Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры «Счастливый случай».
Цель: проверить знания учащихся по русскому языку и литературе;
привить интерес к литературе и русскому языку;
воспитание чувства коллективизма, воспитание уважительного отношения друг к другу.
Ход мероприятия:
Орг. Момент.
-Добрый день, веселый час
Все мы любим поиграть!
Поприветствуем наших игроков!
Ведущий (учитель):
Сегодня мы собрались на игре «Счастливый случай», чтобы проверить свои знания по русскому языку и литературе, поиграть, интересно провести время.
Итак, объявляется первый гейм «Разминка»
Вопросы для первой команды:
Рыболовная снасть для золотой рыбки. ( Невод).
Под чьим именем напечатал Пушкин несколько своих повестей? (Под именем Белкина).
Жил да был один чудак,
Поступал он часто так:
Вместо валенок перчатки
Одевал себе на пятки,
Вместо шапки на ходу
Надевал сковороду.
Все ребята скажут тут
Как дядю этого зовут.
Человек рассеянный с улицы Бассейной.
И, конечно, знает всяк
Написал о нем …. (Маршак).
Вопросы родительного падежа (Кого? Чего?).
Кто автор этих строк:
Черемуха душистая
С весною расцвела.
И ветки золотистые, что кудри, завила. (С.А. Есенин).
6.Назвать самостоятельные части речи (Сущ., прилаг., глагол, прич., дееприч., наречие, числит., местоим.)
7. Назовите трагедию Шекспира, название которой аналогично «Руслану и Людмиле» («Ромео и Джульетта»).
Вопросы для второй команды:
Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (Почтальон).
В каком стихотворении Пушкина речь идет о ядовитом дереве, яд которого был смертен для всего живого? («Анчар»).
У отца был мальчик странный:
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына,
Шалунишку-Буратино,
А про ключик золотой
Написал для вас (Толстой).
Кто автор этих строк:
-Унылая пора! Очей очарованье!
Приметна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин «Осень»).
Фамилия богатого помещика из повести «Дубровский» (Троекуров)
Кто первым написал стихотворение на смерть А.С.Пушкина?
(Ю.Лермонтов
Назовите служебные части речи (союз, предлог, частица).
Музыкальная пауза. Подведение итогов первого гейма.
Второй гейм «Заморочки из бочки».
(Капитаны берут бочонки).
Настоящая фамилия М.Горького. (Алексей Пешков)
Назовите автора и произведение:
Жили да были два генерала, и так как оба они были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове…
( М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Продолжите строки:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
(И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
5.В метрической книге церкви Богоявления сохранилась запись от 26 мая 1799 года по старому стилю: «Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр, крещён июля 8 числа». Так где же родился А.С.Пушкин?
а) в Москве;
б) в Санкт-Петербурге;
в) в с.Михайловском.
команда
Как называется стихотворение М.Ю.Лермонтова, посвященное крупному сражению 1812 года? («Бородино»).
Какое предложение называется С П П ? (Предложение, в котором простые предложения соединяются с помощью подчинительных союзов или союзных слов и от одного предложения к другому можно задать вопрос).
Какие буквы русского алфавита не имеют звукового значения, то есть не обозначают звуков? (ъ и ь )
Для написания какого произведения А.С.Пушкин использовал летописный источник?
а) «Песнь о Вещем Олеге»
б) «Дубровский»
в) «Полтавский бой»
«Счастливый случай» (Приз команде, которая вытаскивает бочонок с цифрой 8).
Подведение итогов.
Гейм 3 «Ты мне – я тебе»
Каждая команда по очереди задаёт по два вопроса соперникам. За правильный ответ – 2 бала. Можно брать помощь зрителей – болельщиков команды.
Гейм 4 «Гонка за лидером».
1 команда
1. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (фонетика)
2. Часть слова, графически обозначаемая квадратом. (окончание)
3. Назовите главные члены предложения. (подлежащие и сказуемое)
4. Сколько самостоятельных частей речи. (8)
5. Назовите возвратное местоимение. (себя)
6. Какой член предложения отвечает на вопросы какой? чей? (опред.)
7. К какой части речи относятся слова бегать ,читать? (глагол)
8. Сколько согласных в слове бельё? (3 [ б, л’, й’]
9. Каким стилем пишут учебники. (научным)
10. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заим.)
11. Как называется предложения, в котором содержится просьба или совет? (побудительное)
12. Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
13. Сколько существует второстепенных членов предложения? (3)
14. К какой части речи относятся слова ура, ого, ой. (междометья)
15. Какой стиль речи используется в быту. (разговорный)
16. Назовите 3 личных местоимения. (Я, ты, мы)
17.Раздел науки о языке, изучающий части речи. (морфология)
18. Раздел науки о языке, изучающий весь словарный запас нашей речи? ( лексика)
19.. Автор повести «Алые паруса». (А.Грин).
20.Птица, которая приносит детей, найденных в капусте? (Аист).
21.Мероприятие, на которое стремилась и попала героиня сказки, потерявшая там хрустальную туфельку. (Бал).
22. Царица богов в греческой мифологии. (Гера).
23. Лирическое стихотворение, в котором автор прославляет выдающихся деятелей, значительные события жизни, истории. (Ода).
24.Где учился А.С.Пушкин? (в Царскосельском лицее)
25.К кому первому обратился Елисей в поисках царевны из «Сказки о мёртвой царевне…»? (к солнцу)
Каким французским именем назвался Дубровский в доме Троекурова? (Дефорж)
Не мышь, не птица, в лесу резвится, на деревьях живет и орешки грызет. ( белка)
Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? ( печку)
Без кого репку бы не вытянули? ( без мышки)
Что делили мужик с медведем на вершки и корешки? (репу)
2 команда
1.Раздел науки о языке, изучающий способы образования слов? (словооф.)
2. Часть слова, графически обозначаемая дугой. (корень)
3. На какие вопросы отвечает дополнение? (косвенных падежей)
4. Сколько всего частей речи в русском языке? (12)
5.Назвать неопределенные местоимения? ( некто, нечто, некоторый)
6. Какой член предложения отвечает на вопрос КАК? ( обстоятельство)
7.Какой частью речи является слово СЕГОДНЯ (наречие)
8. Сколько звуков в слове яма? (4)
9. Каким стилем написаны журнальные и статьи? (публицистический)
10. Как называется предложение, в котором о чем – то сообщается? (пов.)
11. Как называются слова, имеющие несколько лексических знаний? (многознач.)
12.Слова одинаково пишутся, слышатся, но значение разное ( омонимы)
13. Сколько служебных частей речи в русском языке? (3)
14. Какая часть речи отвечает на вопросы как? где? куда? (наречие)
15. Как называются слова, обозначающие специальные научные понятия? (термином)
16.. Назовите особые формы глагола.
17.Что изучает морфология?
18.Значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. (Корень).
19.Число, которое фигурирует в сказках. (Три).
20.Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна)
21.Что принцесса почувствовала под периной? (Горошину).
Перенесение признаков и свойств живого существа на неодушевленные предметы ( Олицетворение)
Перерыв между уроками ( перемена)
Где родился М.Ю.Лермонтов? ( в Москве)
Имя убийцы А.С.Пушкина. (Дантес)
В чём была сила Черномора из поэмы «Руслан и Людмила»? (в бороде)
Под соснами, под елками лежит клубок с иголками. ( еж)
Кто сломал теремок? ( медведь)
Кому удалось съесть колобка? (лисе)
Какие реки в сказках текут? ( молочные)
Гейм V «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?»
ВЕДУЩИЙ: Этот тур посвящен жизни и творчеству известных русских поэтов и писателей. Вы должны будете по фактам биографии, которые я вам прочитаю, определить, о ком идет речь.
Задание
Родился в 1799 г. в Москве. Погиб на дуэли в 1837 г. По матери был потомком эфиопского князя, отец его происходил из старинного дворянского рода. Способности проявились очень рано. В семь лет он сочинял комедии на французском языке. Был одарен невероятной памятью, например, в 11 лет знал наизусть всю французскую литературу, которую нашел в библиотеке отца.
А. С. Пушкин
Имя этого человека стоит вторым в ряду имен величайших русских поэтов. Он родился в 1814 г. и погиб на дуэли в 1841. Воспитывался у бабушки в селе Тарханы Пензенской губернии. Это был небольшого роста, смуглый человек с большой головой и бледным лицом. Среди черных, как смоль, волос надо лбом выделялась белокурая прядь. Его большие карие глаза производили чарующее впечатление и приводили в смущение того, на кого он долго смотрел. С детства поэт свободно владел французским и немецким языками, проявлял необычайные способности в математике, играл на скрипке и фортепиано, рисовал, лепил из крашеного воска, играл в шахматы. Позже стал офицером, воевал на Кавказе.
М. Ю. Лермонтов
Годы жизни этого писателя: 1860—1904. Родился в Таганроге в семье купца. Окончил медицинский факультет Московского университета. Живя пол Москвой в деревне Мелихово, он как врач обслуживал 25 деревень, 4 фабрики и монастырь. Писатель очень любил всевозможные шутки и розыгрыши, давал людям остроумные прозвища. Себя он величал Гудияди Яносом, графом Черно-мордиком, Повсекакием, Аркадием Тарантуловым, Доном Анто-нио, Шиллером Шекспировичем Гете и многими другими именами.
А. П. Чехов
Родился в 1809 г. на Украине, но считается великим русским писателем. Детство его прошло в селе Васильевка недалеко от Миргорода. Его появление в лицее однокашникам запомнилось как комическое зрелище. Новичок был укутан в шубы, свитки и одеяла, их долго развязывали, и когда, наконец, развязали, глазам присутствующих предстал невзрачный мальчик с длинным носом, пугливо озирающийся по сторонам. Он сразу забился на последнюю парту, за которой и просидел несколько лет, ни с кем не вступая в близкие отношения. Все изменилось, когда в лицее появился театр. Здесь его актерский талант раскрылся полностью. Он играл так, что зал буквально лежал от смеха.
Н. В. Гоголь
Этот писатель родился в 1711 году в деревне Денисовка, близ Холмогор около Архангельска. В семье крестьянина, который занимался земледелием и рыбным промыслом. Он помогал отцу, но, выучившись грамоте без ведома отца ушел в Москву и поступил в славяно – греко латинскую академию. Сделал много научных открытий, по его инициативе был открыт Московский университет.
М.В.Ломоносов
Он прожил тяжелую жизнь, но имел мечту – выйти в море, стать матросом. Самая знаменитая его книга « Алые паруса» - мечта и вера в прекрасное.
А.Грин
Звучат утверждения. На листочке команды одновременно ставят «+» или «-». За правильный ответ два балла.
ГЕЙМ 6 « ДА-НЕТ
Утверждения:
1. Слова черный красный антонимы.
2. Стрелять глазами – фразеологизм.
3. Слово страна нужно писать с большой буквы.
4. Слово мебель женского рода.
5. Междометья – служебная часть речи.
6. Существительное концерт не имеет множественного числа.
7.Существительное пальто является несклоняемым.
8. Слово вверху – это наречие.
9. Желто – зеленый пишется через дефис.
10. Слово тройка – имя числительное.
11. Глагол обозначает признак предмета.
12. Улыбаясь – деепричастие.
13. Поток – наводнение – слова – синонимы.
14. и, а, но, да, - это предлоги.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
- + - + - - + + + - - + + -
ГЕЙМ 7 «ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ...»
ВЕДУЩИЙ: Это шуточный конкурс на знание русских пословиц и поговорок. Я читаю начало пословицы и предлагаю вам два варианта ее окончания. Вы должны выбрать верный вариант.
(Ведущий обращается к командам поочередно.)
Задание
Не плюй в колодец...
вылетит — не поймаешь;
пригодится воды напиться.
2. Любишь кататься...
полезай в кузов;
люби и саночки возить.
3. С глупым водиться...
всегда пригодится;
сам поглупеешь.
4. Не рой другому яму…
коль солнца нет;
сам в нее упадешь.
5. Близок локоть...
а не укусишь;
а пересол — на спине.
6. Пришла беда...
отворяй ворота;
и весна не красна.
Подведение итогов.
Изучение русского языка
Нелегко нам даётся пока.
Но идёт по земле новый век,
Должен грамотным быть человек!
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: до свиданья,
До счастливых новых встреч!