СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Путешествие в Лукоморье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Мероприятие "Путешествие в Лукоморье" можно использовать на уроках повторения по литературному чтению  или во внеклассной работе.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Путешествие в Лукоморье"»

Внеклассное мероприятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛУКОМОРЬЕ»


Цель: обобщение знаний о сказках А.С. Пушкина,

Задачи: -вспомнить сказки АС.Пушкина,

- развивать смекалку,

- воспитывать любовь к поэзии.

Оборудование: портрет Пушкина, няни Арины Родионовны; компьютер, раздаточный материал .


Ход занятия

Звучит фонограмма "У лукоморья" в исполнении детского хора или вокальной группы. 

Ведущий: 
Ветер по морю гуляет, 
Дует в паруса. 
Никогда не перестанем 
Верить в чудеса. 
Где царевна оживает 
Злу наперекор, 
Где красавиц похищает 
Мрачный Черномор, 
Где Балда с чертями спорит, 
Белочка поет, 
Где разбитые корыта 
Рыбка раздает, 
Где шумит волна морская, 
Нас туда зовет 
Лукоморье, цепь златая 
И ученый кот. 

Если вы настоящие сказковеды, то, конечно, любите сказки Пушкина. И не откажетесь отправиться путешествовать по стране Лукоморье.

Чтобы легче было идти

Понадобятся ваши знания,

Усердие и внимание,

Везение и терпение,

Хорошее настроение!


Мы не случайно отправляемся в эту страну , т.к Пушкин родился 6 июня 1799 г.и в этот год со дня рождения ему 215 лет, 10 февраля 1837 г. умер на дуэли – день памяти А.С. Пушкина. Поэтому мы с вами отправимся в Лукоморье – страну сказок Пушкина. И прежде чем туда отправиться, вы должны ответить на вопросы.


Имя великого поэта и писателя Пушкина – Александр Сергеевич. Его отца звали Сергеем Львовичем. Сергей Львович был дворянином из старинного и уважаемого рода. Своей родословной могла похвастаться и мать, Надежда Осиповна. Дед Надежды Осиповны, Абрам Петрович Ганнибал, был африканцем, сыном эфиопского властителя, был «воспитанником» и слугой Петра I.   Петр Первый любил темнокожего юношу за его живой ум, честность и трудолюбие и женил на русской красавице. Пушкин написал о своем прадеде повесть «Арап Петра Великого».

Кроме Александра, в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны было еще четверо детей – девочка и три мальчика.

Воспитанием Пушкина занималась няня , ее звали Арина Родионовна. Вот она –то и привила маленькому Саше любовь к сказкам…


Вопросы:

1.Пушкина звали…

а) Александр Петрович; б) Александр Сергеевич; в) Алексей Сергеевич.

2. Няню А. Пушкина звали…

а) Арина Петровна; б) Арина Родионовна; в) Авдотья Родионовна.

3. А. Пушкин был сыном …

а) царя; б) боярина; в) крестьянина; г) дворянина.


Мы чтить тебя привыкли

С детских лет,

 И дорог нам твой образ благородный,

 Ты рано смолк, но в памяти народной

 Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.



- Действительно, с творчеством А. С. Пушкина мы знакомимся с детства, читаем и любим его сказки. И сейчас мы проведём викторину по сказкам Пушкина. Вы вспомните то, что уже знакомо вам, может быть, узнаете что-то новое.

- Отправляемся в страну Лукоморье

- Ребята, как вы считаете, что означает слово «лукоморье»? (Ответы)

- Слово «лукоморье» происходит от старого слова «лука» - что означает «изгиб». Когда – то слово «лука» находилось в родстве со словом «лук». Но не с тем, который обозначает лук репчатый или зеленый, а со словом – названием оружия. Ведь лук, из которого стреляли, делался из изогнутого прута.

Так что лукоморье – это не луковое море и не морской лук, а изогнутый берег, выступающий далеко в море, нечто вроде полуострова.


Перед вами дуб. На дубе-задания. давайте узнаем, какие волшебные предметы и помощники присутствуют в сказках Пушкина

1. Вопросы:

  1. В той норе, во тьме печальной, … качается хрустальный. (Гроб)

  2. Свойство … имело: говорить оно умело. (Зеркальце)

  3. Воевода говорит: «… опять кричит». (Петушок)

  4. Приплыла к нему … спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (Рыбка)

  5. Скушай … , мой свет. (Яблочко)

  6. Глядь – поверх текучих вод … белая плывет. (Лебедь)

  7. … там живёт ручная, да затейница какая. (Белка)

  8. … по морю гуляет. (Ветер)

  9. …, …, мой дружок, позолоченный рожок! (Месяц)

  10. И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, 33 … (Богатыря).

В то время, пока команды работают, самостоятельно проводится “ Игра с болельщиками”.

-У всех жителей сказочного государства Александра Сергеевича были свои занятия. Я читаю отрывок из сказки, а вы должны сказать, кто эти герои и из каких они сказок.

-“Три девицы под окном

пряли поздно вечерком.” (“Сказка о царе Салтане...” Сёстры.)

- А однажды произошло вот, что. Вернулись хозяева домой, а там…

“Что за диво

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.”

(Молодая царевна. “Сказка о мёртвой царевне...”)

- А один житель сказочного государства “работает за семерых…”

“До светла всё у него пляшет.

Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечёт, да сам и облупит.”

Кто он? (Балда “Сказка о попе…”)

Возвращаемся к командам, проверяем выполнение задания.


2.«Черный ящик» "ЧЬИ ВЕЩИ?" 

Разбитое корыто? (Старуха) 
Невод? (Старик) 
Волшебный меч? (Черномор, затем Руслан) 
Говорящее зеркало? (Злая Царица-мачеха) 
Шапка-невидимка? (Черномор) 
Золотой петушок? (Царь Дадон) 
Дубовый лук? (Князь Гвидон) 
Прялка? (Старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке", три девицы из "Сказки о царе Салтане")

 Веретено (три девицы из "Сказки о царе Салтане)


Отгадайте , кто этот герой Белочка? (Князь Гвидон) 

Да затейница какая! 
Белка песенки поет 
Да орешки все грызет, 
А орешки не простые, 
Все скорлупки золотые, 
Ядра - чистый изумруд; 
3. “ВОПРОСЫ В ОРЕШКАХ

- Вытянуть орешек, прочитать вопрос и назвать правильный ответ. Команды выходят, по очереди тянут орешки и отвечают на вопросы.  

1. Какие три дива были у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря, Царевна Лебедь.)

2. В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (Комар, муха, шмель.)

3. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб, что же “ приговаривал Балда с укоризной”? ( “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною”)

4. Какими словами заканчивается “Сказка о царе Салтане”? (“Я там был: мёд, пиво пил. И усы лишь обмочил”)

5. Какому герою принадлежат слова “Да вот верёвкой хочу море морщить

Да вас проклятое племя корчить…”?

(Балда. “Сказка о попе...”)

Что общего между рыбкой и петушком из сказок А.Пушкина? (Они золотые

4. “ ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ”

- приготовить инсценировку любой из сказок Пушкина.

Игра с болельщиками

  1. Какое слово присутствует во всех сказках А. Пушкина? (Сказка)

  2. Сколько сказок написал Пушкин? (6)


А теперь давайте вспомним имена в сказках Пушкина.

Викторина

  1. Дядька тридцати морских витязей. (Черномор)

  2. Сватья ткачихи и поварихи (Бабариха)

  3. Верный работник, повар, конюх и плотник. (Балда)

  4. Князь, правивший Чудо – островом. (Гвидон)

  5. Служанка злой царицы, владеющей волшебным зеркальцем. (Чернавка)

  6. Царь, женившийся на одной из девиц – прях. (Салтан)

  7. Царь – обладатель золотого петушка. (Дадон)

  8. Жених спящей царевны. (Елисей)

  9. Кто указал Елисею, где находится его невеста? (Ветер)

Ведущий - В Лукоморье живет золотая рыбка. И только сегодня вы можете загадать одно желание. Запишите его на листочке, а потом прочитайте вслух. Листик с вашим желанием останется в стране Лукоморье и ваше желание обязательно исполнится.

(Учитель подносит золотую рыбку к детям, а они загадывают по очереди свои желания, а бумажки отдают в корзину для золотой рыбки)

- Ребята, вы загадали хорошие желания. А теперь послушайте «Правдивую историю о золотой рыбке», которая произошла в наши дни…

(Читает подготовленный ученик)

Однажды Татьяна Петровна посмотрела на нас особым учительским взглядом и спросила, бывают ли на свете золотые рыбки? Все сразу закричали, что не бывают. А отличник Валя Егоркин авторитетно так говорит:

-Что Вы, Татьяна Петровна! Золотая рыбка – это же сказочный персонаж! Это фантазия писателя!

Только Петька Кривошеин буркнул:

- Сам ты фантазия! У моего брата этих рыбок золотых - целый аквариум!

На этот раз Татьяна Петровна поддержала не Валю Егоркина, а Петьку: золотые рыбки бывают не только в сказках, - и повела нас на выставку аквариумов.

Сколько же там рыб было! И большие, и маленькие, и толстые, и круглые, и длинные, похожие на змей. Ходили мы, ходили, удивлялись, пальцами тыкали. Наконец Татьяна Петровна собрала нас у аквариума с золотыми рыбками и предложила представить, что это не простые, а волшебные рыбки. О чем бы мы их могли попросить? Девчонки тут же закричали (Татьяне Петровне даже напомнить им пришлось, что шуметь на выставке нельзя):

- Хотим, чтобы войны не было. И чтобы не умирал никто. Чтобы болезней не было. И чтобы все дружили.

-Молодцы! – похвалила их Татьяна Петровна. – Это вы обо всех подумали. Ну, а лично для себя что бы вы попросили?

Тут ребята задумались: для себя –это серьезно. Не ошибиться бы!

- Я бы хотел ролики новые. А то у всех есть, а у меня нет, - сказал Павлик.

Никого это желание не удивило: у Павлика не было папы, поэтому подарки ему покупали очень редко, а дорогие – никогда.

- А я бы хотела, чтобы моя бабушка подольше пожила. Так хочется ее увидеть, хотя бы разочек еще! – сказала Оля. Олина бабушка жила очень далеко, в деревне, и была очень-очень старая. Каждый раз, провожая Олю в Москву в конце августа, бабушка приговаривала: «Ну вот, поглядела на внученьку перед смертью!»

- Я бы хотел, чтобы моя мама выздоровела, - сказал Петя. Его мама болела уже целый год. Из больницы ее отпускали только в праздничные дни и иногда в выходные. А когда у Пети был насморк, маме не разрешали с ним встречаться, потому что это было для нее опасно.

- найти бы кошелек – чтобы деньги внутри были. Немножко, братику подарок купить! – сказал толстый Миша. Он своего братика очень любил.

- Мне бы четверочку по чтению получить – хоть один раз в жизни! – вздохнул Колька. Он был такой троечник, что почти двоечник. Но никогда никого не обижал, а за некоторых слабаков даже заступался. Поэтому ребята его любили.

- Дурачье вы, дурачье! – вдруг усмехнулся Жорка. – Чего разнылись-то? Рыбка – она какая? Золотая! Так пусть она бабки отвалит! И лучше в долларах. А с долларами все остальное ты и без нее сделаешь. Хочешь – подарков себе накупишь,хочешь – лекарства какие надо, а хочешь - бабульке своей новый дом отгрохаешь. Тогда она от радости до ста лет проживет.

- Это тебе не банк и не касса! - рассердилась вдруг Оля. Это рыбка живая. Может, даже волшебная. Вот возьмет и обидится на тебя!

На этом экскурсия и закончилась.

А потом произошло вот что.

Павлик победил на олимпиаде по математике, и ему вручили приз – новые ролики.

Олина бабушка прислала ей письмо, что чувствует себя хорошо и ждет свою внучку летом в гости.

- Почему Жорка остался у разбитого корыта?

- Что надо делать, чтобы не остаться у разбитого корыта? Каким надо быть? (Ответы детей)

Итог - Вот и подошло наше сказочное путешествие в Лукоморье к концу. Читая сказки Пушкина, мы говорили о таких человеческих качествах, как: добро, зло, жестокость, милосердие, коварство. Но что бы ни происходило, добро всегда побеждает. Мы загадали свои желания в сказочной стране будем верить, что никто из ребят нашего класса не останется у разбитого корыта, как Жорка из рассказа «Правдивая история о золотой рыбке»


К нам приходят пушкинские    

                                      сказки

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

 

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам хочется узнать...

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

 

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным  

                                            злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

ВЕДУЩИЙ: А закончить наше занятие можно так же, как заканчивается “Сказка о золотом петушке”: – “Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!”

Извлекайте добрые уроки, читая произведения Александра Сергеевича Пушкина.

- До новых встреч в Лукоморье!



Автор: Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

1-я: - Кабы я была царица, –

Автор: Говорит одна девица –

– То на весь крещеный мир приготовила б я пир.

2-я: – Кабы я была царица, –

Автор: Говорит ее сестрица, –

– То на весь бы мир одна наткала я полотна.

3-я: – Кабы я была царица, –

Автор: Третья молвила сестрица, –

– Я б для батюшки – царя родила богатыря.

Автор:

Только вымолвить успела, 
Дверь тихонько заскрипела
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.

Царь:

– Здравствуй, красная девица,– будь царица.
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки – сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха.

Автор:

В сени вышел царь – отец.
Все пустились во дворец.
















Имя великого поэта и писателя Пушкина – Александр Сергеевич. Его отца звали Сергеем Львовичем. Сергей Львович был дворянином из старинного и уважаемого рода. Своей родословной могла похвастаться и мать, Надежда Осиповна. Дед Надежды Осиповны, Абрам Петрович Ганнибал, был африканцем, сыном эфиопского властителя, был «воспитанником» и слугой Петра I.   Петр Первый любил темнокожего юношу за его живой ум, честность и трудолюбие и женил на русской красавице. Пушкин написал о своем прадеде повесть «Арап Петра Великого».

Кроме Александра, в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны было еще четверо детей – девочка и три мальчика.

Воспитанием Пушкина занималась няня , ее звали Арина Родионовна. Вот она –то и привила маленькому Саше любовь к сказкам…


Мы чтить тебя привыкли

С детских лет,

 И дорог нам твой образ благородный,

 Ты рано смолк, но в памяти народной

 Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.


Вопросы:

1.В той норе, во тьме печальной, … качается хрустальный.

2.Свойство … имело: говорить оно умело.

3.Воевода говорит: «… опять кричит».

4.Приплыла к нему … спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

5.Скушай … , мой свет.

6.Глядь – поверх текучих вод … белая плывет.

7.… там живёт ручная, да затейница какая.

8.… по морю гуляет.

9.…, …, мой дружок, позолоченный рожок!

10.И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, 33 ….



Вопросы:

1.В той норе, во тьме печальной, … качается хрустальный.

2.Свойство … имело: говорить оно умело.

3.Воевода говорит: «… опять кричит».

4.Приплыла к нему … спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

5.Скушай … , мой свет.

6.Глядь – поверх текучих вод … белая плывет.

7.… там живёт ручная, да затейница какая.

8.… по морю гуляет.

9.…, …, мой дружок, позолоченный рожок!

10.И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, 33 ….


3. “ВОПРОСЫ В ОРЕШКАХ

- Вытянуть орешек, прочитать вопрос и назвать правильный ответ. Команды выходят, по очереди тянут орешки и отвечают на вопросы.  

1. Какие три дива были у князя Гвидона?

2. В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана?

3. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб, что же “ приговаривал Балда с укоризной”?

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

"Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?"

Поп ему в ответ: "Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?"

Балда говорит: "Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу".

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь розь.

Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде: "Ладно.

Не будет нам обоим накладно.

Поживи-ка на моем подворье,

Окажи свое усердие и проворье".

Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;






















На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела: 
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее».
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку




























10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!