Внеурочное мероприятие по литературе для учащихся 5 класса
«Что за прелесть эти сказки!»
Направление | Общеинтеллектуальное |
Класс | 5 в |
Тема | «Что за прелесть эти сказки» |
Форма мероприятия | Литературный конкурс |
Цели мероприятия | Цель занятия: Проверить знания учащихся по содержанию сказок А.С.Пушкина. Развивать познавательные и коммуникативные компетенции учащихся через разнообразны виды деятельности. Воспитывать интерес, любовь к литературному наследию русского гения, через другие виды искусств. Показать высокую идейную направленность произведений Пушкина, красоту слога его поэзии, обогащая лексикон учащихся, работая над выразительностью чтения пушкинских строк. повысить мотивацию обучения у пятиклассников посредством представления материала в визуализированной, интересной и максимально понятной для учащихся форме. помочь учащимся сделать процесс обучения увлекательным и интересным, а учебный материал – наглядным, доступным и увлекательным. актуализировать интеллектуальные и творческие способности учащихся и их родителей. воспитывать чувства ответственности за общее дело (участие в команде) |
Задачи: Обучающие Развивающие Воспитательные | Обучающие: - углубить и расширить знания и представления обучающихся о творчестве Пушкина; - формировать навык самостоятельной деятельности обучающихся по отбору, анализу и обобщению изученного материала. Развивающие: - развивать способность вести диалог, слушать вопросы и отвечать на них. Воспитательные: - воспитывать у обучающихся духовное и эстетическое восприятие художественного произведения, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа; воспитывать любовь к литературе. |
Формы организации образовательного пространства | Работа в малых группах |
Оборудование | рисунки учащихся по сказкам А. С. Пушкина; выставка произведений А. С. Пушкина; иллюстративный материал, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина музыкальное сопровождение. видеосюжеты по сказкам А.С. Пушкина из электронного пособия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий». фрагменты музыкальных произведений на сюжеты сказок А. С. Пушкина. |
Виды деятельности учащихся | 1.Чтение: выразительное чтение наизусть художественного текста; 2. Аналитическая работа по тексту: ответ на вопрос с привлечением и без привлечения цитат; 3. Устная речь. Монологическая речь: выражение впечатлений, вызванных изученными произведениями |
Планируемые результаты | личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя, стремление к речевому самосовершенствованию; соотносить свою предметные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ, умение доказывать; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста; метапредметные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. : интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие; строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Ход конкурса
I. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок – конкурс, урок - праздник, посвященный творчеству русского гения.
Пушкинская эпоха уходит всё дальше от нас, а поэт как будто всё ближе. Основоположник русской литературы, он и ныне самый любимый и читаемый поэт. Неослабевающий интерес у читателей разных возрастов вызывают сказки Пушкина. Прикоснёмся к этому светлому имени, которое для каждого из нас остаётся яркой звездой добра и истины, перелистаем любимые произведения. В конце урока мы должны ответить на вопрос « В чём же заключается прелесть сказок А. С. Пушкина».
К нам пришли герои пушкинских сказок , которые и помогут провести конкурсы. Встречайте гостей!
1 ведущий
А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 г в Москве. В доме у них была прекрасная библиотека, и маленький Пушкин с детства увлекался литературой. Мальчик не был избалован теплотой родных, не был любимым сыном (мать больше любила младшего сына, Льва).
2 ведущий
Детские годы Пушкина протекли в Москве и подмосковном селе Захарове. Будущий поэт рос в обедневшей дворянской семье. Его отец Сергей Львович воспитание детей поручил жене Надежде Осиповне из рода Ганнибалов.
3 ведущий
Воспитанием Александра, Льва и Ольги занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры. Арина Родионовна была, по словам Ольги Сергеевны, "настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич любил ее с детства".
4 ведущий Юный Пушкин очень интересовался русским языком и русской стариной. Его няня, Арина Родионовна, не только пела Пушкину песни – она была ещё и сказочницей. О том, как сам Александр Сергеевич слушал нанины сказки и как их любил, он написал в письме к брату Льву: « До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки…Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Со слов няни Пушкин записывал сказки, которые потом переложил в стихи.
5 ведущий
Ребята, а как вы думаете, почему и за что нам дорог Пушкин? Почему и взрослые, и дети любят читать сказки? В чём их прелесть? Перелистаем любимые страницы, встретимся с любимыми героями.
Итак, начинаем конкурсы! В конкурсе участвуют три команды. Та команда, которая первая готова отвечать, поднимает руку. Проверим, насколько хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина.
В конце урока компетентное жюри ( представление жюри, учащиеся 7 класса) определит команду победителей и назовет знатока пушкинских сказок. Команда, набравшая большее количество жетонов, становится победительницей,
КОНКУРС №1 (5минут)
«Лучший чтец»
Задание командам: прочитать наизусть любые отрывки из сказок А. С. Пушкина. Победителем становится та команда, от которой ученик последним прочитает отрывок. Приглашается по одному ученику от команды. На конкурс отводится 5 минут.
СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ
По итогам конкурса определяется команда-победитель.
КОНКУРС №2 (5 минут)
« Продолжи строку»
1 ведущий
Задание: Каждая команда вытягивает карточку, на которой написаны первые строки из сказок. Продолжите строчки. Отгадайте, из какой они сказки.
2 ведущий.
«Продолжите начатую мной строчку и назовите сказку».
1.Три девицы под окном...(пряли поздно вечерком)
2. Ветер по морю гуляет и...( и кораблик подгоняет)
3.Ель в лесу, под елью белка:
Диво, право, не безделка-
Белка песенки... (поёт да орешки всё грызёт, а орешки не простые, всё скорлупки золотые)
3 ведущий.
4. Жил старик со своею старухой
Старик ловил …..(неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу)
5. Стал он кликать Золотую рыбку
( приплыла к нему рыбка, спросила...)
6. Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю...(всю правду доложи…)
4 ведущий
7.У лукоморья дуб зеленый ...
8. Вдруг шатер распахнулся.
И девица, Шамаханская царица,
Вся, сияя, как ...(заря, тихо встретила царя)
9. Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой...
СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ
КОНКУРС № 3 (6 минут)
«Узнай сказку»
5 ведущий: « А теперь , ребята, внимание!
Мы покажем вам фрагменты из сказок А. С. Пушкина.
Вы должны назвать, из какой сказки этот фрагмент. Каждой команде предлагается по 2 фрагмента.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ ).
ВИДЕОФРАГМЕНТ № 3 «Сказка о царе Салтане…»).
ВИДЕОФРАГМЕНТ № 12 «Сказка о золотом петушке»).
ВИДЕОФРАГМЕНТ № 15 «Сказка о царе Салтане…»).
ВИДЕОФРАГМЕНТ № 21 «Сказка о попе и работнике Балде»).
ВИДЕОФРАГМЕНТ № 23 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
ВИДЕОФРАГМЕНТ № 24 «Сказка о рыбаке и рыбке»).
СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ
КОНКУРС № 4
«Музыкальный»
1 ведущий Сказки Пушкина не похожи одна на другую. Многие сродни народным песням. Нас пленяют напевность и мелодичность их стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно сказки вдохновили композиторов на создание дивных опер.
А теперь самое сложное задание: определите композитора и произведение А.С.Пушкина, на основе которого создана музыкальная композиция. Каждой команде предлагается по 1 фрагменту обязательно и 2 дополнительно, кто отгадает первым.
ЗВУЧАТ ФРАГМЕНТЫ ИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Н. Римский – Корсаков «Сказка о золотом петушке».
Ария Шамаханской царицы. .
Д. Шостакович. «Сказка о попе и работнике его Балде».
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Н. Римский - Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Полёт Шмеля.
Н. Римский - Корсаков. «Сказка о царе Салтане».
Ария царевны Лебедь в исполнении В. Барсовой.
СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ
КОНКУРС № 5 (3 минуты)
«Пантомима»
Группа старшеклассников представляют фрагменты из сказки
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- «Чернавка ведёт в лес царевну»
- « Разговор царицы с зеркальцем»
- « Царевна у семи богатырей»
2 ведущий: задание: определите фрагмент из сказки Пушкина, на основе которой создана пантомима.
СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ
КОНКУРС № 6 (5 минут)
«Ораторы»
3 ведущий: задание: дома каждая команда готовила ответ на вопрос « В чём прелесть сказок А.С. Пушкина». Слово командам. Жюри оценивает оригинальность, выразительность, артистичность выступающих.
СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ
Учитель
ИТАК, РЕБЯТА, ЗАКОНЧИЛСЯ НАШ КОНКУРС.
Вы ещё раз встретились с любимыми героями, проявили творчество, активность, ответили в чём прелесть пушкинских сказок, показали, что любите и читаете сказки А.С. Пушкина. А сейчас слово жюри.
Итоги мероприятия.
Награждение команд.
Определение Знатока сказок А.С. Пушкина. Награждение.
Выставление оценок учащимся по количеству жетонов.
МОЛОДЦЫ! ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!