Внеклассное мероприятие по русскому языку «Интеллектуальное казино».
- Добрый день, уважаемые дамы и господа! Я приветствую вас в нашем интеллектуальном казино. Предлагаю вам сыграть необычное казино – игру, дающую возможность каждому ее участнику проявить свой интеллект, который будет оцениваться соответствующей единицей достоинством в «один ум».
Мне б у самых пытливых мудрость перенять!
Вот, судьба, что пошли мне – уменье понять.
Лишь такому богатству нет на свете цены.
Дай мне дар докопаться до любой глубины!
- В нашем казино каждый, кто желает проверить эрудицию, может заработать деньги своим умом. Участвуют 2 команды.
Ставя «умы» на кон, вы можете как увеличить свое состояние, так и обанкротиться. Условия игры просты: я задаю вопрос, а тот, кто решается ответить на него, делает ставку. В случае неудачи отвечает любой соперник другой команды, удваивая ставку.
1 тур
«Все, что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды».
Прошу делать ставки, господа! Минимальная ставка –5 «умов». Ставки сделаны. Слушаем вопрос:
- Что изучает фонетика?
- Какие слова называются синонимами?
- Что такое алфавит?
- Какие слова называются антонимами?
- Назовите главные члены предложения.
- Какие слова называются омонимами?
- Назовите второстепенные члены предложения?
- Какие словосочетания слов называются фразеологизмами?
- Что называется склонением?
- Сколько падежей в русском языке?
- Приведите примеры слов с прямым и переносным значением.
- Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы кто? Что?
2 тур
«Ума палата».
Дается задание объяснить значение данных ниже фразеологизмов. Ставки сделаны. Та команда, которая даст больше правильных ответов, забирает «умы».
- Водить за нос - обманывать.
- Клевать носом – дремать.
- Козел отпущения – человек, на которого сваливают все грехи и поступки других.
- Попадать пальцем в небо – ошибаться.
- Кошки скребут на сердце - кто-то испытывает сильное беспокойство.
- Мозолить глаза – надоедать.
- Мокрая курица – размазня.
- Зуб на зуб не попадает – замерз.
- В тихом омуте черти водятся – тихий, внешне мало проявляющий себя человек, способен на поступки, которые от него не ожидают.
- В семье не без урода – говорится с сожалением или снисхождением о том, кто выделяется в семье.
- Дуться как мышь на крупу – очень сильно обидеться.
- Намылить шею – проучить, наказать.
- Вешать нос – унывать.
- Смотреть как баран на новые ворота – смотреть, ничего не понимая.
- Как свои пальцы пять пальцев – очень хорошо.
- Слушать краем уха – невнимательно.
- Делать из мухи слона – преувеличивать.
- Тянуть хвоста за хвост – медленно.
- Считать ворон – бездельничать.
- Драная кошка – неаккуратно.
3 тур
«Ум за разум надоумят сразу».
Отгадать фразеологические загадки.
1. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то недопонимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (УШИ)
2. Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнайки; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (НОС)
3. Его проглатывают или прикусывают, держат за зубами, не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко и легко. (ЯЗЫК)
4. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в карманах. (ВЕТЕР)
4 тур
«Задания для развития логического мышления».
Переведите слова в первой колонке на казахский язык и вставьте вместо точек во второй колонке. У вас получатся новые слова. У кого больше, та команда и забирает казну.
огромный
|
Круго….
|
дыхание
|
…ократия
|
рыдание
|
Ба…
|
есть
|
…мен
|
мозг
|
Ко…ссия
|
много
|
…око
|
мысль
|
Пок…
|
десять
|
Балл…
|
пудра
|
Антил…
|
я
|
Супер…
|
5 тур
«Устами младенца».
Учащиеся знакомятся с наиболее распространенными материалами возможностью вторичного использования отходов. Задача команд: попытаться понять, что имели в виду дети. Не отгадывает команда с первого раза, докладывает по пять умов в банк и т.д.
1 команде
1.Ее изобрели китайцы.
2. У нас ее получают из дерева.
3.Она легко горит.
4.Из нее получается очень много мусора.
5. На ней обычно рисуют или пишут. (БУМАГА)
2 команде.
1. Всегда черного цвета.
2. Этого много в городе, особенно там, где есть заводы и фабрики.
3. Это очень вредно.
4. У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.
5. Его много в печи. (САЖА)
6 тур
«Конкурс художников».
Команды по очереди показывают нарисованные дома иллюстрации. Каждая команда должна назвать фразеологизм и рассказать о его происхождении.
- Ахиллесова пята.
- Крокодиловы слезы.
7 тур.
«Что бы это значило».
Учащиеся по словарю определяют значение фразеологизмов:
- Повесить нос.
- На морозе щеки горят.
- Лодка уткнулась носом в берег.
- Одна нога здесь – другая там.
8 тур
«О, счастливчик!»
Конкурс «Кто больше». Участникам предлагается закончить фразеологические обороты, кто даст больше правильных ответов.
- Жить душа….(в душу).
- Куда глаза….(глядят).
- Носить воду ….(решетом).
- Мал-мала…(меньше).
- Тютелька…(в тютельку).
- Как с гуся…(вода).
- Потерять ….(голову).
- Во весь…(дух).
- Сделать большие ….(глаза).
- Как рыба…(в воде).
- Надуть…(губы).
- Зуб на зуб…(не попадает).
- Кусать…(локти).
- Сесть …(в калошу).
- Засучив…(рукава).
- Белая…(ворона).
- Зарубить…(на носу).
- Козел…(отпущения).
- Со всех…(ног).
- Мастер …(на все руки).
- Водить…(за нос).
- На краю…(света).
- Как кошка…(с собакой).
- Как свои …(пять пальцев).
- Два сапога…(пара).
- Сидеть сложа …(руки).
- Как с гуся…(вода).
- Пальчики…(оближешь).
- Ломать…(голову).
- Скрепя… (сердце).
Жюри подсчитывает заработанные игроками «умы» и объявляет «счастливчика».