2. Вводная часть | Дети! Какие качества вы больше всего цените в людях? Предлагаю вам Обсудить это в своих группах и составить список качеств.
Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно послушайте, и ответьте, какая же тема сегодняшнего классного часа. Этот дом расположен на окраине города в малонаселенном районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками, четвертые…Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал. Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на груботесанные скамейки и по долгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого-то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам, хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, друзей… А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и их хозяек этого дома. Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет, вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней. Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно » - Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик: - Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алеши сегодня день рождения. Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины. Ступив на крыльцо дома, женщина как-то просветлела и, облегченно вздохнув, громко произнесла: «Слава богу, наконец-то, дошли!» Правда, вокруг не было никого, кто бы мог разделить ее радость. Назидательно сказав старушке: «Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор», - она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный голос: - Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда-то спешит, поэтому надо побыстрее к нему. Старуха поспешно взяла тяжелый узел в руки и пошла за женщиной. Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет. - Проходите, пожалуйста, садитесь, - сказал он, вставая со своего, - я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы? Женщина вынула из сумочки какой-то сверток, небрежно завернутый в газету, и положила перед директором на стол: - Вот, читайте. Здесь, между прочим, все должно быть написано. Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платочек, не спеша, старательно протер стекла очков. Затем развязал тесемочку на свертке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил: - Виктория, а вы кем приходитесь Маргарите Ивановне? - Как это кем? Дочерью, конечно. - Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать? - Да, - ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила: - Что-то не в порядке с документами? Мне в соцобесе заверили, что «все в порядке». - Конечно, конечно, «все в порядке», - полуиронически сказал директор, бросив взгляд на женщину, - только одно мне непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас? И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ: - Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела. - Да, да, - поддержала ее мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы жили посвободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить. Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила: - Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую не соглашается. Уперлась на своем, как деревенский бык. И все тут!.. - Сейчас мне все стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. – Теперь вы, Виктория, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите… Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошел вплотную к старушке и спросил напрямую: - Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, пришли сюда? - Да откуда такому желанию-то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так что, не обессудьте старуху.
- Как вы думаете: чего же не смогла вынести эта старуха? Чем допекла ее собственная дочь?
- Как можно назвать все это кратко?
- Как вы думаете: кто составляет большинство из ныне живущих с нами рядом? Больше добрых или жестоких людей?
-Значит, о чем же мы будем вести разговор на сегодняшнем занятии?
| Дети зачитывают свои списки положительных качеств. Из ответов воспитанников преобладают качества: доброта, забота, помощь, человечность и т.д.
- Оскорблений в свой адрес, неуважительности, бездушия, бессердечности и так далее.
- Безжалостность, жестокость и т.д.
- Конечно же, милосердных, доброжелательных, добрых и т.д.
- О милосердности, доброжелательности в людях. | Метод формирования сознания: -рассказ.
Метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности: -воспитывающая ситуация. |
3. Основная часть | Ребята, предлагаю послушать стихотворение, которое подготовила ваша одноклассница(На интерактивной доске учитель показывает фотографии бабушек и дедушек учащихся) Для веселых весенних ветвей Корни более, чем родня… Берегите старых людей От обид, Холодов, Огня. За спиной у них – Гул атак, Годы тяжких трудов И битв… Но у старости силы не те. Дней непрожитых Мал запас… Берегите старых людей Без которых не было б вас!
Что же такое милосердие? Что предполагает «милосердность»?
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие». (определение напечатано на интерактивной доске)
Ребята, теперь каждой группе я предлагаю выбрать цвет, которым они смогут выразить сове отношение к понятию «милосердие». Предлагаю вам такие цвета: зеленый, красный, голубой. Кто придумает еще цвет, мы рады будем выслушать.
Ребята, приведите слова близкие по значению к слову «милосердие».
Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова - это сострадание, уважение, человеколюбие, гуманность, альтруизм. Можно нарисовать такую схему.(Схема на интерактивной доске)  Перед вами лежат толковые словари, я прошу у вас помощи- помочь мне найти определения этих слов. Ребятам первой группы, я прошу найти слова – сострадание, доброта. Ребятам 2 группы, прошу найти – уважение, гуманность. Ребятам 3 группы, прошу найти – человеколюбие, альтруизм.
Ребята, благодарю вас за помощь, вы хорошо справились с заданием. Выполнив это задание, вы поняли, что слова из схемы взаимосвязаны.
А сейчас я каждой группе раздам карточки с высказываниями о милосердие и каждая группа попробует прокомментировать доставшееся высказывание. Карточка1. Мы все природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст). Карточка2. Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые (митрополит Филарет). Карточка3. Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом ее богатство и сила (Н. Бердяев). Вы все очень хорошо справились с заданием. Предлагаю вам послушайте высказывание: «Милосердие – это активная доброта». (И.Н. Шевелев) Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. А сейчас я предлагаю вам проверить себя. | Дети слушают стихотворение.
Дети думают и высказывают свое мнение.
Дети в группах обсуждают цвет «милосердия» и раскрашивают бумажный круг фломастерами. Из ответов учащихся: (предположим). «У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.» «Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра. » «Милосердие» - это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру. -чуткий, отзывчивый, внимательный.
Дети работают в группах. Ответы 1 группы: (каждое определение на интерактивной доске) СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем. ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Ответы 2 группы: УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих- нибудь достоинств. ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям. Ответы 3 группы: ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ-любовь к людям, гуманность. АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.
Дети думают на высказываниями и озвучивают свои мысли. | Метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности: -общественное мнение. |
4.Заключительная часть | Ребята, я хочу предложить вам пройти тест. Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет». Вопросы: У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным? Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику? Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре? Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение? Часто ли ты используешь злые шутки? Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность? Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует? С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей? Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь? Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека? Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)? Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей? Ребята, спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами. Я желаю вам добра, Доброй ночи до утра Всем желаю добрых снов, Добрых дел и добрых слов. Уведет ли вас дорога От любимого порога, Пусть вам скажет кто-нибудь: «В добрый час и в добрый путь!» Я желаю ,чтобы с вами Людям было веселей, Чтобы добрыми глазами Вы смотрели на людей. Звучит песня «Мы желаем счастья вам». | Дети проходят тест. Подсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы:1,2,3,4,7,11 – и за отрицательный ответ на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12. Результаты: Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой. От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид. Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой. | Метод контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения: -тест. |