные портреты своих современников, например, «Илья Репин» - рассказы о великом художнике, что может быть увлекательнее! Это и два огромных труда о творчестве Антона Павловича Чехова и Николая Алексеевича Некрасова. Кстати, писав о Некрасове, Корней Иванович превзошел самого Шерлока Холмса, так как открыл около 15 тысяч дотоле неизвестных строк поэта. Эта замечательная книга о русском языке «беспредельном и певучем» - «Живой как жизнь».



Ведущий 3

Где, в какой еще книге можно увидеть и прочитать сотни автографов писателей, художников, артистов, к каждому из которых К.И.Чуковский сделал подробные пояснения, позволяющие даже нарисовать портрет писавшего, припомнить уникальные факты его биографии как не в рукописном альманахе «Чукоккала»?! А слово то какое любопытное. Но самое удивительное – записи и рисунки этого альманаха собирались на протяжении более 50 лет (1914 – 1969)



Ведущий 1

И, наконец, в эти долгие годы состоялось чудесное превращение Корнея Ивановича в писателя-сказочника, который одарил всех нас со сказочной щедростью. Кто не знает теперь:



У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон.



И ещё:



Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!



А так же:

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Ведущий 2

А вы знаете, что Корней Иванович Чуковский до 37 лет никогда не писал детских сказок и стихов. Но случилось так, что он поехал за своим маленьким сыном, который заболел и у которого была высокая температура. Корней Иванович вез мальчика обратно в вагоне и для того, чтобы он не плакал и не хныкал, стал ему под стук колес рассказывать какую-то сказку, которую давно хотел написать, но которая раньше не получалась.

Жил да был

Крокодил.

Он по улицам ходил.

Папиросы курил,

По-турецки говорил-

Крокодил, Крокодил Крокодилович!



Ведущий 3

Сын перестал стонать, покуда Корней Иванович говорил, причём говорил как можно скорее, и, конечно, сразу забыл всю сказку. Прошло 23 дня, мальчик выздоровел, и тогда оказалось, что он запомнил эту сказку наизусть.



Ведущий 1

Быть может, этот случай и не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал над важной статьёй, которую ему заказал один серьёзный научный журнал.

Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо ей сказал:



Ведущий 2

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам! Стыд и срам!



Так на свет родился знаменитый «Мойдодыр»



Ведущий 3

Вот тогда-то Чуковский и начал писать свои замечательные сказки для вас, ребята. А вдохновение его настигало порой в самых неподходящих местах.

«Однажды, - вспоминал Чуковский, - вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе в высшей степени нелепо и некстати, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко и вдруг под наваждением солнца, горячего ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились слова:

О, если я утону,

Если пойду ко дну…



Я побежал по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихотворные строки на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же у самой воды, и сразу в какой-нибудь час набросал строк 20 или больше. Ни начала, ни конца у сказки не было»



Ведущий 1

А сейчас я проверю, кто читал замечательные сказки, написанные самым добрым сказочником на свете К.И.Чуковским.



Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!

Здесь такой переполох!

Все бегут, несутся, скачут,

Им кричат: - Куда? Куда?

Ну, а кто-то горько плачет

От досады и стыда.

Но отлично всё кончается,

Все на место возвращаются,

Все виновную прощают,-

Без хозяйки плохо быть!

А она им обещает,

Их не пачкать и не бить. («Федорино горе»)

Ведущий 2

Кто-то пасть свою открыл,

Кто-то что-то проглотил.

Потемнело всё вокруг,

Ой, какой везде испуг!

Но медведь сразил врага,

С ним расправа недолга!

Струсил враг и воротил

То, что в небе проглотил! («Краденое солнце»)



В какой сказке живёт?



Тоненький он,

Словно прутик,

Маленький он

Лилипутик.

Ростом, бедняга, не вышел

Вот этакой маленькой мыши.

Со всеми, со всеми

Готов он сразиться

И никогда

Никого

Не боится.

Он весел и ловок,

Он мал, да удал,

Другого

Такого

Я век не видал. («Приключения Бибигона»)



Ведущий 3

Ну, я вижу, что сказки вы читали, помните их названия. А помните ли вы героев этих сказок? А хотите, я открою вам один секрет? Оказывается, самым любимым героем Корнея Ивановича был крокодил! Убедимся? В каких сказках мы встречаемся с крокодилом:

Вдруг на встречу мой хороший,

Мой любимый крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По алее проходил. (Мойдодыр)





Ведущий 1

А в Большой Реке

Крокодил

Лежит,

И в зубах его

Не огонь горит… («Краденое солнце»)



А потом позвонил

Крокодил

И со слезами просил:

Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше. («Телефон»)



Ведущий 2

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами. («Путаница»)



И сказал Крокодил:

-Ты меня победил!

Не губи меня Ваня Васильчиков!

Пожалей ты моих крокодильчиков! («Крокодил»)





Ведущий 3

А теперь задание «на засыпку». Сказки вы читали, героем мы с вами вспомнили, но в сказках порой не обойтись без вещей, на первый взгляд незаметных. Согласитесь, что Айболиту ну просто необходимы градусник, гоголь-моголь – самое лучшее лекарство для зверят, а удалому, могучему Бибигону его боевая шпага. А без каких предметов не обойтись Мойдодыру, чтобы привести в порядок мальчика-грязнулю, и Мухе-Цокотухе, чтобы накрыть именинный стол к приходу гостей – разобраться в этом предстоит внимательным.



Ведущий 1

Вот правила игры. Сейчас я разделю вас на 2 команды. Каждая команда получит на листке своего героя. Вы должны из кучки выбрать предметы, которые к нему относятся.



(Мойдодыр – мыло, мочалка, щетка, зубная паста, расческа.

Муха-Цокотуха – чашка, блюдце, ложка, варенье, чай.

Лишние предметы – спички, свечка, книжка, градусник, туфелька, калоша



Ведущий 2

Вот и подошла наша встреча к концу. Но это не значит, что закончилась встреча с утешителем и развлекателем детей и взрослых Корнеем Ивановичем Чуковским. Ведь книги доброго волшебника всегда ждут своих читателей. Когда вам вдруг захочется снова повеселиться, вспомнить любимые всеми сказки с их героями – возьмите книжки. И вы снова будете разгадывать загадки, хитрости «дедушки Корнея».



Ведущий 3

А закончить мне хочется словами из письма одного неизвестного нам дедушки: «Милый дедушка Корней Иванович! Хоть я сам стал уже дедушкой и Ваши чудесные книги для детей перешли на вооружение моего внука Димы, я всегда видел в Вас доброго ведуна, с которым легко шагалось по стране сказок и детства».



Все ведущие хором:

До свидания! До скорых встреч!