Внеклассное мероприятие по русскому языку
В 3 классе
Цель урока: 1.В игровой форме обобщить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях.
2.Формировать навыки усвоения и распознавания фразеологизмов.
3. Обогатить фразеологический запас учащихся; активизировать познавательную деятельность учащихся; способствовать развитию любознательности, творческой активности;
4. Развивать умение работать сообща, согласовывать свои действия; воспитывать интерес учащихся к русскому языку.
Задачи: Развивать речевые умения, познавательный интерес к изучению русского языка, совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
Способствовать более прочному и осознанному усвоению изученного языкового материала, обогащению словарного запаса обучающихся, повышению культуры речи.
Приобщать учащихся к миру устного народного творчества - пословиц, поговорок, крылатых выражений.
Создание условий для самопознания и самореализации. Организация досуговой деятельности среди школьников начального звена.
Оборудование: компьютерная разработка игры; иллюстрации, рисунки с фразеологизмами, карточки с заданиями, оценочные листы;
Ход мероприятия
Под музыкальное сопровождение участники игры, педагоги, болельщики входят в зал и рассаживаются. Каждая команда сидит за своим столом. В каждой команде выбирается капитан, название команды придумывают сами участники.
Организационный момент.
- Мы порой не замечаем,
Как мы речь обогащаем:
В выраженьях не скупимся,
Фразами мы все гордимся.
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашей игре, посвящённой самому интересному, самому увлекательному и самому трудному предмету в школе – русскому языку. Игра окунёт нас в мир родного языка, заставит задуматься, взглянуть на привычные вещи с новой точки зрения, даст простор чувству юмора, обогатит нашу речь. Мы сейчас и проверим, насколько эрудированны и сообразительны вы.
«Своя игра» – это известная телевизионная игра, её многие видели и знают. Мы немного изменили правила.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Вот и мы с вами попробуем активно с увлечением, бойко и животрепещуще поиграть в русские слова. Но в слова не обычные, а в необычные. А что это за необычные слова, я надеюсь, вы догадаетесь сыграв 1 раунд : Разминка
1 тур: Разминка
В первом раунде все игроки разгадывают слова. По начальным буквам вы узнаете тему нашей игры. За каждый правильный ответ игроку зачисляется на счёт по 10 баллов.
– ОН неверующий (Фома), у НЕГО есть своя грамота (Филя)
– В НЕГО набирают воды, когда нужно молчать. ЕГО широко открывают, когда сильно удивляются. (Рот.)
– Уязвимое место человека, слабая его сторона. (Ахиллесова пята)
– ИХ кладут на полку голодные люди. ИХ скалят насмешники. ИХ заговаривают, когда хотят ввести в заблуждение, обмануть. (Зубы)
– Держат в ЕГО рукавицах, когда строго и сурово обращаются с кем-либо. (Ежовы рукавицы)
– ЭТО делают, водя за нос, втирая очки, вводя в заблуждение. (Обманывают)
– На НЁМ всё написано. (Лоб)
– ЭТО надевают шиворот-навыворот, наизнанку. (Одежда)
- В НИХ пускают пыль, создавая ложное или лучшее впечатление о себе. ОНИ могут слипаться, разгораться и быть на мокром месте. (Глаза)
– Небольшая ветхая и неказистая постройка. В русских народных сказках так часто называют жилище Бабы-Яги. (Избушка на курьих ножках)
– Дают, когда выполняют обещание. (Зарок)
– ЭТО делают, когда воды в рот набирают, или держат язык за зубами. (Молчат)
На доске постепенно появляется слово ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Подведение итогов разминки. Объявление первых результатов.
Правила игры.
Игра проходит в 3 тура: разминка, основной тур и финальный раунд. Разминка, открывающая игру, состоит в том, что команды отвечают на 12 вопросов (по 10 баллов за каждый правильный ответ) и узнают тему текущей игры. Участники должны ответить по возможности на все вопросы и заработать наибольшее количество баллов ( максим. 120 баллов). После разминки начинается основная игра. В игре принимают участие 3 команды. Набравшие наибольшее количество баллов в 1 раунде команда, начинает первой 2 раунд, выбрав категорию и стоимость вопроса. На обдумывание отводится от 30 секунд. Если команда не дает правильного ответа или дает неправильный ответ, отвечает на этот вопрос первый подавший сигнал готовности, (сигнальный огонёк). В случае правильного ответа эта команда получает балл. Эта же команда выбирает категорию и стоимость следующего вопроса. В финальном туре играют две команды, набравшие наибольшее количество баллов. Побеждает в игре команда, у которой по итогам всех туров наибольшее количество баллов.
Помимо обычных вопросов, соответствующих выбранной категории, существуют специальные — «Кот в мешке». В этом случае на экране появляется картинка кота в мешке. Если команде достался «Кот в мешке», она обязана передать его кому-то из соперников. Отвечать на такой вопрос может только та команда, которой подбросили «Кота». Молчание приравнивается к неверному ответу.
2 тур Выбираем категорию, стоимость вопроса и даем ответы.
Пословицы и поговорки | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Гонка за лидером | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Фразеологизмы | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Хитрые вопросы | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Загадки-складки | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Весёлый тест | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Идет демонстрация презентации
1категория : Продолжи пословицу
Одна нога тут…(другая там).
Лучше один раз увидеть…(чем сто раз услышать).
Не имей сто рублей,…(а имей сто друзей).
За двумя зайцами погонишься,…(ни одного не поймаешь).
Один с сошкой,…(семеро с ложкой)
2 категория: Замени одним словом фразу
Его вешают, приходя в уныние (НОС)
Её набирают в рот, когда молчат. (ВОДА)
Он хорощо подвешен у человека, который говорит бойко, легко. (ЯЗЫК)
Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. (ВЕТЕР)
Её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться. (КАША)
3 категория: Замени фразеологизм одним глаголом-синонимом.
Зарубить себе на носу - (ЗАПОМНИТЬ)
Точить лясы – (БОЛТАТЬ)
Прикусить язык – (МОЛЧАТЬ)
Бить баклуши – (БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ)
Как в воду глядеть – (ПРЕДВИДЕТЬ)
4 категория: Хитрые вопросы
и медленное действие
совершают (ЧАЙНАЯ ЛОЖКА)
В какой посуде чувствуют себя неловко? (ТАРЕЛКА)
В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес? (РЕШЕТО)
Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется? (ДУДОЧКА)
С этим овощем дружит горе. Что это? (ЛУК)
5 категория: Загадки-складки
Гордец-господин –
Как будто сейчас
Проглотил он …(АРШИН)
В четверти две.
Да, БЕЗ ЦАРЯ мой дружок в…(ГОЛОВЕ)
С детства не хотела я.
Слёз не лью, не крашусь –
Я …(ВОРОНА БЕЛАЯ).
Целый день он бьёт…(БАКЛУШИ)
6 категория: Весёлый тест
Какой становится меткая фраза, когда её все узнают?
а) Крылатой;
б) Бородатой;
в) Шаблонной;
г) Звёздной.
Как называют совершенно бесполезную работу?
а) Мартышкин труд;
б) Мышиная возня;
в) Собачья радость;
г) Медвежья услуга.
Как говорят о чьём-то бесследном исчезновении?
а) След простыл;
б) Отпечаток простудился;
в) Колея заболела;
г) Лыжня заразилась.
Какое из этих «рыбацких» выражений означает «дать себя обмануть, перехитрить»?
а) Закинуть удочку;
б) Сматывать удочки;
в) Попасться на удочку;
г) Поддеть на удочку.
КОТ В МЕШКЕ
-Оно-серебро, молчание – золото.
-Оно не воробей, вылетит – не поймаешь. (СЛОВО)
Финал: Соотнесите фразеологизмы из одного столбика
с фразеологизмами другого, подобрав синонимы.
Рефлексия деятельности:
- Как оцените свою работу? Выберите подходящий фразеологизм вашей деятельности на данном мероприятии.
Итог мероприятия: Наша игра закончились. Теперь самое время подвести итоги игры. Учитель просит минуту для подсчета всех голосов и объявляет победившую команду.