«Турнир юных математиков и физиков»
Многие ученики могут сказать: «Математика – это скука!» Поэтому одной из задач любого учителя математики является воспитание у его учеников интереса к своему предмету, к истории развития математики, как науки.
Проведение таких мероприятий дает возможность каждому учащемуся попробовать и проверить свои силы в достижении определенных успехов по определенным предметам, не думая о плохой отметке или вообще о плохом результате. В этом году также было проведено внеклассное мероприятие по математике и физике. Различные игровые формы, большой объём интересного информационного материала способствуют более серьезному и осознанному подходу учащихся к изучению математики и физики на уроках. Понимая важность внеклассных мероприятий, учителями математики нашей школы проведено общешкольное мероприятие «Турнир юных математиков и физиков».
В турнире принимали участие команды из учащихся 7-8 классов, по 6 учащихся в каждой команде.
Целью игры является возможность показать учащимся, что и математика, и физика могут быть не только строгими науками.
Задачи игры:
- развитие логических и математических способностей учащихся;
- развитие интереса к предметам .
Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь.
Это о царице всех наук
Поведём сегодня с вами речь.
Не случайно ей такой почёт
Это ей дано давать советы
Как хороший выполнить расчёт
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Вступительное слово учителя. Сегодня у нас с вами необычный физико-математический турнир. Эта игра посвящена математике и физике –самым важным наукам. На вопрос «Для чего изучают математику?» - замечательно ответил еще в 18 веке английский философ Роджер Бэкон: « Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества». На нашей игре вы увидите, что математика может быть не только серьезной и строгой, но и веселой, занимательной, требующей находчивости. На нашей игре присутствуют ученики школ Советского района. и их преподаватели.
Представляю жюри
______________________________________
Давайте познакомимся
Конкурс Приветствие
Каждая команда придумывает название девиз-приветствие, и эмблему время 5 мин.(Слушаем по очереди представление команд)
Жюри подведите, пожалуйста, итоги.
Конкурс «Разминка»
Чтоб всё прошло без заминки, его мы начнём – ну, конечно же, с разминки!
Конкурс состоит из вопросов, которые читает учитель, а ответ учащихся принадлежит той команде, участник которой быстрее всех поднимет руку. Если ответ – правильный, то команда получает 1 балл. Если нет, ответ переходит к следующей команде. Команда не должна выкрикивать ответ. Если это происходит, то у команды снимается 1 балл.
Вопросы на разминку:
1. Число, которое делят. (Делимое)
2. Бывает усеченный. (Конус)
3. Геометрическая фигура, связанная с Египтом. (Пирамида)
4.Она может быть обыкновенной, десятичной, правильной и
неправильной. (Дробь)
5. В русском языке ею заканчивается предложение, а в математике с неё
начинается построение. (Точка)
6. Его именем названа маленькая девочка – героиня сказки Андерсена.
(Дюйм)
7. У скольких нянек «дитя без глазу»? (У семи)
8. Что есть у Земли, и в системе координат? (Ось)
9. Есть и у уравнения, и у растения. (Корень)
10. В русском языке - буква, в математике - …. (Цифра)
11. Сторона угла. (Луч)
12. Знак действия сложения. (Плюс)
13. Число, обозначавшее в древнерусском счете десять тысяч? (Тьма)
14. В результате этого действия получается произведение.
(Умножение)
15. Его не существует, если косинус угла равен нулю. (Тангенс)
16. Направленный отрезок. (Вектор)
17. «Сторона» призмы. (Грань)
18. Наименьшее натуральное число. (Единица)
19. Её необходимо решать. (Задача)
20. Равенство с неизвестными. (Уравнение)
21. И у горы, и у треугольника, и у славы. (Вершина)
22. Часть прямой, ограниченная с двух сторон. (Отрезок)
23. И Бермудский, и геометрический. (Треугольник)
24. Буквы образуют слово, а цифры ….. (Число)
25. Тысячная доля килограмма. (Грамм)
26. Его форму имеет и мяч, и глобус. (Шар)
27. Не знаменатель. (Числитель)
28. «Покосившийся» прямоугольник. (Параллелограмм)
29. Часть плоскости, ограниченная окружностью. (Круг)
30. Часть окружности. (Дуга)
31. Единица измерения углов. (Градус)
32. Предложение, принимаемое без доказательства. (Аксиома)
33. График квадратичной функции. (Парабола)
34. То же, что и дробь. (Доля)
35. Свойство прямых не пересекаться. (Параллельность)
36. Утверждение, требующее доказательства. (Теорема)
37. Математический шифр. (Код)
38. «Адрес» точки. (Координаты)
39. Чему равен 1% рубля? (1 копейка)
40. В каком месяце может быть ровно 4 недели? (В феврале)
41. Когда мы смотрим на число 2, а говорим 14? (На часах)
42.Чему равно произведение всех чисел? (Нулю)
43. Какое событие произошло 31 февраля? (Никакое)
44. Угол, на который поворачивается солдат по команде «Кругом».
(180°)
45. Как называется точка пересечения диаметров окружности?
(Центр окружности)
А теперь конкурс «Ума палата».
Команды отвечают по желанию, кто быстрее поднимет руку, вопрос не переходит по кругу, а сразу даётся правильный ответ.
В1 :Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объёма?
( Нет, не воздух. Воздух - вещество. Физических тел без формы и объёма не бывает. Если что-то не имеет ни формы, ни объёма - оно не физическое тело, а чёрт знает что).
В2:Чем: красивыми словами, страстным шёпотом, громким криком, слезами, угрозами, кулаками, холодным оружием, горячими просьбами или чем-то другим можно убедить учёного с мировым именем в достоверности выдвинутой гипотезы? (Достоверность гипотез проверяется и доказывается опытами. Ничем другим настоящего учёного не прошибёшь)
В3:Что мешает десятикласснику Игорю, пойманному директором на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? ( Взаимное притяжение между молекулами)
В4:Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джин? (В газообразном)
В5:В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? (В простуженных, так как температура тела выше)
В6:Если бы физики решили выдать всем силам заграничные паспорта, то какие три графы были бы паспортах? (Модуль, направление и точка приложения) Жюри подведите пожалуйста итоги.
Конкурс «Черный ящик №1».
Команды получают первый вопрос (все команды одинаковый), на столе стоит «Черный ящик». После трёхминутного обсуждения команды по очереди дают ответ. Та команда, которая дала правильный ответ, получает свои баллы.
Обсуждение ответа в течении трёх минут. И опять по очереди слушаем ответ команд.
То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг и пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью - признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В наше время им умеет пользоваться любой старшеклассник.
Вопрос: Что лежит в чёрном ящике?
Следующий конкурс «Пословицы на математический лад».
Сформулируйте каждую данную пословицу в виде теоремы определения аксиомы и запишите формулировку на листе.
1 тише едешь-дальше будешь
2 баба с возу- кобыле легче
3 у семи нянек-дитя без присмотра
Время 5 мин. Сдайте листы жюри
Жюри подведите пожалуйста итоги.
Определения, теоремы, аксиомы: Ответы:
Теорема: Если едешь тише, то будешь дальше.
Если баба слезла с возу, то кобыле стало легче.
Если нянек семь, то дитя без глаза (присмотра).
Определение Дальше будешь называется тихой ездой.
«Легче кобыле» называется воз, с которого баба слезла
Без глаз называется дитя, у которого семь нянек.
Аксиома Тихо ездящие дальше будут.
Воз без бабы всегда легкий.
Для одного ребенка не нанимают семь нянек.
Конкурс «Заморочки»».
Каждой команде раздаются вопросы (всем одинаковые) отпечатанные на листе и без ответов. В течении 10 мин команды должны дать письменный ответ на полученные вопросы. Раздать вопросы.
«Заморочки»
Сколько распилов нужно сделать, чтобы 7-метровое бревно разрезать на столбики длиной по одному метру каждый? (Шесть)
Сколько углов в квадратной комнате? (Восемь)
Что легче: пуд пуха или пуд железа? (Равны)
Одно яйцо сварится вкрутую в кипящей воде за 5 мин. За сколько минут сварят 2 яйца? (за 5 мин)
Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл в шашки каждый из них? (4 часа)
Когда петух встал на весы одной ногой, стрелка весов остановилась на делении 2 кг. Сколько покажет стрелка, если петух встанет на весы двумя ногами? (2 кг)
Класс шел парами. Один из учеников посмотрел вперед и насчитал 9 пар, затем обернулся и насчитал 5 пар. Сколько всего учеников шло в колонне? (30 учеников)
Если провести биссектрису угла, сколько будет углов? (Три)
Шел мужик в Москву и повстречал 7 богомолок, у каждой из них было по мешку, а в каждом мешке – по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (Один мужик)
У палки 2 конца. Если один из них отпилить, сколько концов получится? (4 конца)
Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней? (12 судаков)
Крышка стола имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько углов будет у крышки? (5 углов)
В воде оказалась 10-я ступенька пароходной веревочной лестницы. Начался прилив: вода в час поднимается на 30 см. Между ступеньками лестницы 15 см. Через, сколько часов вода скроет 6-ю ступеньку?
(Этого не произойдет. Пароход поднимается вместе с водой)
Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении – с востока на запад – дует ветер, но со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым от поезда?
(Электропоезд бездымен)
Два в квадрате – 4, три в квадрате – 9. Чему равен угол в квадрате?
(90 °)
Величина угла 30° . Чему она будет равна, если рассматривать угол в лупу с 2-кратным увеличением?
(30°; лупа увеличивает линейные размеры, но не угловые)
К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? ( В 11 раз)
Шли по дороге два мальчика, и нашли 2 рубля. За ними ещё четверо идут, сколько они найдут? (Ничего не найдут)
Летели три страуса, одного убил охотник. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают)
Какой знак нужно поставить между числами 2 и 3, чтобы получилось число большее 2 и меньшее 3? (Запятую)
У Марины было одно целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок? (Три)
На столе лежат конфеты в кучке. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке. И не стало этой кучки! Сколько было конфет в кучке? (Три)
Запишите число 100 шестью одинаковыми цифрами.
Какой математический термин в переводе с греческого означает «музыка»? (Пропорция)
Конкурс «Черный ящик №2». Команды получают первый вопрос (все команды одинаковый), на столе стоит «Черный ящик». После трёхминутного обсуждения команды по очереди дают ответ. Та команда, которая дала правильный ответ, получает свои баллы.
-С помощью этого механизма можно поднять тяжесть,он может вращаться.используется современ египетских пирамид. –
Стержень, который может вращаться вокруг точки, опоры и служит для уравновешивания большей силы при помощи меньшей (физ., тех.).
Различают одноплечный и двуплечный
Имеется также в весах
про этот механизм Архимед сказал так
«Дайте мне точку опоры и я переверну мир»
(Ответ рычаг)
Жюри подводят итоги.
Конкурс "Физика в мимике и жестах".
Команды вытягивают листочки с записями физических явлений
За 3 мин команды мимикой и жестами пытаются объяснить соперникам какое-либо физическое явление. Команды соперницам нужно его вслух сформулировать.
Механическое движение.
Диффузия.
Кипение
Броуновское движение
Расширение тел при нагревании.
Деформация.
Конкурс капитанов.
Из данного слова МИКРОКАЛЬКУЛЯТОР придумать как можно больше слов и записать. ( время 3 минуты).
Прочитать слова. И сдать жюри
Ответ
МИКРОКАЛЬКУЛЯТОР
ЛЯМКА, КИЛЬКА, ОКУЛЯР , КОРОЛЬ,
РОКОТ, МАЛЯР, АРМИЯ, КАТОК , ЛОТОК, ИКОТА, КУЛАК , МОТОР, МОТОК, КУРОРТ, ЯКОРЬ, УЛИТКА.
А пока наши капитаны состязаются в ловкости ума наши команды будут соревноваться в ловкости рук .Попробуй сложи
У вас на столе есть три танграмМа нужно сложить три фигурки за три минуты. Наклеить на лист А3 и подписать.
Итак жюри уже подвели итоги и мы предоставляем им слово .