СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема сквернословия среди подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если задать вопрос "Что есть бич XXI века?", можно услышать разные ответы: алкоголизм, наркомания, ВИЧ, интернет, социальные сети, игромания… Почему-то  сквернословие в этот список включают крайне редко. А ведь с каждым годом проблема сквернословия становится всё актуальнее.

Просмотр содержимого документа
«Проблема сквернословия среди подростков»

Вишневская Л.Ю.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»













Выступление на МО

Проблема сквернословия

среди подростков















Составила: Вишневская Л.Ю.

воспитатель

I категория



2015 год

"Речь – это показатель ума"

(Сенека)

Если задать вопрос "Что есть бич XXI века?", можно услышать разные ответы: алкоголизм, наркомания, ВИЧ, интернет, социальные сети, игромания… Почему-то  сквернословие в этот список включают крайне редко. А ведь с каждым годом проблема сквернословия становится всё актуальнее. С ним мы сталкиваемся ежедневно - на улице, в транспорте, в общественных местах. Можно сказать, этот недуг поразил все слои нашего общества; сквернословят и взрослые, и дети.

Согласно толковому словарю С. И. Ожегова, - "Сквернословие — это речь, на­полненная скверными, непристойны­ми словами".

Исторические факты говорят, что сквернословие зародилось еще в древние времена. Тогда оно использовалось в ритуальных обрядах для выражения страха, гнева, агрессии и считалось исключительно мужской прерогативой. Женщины и дети в подобных ритуалах не участвовали, а за употребление бранных слов несли жестокое наказание. В России до середины XIX века за брань была предусмотрена уголовная ответственность.

Сквернословие в первую очередь является результатом плохого воспитания или вообще его отсутствием. Самое ужасное заключается в том, что использование мата подобно наркотику, при длительном применении – практически невозможно отказаться от него.

Особую роль играет употребление сквернословия в подростковом возрасте, возрасте становления личности и серьезных попыток самоутверждения.

Основные причины употребления мата подростками.

  • Широкое использование матерных выражений родителями. Большинство обучающихся коррекционной школы – интерната из неблагополучных семей, где часто родители дома используют ненормативную лексику.

  • Гормональные изменения в подростковом возрасте. Гормональные изменения в организме, обуславливают рост возбудимости, эмоциональную неустойчивость, что в итоге провоцирует большее количество стрессов и трудностей во взаимоотношениях с окружающими. И если ранее ребёнок один раз в день вступал в какие-либо конфликтные отношения, то в период гормональных изменений количество конфликтов увеличивается в день в несколько раз.

  • Восприятие употребления нецензурных выражений как атрибута взрослой жизни. Очень часто взрослые дают понять ребенку, что сквернословие – это атрибут только взрослой жизни и только взрослые имеют право их произносить.

  • Стремление казаться "рубахой-парнем", "своим" в определенном кругу. Чтобы почувствовать свою принадлежность к этому кругу, подросток начинает сквернословить, и брань постепенно укореняется в его лексиконе.

  • Создание видимости раскованности и пренебрежительного отношения к запретам. Подросток ошибочно считает, что сквернословие делает его взрослым.

  • Стремление показать отсутствие страха. В этом случае за неприличными словами подросток скрывает свои страхи и (или) комплексы, которых он стыдится.

  • Демонстрация агрессии, желание оскорбить и унизить кого-либо.  Если нет возможности адекватно ответить обидчику, то зачастую он употребляет брань в качестве последнего аргумента.

  • Для эмоциональной разрядки, для повышения эмоциональности речи. На  смену "словам-паразитам" приходит матерщина. Все чаще и чаще мат служит связкой между словами и заполняет паузы в речи.

  • Низкий уровень языковой культуры в обществе. Отсутствие языковой цензуры облегчило проникновение нецензурной лексики в СМИ. Произошла замена понятий "свобода слова" ("говори, что хочешь") на "свобода речи" ("говори, как хочешь").

  • Низкий словарный запас. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телевизионными передачами, а также недостаточное чтение художественной литературы приводит к формированию ограниченного словарного запаса.

На самом деле причин употребления мата гораздо больше, и случай с каждым подростком нужно рассматривать индивидуально.

Ни в коем случае не следует игнорировать сквернословие, услышанное от детей и подростков. Таким образом вы даете понять, что это нормально. Педагог должен внушить обучающимся как аксиому: сквернословие – это плохо.


Для преодоления сквернословия необходимо:

  • придерживаться только нормативной лексики, ни при каких обстоятельствах не опускаться до сквернословия;

  • терпеливо, последовательно и настойчиво помогать обучающимся избавляться от бранных, ругательных слов при выражении мыслей и переживаний;

  • помогать усваивать образцы, "штампы" вежливого, культурного выражения мыслей и чувств в типичных ситуациях;

  • наглядно, доходчиво и убедительно показывать, как можно выразить свои чувства красиво, без сквернословия и ругательств;

  • на конкретных примерах убеждать, что приятное слово действует на людей куда сильнее, чем самое крепкое ругательство;

  • убеждать обучающихся, что к ругательствам прибегают только самые слабые и ограниченные люди, которым нечего сказать обыкновенными словами;

  • формировать непривлекательный образ человека, употребляющего к месту и не к месту бранные слова, нецензурные выражения;

  • подчеркивать и показывать на конкретных примерах, что у плохо воспитанных людей непривлекательное будущее, что именно сквернословие не позволило многим достичь успеха в жизни;

  • формировать непринятие сквернословия как способа выражения мыслей и чувств;

  • проводить специальные тренировочные упражнения для обучающихся, чья речь засорена косноязычными штампами.

Проблема сквернословия преодолима при целенаправленной и систематической работе. Но всё же, какие бы профилактические беседы не вели педагоги, без участия родителей эта борьба будет бесполезной.



Интернет-ресурсы:

  • http://infourok.ru/skvernoslovie-shkolnikov-kak-socialno-pedagogicheskaya-katastrofa-524021.html

  • http://ona-ledi.ru/problema-skvernosloviya-v-sovremennom-obshhestve/

  • http://kroha.dn.ua/p/articles/podrostki-i-skvernoslovie-borotsya-ili-jdat-poka-proydet-279/

  • http://pedlib.ru/Books/1/0153/1_0153-200.shtml

  • http://www.tzpmss.edu35.ru/parents/psy/183-mat-i-kak-c-nim-borotca