Кулагина С. Ю.
Внеклассное мероприятие по развитию речи для учащихся 7 – 8 классов.
«Говорунишка»
Слайд 1.
Цель: применение игровых форм обучения для развития у школьников интереса к изучению русского языка и литературы.
Задачи:
словообразование, расширение лексического запаса, конструирование предложение, формирование самостоятельного устного высказывания
Оборудование: карточки с заданиями, листы бумаги, ручки, жетоны для болельщиков, лист оценивания команд; презентация.
ХОД ИГРЫ
Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на нашей интеллектуальной игре «Говорунишка». Сегодня в нашем зале собрались самые болтливые, говорливые и весёлые, чтобы блеснуть своим остроумием, эрудицией и ораторским искусством!
А сейчас познакомимся с жюри, которое будет оценивать не только правильность, но и оригинальность ответов, смекалку, находчивость и фантазию.
Принять в нашей игре участие могут не только участники команд, но и болельщики, для которых тоже подготовлены задания. За правильные ответы команды и болельщики получают жетоны, которые, после окончания игры, подсчитает наше жюри и объявит победителей. За первое место команде победительнице будет присвоено звание «Говорун 2013», а за второе – «Болтун 2013»
Слайд 2 Конкурс «Почувствуй себя командой»
Для того, чтобы почувствовать себя командой и научиться работать в группе нужно дать команде название и придумать девиз.
Поэтому представитель команды выходит и выбирает название и получает девиз к данному названию.
Команды получили название «Говорушка» и «Болтунишка». У одной команды девиз: «Язык мой — друг мой», а у другой: «Язык мой — враг мой».
Задания:
1. Разберите слова по составу.
2.Дружно произнесите свой девиз. Найдите грамматическую основу данных предложений.
Могут ли существовать две прямо противоположные поговорки?
3.В каких случаях так говорят: «Язык мой — враг мой», а в каких случаях говорят: «Язык мой — друг мой».
Итак, чтобы язык каждого был не врагом, а другом своему хозяину нужно пользоваться ими с хорошими намерениями; стараться изучать язык на котором говоришь, употреблять как можно больше слов, чтобы сделать речь красочнее и богаче.
Слайд 3. Конкурс «Подбери синоним»
Подберите синонимы к слову «говорить». Каждая команда называет по одному слову, победит та, которая назовет слово последней. (Выражаться, изъясняться, разглагольствовать, разоряться, ораторствовать, витийствовать. Произносить, изрекать, вещать, ронять, тарахтеть, тараторить, бросать, вставлять, ввертывать, отпускать, откладывать, загибать, выдавать, городить, молоть, нести, плести и т. д. )
Слайд 4. Конкурс артистизма.
Правила речи надо стараться соблюдать. Необходимо говорить громко, чётко, выразительно. Поэтому еще один девиз нашего конкурса –
«Если хочешь разговаривать, должен чётко проговаривать».
Сели правильно, красиво, улыбнулись. Вдохнули, плавно выдохнули.
Необходимо произнести фразу: «Я вчера весь день делал уроки и все выучил!»
(это делают все участники команды по очереди).
- грустно
- радостно
- как со сцены во время линейки (торжественно)
- воображая
- не веря самому себе
Слайд 5 Конкурс скороговорок.
Задача команды: правильно и быстро произнести скороговорку. Команды получают карточки со скороговорками.
Рыла свинья рыла вырыла полурыло или свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полурыло.
Идет козел с косой козой. Идет козел с босой козой. Идет козa с косым козлом. Идет козa с босым козлом.
Дaнa Козявке спpaвкa о том, что не Козявкa. Hепpaвильнaя спpaвкa. Козявкa есть Козявкa.
Слайд 6. ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
Пока команды готовятся (1-2 минуты), проводится игра со зрителями.
Болельщикам предлагается испытать себя в умении быстро и правильно произносить скороговорки.
Нужно быстро и без ошибок произнести скороговорку пять раз:
«На возу лоза, у воза коза».
«Ужин нужен и жуку и ужу».
«Наш Полкан попал в капкан».
«Подарила Варенька варежки и валенки».
Слайд 7 Конкурс ассоциаций.
Выясняется значение слова ассоциация. Ассоциация - связь между отдельными представлениями, в силу которой одно представление вызывает другое.
Каждая команда получает карточку со словом. Задача команды: назвать как можно больше ассоциаций к этому слову, а другие команды должны отгадать это слово. Балл получает та команда, которая назвала больше всех ассоциаций и та, которая первая угадала слово.
ФАКЕЛ, ТАБЛЕТКА, БАЗАР, ЛАПША
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
Пока команды готовятся, болельщикам тоже предлагается отгадать слово по ассоциациям.
Дети, мама, папа, здоровье, любовь, фата, жизнь, дружба, душа, женское, скидка, кайф, солнце, улыбка.– СЧАСТЬЕ.
Деньги, касса, кнопка, счёты, цифры - КАЛЬКУЛЯТОР.
Курорт, море, отдых, птица, самолёт, север, солнце, тепло, пляж– ЮГ.
Слайд 8. Конкурс «Рассказ по заданному началу или кто больше наговорит»
Следующее задание требует умения фантазировать и сочинять. Командам предстоит по заданному началу придумать продолжение рассказа. Рассказ должен получиться весёлым и смешным. Правила этого конкурса: первый начинает рассказ, как только он останавливается (по сигналу) – второй продолжает первого и так далее. Каждому участнику даётся 30 секунд.
Если б я был Карлсоном…
Если б я был Вини – пухом…
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
Пока команды готовятся, болельщикам тоже предлагается попробовать себя в роли «писателей».
Кто произнесет лучшее предложение!
Если б я был Бармалеем…
Конкурс знаек «Семь раз проверь, один – напиши».
Каждой команде заполнить таблицу с вопросами и ответами одним словом (словосочетанием) или цифрой.
1 вариант.
№ П/П | ВОПРОС | ОТВЕТ |
| Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения… | Синтаксис |
| Антоним к слову временный | Постоянный |
| Как погиб Колобок? | Съела Лиса |
| Откуда Айболиту пришла телеграмма? | Из Африки |
| Где происходит действие «Медного всадника»? | Петербург |
| Подруга дней моих суровых. О ком это? | Няне Пушкина |
| Фразеологический оборот со словом глаза. | Выколи глаз, вырви глаз, глазам не верить, плюнуть в глаза и др. |
| Объясните значение: Хоть кровь из носу. | Обязательно |
| Словарь, в котором можно узнать о произношении слов. | Орфоэпический |
| Великий русский баснописец. | Крылов |
| Квартал или квартал? | КвартАл |
| Сколько частей речи в русском языке? | 10 |
| Подлежащее и сказуемое являются… | Грамматической основой |
| Есть ли непроизносимый согласный в слове участвовать? | Нет |
| Сколько звуков в слове яд? | 3 |
| Где в слове искусство удвоенные согласные? | Во втором случае |
2 вариант.
№ П/П | ВОПРОС | ОТВЕТ |
| Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. | Фонетика |
| Кто спас муху-цокотуху? | Комар |
| Каталог или каталог? | КаталОг |
| Мой первый друг, мой друг бесценный… О ком это? | О Пущине |
| Фразеологический оборот со словом голова | Ломать голову, сломя голову, оторвать лову… |
| Объясните значение: подложить свинью. | Напакостить |
| Автор 4-томного Словаря живого великорусского языка. | В.Даль |
| Жалюзи или жалюзИ? | ЖалюзИ |
| Сколько раз надо отмерить, чтобы верно отрезать? | 7 |
| Сколько самостоятельных частей речи в русском языке? | 8 |
| Из главного и зависимого слова состоит… | Словосочетание |
| Есть ли удвоенные согласные в слове искусный? | Нет |
| Сколько звуков в слове ёжик? | 5 |
| Со школы или из школы? | Из школы |
| Часть слова, стоящая перед корнем. | Приставка |
| Есть ли непроизносимый согласный в слове чувствовать? | В |
Слайд 9. ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
Перед вами слово ТРУДОЛЮБИЕ. К каждой букве этого слова нужно
подобрать другие слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь. Кто быстрее, тот и победитель.
Слайд 10. Конкурс «Переводчики»
Перед вами лингвистическая сказка, где по всем правилам грамматики соединяются никому не известные слова. Попробуй представить себе то, о чём рассказывается в этой сказке. Учитывается текст перевода, выразительность его прочтения, артистизм.
ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонилитсь.
А Калуша волит:
- Оёё! Оёё! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит Калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Слово жюри для подведения итогов. Награждение команд.
Награждение болельщиков.