Если задать вопрос "Что есть бич XXI века?", можно услышать разные ответы: алкоголизм, наркомания, ВИЧ, интернет, социальные сети, игромания… Почему-то сквернословие в этот список включают крайне редко. А ведь с каждым годом проблема сквернословия становится всё актуальнее.
Просмотр содержимого документа
«Проблема сквернословия среди подростков»
Вишневская Л.Ю.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Выступление на МО
Проблема сквернословия
среди подростков
Составила: Вишневская Л.Ю.
воспитатель
I категория
2015 год
"Речь – это показатель ума"
(Сенека)
Если задать вопрос "Что есть бич XXI века?", можно услышать разные ответы: алкоголизм, наркомания, ВИЧ, интернет, социальные сети, игромания… Почему-то сквернословие в этот список включают крайне редко. А ведь с каждым годом проблема сквернословия становится всё актуальнее. С ним мы сталкиваемся ежедневно - на улице, в транспорте, в общественных местах. Можно сказать, этот недуг поразил все слои нашего общества; сквернословят и взрослые, и дети.
Согласно толковому словарю С. И. Ожегова, - "Сквернословие — это речь, наполненная скверными, непристойными словами".
Исторические факты говорят, что сквернословие зародилось еще в древние времена. Тогда оно использовалось в ритуальных обрядах для выражения страха, гнева, агрессии и считалось исключительно мужской прерогативой. Женщины и дети в подобных ритуалах не участвовали, а за употребление бранных слов несли жестокое наказание. В России до середины XIX века за брань была предусмотрена уголовная ответственность.
Сквернословие в первую очередь является результатом плохого воспитания или вообще его отсутствием. Самое ужасное заключается в том, что использование мата подобно наркотику, при длительном применении – практически невозможно отказаться от него.
Особую роль играет употребление сквернословия в подростковом возрасте, возрасте становления личности и серьезных попыток самоутверждения.
Основные причины употребления мата подростками.
Широкое использование матерных выражений родителями. Большинство обучающихся коррекционной школы – интерната из неблагополучных семей, где часто родители дома используют ненормативную лексику.
Гормональные изменения в подростковом возрасте. Гормональные изменения в организме, обуславливают рост возбудимости, эмоциональную неустойчивость, что в итоге провоцирует большее количество стрессов и трудностей во взаимоотношениях с окружающими. И если ранее ребёнок один раз в день вступал в какие-либо конфликтные отношения, то в период гормональных изменений количество конфликтов увеличивается в день в несколько раз.
Восприятие употребления нецензурных выражений как атрибута взрослой жизни. Очень часто взрослые дают понять ребенку, что сквернословие – это атрибут только взрослой жизни и только взрослые имеют право их произносить.
Стремление казаться "рубахой-парнем", "своим" в определенном кругу. Чтобы почувствовать свою принадлежность к этому кругу, подросток начинает сквернословить, и брань постепенно укореняется в его лексиконе.
Создание видимости раскованности и пренебрежительного отношения к запретам. Подросток ошибочно считает, что сквернословие делает его взрослым.
Стремление показать отсутствие страха. В этом случае за неприличными словами подросток скрывает свои страхи и (или) комплексы, которых он стыдится.
Демонстрация агрессии, желание оскорбить и унизить кого-либо. Если нет возможности адекватно ответить обидчику, то зачастую он употребляет брань в качестве последнего аргумента.
Для эмоциональной разрядки, для повышения эмоциональности речи. На смену "словам-паразитам" приходит матерщина. Все чаще и чаще мат служит связкой между словами и заполняет паузы в речи.
Низкий уровень языковой культуры в обществе. Отсутствие языковой цензуры облегчило проникновение нецензурной лексики в СМИ. Произошла замена понятий "свобода слова" ("говори, что хочешь") на "свобода речи" ("говори, как хочешь").
Низкий словарный запас. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телевизионными передачами, а также недостаточное чтение художественной литературы приводит к формированию ограниченного словарного запаса.
На самом деле причин употребления мата гораздо больше, и случай с каждым подростком нужно рассматривать индивидуально.
Ни в коем случае не следует игнорировать сквернословие, услышанное от детей и подростков. Таким образом вы даете понять, что это нормально. Педагог должен внушить обучающимся как аксиому: сквернословие – это плохо.
Для преодоления сквернословия необходимо:
придерживаться только нормативной лексики, ни при каких обстоятельствах не опускаться до сквернословия;
терпеливо, последовательно и настойчиво помогать обучающимся избавляться от бранных, ругательных слов при выражении мыслей и переживаний;
помогать усваивать образцы, "штампы" вежливого, культурного выражения мыслей и чувств в типичных ситуациях;
наглядно, доходчиво и убедительно показывать, как можно выразить свои чувства красиво, без сквернословия и ругательств;
на конкретных примерах убеждать, что приятное слово действует на людей куда сильнее, чем самое крепкое ругательство;
убеждать обучающихся, что к ругательствам прибегают только самые слабые и ограниченные люди, которым нечего сказать обыкновенными словами;
формировать непривлекательный образ человека, употребляющего к месту и не к месту бранные слова, нецензурные выражения;
подчеркивать и показывать на конкретных примерах, что у плохо воспитанных людей непривлекательное будущее, что именно сквернословие не позволило многим достичь успеха в жизни;
формировать непринятие сквернословия как способа выражения мыслей и чувств;
проводить специальные тренировочные упражнения для обучающихся, чья речь засорена косноязычными штампами.
Проблема сквернословия преодолима при целенаправленной и систематической работе. Но всё же, какие бы профилактические беседы не вели педагоги, без участия родителей эта борьба будет бесполезной.
Интернет-ресурсы:
http://infourok.ru/skvernoslovie-shkolnikov-kak-socialno-pedagogicheskaya-katastrofa-524021.html
http://ona-ledi.ru/problema-skvernosloviya-v-sovremennom-obshhestve/
http://kroha.dn.ua/p/articles/podrostki-i-skvernoslovie-borotsya-ili-jdat-poka-proydet-279/
http://pedlib.ru/Books/1/0153/1_0153-200.shtml
http://www.tzpmss.edu35.ru/parents/psy/183-mat-i-kak-c-nim-borotca