Внеклассное мероприятие «Зимующие птицы»
для 5-7 классов
Цель: привлечь внимание учащихся к миру зимующих птиц, воспитывать ценностное отношение к биоразнообразию птиц, проведение широкой просветительской работы и практических действий по охране и сохранению орнитофауны.
Задачи:
создать условия для ознакомления с зимующими птицами, с кормами, необходимыми отдельным видам птиц; с многообразием способов помощи зимующим птицам;
содействовать развитию познавательного интереса учащихся;
воспитывать экологическую и эстетическую культуру школьников.
Оборудование и материалы: презентация «Зимующие птицы», рисунки, фотографии с изображением зимующих птиц; раздаточный материал, запись голосов зимующих птиц; ноутбук, проектор, экран; семена подсолнечника, кусочек свиного сала, семена шишек, ягоды рябины, пшено.
Подготовительный этап. Готовится подборка материалов для игры и оформления кабинета (раздаточный материал, рисунки, фотографии зимующих птиц).
Из учащихся 5-7 классов формируется 3 команды по 5 человек. Каждая команда придумывает название и девиз, выбирает капитана.
Ход мероприятия
Вступление.
Слово учителя.
В наши дни среди фауны Земли насчитывается более 10 000 видов птиц. Птицы бывают хищными и растительноядными, морскими и горными, перелётными и оседлыми, а некоторые из них вообще не умеют летать. Они — превосходные певцы и удивительные танцоры, умелые строители и запасливые хозяева, верные супруги и любящие родители, безжалостные хищники и, наконец, просто красавцы! И всё это — птицы. Пернатые населяют все континенты нашей планеты. Одни из них помогают человеку в борьбе с грызунами и насекомыми, другие - переносят пыльцу и семена растений.
Многие птицы в летний период, как правило, активно размножаются и выкармливают потомство. Это связано с благоприятными условиями жизни и наличием достаточного количества пищи.
Но вот наступает зима. Для птиц зима – очень тяжелое время года. Голодно и холодно бедным пернатым. Из-за холода много тепла теряют зимующие птицы. Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и зимой еды им нужно намного больше чем летом. Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. Темнеет быстро, а в темноте корма не найти. Поэтому с рассвета и до темноты птицы зимой ищут себе еду. Многие птахи перебираются поближе к жилищу человека. Они нуждаются в нашей заботе и помощи. В зимнее время если птица не получит днём достаточно корма, то она может погибнуть ночью от холода, так как не сможет согреться.
Зимующие птицы – это те птицы, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю.
Зимующими птицами являются галки, вороны, синицы, воробьи и многие другие.
Сегодня в ходе игры наши команды покажут свои знания в области орнитологии. Давайте познакомимся с ними.
II. Представление команд и жюри.
- Представление I команды.
- Представление II команды.
- Представление III команды.
За ходом игры будет следить компетентное жюри в составе … (В жюри – классные руководители.)
За каждый правильный ответ будет присуждаться балл – семя подсолнечника.
В итоге игры победит команда, набравшая больше всего баллов – семян.
III. Игра.
1. Ребусы о зимующих птицах.
Разгадайте ребусы, в которых зашифрованы названия зимующих птиц.
а) 

2 = О (Ответ: Сорока)
б)
(Ответ: Синица)
5 = Ц
в)

(Ответ: Дятел)
г)

(Ответ: Голубь)
д)
(Ответ: Воробей)
е)
(Ответ: Ворона)
ж)
3 = Л (Ответ: Галка)
з)
3 = Й (Ответ: Сойка)
и) 

(Ответ: Щегол)
к)
4 = Д (Ответ: Дрозд)
л) (Ответ: Сова)
м)


(Ответ: Рябчик)
2. Кроссворд «Пернатые друзья».
Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 1. Это нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самок наряд более скромный. Держатся обычно небольшими стайками по 7-10 птиц. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. С приходом темноты вся стайка улетает куда-либо на кусты или деревья, где и ночует. 5. У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой. Голова, шея, крылья – черные, а остальное тело – серое. 6. Птица с чёрным оперением тела и серебристо-серой шеей. Чаще выбирает для проживания крупные города, так как предпочитает гнездоваться: под крышами высотных домов, на водонапорных башнях и трубах, за рекламными щитами. Гнёзда обычно бывают не одиночными. Строит жилище капитально, потому, что используется оно не однократно, а несколько лет подряд. 8. Птица мира. 10. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.
По вертикали: 2. Это маленькая подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору сидят, плотно прижавшись друг к другу. 3. Совсем небольшая, но необыкновенно яркая и красивая птица. Ее оперение очень красочное, и ее трудно спутать с кем-нибудь из других пернатых. 4. Это небольшая птица красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. 7. Голова, крылья, хвост этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. 9. Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко – желтое.
(Ответы: По горизонтали: 1. Снегири. 5. Ворона. 6. Галка. 8. Голубь. 10. Дятел. По вертикали: 2. Воробей. 3. Щегол. 4. Клест. 7. Сорока. 9. Синица.)
3. конкурс «Угадай птицу по голосу».
Включается запись голосов зимующих птиц. Команды должны определить, какие зимующие птицы имеют такие голоса. (Ответы: Сорока, дятел, ворона, воробей, голубь, синица.)
4. Кроссворд в картинках «Зимующие птицы».
Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
1. 4. 6.
8. 9. 10.
По вертикали:
2. 3. 5.
7.
(Ответы: По горизонтали: 1.Дятел. 4. Сорока. 6. Ворона. 8. Сова. 9. Сойка. 10. Галка. По вертикали: 2. Голубь. 3. Дрозд. 5. Синица. 7. Воробей.)
5. «Птичья столовая».
Разложите корм, соответствующий птицам.
Воробьи→пшено
Снегири→ягоды рябины
Голуби→семена подсолнечника
Клесты→семена шишек
Синицы→кусочек сала
Слово учителя.
Подсолнечник. Его предпочитают синицы, снегири, поползни и другие птицы. Это самый универсальный вид корма!
Хлебные крошки (белый хлеб). Придётся по вкусу синицам, воробьям, и многим другим птицам. Важно: нельзя класть в кормушку чёрный хлеб! Из-за него у птиц могут возникнуть проблемы с пищеварением!
Несоленое сало, сырое мясо. Его предпочитают насекомоядные птицы, остающиеся зимовать – синицы, поползни, дятлы
Просо, пшено. Привлечет на кормушку овсянку. Если нет другого корма, пшено едят и другие птицы.
Рябина, шиповник. Подойдут таким зимним гостям, как щеглы, чижи, снегири, свиристели
Семечки арбуза, дыни, тыквы очень любят синицы. Важно: семечки нужно раздавливать, иначе синички затрачивают слишком много сил, и даже ломают клювы!
6. Конкурс капитанов.
Дайте ответы на вопросы:
1. Птица, которая прилетает к нам с первым снегом? (Снегирь.)
2. В холодную погоду воробьи взъерошенные, почему? (Легче сохранять тепло.)
3. У какой зимующей птицы самый длинный язык? (Дятел.)
4. Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом? (Температура тела воробья всегда одинакова).
5. Как называются птицы, которые живут с нами постоянно? (Оседлые.)
6. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел.)
7. Какая зимующая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)
8. У этой птицы клюв необычный, крестообразный, чтобы шишки легко расклёвывать. (У клеста.)
9. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка.)
10. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (Голод.)
11. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)
IV. Подведение итога игры. Награждение победителей.
V. Заключительное слово.
Закончить наше мероприятие хочется стихотворением Александра Яшина:
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Давайте не будем забывать о братьях наших меньших, проявляя лучшие наши качества - доброту и сострадание.
Все участники мероприятия дружно отправляются развешивать кормушки и раскладывать корм птицам.
Составила:
учитель биологии Потапова А.Е.
ГБОУ ЛНР «Белореченская ООШ I-III ступеней Лутугинского района».