Внеклассное занятие.
Урок памяти.
Тема. История создания памятника павшим в боях Великой Отечественной войны.
Цели: 1. Расширить и углубить знания детей об истории создания памятника павшим в боях Великой Отечественной войны.
2.Сформировать у учащихся представления о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г., её защитниках и их подвигах.
3. Воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.
Цели и задачи:
Формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности; культуры ненасилия и мира;
Пробудить интерес учащихся к системе ценностных ориентаций, содействующих социализации личности, ее гражданскому становлению;
Способствовать развитию навыков сбора информации; создания компьютерных презентаций; развитие творческих способностей.
Подготовительная работа:
На встречу пригласили Сулейманову С.В. и Шарова Н.Г.
I Вступление.
– Сегодня у нас необычный урок. Мы назвали его «Урок памяти». Мы будем говорить о историческом прошлом нашего родного села Яренска, о тех страницах Великой Отечественной войны, которые мы не в праве забывать. Подведём итоги и расскажем, что мы узнали о создании памятника павшим воинам во время Великой Отечественной войны. Эпиграфом к нашему уроку будут слова А. Твардовского
«Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!»
(на фоне музыки) (слайд 2 – 14)
– Война обрушилась на нашу страну внезапно. В тёплую летнюю ночь 22 июня 1941 года в школах заканчивались выпускные экзамены. Расставаясь до следующего дня, вчерашние девчонки и мальчишки ещё и не знали о беде. Они объяснялись друг другу в любви, желали счастья, мечтали об интересной самостоятельной жизни.
Война перечеркнула сразу всё. Надев шинели, сражались они на фронтах. Те, кто остался в тылу, взяли на себя все тяготы неустроенной жизни; они не жалели сил, работая ради Победы.
С первых часов, с первых минут вражеского нашествия весь наш народ встал на смертный бой. Солдат на передовой и подросток на заводе, партизан в тылу врага и колхозница в далёком фронтовом селе – каждый, как мог, а чаще сверх всяких сил приближал Победу. Не счесть подвигов народа, который упорно и шёл к заветному дню.
Великая Отечественная война явилась самым тяжёлым испытанием в истории нашего народа. Она длилась 1418 дней и ночей. И всё это время наш народ ковал победу в тылу и на фронте, приближая счастливый весенний день – 9 мая 1945 года.
II Рассказ о воинах, погибших в боях Великой Отечественной войны.
1 ученик – 65 лет назад наш народ освободил свою землю и народы Европы от фашизма и одержал победу в самой страшной войне, которую знало человечество. Свой вклад в достижении победы внесло и население Ленского района. Воины-земляки сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны. О людях, отдавших жизнь в боях с фашистами, расскажут ребята первой группы. (слайд 15)
Учитель – На экране вы увидите фотографии тех, кто не вернулся с фронта. Их собрали работники музея, а помогали им ученики нашей школы.
Рассказ 1 группы.
2 ученик: Сорок первый! Июнь!
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно.
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося. (слайд 16)
Учитель: В июле, в самые первые дни войны погибли: лейтенант Юринский Пётр Васильевич, ему было всего 22 года; Попов Николай Константинович, дома у него остались жена и дети; рядовой Мурзин Иван Иванович (самый молодой – 21 год). Все они пропали без вести. Число погибших в 1941 году составило 246 человек. (слайд 17 – 19)
2 ученик: Сорок второй! На Ленинград
Обхватом с трёх сторон
Шёл Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон,
Не приостановил ни на мгновенье
Он сердца ленинградского. (слайд 20)
3 ученик: Трудным годом для Красной Армии был 1942 год. В этот период самое большое число погибших и пропавших без вести. В 1942 году погибли 504 призванных из района бойца. (слайды21 – 23)
4 ученик. Сорок третий!
В сырой степи под перекопом,
Где мы ломали рубежи,
Где были длинные окопы.
Рвы, загражденья, блиндажи,
Там, на пустынных перекрёстках,
Чтоб их запомнила страна,
На звёздах, на фанерных досках
Мы написали имена. (слайд 24)
5 ученик: 1943 год – год коренного перелома в ходе войны. За этот год погибли 486 наших земляков. (слайд 25)
6 ученик: Сорок четвёртый!
Ещё война, но мы упрямо верим,
Что будет день, мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь откроет двери,
С рассветом новым встанет тишина. (слайд 26)
7 ученик:1944 год. Начался период полного изгнания врага с Советской земли. В боях за родную землю отдали жизни 320 бойцов.
8 ученик: Сорок пятый!
Ещё стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Давлёный день большого мая
Уже вставал в свои права. (слайд 27)
9 ученик: 1945 год принёс Советскому народу Победу и Мир. В последний год войны погибло 113 воинов-земляков.
10 ученик: За мужество и героизм в боях за Родину награждены орденами и медалями 1218 воинов-земляков. (слайд 28)
Все: Вечная память и слава павшим за нашу Родину.
III Судьбы людей.
Учитель: Короткие строки. А за ними судьбы людей. В каждом районе, городе существует книга «Памяти» - о тех, кто погиб во время Великой Отечественной войны. (показ книги). Знакомые фамилии: Белоголов – 12 человек, Галин – 14 бойцов, Гладышев – 10 человек, Епов – 7 человек, Ждановых погибло 28 человек, 15 бойцов по фамилии Захаров не вернулись с фронта. А ведь за каждой человек, судьба, трагедия.
Парыгин Владимир Васильевич родился в 1911 году в Суходоле. До войны работал в Яренске председателем РайПО. Обзавёлся семьёй, появились дети. Только жить да радоваться. Но все планы спутала война. Не пощадила никого: оставила детей сиротами, жену сделала вдовой. После войны дочери узнали, где похоронен их отец и съездили на его могилу. Парыгин Владимир Васильевич покоится в братской могиле в деревне Комаровке Корсунь-Шевченского района. Там он погиб 16 февраля 1944 года в жестоком бою с фашистами. Местные жители чтят память погибших воинов. В их честь названа улица. В музее воспроизведена панорама тех боёв.
Осколков Алексей Павлович. Вот что пишет о нём внук пятиклассник Ваня Докучаев. «Алексей родился 2 марта 1924 года в деревне Заречье , недалеко от села Суходол. Он был старшим в семье. Алексей с детства увлекался радиотехникой, собирал простые радиоприёмники. Закончил школу уже в Архангельске, куда переехала его семья, поступил в училище связи, затем работал в Нарьян-Маре на радиостанцию
Жизнь Алексея изменила война. Его призвали в армию в 1942 году, после обучения лейтенантом отправлен на фронт. До сих пор у нас хранятся его фронтовые письма, многие адресованы моему дедушке, а одно письмо и фотография находятся в Яренском краеведческом музее. На фронте Алексей был командиром взвода 144 стрелкового полка. 6 февраля 1944 года в бою за освобождение Псковской области Алексей был убит. Он похоронен в братской могиле, об этом наша семья узнала уже через много лет после окончания войны. Алексей награждён посмертно Орденом Отечественной войны 2 степени и медалью «За отвагу». В нашей семье всегда помнят этого человека. Он погиб , чтобы мы жили.»
Памятники павшим.
1. Учитель: - Всё дальше во время уходит от нас военная пора. Наше поколение уже знает её лишь по книгам, кинофильмам, музыкальным экспозициям.
- Каждый год 9 мая все жители Яренска приходят к памятнику павшим, чтобы вспомнить тех, кто защищал нашу страну в годы войны. Мы узнали, когда появился памятник. Об этом расскажет 2 группа. (слайд 29)
1 ученик. В газете «Маяк» за 11 июля 1968 года мы нашли статью «Павшим в боях». В ней говорится: «В честь погибших участников Великой Отечественной войны в Яренске воздвигнут памятник. Открытие его состоялось в минувшее воскресенье», то есть 7 июля 1968 года.
2 ученик . митинг открыл председатель райисполкома А. И. Клочихин. На трибуне выступали военный комиссар В.А. Пантелеев, участник Великой Отечественной войны М.М. Скрыпов. Все они в проникновенных словах, от всей души говорили о великом ратном и трудовом подвиге советского народа. Поколению молодых есть с кого брать пример.
3 ученик: Наступила торжественная минута. Ветеранам минувшей войны А.А. Зубову и И.Н. Новосёлову предоставляется право снять полотнище, скрывающее памятник. И вот перед взором присутствующих предстала монолитная фигура воина, в одной руке державшего автомат, в другой – гранату, готовую к броску.
4 ученик: В постамент памятника замуровывается список воинов нашего района, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
Минутой молчания чтят память павших героев собравшиеся на открытие памятника.
Учитель: Памятник в Яренске был поставлен по образцу воина-освободителя композиции «Стоять насмерть», который стоит в Волгограде. Мощная фигура воина-богатыря – это обобщённый образ всего советского народа – труженика и воина. Надписи у подножия скульптуры: «Стоять насмерть!», «Ни шагу назад!», «Каждый дом – это крепость!», «Не посрамим священной памяти» уточняют смысл памятника. Создал этот памятник скульптор Вучетич.
(слайд 30 ). На постаменте нашего памятника написаны имена всех бойцов , погибших во время войны. Им , не пришедшим с войны, посвятила строки песни С.В. Сулейманова. Дадим ей слово.

2. Выступление С.В. Сулеймановой
3. Исполнение песни группой ребят.
Голос войны.
Сточки писем фронтовых…
Треугольники пожелтевшие…
Тех солдат уже нет в живых,
Долюбить, домечтать не успевших.
Припев:
Словно крик, голос их с войны:
- Моя милая девушка Лиза,
С парты школьной шагнул я
в бой,
Защищать свою Родину
Призван.
Я мечтаю о встрече с тобой.
Имена на могилах братских –
Узнаём среди них родных.
Как хотели они
Повстречаться
И девчонок обнять своих.
Припев:
Голубое и мирное небо…
Я живу, мечтаю, люблю,
Но счастливым таким я бы
не был,
Должен помнить павших
в бою!
Припев:
Словно крик, голос их с войны:
- Моя милая девушка Лиза,
С парты школьной шагнул я
в бой,
Защищать свою Родину
Призван.
Я мечтаю о встрече с тобой.
Создание нового памятника.
Учитель: Со временем памятник стал разрушаться. И тогда решили заменить его новым. Об этом нам расскажет третья группа. (слайд 31 )
1 ученик: В газете «Маяк» за 8 сентября 2004 года была опубликована статья «Памяти павшим». Мы узнали, что гранит марки габбро привезли из Карелии, в Сыктывкаре фирма «Старс» занялись окончательной его доработкой.
2 ученик: 4 сентября обелиск был установлен на прежнем месте. Весной 2005 года поставили 5 памятных плит из чёрного гранита, на которых выгравированы фамилии воинов, погибших в годы войны.
3 ученик: Ярким весенним днём 9 мая собрались яренчане на торжественный митинг, чтобы почтить героев войны. Звучали поздравления. Торжественное право открыть обелиск воинам-землякам было предоставлено ветерану войны Владимиру Александровичу Лукошникову. (слайд 32)
4 ученик: Когда покрывало упало на землю, голубое небо расцветили залпы салюта Победы. Первый по-настоящему солнечный день выдался 9 мая.
Говорят, в том далёком сорок пятом она также радостно праздновала Победу.
Показ записи из «Панорамы Севера» об установки стелы. (слайд 33)
Учитель: На невысоком постаменте со ступенькой высится стела. На граните выгравирована фигура солдата в каске и плащ-палатке. В руках его автомат. Он готов к бою. Вверху – трагические даты начала и окончания войны.: 1941 – 1945 и очертания ордена Победы. Внизу посвящение: «Воинам – землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны».
9 Мая к памятнику приходят все жители села, ветераны, которых, к сожалению, становится всё меньше… Гирлянды, цветы, шары, стихи, песни и торжественные слова – день памяти погибшим воинам в этот день.
Учитель: Это событие не оставило равнодушными наших односельчан. Мы пригласили на урок Николая Григорьевича Шарова. Предоставим ему слово.
Выступление Н.Г. Шарова.
Яренским солдатам Великой Отечественной войны посвящается. К 60летию Победы в Великой Отечественной войне.
Парень из Яренска.
Слова и музыка Н. Г. Шарова.
Он школу в Яренске окончил,
О жизни и труде мечтал,
Но не сбылись мечты у парня,
Враг на Родину напал.
Не довелось ему ни сеять,
Не довелось ему пахать
Его призвали во солдаты,
Страну родную защищать.
И он с врагом сражался храбро,
И за Москву, и город Клин,
Но пал, сражённый пулей вражьей,
В бою последнем за Берлин.
Победа трудно нам досталась,
Немало полегло людей,
С полей сражений не вернулись
Сотни яренских парней.
Но возвратился он в граните,
Встал на круче у реки,
К нему приходят поклониться
Его родные земляки.
И он стоит, напоминает
О трудном времени войны,
Он и врагов предупреждает,
И мирный труд людей хранит.
Защитнику Отечества.
Слава русскому солдату,
Защитившему страну.
Стоял он насмерть в сорок первом
И победил врагов орду.
Под Москвой и Сталинградом,
И под Курском и Орлом
Он сражался, наземь падал
И поднимался снова в бой.
К победе шёл четыре года,
Всё испытал он на себе,
Тонул в реке и мёрз в окопах,
Горел на танковой броне.
Дошёл до самого Берлина,
Презирая смерть и страх,
Расписался на рейхстаге
И водрузил победы стяг.
Он служил в горячих точках,
В Афганистане и Чечне,
Выполнял он долг солдатский
Во имя на земле.
Сегодня он достойно служит,
Охраняя рубежи страны,
В воздухе, на море и на суше
Несут дежурство Родины сыны.
По главной улице села.
В Яренск к нам пришла весна
И всё кругом зазеленело.
Покрылись тополя листвой,
И опять село помолодело.
По главной улице села,
Братьев Покровских называется она,
Стоят стеною тополя
И превращают улицу в аллею.
Эта улица на запад не ведёт,
Как шли на Запад те солдаты.
Что разгромили страшного врага,
Но не смогли вернуться в свои хаты.
На всех фронтах сражались земляки,
Но полегли, где пуля подкосила.
А теперь здесь имена в одном списке
Высечены на гранитном Обелиске.
К нему приходят земляки,
Возлагают гирлянды и цветы,
Родных и близких вспоминают,
Их заслуг не забывают
И День Победы отмечают.
VII Заключение.
Учитель: У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясающих планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах. Наш разговор сегодня – это попытка собрать частички народной памяти. Памяти обо всём пережитом и взрослыми, и детьми в те безжалостные годы. Ведь время всё быстрее уносит свидетелей и участников, тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат и радость надежд в ожидании родных.
Это стихотворение написала С.В. Сулейманова.
Замедли шаг, остановись пред обелиском,
Что на главной улице площади Яренска стоит.
Голову пред ним склони ты низко –
Он память о погибших на войне хранит.
Строки строгие – в сраженьях павших имена…
Их немало – сразу не сочтёшь.
Сколько жизней унесла война!
Их из памяти потомков не сотрёшь.
Всем селом сюда на митинг в День Победы,
Возлагаем и гирлянды, и букеты.
Благодарны мы вам, деды и прадеды,
Чьи подвиги в стихах воспеты.
Как мы когда-то Вы учились в средней школе,
Экзамены весной сдавали,
У Кижмолы-реки ромашки рвали в поле,
Но прервала война мечты и планы,
Парней безусых увела суровая дорога.
И не для всех настал Победы день желанный;
Вернулось наших земляков немного.
Замедли шаг, остановись пред обелиском,
Что на главной улице площади Яренска стоит.
Голову пред ним склони ты низко –
Он память о погибших на войне хранит.
Учитель: Какое впечатление осталось у вас после разговора?
– Зачем погибали бойцы на фронте?
– Что вы почувствовали?
7 - Мы закончили урок Памяти. Но поисковую работу продолжаем.
Закончим урок песней «День Победы». (всем встать)
9