Внеклассное мероприятие в рамках экологического проекта «Моя Родина».
Конспект с приложением.
Подготовила: воспитатель группы продленного дня
АНОО «Ломоносовский лицей» Саутина О.А.
Тема: «Давайте будем беречь планету! Другой такой на свете нет!»
Класс: 1 класс.
Время реализации занятия: 40 минут
Цель занятия:
Обратить внимание детей на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу;
Познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с правилами поведения в природе, с основными проблемами и задачами экологии;
Формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.
Задачи занятия:
Учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, формировать коммуникативную компетентность, умение анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение.
Учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, активной жизненной позиции, наблюдательности, умения самостоятельно решать жизненно важные задачи;
Учебно-воспитательные: продолжать формирование у обучающихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; гражданскую позицию «Земля –это наш дом, а дом всегда нужно беречь и охранять»; формировать самооценку, развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.
Тип занятия: когнитивный, поисковый
Форма занятия: внеурочная деятельность
Оборудование:
Презентация, музыкальное сопровождение, глобус
плакат- заготовка, шаблоны для оформления предупредительных знаков, фломастеры
для опыта: 2 стакана с водой, сухие листья деревьев; салфетки, бумага, стеклянная посуда, одноразовые стаканчики; полиэтиленовый пакет, бумажный биоразлагаемый пакет
« мусорные ящики» с надписями, мусор
декорации для показа инсценировки: искусственная трава, дерево, ветка, игрушка-лягушка, искусственные цветы с корнями, проигрыватель, обертки
детские поделки из бросового материала
магнитная доска, фото детей, смайлики
Ход мероприятия:
- Ребята, как называется планета, на которой мы живем? Ответы детей.
- Наша планета, оказывается, по меркам Вселенной еще очень молодая. Космонавты, впервые увидев нашу планету, сказали, что она самая красивая! Представьте, что мы, как космонавты, поднялись высоко-высоко в небо и увидели нашу Землю из космоса. Посмотрите, какая она красивая. (Показ слайда) Но последнее время мы всё чаще говорим и замечаем, что наша планета серьёзно заболела, и случилось это по вине людей. И теперь болезнь природы угрожает жизни самого человека. И сегодня мы с вами выясним, какая наука занимается охраной природы, выясним, как человек должен вести себя в природе и, как помочь нашей планете стать такой же прекрасной, какой она была ранее.
Посмотрите, что я держу в руках? (Глобус). Что такое глобус?
Но что это с ним? Он окутан дымом или как еще называют - смогом.
Вы видите, что наша планета вся замусорена и мы слышим из разных уголков нашей планеты доносится сигнал бедствия: «SOS»
«Спасите нашу сушу!»,
«Спасите нашу воду!»,
«Спасите природу!».
Экологи всего мира проводят акции «Берегите Землю, берегите!
Наступивший год объявлен в нашей стране годом экологии.
Может кто-нибудь знает, что такое «экология»? Ответы детей (Показ слайда)
Экология в переводе с греческого языка означает наука о доме, то есть наука о природном доме
Человек сам решает, каким ему быть: чёрствым или чутким, жестоким или добрым, ленивым или трудолюбивым. Если вам не безразлично будущее нашей планеты, если вы хотите жить долго, дышать свежим воздухом, пить чистую воду, спать спокойно, не боясь ядерной катастрофы и многого того, что сегодня реально угрожает нашей жизни, вы должны беречь нашу планету и нести добро миру.
Природа отдаёт человеку свои несметные богатства, но и взамен требует бережного отношения. К сожалению не все помнят об этом. Мы сегодня попытаемся, где в шутку, где всерьёз поговорить об этой проблеме, постараемся научиться правильно вести себя в природе. Я попрошу вас сейчас подумать и ответить на два моих вопроса:
1 вопрос: Как человек вредит природе? (ответы детей)
2 вопрос: Как человек помогает природе? (ответы детей)
Восп-ль: Мы, люди, загрязняем и уничтожаем природу, и почти каждый школьник, зная или не зная того, тоже загрязняет природу. Как же мы загрязняем природу? Предлагаю провести опыт.
ОПЫТ (опыт демонстрирует учитель)
Возьмем сухой листик, попробуем его раскрошить, получается легкая, незаметная пыль, которую тут же разнесет ветер. А теперь попробуем раскрошить листок бумаги. Он только помялся, но не превратился в пыль. А с баночкой и бутылочкой вообще ничего не стало. Теперь попробуем намочить листок, бумагу, баночку и металлическую крышку. Что получается? Листок салфетки легко порвать, а вот обычная бумага не рвется так легко. Крышка же и баночка только намокли, и порвать их или сломать мы не сможем. | | | |
Вот так же и в природе — только листочки и туалетная бумага быстро сгниют и исчезнут, а для того, чтобы сгнила и исчезла бумага, полиэтиленовая пленка или бутылка понадобятся годы. Так, бумага разлагается за 3 — 4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6 — 10 лет, полиэтиленовая пленка разложится через 60 — 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 2 года сгниет бумага. Когда вы окончите школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие и долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок.
Восп-ль: Что же все-таки делать с мусором? А как вы дома справляетесь с мусором?
Ответы детей, составление алгоритма: не выбрасывать, собрать, отнести, вывезут, обработают, закопают.
Игра «Мусоробол». Стоят мусорные баки, давайте очистим нашу планету от мусора- рассортируем мусор по специальным бачкам.
1. жёлтые баки—пищевые отходы
2. зелёные - стекло
3. синие – металл
4. красные - пластмасса
5. коричневые – бумага
-Куда везут весь этот мусор? Кто из вас знает? Ответы детей.
Помощь воспитателя: на фермы и перерабатывающие комбинаты, на стеклоплавильные фабрики, на сталелитейные заводы, на нефтеперерабатывающие комбинаты, на бумажные фабрики.
И если человечество научится беречь природу, заводу и фабрики не будут загрязнять воздух, воду и земли, люди будут соблюдать правила поведения в природе, то наша планета опять станет красивой, как прежде! (снимаю вуаль с глобуса)
Инсценировка
Восп-ль: -А сейчас, ребята, я хочу предложить вам экскурсию в лес, да не простой, а немножко сказочный. Может, вы там кого-то встретите. А чтобы нам веселее были идти, давайте споем нашу любимую песню «Вместе весело шагать!»
(Во время исполнения детьми песни переодеваюсь в Шапокляк)
Шапокляк инсценирует поход в лес, где вредит природе: срывает ветки, вырывает с корнем цветы, ловит лягушку и сажает в банку, мусорит, пытается развести огонь, включает громкую музыку. Разговаривает с детьми о том, что не так она сделала. (Ответы детей.)
Шапокляк спрашивает у детей, как бы они поступили в этих ситуациях. (Ответы детей)
- А теперь закрывайте глаза, я отправляю вас домой! (читает волшебные слова, дети закрывают глаза, переодеваюсь)
Восп-ль: - Расскажите нам, ребята, где вы были? Кого видели? (Ответы детей)
Восп-ль: Ребята, мы сегодня много говорили об экологии, о том, что необходимо беречь природу, нашу красивую планету. Сейчас вы побудете в роли юных экологов. Я предлагаю вам объединиться в подгруппы. Каждая группа получает карточку - шаблон. Нарисуйте, как вы будет охранять Землю от загрязнения, придумайте свои знаки, которые будут для всех нас предупреждением о том, как надо беречь нашу планету, чем мы можем помочь, а чего нельзя делать! А затем мы оформим плакат и повесим его в холле нашего лицея. Пусть это будет ваша помощь для сохранения нашего общего дома - планеты Земля!
Дети на шаблоне в виде круга рисуют. Приклеивают знаки на заготовленный стенд с изображением планеты и объясняют свой рисунок.
Восп-ль: - Повторное использование и переработка отслуживших вещей и материалов может вестись в масштабах страны, города и в каждой квартире. Наши школьники приняли участие в конкурсе «Отходы – в доходы!» (Показ поделок.)
Подведение итога занятия. На магнитной доске дети определяют свой уровень самооценки на занятии.
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту всё возьмёт
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять
Она, как мы, такая же живая!