СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие: «С чего начинается Родина?» (час поэзии)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие для начальных классов содержит беседу, стихотворения о Родине.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие: «С чего начинается Родина?» (час поэзии)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»









Внеклассное мероприятие:

«С чего начинается Родина?»

(час поэзии)













2013г

Тема: Час поэзии « С чего начинается Родина?»

Цель: воспитать у школьников любовь к природе, любовь к Родине.

Задачи:

1) учить детей "видеть" красоту родной земли через поэзию;

2) привить любовь к чтению стихотворений о природе;

3) воспитывать у детей бережное отношение к природе, к Родине.

Оформление:

1.а) плакаты «Родная природа – это родной край, родная земля, это то «с чего начинается Родина».

б)«Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране». К.Г. Паустовский.

3. 4 альбома: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

4. Выставка рисунков о природе, о Родине.

5. Репродукции картин И.И. Левитана "Золотая осень", А.А. Пластова "Первый снег", А.К. Саврасова "Грачи прилетели", А.И. Куинджи "Берёзовая роща".

6. Мелодии П.И. Чайковского "Времена года".

(Класс оформлен в виде литературной гостиной: столы накрыты скатертями; в центре каждого стола - икебана, соответствующая времени года).

7. Компьютерная презентация.

Ход мероприятия

Слайд 2 в сопровождении музыки “ С чего начинается Родина ? “

Учитель: При слове Родина учащённо и взволнованно бьётся сердце каждого человека. Большой смысл вкладываем мы в понятие Родина, Отчизна.

Родина – это прежде всего дом, в котором ты родился, берёза под окном, улица, по которой бегаешь в школу, двор, где играешь в прятки, речка, лес – всё то, что мы называем отчим краем.

Хорошо сказал об этом поэт К. Симонов:

«Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трём берёзам,

Далёкую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Образ Отчизны появляется у человека с детских лет, и он бережно хранит его

в своём сердце, проносит через всю свою жизнь.

Ученик: Стихотворение «Родина» З. Александровой.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Слайд 3

Учитель : Да, всё это близко, всё дорого сердцу: и бескрайние леса, прозрачные озёра, шумные реки, луга, полные запахов цветов и трав, искрящиеся на солнце снеговые вершины. Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает! Это русская природа! Наша жизнь неотделима от неё.

У писателя К.Г. Паустовского есть такие прекрасные слова: И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы». Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.

Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину! Родная природа! Многие стихи, картины, музыкальные произведение родились, благодаря любви к ней. И сегодня мы неоднократно услышим завораживающую мелодию Чайковского, полюбуемся картинами замечательных художников, и, конечно же, будем читать и учиться слушать прекрасные стихи русских и советских поэтов о природе.

Ученик: Природа хороша по-своему во все времена года. Но особенными

волшебными красками украшает мир художница – Осень!

Слайд 4 в сопровождении музыки П.И. Чайковского "Осенняя песня"

Она расцветила деревья: на одних листья ещё зелёные, на других - золотистые, третьи пламенеют своей огненно-красной кроной.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной –

писал И.Бунин в поэме «Листопад»

Ученик: А вот ещё одно замечательное стихотворение поэтессы Татьяничевой «Осень».

Осень-то какая молодая!

Ни грустинки, ни морщинки нет.

Ходит по округе, собирая

Все деревья в праздничный букет,

Ну а если подойдёшь к ней ближе,

То воочью убедишься ты:

У неё все дети ярко – рыжи:

Все в неё – и травы, и кусты.

Даже вон талинки – невелички

Быть стремятся ей во всём подстать.

Научились в тонкие косички

Огненные ленточки вплетать.

Учитель: Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны

поэтами, писателями и художниками об осени. И.И. Левитан, так же, как и Пушкин, и Тютчев и др. ждал осени, как самого дорогого и мимолётного времени года (обращаясь к репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень" ).

Слайд 5

Вот его картина «Золотая осень». Белые стволы и пылающая листва берёз, прозрачная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки. И воздух, который сам врывается в грудь, и бодрость, которой заряжает нас этот погожий осенний денёк.

Ученик: Осенний ясный, немножко холодный утром день. Низкое солнце уже

не греет, но блестит ярче летнего. Небольшая рощица вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой. Свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие листья.

Ученик: Берёзы косы расплели,

Руками клёны хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Всё присмирело. Съёжилось.

Поникло. Пожелтело.

Лишь ёлочка пригожая

К зиме похорошела.

(Михаил Садовский).

Слайд 6

Учитель: Это может быть в октябре. Всё холоднее ночи. А знобкий порывистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки пёстрым ковром сорванных листьев.

Ученик: Как будто именно об этом писал А.Н. Майков.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Внешнюю леса красу.

С холода щёки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат.

Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех.

Лес с себя тайну совлёк:

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок;

Долго на листьях лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес.

Ученик: Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

Облаками вставал…

Слайд 7 в сопровождении музыки П .И. Чайковского "Январь"

В полдень дождь перестал,

И что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Не правда ли? – с первым снегом всегда приходит чувство наступления зимы. Из года в год повторяется наступление зимы, но всегда первый снег, как чудо.


Ученик: ( обращаясь к репродукции картины А. А. Пластова "Первый снег").

Взгляните на репродукцию картины А. Пластова «Первый снег». Посмотрите, с каким радостным удивлением рассматривают дети летящие с неба снежинки: белые, мягкие, пушистые.

Художник так мастерски изобразил летящий снег, что мы ощущаем себя не зрителями, а как бы сами находимся в картине - протяни руку и тебе на ладонь упадёт снежинка. Наш русский писатель К.Паустовский сказал: "Первый снег очень к лицу земле."

Слайд 8

Учитель: Стоит зимняя стужа. Серебрятся на солнце пышные сугробы. Затихли капели предзимья, и водворилась торжественная тишина зимнего покоя. Так и просятся слова Пушкина: «Мороз и солнце, день чудесный!»

Ученик: А мне нравятся вот эти строчки у Пушкина:

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит».

Слайд 9

Учитель: А какие поэтические чувства вызывает у вас эта картина?

Ученик: Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи.

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица – душа.

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, матушка – зима!

Учитель: А у кого ещё есть какое мнение?


Ученик: Снежная пороша. Кругом очень тихо. Деревья окружены снегом. Ели повесили громадные тяжёлые лапы. А как берёза красиво смотрится!

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине.

И горят снежинки

В золотом огне.

Слайд 10 в сопровождении музыки П.И. Чайковского "Январь"

Учитель: Зима. Спит заснеженный лес. Кажется, всё живое замёрзло в этой стуже. Ни звука. Только изредка потрескивают от мороза деревья.

Ученик: Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит.

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он околдован –

Ни мертвец и не живой,

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой!

Учитель: Ярче, прямее стали солнечные лучи, и сильно пригревает в полдень. Потемнел лес. Вода показалась на улицах… Перелётная птица понемногу начинает показываться. Далеко слышен их громкий, докучный крик.

Взгляните на репродукцию картины Саврасова «Грачи прилетели».

Слайд 11 .Ученик: (обращаясь к репродукции картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели").

Как прекрасна эта картина! Простое и знакомое – снег, небо, деревья, начало весны – всё наполнено большим и сильным чувством. Радостно, светло, немного грустно, а главное – всё, до самой тонкой веточки, до самой малой лужицы, своё. Саврасов в своей работе пробуждал любовь к простому и знакомому – любовь к родной природе, к родной земле.

Ученик: Мы отдыхаем, глядя на эту картину.

Слайд 12 в сопровождении музыки П.И. Чайковского "Апрель"

В душу просится весна.

Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом

всё весело, ласково, приветливо!

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес в зелёный дым одетый

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт,

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит, и поёт.

Учитель: Светлые облачка плывут по чистому небу и без следа тают в прозрачной синеве. Небольшая тучка, и мы слышим первую весеннюю грозу.

Слайд 13

Ученик: Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Учитель: Гроза прошла. И опять природа по-весеннему улыбается. Зазеленела молодая листва. Дождик подарил всем кустам и деревьям серебряные серёжки ( звучат трели жаворонка). В высоком поднебесье звенит песенка. Кто же певец? Да это же жаворонок.

Учитель: Это был жаворонок. А кого мы услышим в стихотворении И.З. Сурикова «Заря»?

Ученик: Занялася заря –

Скоро солнце взойдёт.

Слышишь… чу! Соловей

Щёлкнул где-то, поёт.

И всё ярче, светлей

Переливы зари;

Словно пар над землёй

Поднялся, посмотри.

Слайд 14 (звучат голоса птиц)

От цветов на полях

Льётся запах кругом,

И сияет роса на траве серебром!

Учитель: Когда мы можем слышать такие чарующие, волшебные звуки?

Конечно, летом. (звучит музыка П.И. Чайковского "Июнь")

Лето – замечательная пора отдыха. Поля, луга, леса наряжаются как на праздник – надевают на себя сочную яркую зелень. Над цветами порхают бабочки, жужжат пчёлы, хлопочут шмели.

Слайд 15

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита!

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Ученик: (обращаясь к репродукции картины А.И. Куинджи «Берёзовая роща»)

Берёзовая роща! А.И. Куинджи с необыкновенной точностью написал залитые солнцем, сверкающие берёзы, но главное - радость, которая разлита в картине. Обратите внимание - какая великолепная игра красок: светлая, радостно сияющая бирюза небес, светлая, переходящая чуть-чуть в розовое белизна берёзовых стволов, и, наконец, светлая солнечно-зелёная трава поляны.

Всё сливается в одно целое - влекущую своей свежестью белоствольную рощу, которая будто тихо-тихо звенит.

Ученик: Как ни красиво лето, но и оно кончается. Мы сегодня, словно волшебники, вместе с поэтами, художниками и композитором Чайковским побывали у всех времён года. Читали замечательные стихи, слушали волшебную мелодию Чайковского, любовались прелестями нашей родной природы. Она будет доставлять нам радость в том случае, если мы будем бережно к ней относиться. Ведь не зря сказал певец природы М.М. Пришвин: «Охранять природу – значит, охранять Родину!»

Ученик: Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей,

В увеселительных походах

Не растопчи её полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напрополую

И не исчерпывай до дна

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.