Тема занятия: «Вежливые слова»
Цель: Содействовать нравственному воспитанию младших школьников.
Задачи:
развивать желание детей употреблять в своей речи слова вежливого обращения;
продолжать учить детей уважению и вежливому общению с окружающими людьми;
развивать внимание, память, умение анализировать, делать выводы.
Оборудование: картинка «Волшебный город», лепестки цветков из бумаги, аудиозапись песни «Доброе утро, здравствуйте»
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Слайд 1
- Ребята, у нас на занятии сегодня гости– посмотрите, улыбнитесь и скажите всем «Здравствуйте»!
Сейчас занятие начнём
И беседу поведём
О словах о важных,
Дорогих, отважных.
Добрых, замечательных,
Скромных и влиятельных.
Ребята, давайте поднимем – руки вверх, и все дружно скажем:
Слайд 2
- Солнышко, солнышко,
Мы твои лучи,
Быть людьми хорошими – ты нас научи!
II. Вводная часть.
-Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите путешествовать? Давайте сегодня отправимся в путешествие в необычный город. Но прежде, чем отправиться в путешествие, отгадайте загадку и тогда вы узнаете, на чём мы будем путешествовать:
«В поле лестница лежит,
Дом по лестнице с вагонами бежит» (поезд)
Слайд 3
Давайте и мы сядем поудобнее и поехали. (первому ребёнку одеваю на голову ободок с нарисованным локомотивом) (Дети под звуки поезда едут в путешествие)
-Приехали, вот наша остановка .(Дети читают название города)
Слайд 4 (заставка)
Спасибоград
- Что заметили в названии города?
- А кто живёт в этом городе мы узнаем послушав стихотворения, которые прочитают дети.(Дети читают стихи)
Вы когда-нибудь бывали
В городе Спасибоград,
Где на Вежливом бульваре
Вежливо благодарят?
Здравствуйте
– Здравствуйте! – ты скажешь человеку
– Здравствуйте! – ответит он в ответ
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Добрые слова
За что мы говорим «Спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали сколько раз.
Пожалуйста
Отменить, что ли слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Простите
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать
И, что обещал – забывать.
А если я всё же забуду,–
Простите, я больше не буду.
Добрый день
– Добрый день! – тебе сказали
– Добрый день! – ответил ты
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Доброго пути
Нам желают «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь
Слайд 5
- Кто же живёт в этом городе? (вежливые слова)
- Совершенно верно. В этом городе живут вежливые слова. Эти слова надо не только знать хорошо, но и уметь их произносить по - волшебному, а научиться такому волшебству не трудно, стоит только захотеть.
Здравствуйте! Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся здоровья, добра и радости.
- Кого называют вежливым? (человека который соблюдает правила приличия, воспитанного человека)
-Что значит быть вежливым? (вести себя культурно, уважительно относится к людям, не вредничать, заботиться о других, быть внимательным к другим, добрым, честным)
- Про вежливого человека говорят, что он внимательный, обходительный, почтительный, воспитанный, любезный, приветливый, деликатный, тактичный (слова синонимы).
С такими людьми приятно общаться, дружить, сними легко.
- А если человек делает только то, что ему хочется, не считаясь с другими, то о нем говорят, что он невоспитан. Таких людей не уважают.
- Вот и в этом городе всё непросто. Даже растения здесь растут и цветут лишь тогда, когда все жители вежливы друг с другом.
III. Основная часть
- Важно знать вежливые слова и стараться как можно чаще ими пользоваться. От волшебных слов становится людям теплее и светлее. В слове заключена великая сила: оно может ранить человека, огорчить, а может и подбодрить его, поднять настроение. Об этом хорошо рассказал в своём маленьком рассказе «Приветливое слово» Виктор Астафьев.
Слайд 6
Холодно. Ветрено. Иду. Настроение мрачное.
Но вот навстречу по вытоптанной тропинке мчится на трёхколёсном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке.
- Здравствуйте, дядя! - сияя чернущими глазами, кричит девочка и едет дальше.
- Здравствуй, миленькая! - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю. Оглянулся, мчится девочка по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется. Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось радостнее на душе.
- Какое волшебное слово сказала девочка?
- Как изменилось настроение прохожего?
Слайд 7
- - Я хочу проверить, умеете ли вы пользоваться «волшебными» словами.
- Когда говорят «спасибо»? (когда за что-то благодарят)
- Каким другим словом можно заменить «спасибо»? (благодарю)
- Когда употребляется слово «пожалуйста»? (когда обращаемся с просьбой)
- Каким словом можно заменить слово «пожалуйста»? (будьте любезны, будьте добры)
- Почему эти слова можно назвать «волшебными»? (они приносят радость другим людям)
- Сейчас я посмотрю, знаете ли вы вежливые слова и предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»
Слайд 8
Растает даже ледяная глыба от слова теплого…
Слайд 9
Спасибо
Зазеленеет старый пень, когда услышит…
Слайд 10
Добрый день
Если больше есть не в силах, скажем маме мы…
Слайд 11
Спасибо
Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…
Слайд 12
Здравствуйте
Когда нас бранят за шалости, говорим …
Слайд 13
Простите, пожалуйста
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят…
Слайд 14 До свидания
Приятеля обидев, попроси: «Пожалуйста, …» (прости)
Слайд 15
Прося, запомни, как пароль: «Пожалуйста, …» (позволь)
Слайд 16
-Какие вежливые слова вы запомнили. Молодцы! Вы отлично справились с заданием!
Слайд 17
- Иногда, к сожалению, многие ребята не очень вежливы друг с другом, родителями, знакомыми. Некоторые в школе ведут себя хорошо, а после школы…Послушайте стихотворение А. Барто «Любочка» и подумайте, можно ли назвать эту девочку вежливым человеком. (Стихотворение читает ребёнок)
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
– У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае –
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
– Фу! Какая теснота!–
Говорит она старушке:
– Это детские места.
– Ну садись,– вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
- Вам понравилась Любочка? (Вначале понравилась, а потом нет)
- Ребята, что бы вы могли посоветовать Любочке? (быть вежливой всегда и везде)
Слайд 18
Но иногда ребята хитрят и ведут себя в зависимости от ситуации то вежливо, то нет, как, например, незадачливый герой вот этого стихотворения А. Барто «Вежливый поступок» (Стихотворение читает ребёнок)
Было лето,
Пели птички…
Павлик ехал в электричке.
Вдруг на станции Фили
Две девчонки в дверь вошли.
Не толкаются девчонки,
Скромно стали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке.
Павлик понял:
«Иностранки!
Это видно по осанке!
Может быть, они туристки,
В первый раз у нас в стране?»
И с трудом он по-английски
Произнес: – Позвольте мне
Пригласить вас на скамью!
Ну, а сам я постою!..
Было лето,
Пели птички…
Две девчонки в электричке
Сели около окна.
– Между прочим,
Мы москвички, –
Улыбается одна.
Павлик крикнул:
– Как же так!
Значит, я
Попал впросак?!
И теперь не пьет, не ест он!
Посочувствуем ему:
Уступил девчонкам место
Неизвестно почему!
-Мальчик совершил хороший поступок, но сам об этом сожалеет.
Слайд 19
IV.Физкультминутка.
-Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»
Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».
Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста! Будьте внимательны!
Поднимите, пожалуйста, руки!
Пожалуйста, опустите руки.
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте.
Пожалуйста, руки на пояс повернитесь направо и налево.
Бег на месте начали.
Будьте добры, улыбнитесь!
Я вижу, что вы хорошо усвоили вежливые слова.
Слайд 20
Игра «Опавшие лепестки»
– Но что это? Один из цветков в волшебном городе сбросил свои лепестки, видимо, кто –то из жителей не сказал волшебное слово!
– Я раздам вам лепестки от этого цветка, а вы запишите на них вежливое слово и наш цветок снова будет красивым.
- Как можно назвать все эти слова одним словом. (вежливые слова)
-А теперь давайте обсудим жизненные ситуации, которые произошли с ребятами, и, как вы думаете, правильно ли они поступили?
Слайд 21
Ситуация 1. Однажды по улице шел старичок, опираясь на большую палку. Он был очень стар и от старости согнулся. Поэтому он шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шел мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старичку и тот сразу подобрел.
-Ребята! Что же мальчик такое сказал, отчего дедушка сразу перестал сердиться?
Ответы детей: извините, пожалуйста!
Слайд 22
Ситуация 2. Девочка возмущенно жаловалась маме: «Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой!» «А ты как его зовешь?» - спросила мама. – «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!» (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать «Эй, ты!»)
Слайд 23
Ситуация 3. В школьном коридоре разговаривают 3 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась с ней: «Здравствуйте, Ольга Ивановна!»
(Воспитанный ученик приветствует всех взрослых, поэтому надо было сказать всем учителям «Здравствуйте!»)
Слайд 24
Ситуация 4. У Наташи сломался карандаш, как она должна обратиться с просьбой к однокласснику. (Дай, мне пожалуйста карандаш)
V. Итог занятия.
Слайд25
-Наше путешествие подошло к концу, и нам пора возвращаться в школу.
(первому ребёнку одеваю на голову ободок с нарисованным локомотивом, под звуки поезда, встав друг за другом возвращаемся в школу).
А сейчас я предлагаю вам послушать песню о вежливых словах, которая так и называется «Доброе утро, здравствуйте».
Слайд 26
- Напомните мне, пожалуйста, какие вежливые слова живут в волшебном городе? (Ответы)
Слайд27
- Не забывайте в жизни пользоваться добрыми, волшебными словами, и тогда вас будут называть вежливыми и воспитанными и всем окружающим будет приятно с вами общаться.
Слайд28
На память я хочу вам подарить вот такие медальки в виде солнышка. Я надеюсь, вы будите такими же светлыми и лучистыми в своих делах и поступках как эти солнышки.