СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по литературе "Когда слова становятся крылатыми (Игра «Счастливый случай»)"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

формирование познавательного интереса и положительной мотивации к изучению литературы;

— расширение знаний о крылатых выражениях и их происхождении;

— развитие коммуникативных навыков;

—воспитание чувства ответственности за принятые в группе решения.

Оборудование: «бочонок», кроссворд, шарада.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по литературе "Когда слова становятся крылатыми (Игра «Счастливый случай»)"»

Когда слова становятся крылатыми

(Игра «Счастливый случай»)

Цели и задачи:

—формирование познавательного интереса и положительной мотивации к изучению литературы;

— расширение знаний о крылатых выражениях и их происхождении;

— развитие коммуникативных навыков;

—воспитание чувства ответственности за принятые в группе решения.

Оборудование: «бочонок», кроссворд, шарада.

Ведущий 1: Для того чтобы сделать нашу речь более богатой, образной, красивой, мы часто пользуемся меткими, сжатыми, но емкими по содержанию крылатыми фразами.

Ведущий 2: Так их назвал Гомер, который считал, что выразительное слово летит из уст говорящего к уху слушающего.

Ведущий 1: Это и афоризмы, и цитаты, и народные поговорки, и присловья.

Ведущий 2: Некоторые из них впервые прозвучали из уст известных исторических деятелей, другие возникли из народных обычаев и верований, хозяйственной деятельности и условий быта разных народов, т.е. имеют глубокую историческую основу.

Ведущий 1: А знаете ли вы, какие крылатые слова и фразеологизмы пришли в современный язык из эпохи Древнего мира? Ответив на вопросы, вы пополните свои знания об истории происхождения крылатых фраз.

Ведущий 2: Тот, кто стремится учиться получше и знать побольше...

Ведущий 1: ...тот, кто любит поиграть, приглашается сегодня на игру «Счастливый случай» — «Когда слова становятся крылатыми».

Ведущий 2: Внимание! Правила игры: участвуют две команды, каждая выбирает капитана, который решает, кто из членов команды дает ответ на вопрос, или отвечает сам.

Ведущий 1: Состоит игра из пяти геймов. Каждый гейм имеет свое название и оценивается в пять баллов.

Первый гейм «Заморочки из бочки»

С какими событиями связаны и что означают фразеологические обороты:

1. Нить Ариадны.

В греческой мифологии дочь критского царя Миноса. Помогла афинскому герою Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его клубком ниток, конец которых был закреплен при входе («нить Ариадны»).

2. Троянский конь.

По греческому преданию, огромный деревянный конь, в котором спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою (Троянская война). Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в Трою. Ночью ахейцы вышли из коня и впустили в город остальное войско. Выражение «троянский конь» стало нарицательным (дар врагу с целью его погубить).

3. Ахиллесова пята.

Ахилл в «Илиаде» - один из храбрейших греческих героев, осаждавших Трою. Мать Ахилла — богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды Стикса; лишь пятка, за которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. Ахилл погиб от стрелы Париса, поразившей его в пятку. Отсюда выражение «ахиллесова пята» (уязвимое место).

4. Между Сциллой и Харибдой.

В греческой мифологии два чудовища, жившие по обеим сторонам узкого пролива и губившие проплывающих между ними мореходов. Сцилла, дочь Гекаты, или Ехидны, скрывается в пещере на крутой скале. У нее шесть собачьих голов на шести шеях, зубы в три ряда и двенадцать ног. Харибда — олицетворение страшного водоворота, трижды в день поглощает и трижды в день извергает воды. Между Сциллой и Харибдой проплыл Одиссей, потеряв шесть товарищей, пожранных Сциллой. Вторично он спасался от Харибды в одиночестве, потерпев кораблекрушение. Аргонавты миновали пролив между Сциллой и Харибдой с помощью Фетиды и ее сестер-нереид. Позднее Сцилла и Харибда отождествлялись с различными узкими проливами греческой ойкумены, в том числе с опасными проливами между скал близ Сицилии, с Фракийским Боспором, а также с Киммерийским Боспором (современный Керченский пролив).

5. Спартанское воспитание.

Государственная система воспитания детей аристократии в Спарте в VIII—IV вв. до н.э. Мальчики и юноши от 7 до 20 лет проходили военно- физическую подготовку в интернатах. У них формировались выносливость, привычка к лишениям. В систему воспитания входили бег, борьба, метание диска, копья. Обучали чтению, письму и хоровому пению. Девушки воспитывались в семье.

Подведение итогов.

Второй гейм «Крылатый кроссворд»

Все вы, конечно, знаете, что такое кроссворды, и не раз их разгадывали. Но на доске перед вами не обычный, а «крылатый» кроссворд. Все слова в нем так или иначе связаны с крылатыми словами и выражениями. Право ответа на вопросы будет принадлежать команде, которая окажется сообразительней.


1










2




3








4






5








6













7






1. Имя македонского царя, который разрубил гордиев узел. (Александр.)

2. Сказание о богах и героях. (Миф.)

3. Именно оно стало символом раздора. (Яблоко.)

4. Продолжи крылатое выражение, смысл которого - «тяжелая бесплодная работа: «Сизифов...». (Труд.)

5. Наука о прошлом человечества. (История.)

6. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов, (фразеология.)

7. Имя царя, дочь которого дала нить Тесею, чтобы он мог выбраться из лабиринта. (Минос.)

Подведение итогов.

Третий гейм «Не нужен умный, а нужен смышленый»

Разгадав ключевые слова и заменив цифры буквами, вы прочтете фразу, принадлежащую царю и чрезвычайно талантливому полководцу, жившему в IV в. до н.э. Он произнёс её после одного боя с римлянами, в котором одержал победу. Эти слова стали крылатыми.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

3

И

И

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

X

Ц

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я


25

26

27

28

29

30

31

32

33


(Ответ: Фраза принадлежит царю Пирру. Пиррова победа — победа, которая не сулит никаких выгод победителю. В широком смысле пирровой победой называют сейчас любой успех, для достижения которого приносятся неоправданно большие жертвы.)

Подведение итогов.

Четвертый гейм «Перевертыши»

В этом гейме вам необходимо подобрать к словам антонимы, из перевертышей составить известное историческое крылатое выражение и назвать его автора.

1. «Ушел, не увидел, проиграл». («Пришел, увидел, победил». Ю. Цезарь.)

2. «Он крадет поражение». («Я не краду победу». А. Македонский.)

3. «Куры Афины завоевали». («Гуси Рим спасли. Народная мудрость.)

4. «А он, Цезарь! («И ты, Брут!» Ю. Цезарь)

5. «Такой зритель воскресает». («Какой артист погибает». Нерон.)

Подведение итогов.

Пятый гейм «Храм мудрых фраз»

Этот гейм заключительный. Для каждой команды в течение трех минут прозвучат толкования, которые нужно заменить фразеологическими оборотами.

1) Очень грязное помещение, беспо­рядок в делах. (Авгиевы конюшни.)

2) Наиболее уязвимое место у кого-либо. (Ахиллесова пята.)

3) Место, где человек скрывается от любопытных, от окружающих. (Бочка Диогена.)

4) Беспорядок, путаница, суматоха, полная неразбериха. (Вавилонское столпотворение.)

5) Страшное разрушительное бедствие. (Всемирный потоп.)

6) Быть забытым, бесследно исчезнуть. (Кануть в Лету.)

7) Постоянно угрожающая опасность, неприятность. (Дамоклов меч.)

8) Нестерпимо суровые, жестокие законы. (Драконовские законы.)

9) Место, куда страстно мечтают или стремятся попасть. (Земля обетованная.)

10) Оглушительно громкий, трубный голос. (Иерихонская труба.)

11) Непреодолимая преграда, полная изолированность. (Китайская стена.)

12) Умение говорить просто, кратко и веско. (Лаконическая (лаконичная) речь.)

13) Что-либо желанное, крайне необходимое, редкое. (Манна небесная.)

14) Гневно, раздраженно ругать или угрожать кому-либо. (Метать громы и молнии.)

15) Способ, помогающий найти выход из трудного положения. (Нить Ариадны.)

16) Разрешить сложное, запутанное дело насильственным, прямолинейным способом. (Разрубить гордиев узел.)

17) Тяжелая, бесконечная и бесплодная работа. (Сизифов труд.)

18) Добиться цели или потерпеть полную неудачу. (Со щитом или на щите.)

19) Повод и причина ссоры, спора, серьезных разногласий. (Яблоко раздора.)

20. Источник всевозможных бедствий, несчастий, неприятностей и забот. (Ящик Пандоры.)

Подведение итогов игры.

Ведущий 1: Яркие, образные слова и выражения, которые мы сегодня вспомнили в ходе игры, — это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану русского языка и литературы, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.

Ведущий 2: Один умный человек назвал крылатые выражения «мудростью в портативной форме». Сегодня, обратившись к истории Древнего мира, мы увидели, что фразы, сказанные много веков назад, уместны и в современной речи.