Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Челкасинская основная общеобразовательная школа»
Урмарского района Чувашской Республики
Внеклассное мероприятие
«Зимой и летом одним цветом!»
Евсеева Надежда Михайловна,
Учитель биологии МБОУ «Челкасинская ООШ»,
с.Челкасы, ул. Карла Маркса д.86
Челкасы – 2017 год.
Аннотация.
Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире,
находится в прямой зависимости от экологического воспитания.
В обществе возрастает понимание значимости экологического воспитания, экологических проблем и необходимости конкретных действий для их решения. Проблема экологии, состояния окружающей среды и качества жизни может быть решена только нашими совместными усилиями в этом направлении.
Экологическое воспитание способствует решению этой проблемы, так как является основой формирования мировоззрения, важным этапом формирования общественного мнения, одним из способов воспитания у детей таких нравственных качеств, как уважение к другим, терпимость, умения сопереживать и сотрудничать, познавать историю своего края, региональные особенности.
Создание программы по экологическому образованию и воспитанию, работа по ее реализации – это некоторый посильный вклад в решение экологических проблем, стоящих перед обществом.
Пояснительная записка.
Цель: формирование экологической культуры обучающихся.
Задачи: 1. Формировать экологическое мировоззрение и поведение, активную жизненную позицию по отношению к проблемам охраны окружающей среды.
2.Закрепить знания о природе родного края , воспитать бережное отношение к ней.
3. Создать условия для развития у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.
Актуальность. Дети любят активно участвовать в праздниках и играх. Они устают быть просто зрителями. Им интересно общение с главными героями сценок, и обязательно нужно, чтобы все они без исключения были вовлечены в игру и отвечали на вопросы действующих лиц. Внеклассные занятия дают большие воспитательные возможности. Репетиции и заучивание наизусть требуют многократного повторения правил поведения в природе. Кроме того, дети любят выступать не только друг перед другом, но и перед родителями и другими взрослыми. Таким образом, с помощью сценических образов ребята рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры населения.
Формы и методы реализации. Разработанный сценарий внеклассного мероприятия «Зимой и летом одним цветом» необходимо провести перед новогодними праздниками и надеюсь окажется наиболее актуальным.
Возрастные группы обучающихся. Данное внеклассное мероприятие разработано для учащихся среднего и младшего звена и посвящена формированию экологической культуры школьника. Она помогает привить у учащихся эстетический вкус, стремление к прекрасному и бережного отношения к окружающей среде; вырабатывает культуру поведения и культуру слушания, корректного отношения друг к другу, чувства ответственности и чувства личной причастности к происходящему.
Ожидаемые результаты. Ребята должны хорошо усвоить, что лесные деревья нужны обитателям леса, их нельзя вырубать ради кратковременных праздников и что для праздников их нужно специально выращивать. Также дети получат удовольствие от общения с Дедом Морозом, лесными зверями и возможности спеть новые песни на известные всем мелодии. Не оставлено без внимания вопросы соблюдения техники безопасности во время новогодней елки.
Новизна работы. Данное мероприятие разработано мной дополнительно используя внеклассную литературу и интернет ресурсы с которыми вы можете подробнее познакомиться в разделе литература. Включены памятки и фотографии, сделанные автором.
В 2010 году сценарий этого мероприятия был напечатан в книге «Мастерская учителя: из опыта работы учителей биологии и химии Чувашской Республики», выпуск №3, - г.Чебоксары.
Cодержательная часть.
Сценарий внеклассного мероприятия
«Зимой и летом одним цветом».
Цель мероприятия: формирование у детей понятия, что лесные деревья нужны обитателям леса, их нельзя вырубать ради кратковременных праздников и что для праздников их необходимо специально выращивать.
Задачи: 1. Развивать у детей умение систематизировать и использовать полученные знания для практической деятельности.
2. Расширить творческие способности и познавательные интересы учащихся.
3. Привить эстетический вкус, стремление к прекрасному и бережное отношение к окружающей среде.
4. Формировать культуру поведения и культуры слушания, корректного отношения друг к другу, чувства ответственности и чувства личной причастности к происходящему.
Советы педагогу. До проведения занятия рекомендуется украсить растущую елку на территории школы. Если нет такой возможности, то рекомендуем нарядить искусственную елку в классе. За несколько дней до занятия дети получают задание авторского сочинения стихотворений о ели.
Инструменты: мультимедийное оборудование, магнитофон, кормушки для птиц, костюмы Деда Мороза, сороки, зайца.
Ход мероприятия:
1. Беседа о приближающемся новогоднем празднике (Ребята, а какой праздник приближается? Вы любите этот праздник? А какие новогодние песни вы знаете?)
Давайте все вместе споем один куплет новогодней песни «В лесу родилась елочка.»
В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.
2. Беседа о чудо- дереве -ели (на экране рисунок ели или новогодней елки.)
3.История новогодней елки.
Петр 1 заимствовал обряд Нового года за границей, в Германии. И в 1700 году приказал «У ворот и домов учинить украшения из ветвей сосновых, еловых и можжевеловых…» Сосна и ель – символ силы и долголетия», а украшения – символ красоты .
4.Инсцинировка.[2]
Сорока. Здравствуйте, ребята! Я прилетела сказать, что Дед Мороз и Снегурочка едут к вам. Просто их в пути задержало непредвиденное обстоятельство. Они еще из леса выйти не успели, как слышат, кто-то топором стучит. Вот и пошел Дед Мороз узнать, кто хозяйничает в его владениях. А вот они идут.
Дед Мороз . Ребята, вы простите, что ждать вас заставил.
Вот из-за этого озорника задержался. Не знаю даже, как его зовут. Он, случайно, не нз вашей школы? Спрашиваю его, откуда ты, а он молчит, не признается. Может быть вы знаете, кто он такой, как его зовут?
Дети. Дима.
Дед Мороз. Тогда все понятно… Ребята, скажите, пожалуйста, Диме, можно ли в лесу елки рубить?
Дети. Нет.
.
Дед Мороз. Правильно, для праздников я специально ёлки в своём питомнике выращиваю. За ними и звери, и птицы мне помогают присматривать.
Заяц. Как же не помогать, когда под теми ёлочками и поиграть, и спрятаться можно.
Дед Мороз. Лесные ёлки трогать нельзя. Без них лесным обитателям не прожить, да и всем без леса плохо: ни ягод, ни грибов, ни красивых опушек. Вот эту красавицу я прислал к вам в школу из своего питомника (показывает на елку). Нравится?
Дети. Да!
г
Дима. А я об этом не знал. Теперь учту па будущее. Я хотел сюрприз малышкам сделать: нарядиться Дедом Морозом и прийти к ним с ёлкой... Не везёт!..
Оля. Дима, напрасно ты беспокоился. Мы пришли к. ребятам - на ёлку и будем праздновать Новый год вместе ними. Вот Сорока, Заяц, Наташа. Мы все здесь.
Наташа. Дима, ты попроси прощения у Деда Мороза за то, что доставил ему столько хлопот. Как ты думаешь Оля, правильно я говорю?
Дима. Я больше не буду ёлки рубить. Простите меня, я не знал.
Наташа. Простите его, пожалуйста, мы все Вас об этом просим.
Дед Мороз. Иди, Незнайка, к ребятам, будем все вместе веселиться.
Начинаются обычные новогодние забавы у ёлки. Через некоторое время Дед Мороз обращается к детям: — Ребята, а за что вы зиму любите?
Дети. Новый год; ёлка; снега много; можно на лыжах, санках, коньках кататься... Деревья в инее, красиво!
Дед Мороз. Так-то оно так, когда снега много, вам хорошо, зато птицам голодно. Не могут птахи из-под снега корм себе добыть, а уж в стужу им совсем плохо. Помогаете ли вы им зимой, подкармливаете ли?
Дети. Да.
Мальчик.
У нас такой обычай:
Чуть выпадет снежок,
Мы вешаем кормушку
Для птичек на сучок.
Девочка. Дедушка Мороз, можно мы Вам расскажем, какую ёлку для птиц устраиваем. (Читают стихотворение 3. Александровой «Птичья ёлка».)
1-й. У серебряной дорожки,
Лишь наступит Новый год,
На высокой стройной ножке
Чудо-ёлочка встаёт.
2-й. Эта ёлка не простая,
И она не для ребят.
3-й. Возле ёлочки летая,
Птицы весело свистят.
4-й. Тут и дятел, и синицы,
Снегири и воробей —
5-й. Все хотят повеселиться
Возле ёлочки своей!
6-й. Не блестят на ней игрушки
И не светится звезда
. 7-й. Но зато для птиц кормушки
Мы повесили туда!
8-й. Прилетают птичьи стаи
К нам на ёлку в зимний сад,
9-й. И в саду, не умолкая,
Колокольчики звенят.
Дед Мороз. А из окна эту ёлочку видно? Хочу посмотреть, как птицы ваши угощения клюют. (Подходит к окну, смотрит.) Да вы просто замечательные ребята! А бывает, что никто не заботится о птицах. Иногда и кормушка висит, да корм в неё забыли насыпать. В таких случаях, чтобы пташечек не заморозить, я снег и морозец на волю не выпускаю.
Праздник продолжается, дети все вместе поют
5.Выступление учащихся о приобретении новогодней елки.
Ученик – 1.
Во-первых, можно приобрести искусственную елку, но их выпускают химические заводы, которые дают очень вредные для природы и человека отходы. Конечно, это не значит, что нужно отказаться от уже имеющихся искусственных елок. Они очень нарядны. Просто нельзя допускать строительства новых и расширения существующих производств, вредных для окружающей среды
Ученик- 2.
Оптимально выращивать елки для праздников в специальных питомниках. В этом случае производство елок является абсолютно экологически чистым и не обедняют природу. Еловые посадки улучшают экологическое состояние территории, на которой они растут. Пока ель достигнет 1-2 метра, проходит 10-15 лет, и все это время молодые деревца очищают воздух от пыли и вредных газов, выделяют кислород, украшают нашу землю, служат кровом и пищей для многих птиц. В гуще молодого подроста гнездятся птицы, находят укрытие разные звери. На место вывезенных из питомников елок весной высевают новые, которые скоро включаются в полезную экологическую работу.
6. Советы для пересадки ели.
Ученик- 3.
Когда ты пересаживаешь ёлку,
Заметь, где юг, где север прежде был.
Ты и сажай – не быть иначе толку.
Пусть той же стороной на юг стоит
Твоя воспитанница молодая,
Пусть те же ветки образуют щит,
К ней ветер северный не подпуская.
И не в единственном сажай числе,
А с ёлками – подружками другими».
…Советов дельных много на земле,
И этот не последний между ними.
Ученик -4.
Елочка на улице.
Елка гордо смотрит ввысь.
Знает – праздник скоро!
Огоньки на ней зажглись,
Словно светофоры.
Снег над елочкой идет,
Снег на ней искрится,
А в ветвях ее живет
Желтая синица.
Возле елки игры, смех,
Кот под елкой жмурится,-
Эта елочка для всех,
Елочка на улице.
7. Беседа о технике безопасности во время новогодних праздников
Нельзя украшать ёлки ватой.
Нельзя зажигать свечи и взрывать петарды.
Должна быть исправной электрическая гирлянда.
8. Стихотворение собственного сочинения о ели читает кружковец:
Ель зеленая стоит,
И стоит она красиво.
Мягкой веткой шевелит
И к нему спешат ребята.
И на еле много птиц,
Запоют красивым пеньем.
Лишь бы станет грустно еле
Запоем мы песни ей.
И украсим мы ее,
Новыми игрушками.
И нарядна и красива
Наша елка- красота.
9. Подведение итогов:
Памятка школьникам и взрослым!
Нельзя рубить деревья в лесу, т.к. они выделяют кислород, медленно растут, в кронах живут птицы, а под деревьями разные звери.
Нужно приобретать ели, выращенные в питомниках.
Можно использовать и искусственные ели.
Необходимо сажать ель на территории школы и ежегодно его украшать.
Нельзя украшать ёлки ватой, зажигать свечи и взрывать петарды.
(каждому по одной).
10.Новогоднее поздравление.
Пусть со счастливого мгновенья
Начнется этот Новый год,
Пусть он удачи принесет,
Хорошим будет настроенье,
И станут яркими все дни,
Как новогодние огни!
11.Песня «Новогодняя праздничная» на мелодию «Маленькая елочка» исполняют все вместе.
Не рубили ёлочку
Мы под Новый год –
Возле дома нашего
Ёлочка растет.
Украшают ёлочку
Звезды и флажки,
И горят на ёлочке
Чудо- огоньки.
Возле самой ёлочки
Водим хоровод…
Здравствуй, здравствуй, ёлочка!
Здравствуй, Новый год.
Заключение.
В результате системной и воспитательной работы решаются задачи формирования экологически ответственного человека, который чутко воспринимает красоту окружающей природы. Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека. Экологически грамотный человек будет знать, как уменьшить экологическую угрозу, снять ее остроту и ликвидировать последствия, как нужно вести хозяйство, чтобы не допустить нарушения экологического равновесия; он не станет браконьером, не будет наносить вред природе во время отдыха, не позволит расточительства по отношению к ее ресурсам – будь то вода, топливо или электроэнергия.
Литература.
Мастерская учителя: из опыта работы учителей биологии и химии Чувашской Республики. Выпуск 3. Чебоксары, 2010/ Под редакцией Н.В. Борисовой.
Молотова Л. П. Экологические праздники для детей: Учебно- методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной и средней школы. -Минск: ООО «Асар», 2001.
Пономарева И. Н. Биология: Растения. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса.- Москва: Вентана-Графф, 2002г.
Экологический вестник Чувашской Республики. Вып.67./ Доклад «Об охране окружающей среды Чувашской Республики в 2008 году»: Монография.- Чебоксары, 2009.- С. 93-103.
Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения, бактерии, грибы 6 кл. [Электронный ресурс] /СD- диск. ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.