СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность кружка" Весёлые нотки". 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

Пояснительная записка

Актуальность программы

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Голос – это особое богатство, природный дар, который дан человеку от Бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детских лет по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребёнок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение детских и современных песен с музыкальным сопровождением.

В настоящее время современное общество, как в развитых странах, так и в России столкнулось с мощным развитием научно-технического прогресса, когда на ребёнка обрушивается огромный поток разнообразной музыки: компьютерной, примитивной, однодневной. Современного ребёнка окружают музыкальный центр, компьютер, диски, синтезатор. Пассивно слушая, впитывая подобное обилие механической музыки, ребёнок, на наш взгляд, лишён возможности развить свои собственные музыкально-исполнительские задатки и способности. Особенно трудно приходится тем детям, у которых такие способности не ярко выражены. Наша программа «Весёлые нотки» ориентирована на детей, имеющих средний уровень своих исполнительских возможностей.


Новизна программы

Особенность программы «Весёлые нотки» в том, что она разработана для учащихся, имеющих средний и низкий уровень исполнительских возможностей и большое желание научиться петь красиво.

В данных условиях программа «Весёлые нотки» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Новизна программы в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.


Цель программы – через музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные данные, приобщить их к сокровищнице вокально-песенного искусства.


Задачи:

Образовательные

    развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, способность сопереживать, творческое воображение;

    помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности;

Развивающие

    расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, особенностях музыкального языка;

Воспитательные

    на основе изучения национальных песен, народных песен, детских песен, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, её певческой культуре;

    воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций;

    сформировать потребности в общении с вокальной музыкой;

    создать атмосферу радости, значимости, увлечённости, успешности каждого члена группы.

Реализация задач осуществляется через сольное и ансамблевое пение, пластическое интонирование, движения под музыку.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.


Методы и формы реализации программы

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого и системного подхода, метод творчества, импровизации и сценического движения.

Стилевой подход – широко применяется в программе и нацелен на формирование у исполнителей осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

Системный подход – направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – её тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

Творческий метод – используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель её практического воплощения. Творчество присуще каждому ребёнку, оно всегда ново и по своей сути уникально. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

Метод импровизации и сценического движения – один из основных методов программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Всё это даёт обучающимся умело вести себя на сцене, двигаться под музыку в ритме исполняемого произведения. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Условия реализации программы

Содержание программы предполагается реализовать в объёме 136 часов за 4 года (34 часов в год). Занятия в кружке «Весёлые нотки» групповые. Группа включает в себя 12-16 человек (Занятия проводятся в соответствии с постановлением о «Введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПиН 2.4.4.1251-03»: учебный час равен 40 минутам.). (Возможны и индивидуальные занятия, которые проходят в часы репетиций.) Репертуарный план для группы составляется отдельно.

Классный руководитель заинтересован иметь среди своих учеников поющих детей, которые могут выступать на родительских собраниях, классных праздниках, концертах и конкурсах школы. Очень важно, что дети становятся единомышленниками, которых объединяет общее увлечение, совместные концерты, праздники, что способствует становлению положительных личностных качеств, решению дисциплины, развитию стремления вместе достигать желаемого результата. Для отслеживания роста музыкальных способностей детей автор-составитель данной программы использует «Диагностику музыкальных способностей» Анисимова В.П.

Условия реализации программы возможны если:

    теоретическая и практическая часть программы выполнены на 100%;

    учтены возрастные особенности обучающихся и мотивация их деятельности;

    используется наглядный материал (строение голосового аппарата, виды дыхания, певческая установка, фонотека записей (с голосом и минус1) и т.д.

    есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса такие как: ПК с выходом в Интернет и программой, позволяющей записывать и прослушивать звучание голоса, мультимедийный проектор для просмотра документальных роликов о строении голосового аппарата, о вокальной манере разных исполнителей, микрофоны, CD-проигрыватель;




Таблица тематического распределения часов:


п/п

Тема (блоки)

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

Введение. Прослушивание в студию. Знакомство с певческим аппаратом. Певческая установка. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

5

1

4

2.

Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание.

10

3

7

3.

Распевание. Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического диапазона. Работа над тембром. Работа над подвижностью голосов. Регистры певческого голоса. Сглаживание регистров. Атака звука. Виды атаки звука и способы звуковедения.

30

2

28

4.

Дикция. Артикуляция. Работа над согласными. Работа над гласными. Работа над выразительностью слов в пении.

37

1

36

5.

Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

48

2

46

6.

Теоретические основы. Нотная грамота. Гигиена певческого голоса. Психологическая готовность к выступлению.

6

4

2

ИТОГО:

136

13

123




Тематическое планирование 1 год обучения


п/п

Тема занятий

Кол-во часов по программе

Кол-во часов, отведённых на теорию

Кол-во часов, отведённых на практику

1.

Прослушивание в студию.

1


1

2.

Введение. Знакомство с певческим аппаратом. Певческая установка.

2

1

1

3.

Теоретические основы. Гигиена певческого голоса

1

1


4.

Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению.

1

1


5.

Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием.

3

1

2

6.

Распевание. Регистры певческого голоса. Сглаживание регистров.

2

0,5

1,5

7.

Распевание. Атака звука. Виды атаки звука и способ звуковедения.

2

0,5

1,5

8.

Распевание. Развитие звуковысотного диапазона.

3


3

9.

Распевание. Развитие динамического диапазона.

1


1

10.

Распевание. Работа над тембром.

1


1

11.

Распевание. Работа над подвижностью голосов.

2


2

12.

Дикция. Работа над согласными.

2

0,5

1,5

13.

Дикция. Работа над гласными.

2

0,5

1,5

14.

Дикция. Работа над выразительностью слов в пении.

5

0,5

4,5

15.

Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики

6

1

5

ИТОГО:

34

7,5

26,5



Тематическое планирование 2 год обучения


п/п

Тема занятий

Кол-во часов по программе

Кол-во часов, отведённых на теорию

Кол-во часов, отведённых на практику

1.

Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

3

1

2

2.

Теоретические основы. Гигиена певческого голоса

1

1


3.

Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению.

1

1


4.

Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием.

6

2

4

5.

Распевание. Атака звука. Виды атаки звука и способ звуковедения.

4

1

3

6.

Распевание. Развитие звуковысотного диапазона.

4


4

7.

Распевание. Развитие динамического диапазона.

4


4

8.

Распевание. Работа над тембром.

3


3

9.

Распевание. Работа над подвижностью голосов.

4


4

10.

Дикция. Работа над согласными.

5


5

11.

Дикция. Работа над гласными.

5


5

12.

Дикция. Работа над выразительностью слов в пении.

10


10

13.

Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики. Движения под музыку.

22

2

20

ИТОГО:

72

8

64


Планируемый результат (2 год обучения):

  наличие повышенного интереса к вокальному искусству;

  соблюдать певческую установку;

  понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало пения и окончание);

  уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);

  уметь точно повторить заданный звук;

  уметь в подвижных песнях делать быстрый вдох;

  уметь петь чисто в унисон;

  уметь дать критическую оценку своему исполнению;

  уметь использовать элементы ритмики и движения под музыку;

  уметь работать в сценическом образе;

  принимать участие в творческой жизни кружка;

  участвовать в конкурсах и концертах.


Тематическое планирование 3 год обучения


п/п

Тема занятий

Кол-во часов по программе

Кол-во часов, отведённых на теорию

Кол-во часов, отведённых на практику

1.

Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

2


2

2.

Теоретические основы. Гигиена певческого голоса

0,5

0,5


3.

Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению.

0,5

0,5


4.

Теоретические основы. Нотная грамота.

3

1

2

5.

Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание.

5

1

4

6.

Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона.

4


4

7.

Распевание. Работа над тембром.

4


4

8.

Распевание. Работа над подвижностью голосов.

4


4

9.

Дикция. Работа над согласными.

5


5

10.

Дикция. Работа над гласными.

5


5

11.

Дикция. Работа над выразительностью слов в пении.

10


10

12.

Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.

29

2

27

ИТОГО:

72

5

67


Планируемый результат (3 год обучения):

    наличие повышенного интереса к вокальному искусству;

    соблюдать певческую установку;

    понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало пения и окончание);

    знать основы музыкальной грамоты;

    уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);

    уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

    уметь точно повторить заданный звук;

    уметь в подвижных песнях делать быстрый вдох;

    уметь петь чисто в унисон;

    уметь дать критическую оценку своему исполнению;

    уметь использовать элементы ритмики и движения под музыку;

    уметь работать в сценическом образе;

    принимать участие в творческой жизни кружка;

    участвовать в конкурсах и концертах;

    уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.






Тематическое планирование 4 год обучения


п/п

Тема занятий

Кол-во часов по программе

Кол-во часов, отведённых на теорию

Кол-во часов, отведённых на практику

1.

Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

1


1

2.

Теоретические основы. Гигиена певческого голоса

0,5

0,5


3.

Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению.

0,5

0,5


4.

Теоретические основы. Нотная грамота.

3

1

2

5.

Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание.

4

1

3

6.

Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона.

5


5

7.

Распевание. Работа над тембром.

3


3

8.

Распевание. Работа над подвижностью голосов.

5


5

9.

Дикция. Работа над согласными.

4


4

10.

Дикция. Работа над гласными.

4


4

11.

Дикция. Работа над выразительностью слов в пении.

10


10

12.

Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

32

2

30

ИТОГО:

72

5

67



Планируемый результат (4 год обучения):

    соблюдать певческую установку;

    понимать дирижёрские жесты;

    знать основы музыкальной грамоты;

    знать поведение певца до выхода на сцену и во время выступления;

    уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);

    уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

    уметь точно повторить заданный звук;

    уметь в подвижных песнях делать быстрый вдох;

    уметь петь чисто в унисон;

    уметь дать критическую оценку своему исполнению;

    уметь работать в сценическом образе;

    уметь исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

    принимать участие в творческой жизни кружка;

    участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах;

    уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.







Содержание программы

Программа предусматривает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел включает в себя сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Необходимо отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель. Необходимые теоретические сведения и понятия воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Особое место уделяется концертной деятельности. В образовательном учреждении регулярно проходят праздники и конкурсы, где задействованы ребята из студии. На каждое мероприятие практически всегда звучат новые произведения, тем самым расширяется исполнительский репертуар. Всё это приобретает прикладной смысл занятиям вокальной студии.


1.     ТЕМА: Введение. Прослушивание в студию. Знакомство с певческим аппаратом. Певческая установка. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. (5 часов)

В вокальную студию поступают дети со склонностью к пению. Для участия ученика в вокальной студии необходимо проверить уровень его личностных (ментальных) способностей, выяснить его способность к сосредоточению внимания. Условиями принятия ребёнка в студию являются здоровое дыхательное и голосовое устройство, звучный голос, правильное произношение, которое можно выявить, прослушав его речь.


2.     ТЕМА: Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. (10 часов)

Певческое дыхание – один из трудных и спорных вопросов в вокальной педагогике. От правильного певческого дыхания зависит качество звука.

Типы певческого дыхания:

    ключичный (верхнегрудной)

    грудной

    брюшной (диафрагматический)

    смешанный (грудобрюшное)

Дыхательные упражнения учат нарабатывать мышечные ощущения. Цепное дыхание берётся не вместе, а по очереди; главное – чувство ансамбля. Правила цепного дыхания. (см. Приложение 1, стр. 3)


3.     ТЕМА: Распевание. Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического диапазона. Работа над тембром. Работа над подвижностью голосов. Регистры певческого голоса. Сглаживание регистров. Атака звука. Виды атаки звука и способы звуковедения. (30 часов)

Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения. Как известно, упражнения — это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения. Часть занятия, которая состоит из упражнений, называется распеванием. Упражнения обычно выполняют в начале вокальных занятий и тогда они не только служат целям формирования и развития навыков, но и «разогревают» голосовой аппарат. (см. Приложение 1, стр. 4)

Атака звука

Атака звука — это момент возникновения звука при взаимодействии дыхания и голосового аппарата. Вдох и атака звука являются моментом первостепенной важности, т.к. они определяют характер звучания. Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых связок и дыхания.

Кантилена и способы звуковедения.

Кантилена — это непрерывно льющийся звук, составляющий основу пения. Она образуется только тогда, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него. Такая манера пения называется связной или пением легато. (см. Приложение 1, стр. 6)


4.     ТЕМА: Дикция. Работа над согласными. Работа над гласными. Работа над выразительностью слов в пении. (37 часов)

Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Пение ещё иначе называется музыкальной речью. Часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав, — артикуляционными. К ним относятся: ротовая полсть с языком, мягким и твёрдым нёбом, нижняя челюсть, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.


5.     ТЕМА: Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. (48 часов)

Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же,  как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений.


6.     ТЕМА: Теоретические основы. Нотная грамота. Гигиена певческого голоса. Психологическая готовность к выступлению.

(6 часов)

Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. (см. Приложение 1, стр. 7)

Звук – результат колебаний упругого тела. Всё многообразие звуков можно сгруппировать в три категории – звуки музыкальные, не музыкальные (шумы) и звоны. Музыкальные звуки, в отличие от всех остальных, являются результатом регулярных колебаний, поэтому их высота может быть точно определена. (см. Приложение 1, стр. 14)





4.Требования к подготовке учащихся


  знать строение артикуляционного аппарата;

  знать и понимать особенности и возможности певческого голоса;

  знать гигиену голоса;

  понимать и различать виды атаки звука и по требованию педагога петь «мягко, легко, нежно»;

  знать место дикции в исполнительской деятельности;

  стремиться передавать характер песни, петь выразительно и осмысленно;

  уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);

  уметь петь короткие фразы на едином дыхании;

  принимать участие в творческой жизни кружка.


После первого года обучения учащиеся будут

знать:строение артикуляционного аппарата, понимать особенности и возможности певческого голоса, место дикции в исполнительской деятельности


уметь:правильно дышать,петь короткие фразы на едином дыхании.





Список литературы для педагога


1.      Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.

2.      Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.

3.      Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.

4.      Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

5.      Андрианова  Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

6.      Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.

7.      Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983.

8.      Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.

9.      Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

10.  Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

11.  Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.

12.  Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.

13.  Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.

14.  Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

15.  Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

16.  Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.

17.  Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.

18.  Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.

19.  Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.

20.  Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.

21.  Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.

22.  Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2001.

23.  Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.

24.  Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.

25.  Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.

26.  Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.

27.  Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М., 2004.

28.  Риггз С.  Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.

29.  Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.

30.  Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.

31.  Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;

32.  Скучик Е. Основы акустики. Т.2. – М., 1959.

33.  Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.

34.  Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.

35.  Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;

36.  Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребёнка// Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1998.

 

 

 

Список литературы для учащихся

 

  1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;

  2. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;

  3. Журавленко Н.И. Уроки пения.  – Минск: «Полиграфмаркет», 1998

  4. Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.

  5. Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;

  6. Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;

  7. Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.

  8. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;

  9. Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;

  10. Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999;

  11. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998