ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ
Звучит музыка №1(Чему учат в школе)
Учитель:
Добрый день, дорогие ребята, родители, гости! Вот и пролетели полгода, наши ребята стали настоящими учениками. Все научились читать, и сегодня мы всех вас пригласили на наш праздник, который называется «Прощай, азбука!»
Выходят ученики.
Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова - в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.
Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много – много дней,
Нам азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Теперь мы знаем буквы, слоги,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Все мы сегодня говорим:
Все вместе. «Тебя мы, азбука, благодарим!»
(Муз №2) ДЕТИ исполняют песню первоклассника.
(Муз №3для машиниста ) После песни в зал входит МАШИНИСТ (со свистком).
Машинист:
Здравствуйте, ребята! Я машинист весёлого паровозика. Привёз к вам на праздник гостью. Угадайте! Кто она? Говорит она беззвучно. А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней - будешь вчетверо умней.
Все дети:
Азбука.
(Муз №4) Звучат фанфары, выходит Королева АЗБУКА. Слайд «Страна Литературия»
Азбука:
Здравствуйте, ребята! Я – Королева Азбука, а все буквы – мои подданные. Мы все – жители волшебной страны ЛИТЕРАТУРИИ. Сегодня вы в последний раз отправитесь со мной в праздничное путешествие по этой стране. В путь!
(Муз №3) Машинист:
Ребятам объявляется, что поезд отправляется! (свистит)
Поехали! Отъехали! Поехали! Доехали! (На слайде «Паровозик из Ромашково»)
Азбука:
Итак, первая станция – «АЛФАВИТОВО».
Здесь нас должны встретить буквы. Что-то долго их нет. Пойду, посмотрю, не идут ли!
(Муз №5) Звучит музыка.
Из-за шторы появляются Дед - Буквоед, Ошибка и Абракадабра.
Абракадабра:
Ну, вот! Слышали? У них праздник должен быть.
Буквоед:
Какая неприятность…
Ошибка:
Надо им помешать и АЗБУКУ схватить, а без нее буквы не смогут праздник начать. А с буквами мы легко разделаемся. В каждой школе есть свой “Незнайка”. Он обязательно сделает ошибки. Я их так люблю!
Буквоед:
Ага! Я тоже задам такие вопросы, что “Незнайка” обязательно ошибется. Тогда на обед у меня будет салатик из букв!
Абракадабра:
Вот и ладненько! Со всеми расправимся и устроим в школе маленькую абракадаброчку. Ха-ха-ха!!!
Осталось схватить Азбуку и найти “Незнайку”.
(Муз №6) Уходят искать Азбуку и “Незнайку”.
Появляется Азбука.
Азбука:
Странно, букв нигде нет?!
Буквоед (за сценой):
Скорей сюда! Я нашел ее!!!
Буквоед, Ошибка и Абракадабра хватают Азбуку и уводят со сцены.
(Муз №6) Звучит “Гимн Незнайки.” Появляется НЕЗНАЙКА.
Незнайка (чешет затылок, задумчиво рассуждает):
Эх, что бы мне такое придумать, чтоб на уроки не пойти? Надоело эти буквы писать! Хочу гулять, хочу кино смотреть, хочу играть. Хочу, хочу, хочу!!! (Швыряет портфель).
(Муз №5) Появляются Абракадабра, Ошибка и Буквоед.
Абракадабра:
Ты-то нам и нужен!!!
Ошибка:
Молодец!!! Делай как можно больше ошибок!
Буквоед:
Ты только не учись, и мы исполним все твои капризы. И ты будешь самым умным в школе.
Незнайка:
Вот здорово! Вот повезло! Прямо как в сказке “По щучьему велению”.
Учитель:
Незнайка, не слушай их. Если ты их послушаешь и не будешь учиться, то все буквы попадут в руки Абракадабре, Ошибке и Буквоеду. Азбука останется без букв, и все ребята будут неграмотные. Ребята не смогут читать и поэтому будут сидеть дома. Подумай об этом!
Незнайка (чешет затылок):
Ну, уж нет! Лучше я выучу некоторые буквы, чем всю жизнь сидеть дома. Не годится мне ваше предложение. Пойду-ка я на урок. (ищет свой портфель)
Абракадабра:
Нет, просто так мы тебя не отпустим!
Ошибка:
Отгадаешь наши загадки и пропавшие слова – отпустим тебя и вернем Азбуку.
Буквоед:
Не отгадаешь… пообедаем буквами!!!
Незнайка (растерянно):
Вот так история! И почему же я всегда влипаю? Что же теперь делать? Вдруг я не отгадаю загадки, и Буквоед съест буквы. (Обращается к ребятам) Ребята! Поможете мне? Пожалуйста!
Учитель:
Ну что, ребята, поможем? Загадывайте свои загадки!
Ошибка:
Стоит веселый светлый дом.
Ребят проворных много в нем.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
Незнайка (чешет затылок):
Не знаю!
Дети:
Школа.
Абракадабра:
Ох, негодные детишки! Отгадывайте следующую загадку. Эту уж вы наверняка не отгадаете!
Черные, кривые, от рожденья все немые –
Встанут в ряд – все заговорят.
Незнайка (чешет затылок):
Не знаю!
Дети:
Буквы
Буквоед (свирепо):
А вот, отгадай пропавшее слово!
Я - … учусь читать,
Меня никак нельзя не знать!
Дети:
Азбука.
Незнайка (достаёт из портфеля азбуку)
Эту я знаю. Это - АЗБУКА!
Буквоед: Они все знают! Убегаем скорее отсюда! (Муз №5)
Азбука:
Спасибо вам ребята! Своими знаниями вы меня спасли! (Обращается к Незнайке) Теперь ты понял, что “Кто много читает, тот много знает. ”А вот и мои буквы.
(Муз №1) Звучит музыка. Выходят дети - 33 буквы, читают короткие стихи
Буква А.
Буква А сладка на вкус, словно, сахарный арбуз.
Буква Б.
По полю барашек белый темной ночью брел несмело.
Блеял он: "Боюсь я! Бе-е-е!" Узнаете букву Б?
Буква В.
Буква В есть в слове "вол", я ее легко нашел!
Буква Г.
Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принес нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал, наш бедный гость!
Буква Д.
Буква Д, как будто дом, я в деревне жил в таком.
Буква Е.
Буква Е есть в слове "ель", заметает ель метель.
Буква Ё.
Буква Ё есть в слове "ёж", ты легко ее найдешь!
Буква Ж.
Узнаешь знакомый звук? Буква Ж жужжит, как жук.
Буква З.
З звенит, словно звонок, нас торопит на урок.
Буква И.
И – игрушки, и – игра. Любит игры детвора!
Буква Й.
Йогурт из малины - самый наш любимый!
Буква К.
Буква К, как куколка, славненькая буковка!
Буква Л.
Лето, ливень, листопад, я любой погоде рад!
Буква М.
Букву М узнал я рано, ведь она есть в слове "мама".
Буква Н.
Н – веселый Новый год, скоро в гости к нам придет!
Буква О.
О – похоже на колечко, словно, шерстка на овечке.
Буква П.
П – прекрасные подарки принесли в пакете ярком.
Буква Р.
Р – рычит, как будто рысь, эй, меня остерегись
Буква С.
С – свистит, словно свисток: Удирайте со всех ног!
Буква Т.
Взял я толстую тетрадь, буду букву Т писать.
Буква У.
Замычит буренка: "Му-у!" Узнаете букву У?
Буква Ф.
Я в лесу нашла фиалку – только рвать фиалку жалко!
Буква Х.
Веселится буква Х: Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Буква Ц.
Кап-кап-кап – за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква Ц, как будто цапля, на одной ноге стоит.
Буква Ч.
Чашки, чайник, сладкий чай, что за буква? Отвечай!
Буква Ш.
Я шуршу, как будто шины,
Есть я в слове и "машина",
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш?
Буква Щ.
Буква Щ есть в слове "щит". От удара он трещит!
Твердый знак.
Знак я очень твердый,
Оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Буква Ы.
Буква Ы есть в слове "бык", травку бык щипать привык!
Мягкий знак.
Я – мягкий знак. Меня найдешь и в слове "льет", и в слове "дождь".
Буква Э.
Этот дом похож на наш – у него один этаж.
Буква Ю.
Скачет Юля, как юла, хоть и ростиком мала!
Буква Я.
Ты твердишь все: "Я да я!
Всех умнее я, друзья!"
Не забудь, что буква Я –
Самая последняя!
Азбука.
Вот какие мои буквы,
Славный русский алфавит.
Знать его отлично должен
Каждый, каждый ученик.
(Муз №7) Все дети вместе исполняют песню « Песенка о буквах». Несколько человек запевают, все остальные подпевают
Азбука:
Вижу я, что свой первый учебник вы освоили хорошо. Молодцы!
А ваша следующая станция «ЗАТЕЙНИКОВО».
Машинист (Свистит):
Голубой вагон бежит, качается,
Скорый поезд набирает ход.
Но здесь путь наш не кончается,
Тетушка Затейница нас ждет.
Звучит музыка, выходит ЗАТЕЙНИЦА. (Азбука ей помогает)
Затейница:
Что ж, гостям всегда я рада,
Вы мне радость и отрада!
И там, где появляюсь я,
Начинается игра!
Затейница: (держит в руках красивую букву Ц)
Я хочу провести аукцион. Продается буква «Ц»! Называйте слова, которые начинаются с этой буквы. Побеждает тот, кто назовет слово последним. Прошу быть внимательными и не повторяться!
Затейница: (флипчарт взять у Василенко Н.Ю.)
Молодцы, ребята! Следующее задание. Из буквенной мозаики составить слово.
(ШКОЛА)
2-3 задания ещё
Затейница. Всем спасибо за ответы, за задор, за звонкий смех,
За азарт соревнованья, обеспечивший успех!
И для вас сейчас сюрприз - танец игровой – на БИС!
ЗАТЕЙНИЦА с Азбукой проводят флэшмоб.(Просто, просто мы – маленькие звезды!)
Машинист:
Ребятам объявляется, что поезд отправляется!
И следующая станция « ПОЧИТАЙКОВО».
Азбука.
Ах! Забыла я, друзья,
Что представить вам должна,
Кто на смену мне придёт,
Дальше вас учить начнёт.
Звучат фанфары. Выходят «Литературное чтение» и «Русский язык».
Литературное чтение.
Здравствуйте, ребята! Очень рада встрече с вами!
Я – «Литературное чтение».
Я от «Азбуки» слыхала,
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Пушкин, Лермонтов, Толстой…
Я - учебник непростой.
Русск. яз.
Я – «Русский язык».
Я люблю учить детей,
С вами жить мне веселей.
Будем крепко мы дружить,
Мои правила учить.
Ничего от вас не скрою,
Все секреты вам открою.
Чтение:
К нам на праздник пришли телеграммы, только они не подписаны. Помогите мне, пожалуйста, разобраться, от героев каких сказок пришли телеграммы.
Незнайка:
О чем речь! Ребята надежные - что хочешь, отгадают и даже прочитают!
Чтение (читает телеграммы):
Шлю привет из замка Людоеда. Если одолею его, то с маркизом Карабасом прибудем на ваш праздник.
Кто это?
Дети:
“Кот в сапогах” (Слайд ).
Чтение:
Поздравлю с праздником. Приехать не могу, так как по дороге потеряла туфельку.
Кто это?
Дети:
“Золушка” (Слайд ).
Чтение:
Нет возможности к вам приехать - я снова осталась у разбитого корыта.
Кто это?
Дети:
Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” (Слайд ).
Чтение:
Спасибо, ребята! Я с вами не прощаюсь, а говорю «До новых встреч на моих страницах!»
Машинист:
Ребятам объявляется, что поезд отправляется!
И станция последняя нас ждет!!!
А как она называется, я не могу сказать.
Я только лишь сумею загадки загадать.
Ну а вы в ответ мне буквы будете должны назвать.
Та буква, которая повторяется в стихотворении, является отгадкой.
Буква:
Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит.
Дети:
Буква "Р".
Буква:
Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну а в мае на березе
Жук ее узнать поможет.
Дети:
Буква "Ж".
Буква:
С этой буквой – добрым другом
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам
Даже под дождем идем.
Дети:
Буква "Д".
Буква:
Эту букву паровоз
На свой трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь...
Дети:
Букву "У".
Буква: Буква эта знаменита – стоит в начале алфавита.
Дети:
Буква «А»
Буква:
Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан,
И бодает буква букву,
Будто баловник баран.
Дети:
Буква "Б"
Машинист:
Вот все буквы перед нами –
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами
В слово буквы все собрать.
Все буквы написаны на карточках, дети собирают из них слово дружба.
Учитель:
Ребята, какое слово у нас получилось?
Дети:
ДРУЖБА
Незнайка:
Так это слово Дружба!
С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье
Будет по плечу всегда.
Всех ребят приглашаю на станцию «ДРУЖБА» исполнить песню
Дети исполняют песню «Дружба» (Барбарики)
Машинист:
Доехали! Приехали!
На этой станции нас встречает школьный библиотекарь.
Библиотекарь: Говорит поздравительные слова. Вручает памятки и грамоты лучшим читателям.
Ученики исполняют частушки.
Мы собрали пап и мам, но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем про свои успехи.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит!
Разбудите меня ночью, в самой серединочке,
Расскажу вам алфавит без одной запиночки.
4. Буквы гласные мы любим, и все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем – эти буквы мы поём!
5.Тыщу слов в минуту нынче, как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку одним махом «проглочу»!
6. Мы простимся с азбукой, и рукой помашем,
И спасибо десять раз дружно хором скажем!
Все дети громко произносят слово: «Спасибо, азбука тебе!»
Ученики:
1. Мы с вами на празднике радостном были,
И разные буквы мы изучили.
2. Мы в буквах великие тайны открыли
И сами в игре этой буквами были.
3. Мы их изучали, мы с ними играли,
Мы много чудесного с ними узнали.
4. Кто выучил буквы – тот молодец,
А представленью пришёл уж конец.
5. Трудно нам было с тобою вначале,
Полгода мы буквы с тобой изучали!
6. Но сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
7. Скажем «Азбуке» мы «до свиданья»!
И рукой помашем на прощанье.
Учитель:
Вот и подошел наш праздник к концу. Но мы с вами не прощаемся, а говорим: «До новых встреч!»
Звучит песня «Почемучки»