Развитие памяти и внимания
Цель: Развивать и корректировать зрительную и слуховую память, внимание.
Задачи:
Проверка уровня зрительной и слуховой памяти, внимания через комплекс упражнений.
Работа по развитию произвольной памяти и внимания.
Объяснение детям значения хорошей памяти и внимания для человека.
Воспитание дружеских взаимоотношений между учащимися.
Воспитание мотивации к учению.
Оборудование:
- конверты с карточками, смайликами;
- презентация
Ход урока:
Вступительная беседа.
- У нас сегодня на уроке гости. Давайте повернёмся к ним и дружно поздороваемся. У каждого на парте лежит конверт, когда нам нужно будет из него что-то достать, я вам скажу.
- Выполнив первое задание, мы узнаем, о чём будем сегодня говорить на занятии. (1 слайд)
Задание: рукой не водим, следим только глазками, нужно определить, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово.

- Какое слово у нас получилось?
- Память.
- Правильно. А что такое память? Зачем она нужна человеку? (Да, память очень важна для человека. Если бы её не было, то люди не смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей.)
- А кто помнит: какие виды памяти бывают?
- Зрительная и слуховая.
- Молодцы. Мы сегодня потренируемся развивать нашу зрительную и слуховую память.
- Давайте прочитаем про себя тему урока. (2 слайд)
2. Упражнения на развитие памяти
Тренировка зрительной памяти
(3 слайд)
- Задание: В течение 2 минут вы должны внимательно посмотреть на экран. Запомните увиденные изображения. А теперь возьмите из конверта чистый листочек и зарисуйте как можно точнее.
- Проверьте в парах.
- А теперь давайте проверим все вместе по экрану. (3 слайд)
Тренировка слуховой памяти
- Задание № 1 с. 32: Послушай внимательно пары слов. Постарайся запомнить. Запиши второе слово каждой пары. Если какие-то непонятные слова?
ШУМ – вода СТОЛ - обед
МОСТ – река РУБЛЬ - копейка
ЛЕС – медведь ДИЧЬ – выстрел (дичь – дикие животные как объект охоты)
РОЙ – пчела ЧАС - время
ГВОЗДЬ – доска (4 слайд - проверка) РЕКА – море (5 слайд - проверка)
- Задание № 2 с. 32: Игра «Закодированное слово»
Инструкция: сейчас я вам прочитаю ряды слов, ваша задача – выделить в каждом слове лишь первую букву и запомнить её. После этого вы должны записать первые буквы в том же порядке, в котором они прозвучали. У вас должно получиться новое слово. Например: Школа, Коза, Аист, Флаг – ШКАФ (на доске). (6 слайд)
А теперь работаем самостоятельно:
Каша, лимон, юла, ветер (клюв);
Заря, ива, метель, аквариум (зима);
Тайна, ель, лоб, еда, гора, айсберг (телега);
Тишина, езда, рот, мотор, овал, стол (термос) (термос – вид бытовой посуды для длительного сохранения более высокой или низкой температуры продуктов питания)
Проверка по слайду (7 слайд)
Физкультминутка
для глаз и физические упражнения (с мальчиком)
- В начале занятия вы на экране прочитали название нашего урока. А кто его помнит?
- Развитие памяти и внимания. (8 слайд)
- Молодцы! Очень хорошо помогает запоминать и развитое внимание. Если вы внимательны, то подмечаете все детали, запоминаете их, а потом легко повторяете всё, что вы видели или слышали.
- Как вы думаете, а у вас хорошая память и внимание? А мы сейчас это проверим.
3. Диагностика внимания и памяти
Методика 1.
- Давайте сначала проверим, какие вы внимательные, как умеете быстро и точно работать. На парте у каждого лежит карточка с цифрами. Вам нужно сосчитать в них количество цифр, которые я назову. Рядом написать количество этих цифр. Сосчитайте все цифры «5», «7», «0». (9 слайд)
4 | 3 | 2 | 8 | 2 | 3 | 6 | 5 | 9 | 1 |
7 | 5 | 7 | 6 | 6 | 5 | 9 | 0 | 8 | 5 |
3 | 1 | 0 | 1 | 3 | 4 | 0 | 6 | 5 | 1 |
7 | 2 | 4 | 1 | 0 | 6 | 2 | 3 | 7 | 1 |
6 | 5 | 4 | 4 | 3 | 8 | 8 | 3 | 1 | 3 |
8 | 0 | 0 | 3 | 2 | 1 | 5 | 4 | 9 | 5 |
0 | 7 | 6 | 3 | 2 | 6 | 3 | 8 | 2 | 9 |
6 | 1 | 7 | 6 | 9 | 5 | 8 | 5 | 9 | 0 |
7 | 4 | 1 | 7 | 5 | 3 | 9 | 2 | 3 | 4 |
6 | 3 | 0 | 7 | 6 | 9 | 1 | 0 | 9 | 1 |
«5» - 11
«7» - 9
«0» - 10
- Ну, как, трудно? Как видите, если работать быстро, то можно сделать много ошибок, а если медленно, то теряешь много времени. Для того чтобы работать быстро и качественно, мы должны быть очень внимательными, то есть у нас должно быть развито хорошо внимание. Над этой проблемой мы сегодня тоже поработаем.
Игра «Найди отличия»
Детям раздаются картинки. За 4 минуты нужно найти 10 отличий. Работа в парах. Проверка.
(10 слайд)
Игра «Подарки»
- Ребята, какой праздник недавно был?
- Новый год.
- А чем Новый год всем нравится?
- Тем, что все получают подарки от Деда Мороза.
- Да, правильно. Всем нравится получать подарки. Посмотрите внимательно на доску. Дед Мороз собирается в гости к ребятам на новогодний праздник и приготовил такие подарки. (На доске изображения 10 игрушек – подарков. Дети проговаривают названия подарков. Затем доска закрывается и проверяется, кто запомнил больше всего подарков.) Если останется время, можно поиграть с этими же картинками в игру «Прятки». Убрать одну картинку и спросить, какой подарок пропал.
Итог занятия
- Чем мы сегодня занимались? Какие психические процессы (виды умственной деятельности) мы сегодня повторяли и развивали?
- Внимание и память.
- У каждого из вас на парте лежит конверт, в котором лежит 2 смайлика: один весёлый, другой грустный. Выберите того смайлика, который показывает ваше настроение после сегодняшнего занятия. Если плохое настроение, то грустного смайлика, если хорошее настроение, то доброго. (11 слайд)
- Спасибо за урок. Встаньте, повернитесь к гостям и скажите спасибо.























4 | 3 | 2 | 8 | 2 | 3 | 6 | 5 | 9 | 1 |
7 | 5 | 7 | 6 | 6 | 5 | 9 | 0 | 8 | 5 |
3 | 1 | 0 | 1 | 3 | 4 | 0 | 6 | 5 | 1 |
7 | 2 | 4 | 1 | 0 | 6 | 2 | 3 | 7 | 1 |
6 | 5 | 4 | 4 | 3 | 8 | 8 | 3 | 1 | 3 |
8 | 0 | 0 | 3 | 2 | 1 | 5 | 4 | 9 | 5 |
0 | 7 | 6 | 3 | 2 | 6 | 3 | 8 | 2 | 9 |
6 | 1 | 7 | 6 | 9 | 5 | 8 | 5 | 9 | 0 |
7 | 4 | 1 | 7 | 5 | 3 | 9 | 2 | 3 | 4 |
6 | 3 | 0 | 7 | 6 | 9 | 1 | 0 | 9 | 1 |
4 | 3 | 2 | 8 | 2 | 3 | 6 | 5 | 9 | 1 |
7 | 5 | 7 | 6 | 6 | 5 | 9 | 0 | 8 | 5 |
3 | 1 | 0 | 1 | 3 | 4 | 0 | 6 | 5 | 1 |
7 | 2 | 4 | 1 | 0 | 6 | 2 | 3 | 7 | 1 |
6 | 5 | 4 | 4 | 3 | 8 | 8 | 3 | 1 | 3 |
8 | 0 | 0 | 3 | 2 | 1 | 5 | 4 | 9 | 5 |
0 | 7 | 6 | 3 | 2 | 6 | 3 | 8 | 2 | 9 |
6 | 1 | 7 | 6 | 9 | 5 | 8 | 5 | 9 | 0 |
7 | 4 | 1 | 7 | 5 | 3 | 9 | 2 | 3 | 4 |
6 | 3 | 0 | 7 | 6 | 9 | 1 | 0 | 9 | 1 |
4 | 3 | 2 | 8 | 2 | 3 | 6 | 5 | 9 | 1 |
7 | 5 | 7 | 6 | 6 | 5 | 9 | 0 | 8 | 5 |
3 | 1 | 0 | 1 | 3 | 4 | 0 | 6 | 5 | 1 |
7 | 2 | 4 | 1 | 0 | 6 | 2 | 3 | 7 | 1 |
6 | 5 | 4 | 4 | 3 | 8 | 8 | 3 | 1 | 3 |
8 | 0 | 0 | 3 | 2 | 1 | 5 | 4 | 9 | 5 |
0 | 7 | 6 | 3 | 2 | 6 | 3 | 8 | 2 | 9 |
6 | 1 | 7 | 6 | 9 | 5 | 8 | 5 | 9 | 0 |
7 | 4 | 1 | 7 | 5 | 3 | 9 | 2 | 3 | 4 |
6 | 3 | 0 | 7 | 6 | 9 | 1 | 0 | 9 | 1 |
4 | 3 | 2 | 8 | 2 | 3 | 6 | 5 | 9 | 1 |
7 | 5 | 7 | 6 | 6 | 5 | 9 | 0 | 8 | 5 |
3 | 1 | 0 | 1 | 3 | 4 | 0 | 6 | 5 | 1 |
7 | 2 | 4 | 1 | 0 | 6 | 2 | 3 | 7 | 1 |
6 | 5 | 4 | 4 | 3 | 8 | 8 | 3 | 1 | 3 |
8 | 0 | 0 | 3 | 2 | 1 | 5 | 4 | 9 | 5 |
0 | 7 | 6 | 3 | 2 | 6 | 3 | 8 | 2 | 9 |
6 | 1 | 7 | 6 | 9 | 5 | 8 | 5 | 9 | 0 |
7 | 4 | 1 | 7 | 5 | 3 | 9 | 2 | 3 | 4 |
6 | 3 | 0 | 7 | 6 | 9 | 1 | 0 | 9 | 1 |


