« Юный гражданин, знай свои основные права и обязанности »
Цель проведения :
довести до сознания воспитанников мысли о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами и обязанностями;
обобщить знания воспитанников о личных правах человека; познакомить учащихся с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией о правах ребёнка;
помочь осознать, что без прав нет обязанностей, а без обязанностей - нет прав
воспитание гражданина, знакомство с правами и обязанностями гражданина
Ход занятия .
I.Организационный момент.
Приветствие (обращаясь, друг к другу):
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!
II. Сообщение темы урока.
- Садитесь, ребята. Мы сегодня поведём очень серьёзный разговор. А вот о чём он будет, я
думаю, вы скажете сами. Но сначала… Внимание!
Инсценировка:
- Если ты не согласишься с нами играть, мы тебя из класса не выпустим.
- Не имеете права! Что я вам крепостной что ли? Хочу - играю, хочу - не играю –
возмущённо ответила Катя.
Как вы считаете, права ли Катя?
Да, Катя права. Вот если бы она жила 200 лет тому назад и была бы крепостной, то ей
хозяева могли бы приказать играть с ними тогда, когда им захочется. А в современном
обществе всё не так.
В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права и обязанности.
Слово учителя.
- Сегодня на классном часе мы поговорим о ваших правах и обязанностях.
- А как вы думаете, узаконены ли права ребенка и где их можно увидеть?
Права ребенка прописаны в Конвенции прав ребенка. 20 ноября 1989 года Организация
Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна
ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.
Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.
Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно
Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.
Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: “А я-то здесь причём?”. Не
так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно
Конвенции ООН, человек считается ребёнком?
(На доске пишется 4 варианта ответов:
до 12 лет;
до 14 лет;
до 16 лет;
до 18 лет;
до 21 года.)
Как видите, голоса разделились. В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком
является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую
заботу и помощь со стороны вашего государства.
Где бы не жил человек, какие бы роли он не исполнял (папа, бабушка, плотник, министр) он,
прежде всего, – человек, личность. А у каждого человека есть права, личные права человека.
Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отменить.
Сегодня мы познакомимся с основными личными правами человека.
Личные права человека– это такие права, которые принадлежат ему от рождения.
Главное права человека – это право на жизнь.
- Что же оно означает? (никто не может отнять жизнь человека, пытаться его убить)
- Но ведь люди, к сожалению, погибают в войнах, из-за преступников. Не является ли это
нарушением главного права человека? (то, что права объявлены, ещё не значит, что все их
соблюдают, ещё часто встречаются нарушения наших прав, а поэтому за их соблюдение
надо бороться)
Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность.
Никто не может ни с того, ни с сего задержать человека, посадить его в тюрьму, избить. А
как же преступники, ведь их сажают в тюрьмы. Да, но человека можно назвать
преступником только после того, как будет доказана его вина в зале суда. И тогда за своё
преступление, за то, что пошёл против общества, нарушил правила и права, человек будет
наказан – временно лишён свободы. Но даже преступников нельзя подвергать физическому
наказанию – избивать. Ведь они имеют право на личную неприкосновенность, хотя и
лишены права на свободу.
- Вспомните пословицы о роли слова в жизни человека. (Слово не стрела, а пуще стрелы
разит. От слова спасение, от слова и погибель)
- Действительно, иногда лживым, грубым словом можно обидеть, оскорбить другого
человека, запятнать его честное имя. И это тоже является нарушением нашего права, права
на защиту чести и достоинства.
Обиженный человек имеет право защищать свои права и добиваться справедливости, а
клеветник должен быть наказан.
У каждого человека есть право на достойную жизнь.
Это право на образование, т.е. возможность бесплатно получать хорошее образование. Но
вы, наверно, слышали о том, что некоторые студенты высших учебных заведений учатся
платно. Может это тоже нарушение прав человека? (Все выпускники школ сдают ЕГЭ,
получая при этом определённое количество баллов. Кто набирает большее количество
баллов, тот получает право на бесплатное высшее образование).
- А когда ученик получит большее количество баллов на ЕГЭ? (Учится, старается все 11 лет
учёбы в школе. Государство бесплатной учёбой в ВУЗе награждает ученика за старание и
стремление к успешной учёбе).
Право на медицинское обеспечение. К сожалению, некоторые медицинские услуги в
нашей стране платные, но в основном наша медицина обслуживает население страны
бесплатно. Если вам требуется медицинская помощь, вы, не задумываясь, идёте на приём к
врачу или вызываете его домой. В каждой школе тоже есть доктор, который окажет вам
необходимую помощь.
У каждого человека есть право на труд. Это значит. Что общество должно помочь
человеку найти достойную работу и защитить его от безработицы.
- Как государство защищает человека, который лишился работы по каким либо причинам?
(выплата пособий, переобучение с целью получения новой профессии)
За свой труд человек получает зарплату, рабочий день человека ограничен 40ч/нед. или 8
ч/день. Все эти моменты предусмотрены законом, и если работодатель их нарушает, он
может понести наказание.
Кроме права на труд у человека есть право на отдых. Каким отдыхом пользуется
гражданин нашей страны? (выходные дни, отпуск)
- А если эти права нарушаются, как поступить человеку? (бороться, обращаться за помощью
в общественные организации, к гос. власти)
Есть такие профессии, которые защищают права человека. Кто знает эти профессии?
АДВОКАТ – юрист, которому поручается оказание юридической помощи гражданам, в том
числе и защита чьих-то интересов в суде.
ЮРИСТ - специалист по юридическим вопросам.
Каждый гражданин России имеет право на:
свободное передвижение по стране
свободу мысли и слова
свободу вероисповедания
выражение своего мнения
на собственность
на жилище и его неприкосновенность
на свободу творчества
неприкосновенность частной жизни (тайна переписки, телефонных разговоров, мед.
сведений)
Всё это личные права граждан. А имеют ли такие права дети?
Есть права, которыми вы пользуетесь уже сейчас, некоторыми вы можете
воспользоваться по достижению вами 18 лет, т.е. когда вы станете
совершеннолетними.
Это политические права граждан
- выборы руководства страны
быть избранным в органы власти (президентом РФ может быть избран гражданин РФ не
моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет, в местные органы власти
с 18 лет, в высшие органы гос. власти с 21 года)
-обращение в гос.органы
участие в мирных митингах и демонстрациях
право состоять в политических партиях и организациях
Кроме личных прав человека у детей есть другие права. Одно из таких прав – право на
любовь и заботу. Забота о соблюдении прав ребёнка лежит на его родителях.
Мамы и папы стараются вырастить вас в любви, обеспечивают едой, одеждой, хотят
воспитать из вас хорошего гражданина, следят за вашим образованием и здоровьем. Все
действия, которые они предпринимают - вам во благо. Всё что они делают, они делают для
тех, кого любят сильнее всего, для своих детей. Родители хотят, чтобы их дети жили лучше,
чем они сами, чтобы их дети были лучше них, чтобы их дети смогли сделать то, что не
смогли сделать они.
20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребёнка.
- Как вы считаете, почему возникла необходимость принять Конвенцию о правах ребёнка?
Если родители не заботятся о своём ребёнке, не любят его, жестоко наказывают, унижают,
то виноват не ребёнок, а сами родители. Тогда государство лишает родителей права быть
родителями и берёт заботу о ребёнке и соблюдении его прав на себя. В нашей стране более
130 тысяч детей лишены главного – семейного тепла.
А теперь представьте, что имеете право защищать других людей. К вам обратились герои
детских книг (иллюстрации из сказок «Серая Шейка», «Чипполино», «Три поросёнка»,
«Снежная Королева», «Золотой ключик…», «Дикие лебеди»…)
- Какие права были нарушены?
- Что такое личные права человека?
- Что такое право на жизнь? Свободу и личную неприкосновенность?
- Приведи пример, когда может быть нарушено твоё право.
- Какие ещё права есть у граждан России?
- Как должен поступить гражданин, при нарушении его прав?
- А как вы готовы защищать свои права?
Отстаивая свои права, не забывайте – у других они точно такие же!
Кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом.
Обязанности граждан России сформулированы в статьях Конституции. Вот некоторые из
них:
-платить налоги
-охранять природу
-защищать Отечество и нести военную службу
-родители обязаны заботиться о детях, а дети о нетрудоспособных родителях
-граждане России обязаны получить образование …
- Какие обязанности сейчас у вас?
Соблюдать права и обязанности – долг каждого гражданина России.
Конституция – основной закон страны
Декларация – документ, провозглашающий важные принципы и правила (рекомендации)
Закон – правила, установленные государством
Конвенция – договор, соглашение, имеющее обязательную силу для всех государств.
Итог:
Права есть, как у взрослых, так и у детей.
Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть точно такие же права, как и у вас.
Уважай чужие права и выполняй свои обязанности!