Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «МОУ Кошелевская ООШ»
Согласовано на заседании ШМО учителей рррусского языка и литературы Руководитель ШМО ___________________ Р.П. Капасова Протокол №1 от « 22 » августа 2017 г. | Согласовано Зам. директора по УВР ---------------------- А.В. Гончарова | |
| | |
Утверждено на педагогическом совете Директор школы
___________________________
И.В. Федорова
Протокол № 1
от « 29 »
августа 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Как прекрасен этот мир»
на 2017-2018 учебный год
Основное общее образование , 5 класс Количество часов 34 Уровень базовый
Соответствует Федеральному компоненту стандарта основного общего образования, Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008. URL:http://standart.edu.ru
Составила: Евграфова Марина Владимировна | | 2017 г. |
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Актуальность программы
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся постепенно погружаются в мир изобразительного искусства, учатся видеть связь искусства с жизнью человека. Каждое занятие - новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую деятельность ребенка. Единство их в каждом занятии обязательно. Данный год обучения направлен на углубленное знакомство с основами видов изобразительного искусства и их образным языком.
Программа опирается на следующие принципы:
· «от жизни через искусство к жизни»;
· целостность и неспешность освоения материала каждой темы;
· единство восприятия и созидания;
· непрерывность, систематичность и взаимосвязь школьного и дополнительного образования и воспитания;
· гуманизм в межличностных отношениях;
· индивидуализации и дифференциации процесса образования и воспитания;
· интеграции интеллектуального, художественного, эстетического и нравственного развития.
Работу по развитию в изобразительной деятельности важно осуществлять комплексно. Отказ от фронтальных занятий рисованием обязателен. Работа, как правило, переносится в блок совместной деятельности взрослого и детей. На специально организованных занятиях с группой детей в основном решаются задачи освоения технических и изобразительных навыков или осуществляется закрепление результатов знакомства с миром изобразительного искусства.
Для организации работы по развитию в изобразительной деятельности важно создавать такие условия, в которых будет комфортно проводить как специально подготовленные, так и совместные со взрослыми и самостоятельные занятия детей.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
· занятия в свободное время;
· обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
· детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Во время занятий предлагаются игры и упражнения, развивающие изобразительные способности. Использование этих развивающих игр сделает работу в Мастерской интересной и увлекательной.
Все встречи основаны на обязательной мотивировке изобразительной деятельности детей и созидательном труде.
Основная цель программы:
создание условий для формирования творческой личности, развития в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Задачи программы:
приобщение учащихся к художественной культуре как форме материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, к искусству, как основе развития творческой личности; эмоционально-ценностного отношения к жизни;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
овладение навыками работы различными художественными материалами, формирование практических навыков работы с различными инструментами, расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;
воспитание интереса к изобразительному, декоративно-прикладному искусству, дизайну в разных формах; эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности;
воспитание усидчивости, аккуратности при выполнении творческих заданий.
Сроки реализации рабочей программы: рассчитана на 1 год обучения.
В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть, воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).
Формы и режим занятий:
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучащимися;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Методы обучения.
Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Режим занятий:
1 год обучения – 35 часов в год, 1 раз в неделю по 1 учебному часу.
Формы и средства контроля
подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в следующих формах:
- конкурсы;
- выставка детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки на уровне школы, участие в конкурсах.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
Дети, в процессе усвоения программных требований, получают дополнительную подготовку в области изобразительного искусства, а наиболее одаренные – возможность развития творческого потенциала.
Требования к планируемым результатам освоения программы:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научиться:
- использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать ( выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научиться:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся получат возможность:
· развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;
· познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
· использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
· познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;
· создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;
· совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Календарно-тематическое планирование «От истоков к современности» 5 класс
По программе за год – 35 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | УУД | Планируемые результаты |
Осень. «Как прекрасен этот мир…» |
1 | Земля одна, а цветына ней разные.Натюрморт: свет,цвет, форма. Практи-ческая работа:рисование с натуры осен- них цветов (акварель, гуашь). | | | Регулятивные: -принимать учебную задачу; -планировать алгоритм действий по ор- ганизации своего рабочего места с установкой на функциональность; -планировать и проговаривать этапы работы, следовать согласно составлен- ному плану, вносить изменения; орга- низовывать свое творческое простран-ство -оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось; вносить изменения в композицию соответствии с законами ее построения; -организовывать свое рабочее место с учетом функциональности, удобства, рациональности и безопасности; -планировать и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по предложенному учителем плану; -отличать верно выполненное задание от неверного, вносить изменения в свои действия в соответствии с выявленны-ми отклонениями от эталона. | Находить в окружающей действи- тельности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисун- ков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (ри- сунки) в детских книгах. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. |
2 | В жостовском подносе все цветы России.Русские лаки: традиции мастерства.Практическая работа: рисование узоровЖостова (гуашь). | | | Познавательные: -осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об осен-них цветах; -составление описания разных цветов; -приведение примеров изображения русской осени, осенних цветов в поэ-зии, живописи, графике; -формулирование ответов на вопросы учителя; -умение анализировать эскизы росписи подносов, выбирать лучший вариант, рассказать средствами изобразительно-го языка о красоте декоративного цвет-ка; | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. |
3 | О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства. Круг, овал. Практическая работа:роспись подноса (гуашь). | | | -выявить с помощью сравнения от-дельные признаки, характерные для со-поставляемых цветочных узоров (сопо-ставление городецкого и жостовского узоров); -осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творче-ском процессе росписи подносов; -осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об осо-бенностях натюрморта с осенними плодами, форме фруктов и овощей; -выявление с помощью сравнения от-дельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов (форма, цвет, размер); -выявление с помощью отдельных при- знаков, характерных для сопоставляе-мых орнаментов (цветовая гамма, эле-менты узора, их символика и т. п.) раз-ных народов мира; умение сравнивать ярусные орнаменты на поверхности змея с целью выявления сходства ор-наментальных мотивов, элементов в каждом из ярусов, что необходимо для сохранения целостности многоярусного орнамента. | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях ху-дожников к детским книгам. Овладевать первичными навыка-ми изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. |
4 | Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет итень, форма и объем.Практическая работа: рисование с натуры натюрморта (гуашь,акварель, цветные мелки). | | | Коммуникативные: -уметь строить понятное монологиче- ское высказывание, обмениваться мне- ниями, слушать одноклассников, учи- теля, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; выразительно читать стихо- творения о цветах (по желанию), ис- пользовать образную речь; -уметь слушать учителя и сверстников, формулировать ответы на вопросы, за- давать вопросы для уточнения услы- шанной информации; составлять опи- сания изделий. -уметь работать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, слышать мнение оппонента, участвовать в об- суждении, проговаривать этапы работы над композицией; -совместно рассуждать и находить от- веты на вопросы. -уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использо- вать образную речь, отвечать на вопро- сы, делать выводы. | Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). |
5 | Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: тради- ции мастерства. Практическая работа:эскиз украшения –воздушного змея. | | | -уметь активно слушать одноклассни- ков, учителя, участвовать в коллектив- ном обсуждении, отстаивать свою точ- ку зрения. | Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пя- тен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. |
6 | Чуден свет-мудры люди и дивны дела их.Лоскутная мозаика.Традиции мастерства.Практическая работа | | | Регулятивные: -контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с за- данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), кор- ректировать свои действия в соответ- ствии с выявленными отклонениями; -адекватно оценивать результаты свое- го труда; -уметь принимать и сохранять творче- скую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; -вырабатывать способность различать способ и результат действия; -в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи; -определять последовательность про- межуточных целей с учётом конечного результата; -составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения; -адекватно относиться к оценке резуль- татов работы учителем и сверстниками; | Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). Изображать радость или грусть (работа гуашью). |
7 | Живописные просто- ры Родины. Пейзаж: пространство и цвет. Творчество И. И. Шишкина. Практиче- ская работа: компо- зиция «Родные про- сторы» (акварель, гу- ашь). | | | -знать основы самоорганизации – орга- низации своего творческого простран- ства (с каких первоначальных действий художник приступает к процессу твор- чества). | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. |
8 | Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции ма- стерства. Практическая работа: украшение тарелочки (аква- рель). | | | Познавательные: -умение эмоционально реагировать на цвет и форму предметов в натюрморте, преобразовывать модель с целью выяв- ления общих законов, определяющих данную предметную область (выявле- ние формы и цвета предметов); -осуществлять анализ объектов при выполнении натурной постановки предметов; -устанавливать аналогии при выясне- нии цвета натуры и для подбора оттен- ков красок при рисовании натюрморта; -осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о спосо- бах получения разных оттенков цвета, достижения декоративности в рисунке. -осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об осо- бенностях и признаках зимней поры; -составление описания зимних пейза- жей; -приведение поэтических, изобрази- тельных примеров изображения зимы; -формулирование ответов на вопросы учителя; | Находить примеры декоративных украшений в окружающей дей-ствительности . Наблюдать и эстетически оцени- вать украшения в природе. Любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов- заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). |
9 | «Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодче- ства: традиции русского мастерства.. Практическая работа:повтор узоров резьбы по дереву (карандаш,тушь, перо). | | | -использование образной речи при опи-сании зимних пейзажей; - умение формулировать проблему; - самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (выразитель-ные возможности белого цвета); -умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в сло-весной форме, производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи (анализ, сравне-ние орнаментов и узоров с целью выяс-нения их особенностей, общее в фор-мах национальной одежды разных народов, живущих в Заполярье и При-полярье); -стремление к расширению своей по- знавательной сферы; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления об орнаментах разных народов мира; -умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в сло-весной форме; -производить логические мыслитель | Находить природные узоры (се- режки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узоры и фор- мы, созданные природой, интер- претировать их в собственных изображениях и украшениях. Осваивать простые приемы рабо- ты кистью и графической росписи и т. д. Изображать (декоративно) бабо- чек, рыб, птиц, передавая харак- тер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорча- тую красоту фактуры |
10 | «То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодче-ства: традиции народного мастерства. Практическая работа: изображение терема для сказочных героев (материалы по выбору). | | | ные операции для решения творческой задачи (анализ, сравнение вариантов эскизов костюмов с целью выяснения соответствия их образу выбранного ге-роя); -умение самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем твор-ческого и поискового характера при со-здании эскиза театрального костюма. Коммуникативные: -уметь строить понятные речевые вы-сказывания, использовать образную речь при описании рукотворных форм в натюрморте; -участвовать в обсуждении традиций старинного обычая – чаепития за само-варом, изображения самовара и других предметов обыденной жизни в натюр-мортах разных художников; -отстаивать свою точку зрения, сов-местно рассуждать и находить ответы на вопросы; -выразительно пользоваться языком изобразительного искусства; -оформлять свою мысль в устной и жи-вописной форме; -уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о кра-соте зимних пейзажей, своем отноше-нии к произведениям живописи; -выразительно читать стихотворения о зиме; | Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, кар- навальные головные уборы). Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. |
11 | Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма, цвет, пропорции. Практическая работа: наброски птиц (карандаши). | | | -уметь вступать в обсуждение, слушать учителя и одноклассников, аргументи- рованно отстаивать свою точку зрения, принимать позицию своего оппонента.. | Рассматривать изображения ска- зочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения харак- терных для них украшений (шля- па Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). |
Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» |
12 | Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета Прак- тическая работа: зимний пейзаж (перо,тушь, белая гуашь). | | | Регулятивные: -планировать алгоритм действий по ор- ганизации своего рабочего места; -контролировать свои действия во вре- мя творческой практической деятель- ности, вносить необходимые дополне- ния и коррективы в план и способ дей- ствия (в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); -осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объ- яснение учителя, а затем самостоятель- но оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретро- спективной оценки; -принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соот- ветствии с ней; -вырабатывать умение различать спо- соб и результат действия; -оценивать и анализировать результат своего труда; -определять последовательность про- межуточных целей с учётом конечногорезультата и вносить в план коррективы в случае отклонения; -адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками | Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, результата и вносить в план корректи-вы в случае отклонения; -адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками . |
13 | Каждая изба удиви- тельных вещей полна. Натюрморт: свет итень, объем и пропорции. Практическая работа: натюрморт из предметов крестьянского быта (акварель). | | | Познавательные: -умение самостоятельно формулиро-вать творческую проблему, делать умо-заключения и выводы в словесной форме, производить логические мысли-тельные операции для решения творче-ской задачи; -стремление к расширению своей по-знавательной сферы; -осуществление поиска информации в разных источниках о способах дости-жения выразительности рисунка, ее осмысление; -умение эмоционально реагировать на цвет и форму предметов, осуществлять анализ объектов, устанавливать анало-гии при выяснении цвета натуры и для подбора оттенков красок при выполне-нии декоративной композиции; -выявление с помощью сравнения со-поставляемых произведений сюжетно-го разнообразия игрушек, выразитель-ных возможностей, обусловленных разными технологическими приемами художественной обработки дерева; -построение логической цепи рассуж-дений при планировании последова-тельности действий при работе над ри-сунком. | Различать три вида художествен- ной деятельности (по цели дея- тельности и как последователь- ность этапов работы). Воспринимать и обсуждать вы- ставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украше- ния), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе Анализировать де- ятельность Мастера. |
14 | Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Ор- намент в украшении народной одежды. Связь декора с формой. Практическая работа: эскиз украшения из бисера. | | | К: уметь использовать образную речь при описании внешности, качеств мам, бабушек, выразительно читать стихо-творения о мамах, бабушках, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; вести дискуссию, диалог, слышать и понимать позицию собеседника. К: слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное со-трудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формули-ровать их; использовать образную речь при описании масленичных гуляний, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на при-мерах пословиц, поговорок). | Рассматривать и сравнивать, различные виды костюмов, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательно- сти и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, кар- навальные головные уборы). Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. |
15 | Зима за морозы, а мы за праздники. Карна- вальные новогодние фантазии: импрови- зация. Практическая работа: карнавальное шествие (материалы по выбору). | | | Коммуникативные: -уметь строить понятные речевые вы-сказывания, использовать образную речь при описании деревянной игруш-ки, участвовать в обсуждениях, аргу-ментированно отстаивать свою точку зрения; -совместно рассуждать и находить от-веты на вопросы; -выразительно пользоваться языком изобразительного искусства; -уметь вступать в коллективное учеб- ное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуж-дать, уважать мнение другого; | Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, кар- навальные головные уборы). Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. |
16 | Всякая красота фантазии да умения требует. Маски фанта- стические и сказочные образы, маски ряженых. Практиче- ская работа: эскиз карнавальной маски (материалы по выбо- ру). | | | Регулятивные: -организовывать свое рабочее место в соответствии с правилами работы на уроках изобразительного искусства; -планировать свои действия и контро- лировать их выполнение во время ра- боты; -адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке; -ориентироваться на образец и правило выполнения действия; контролировать и корректировать свои действия в соот- ветствии с конкретными условиями; -определять последовательность про- межуточных целей с учётом конечного результата; -составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения; -быть способными мобилизовать твор- ческие силы и воображение для реше- ния творческой задачи; уметь прини- мать и сохранять учебную задачу уро- ка, планировать свою деятельность, контролировать свои действия во время творческой практической деятельности, | Различать три вида художествен- ной деятельности (по цели дея- тельности и как последователь- ность этапов работы). Воспринимать и обсуждать вы- ставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украше- ния), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе Анализировать де- ятельность Мастера. |
17 | В каждом посаде в своём наряде. Русский народный ко- стюм: узоры-обереги. Практическая работа:орнаментальная по- лоса (фломастеры, карандаши). | | | вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в процессе работы. | Развитие первичных представле-ний о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышле-ния и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. |
18 | 18 Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма.. Практическая работа: эскиз теат- рального костюма (пастель, мелки, фло- мастеры). | | | Познавательные: -с помощью сравнения схематических изображений с картинами понимать композиционный строй каждой из них; -освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; -осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о разных оттенках цвета, с помощью которых изображают воду; -осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об осо- бенностях цветочных мотивов в павло- вопосадских платках, умение состав- лять и анализировать варианты декора павловопосадского платка; -выявление с помощью сравнения при- емов работы, характерных для ручного и современных способов изготовления павловопосадских платков; умение ис- пользовать знаково-символические средства представления информации для создания схем решения учебной и практической задачи; -построение логической цепи рассуж- дений при обсуждении композицион- ных схем; -выдвижение альтернативных вариан- | Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мел- ками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). |
19 | Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектур. Практическая работа: сюжетное рисование на заданную тему (акварель, гуашь). | | | тов композиционных решений. -поиск и выделение информации (об-щее и различное в произведениях жи-вописи и декоративно-прикладного ис-кусства при изображении праздничного салюта); -сравнивать их и выбирать лучший, осуществление поиска информации, расширяющей и дополняющей пред-ставление о художественных вырази-тельных средствах в композиции. | Соотносить внешний вид архитек-турной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основ- ных частей они состоят. |
20 | «Город чудный…». Памятники архитектуры: импровизация. Декоративная композиция. Практическая работа: старинный русский узор. | | | Коммуникативные: -уметь совместно рассуждать и нахо-дить ответы на вопросы, задавать су-щественные вопросы, формулировать собственное мнение; -уметь образно излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; -участвовать в обсуждениях, аргумен-тированно отстаивать свою точку зре-ния; -совместно рассуждать и находить от- веты на вопросы; -уметь оформить свою мысль в устной (на уровне небольшого текста) форме, слушать и понимать высказывания со-беседников, овладевать диалогической формой коммуникации; -задавать существенные вопросы, фор-мулировать собственное мнение | Наблюдать постройки в городе,их форму, конструкци.Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде буквалфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мел- ками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону), пропорции. |
21 | Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: компо-зиционный центр. Отражение патриоти-ческой темы в произ-ведениях художников. Творчество А. Дейнеки. | | | Коммуникативные: -уметь строить понятные речевые вы-сказывания, использовать образную речь при описании рукотворных форм в натюрморте; -участвовать в обсуждении традиций старинного обычая – чаепития за само-варом, изображения самовара и других предметов обыденной жизни в натюр-мортах разных художников; -отстаивать свою точку зрения, сов-местно рассуждать и находить ответы на вопросы; -выразительно пользоваться языком изобразительного искусства; -оформлять свою мысль в устной и жи-вописной форме; -уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о кра-соте зимних пейзажей, своем отноше-нии к произведениям живописи; -выразительно читать стихотворения о зиме; | Рассматривать и сравнивать ре- альные здания разных форм. Овладевать первичными навыка- ми конструирования из бумаги. Приемы работы в технике бумаго- пластики. Создание коллективного макета. Конструировать(строить) из бу- маги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. |
Весна. «Как прекрасен этот мир посмотри…» |
22 | Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица. Практическая работа: женский портрет (ма- териалы по выбору). | | | Регулятивные: -планировать алгоритм действий по ор- ганизации своего рабочего места; -контролировать свои действия во вре- мя творческой практической деятель- ности, вносить необходимые дополне- ния и коррективы в план и способ дей- ствия (в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); -осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объ- яснение учителя, а затем самостоятель- но оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретро- спективной оценки; -принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соот- ветствии с ней; -вырабатывать умение различать спо- соб и результат действия; -оценивать и анализировать результат своего труда; -определять последовательность про- межуточных целей с учётом конечногорезультата и вносить в план коррективы в случае отклонения; -адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками | Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех уч-ся класса. |
23 | Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная компо- зиция: композиционный центр и цвет. Практическая работа:декоративная компо-зиция (обрывная ап- пликация). | | | Познавательные: -с помощью сравнения схематических изображений с картинами понимать композиционный строй каждой из них; -освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; | Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех уч-ся класса. |
24 | Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиций мастерства. Практическая работа: зарисовки народных деревянных игрушек. | | | Коммуникативные: -уметь строить понятные речевые вы-сказывания, использовать образную речь при описании рукотворных форм в натюрморте; -участвовать в обсуждении традиций старинного обычая – чаепития за само-варом, изображения самовара и других предметов обыденной жизни в натюр-мортах разных художников; -отстаивать свою точку зрения, сов-местно рассуждать и находить ответы на вопросы; -выразительно пользоваться языком изобразительного искусства; -оформлять свою мысль в устной и жи-вописной форме; -уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о кра-соте зимних пейзажей, своем отноше-нии к произведениям живописи; -выразительно читать стихотворения о зиме; | Учиться поэтическому видению мира. Любоваться красотой природы Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности |
25-26 | Герои сказки глазами художника. Сюжет- ная композиция: композиционный центр и цвет. Практическая работа: иллюстрация сказки (бумажная аппликация). | | | Регулятивные: -планировать алгоритм действий по ор- ганизации своего рабочего места; -контролировать свои действия во вре- мя творческой практической деятель- ности, вносить необходимые дополне- ния и коррективы в план и способ дей- ствия (в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); -осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объ- яснение учителя, а затем самостоятель- но оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретро- спективной оценки; -принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соот- ветствии с ней; | Создавать коллективное панно- коллаж с изображением сказочного мира. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции |
Лето. «Как прекрасен этот мир посмотри…» |
27 | Водные просторы России. Морской пейзаж: линия гори- зонта и колорит… Творчество И. К. Ай- вазовского. | | | Коммуникативные: -уметь строить понятные речевые вы-сказывания, использовать образную речь при описании рукотворных форм в натюрморте; -участвовать в обсуждении традиций старинного обычая – чаепития за само-варом, изображения самовара и других предметов обыденной жизни в натюр-мортах разных художников; -отстаивать свою точку зрения, сов-местно рассуждать и находить ответы на вопросы; -выразительно пользоваться языком изобразительного искусства; -оформлять свою мысль в устной и жи-вописной форме; -уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о кра-соте зимних пейзажей, своем отноше-нии к произведениям живописи; -выразительно читать стихотворения о зиме; | Умение видеть. Развитие зритель- ских навыков. Создание композиции по впечат- лениям от летней природы. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуа- шью). |
28 | Цветы России на павлово-посадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства. Практи- ческая работа: повтор узоров (акварель, гуашь, фломастер). | | | Регулятивные: -планировать алгоритм действий по ор- ганизации своего рабочего места; -контролировать свои действия во вре- мя творческой практической деятель- ности, вносить необходимые дополне- ния и коррективы в план и способ дей- ствия (в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); -осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объ- яснение учителя, а затем самостоятель- но оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретро- спективной оценки; -принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соот- ветствии с ней; | Учиться поэтическому видению мира. Любоваться красотой природы Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности |
29 | Всяк на свой манер. Русская набойка:композиция и ритм. Практическая работа: импровизация на тему платков (гуашь,аппликация). | | | Познавательные: -с помощью сравнения схематических изображений с картинами понимать композиционный строй каждой из них; -освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; | Различать три вида художествен- ной деятельности (по цели дея- тельности и как последователь- ность этапов работы). Воспринимать и обсуждать вы- ставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украше- ния), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе Анализировать де- ятельность Мастера |
30 | В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет. Практическая работа: компо- зиция на заданную тему (акварель, фломастеры). | | | Регулятивные: -планировать алгоритм действий по ор- ганизации своего рабочего места; -контролировать свои действия во вре- мя творческой практической деятель- ности, вносить необходимые дополне- ния и коррективы в план и способ дей- ствия (в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); -осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объ- яснение учителя, а затем самостоятель- но оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретро- спективной оценки; -принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соот- ветствии с ней; | Различать три вида художествен- ной деятельности (по цели дея- тельности и как последователь- ность этапов работы). Воспринимать и обсуждать вы- ставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украше- ния), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе Анализировать де- ятельность Мастера |
31 | Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба. Практическая ра- бота: герб родного города (гуашь, фломастеры). | | | Коммуникативные: -уметь строить понятные речевые вы-сказывания, использовать образную речь при описании рукотворных форм в натюрморте; -участвовать в обсуждении традиций старинного обычая – чаепития за само-варом, изображения самовара и других предметов обыденной жизни в натюр-мортах разных художников; -отстаивать свою точку зрения, сов-местно рассуждать и находить ответы на вопросы; -выразительно пользоваться языком изобразительного искусства; -оформлять свою мысль в устной и жи-вописной форме; -уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о кра-соте зимних пейзажей, своем отноше-нии к произведениям живописи; -выразительно читать стихотворения о зиме; | |
32 | Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет. Практическая работа: натюрморт с букетом сирени (акварель, гуашь, мелки). | | | Познавательные: -с помощью сравнения схематических изображений с картинами понимать композиционный строй каждой из них; -освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; | Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). Изображать радость или грусть (работа гуашью). |
33 | У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: тради-ции мастерства. Практическая работа: импровизация по мо-тивам образов-символов (тушь, фломастер). | | | Коммуникативные: -уметь строить понятные речевые вы-сказывания, использовать образную речь при описании рукотворных форм в натюрморте; -участвовать в обсуждении традиций старинного обычая – чаепития за само-варом, изображения самовара и других предметов обыденной жизни в натюр-мортах разных художников; -отстаивать свою точку зрения, сов-местно рассуждать и находить ответы на вопросы; -выразительно пользоваться языком изобразительного искусства; -оформлять свою мысль в устной и жи-вописной форме; -уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о кра-соте зимних пейзажей, своем отноше-нии к произведениям живописи; -выразительно читать стихотворения о зиме; | Различать три вида художествен- ной деятельности (по цели дея- тельности и как последователь- ность этапов работы). Воспринимать и обсуждать вы- ставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украше- ния), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе Анализировать де- ятельность Мастера |
34 | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Практическая работа: наш проект «Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина». | | | Коммуникативные: -уметь строить понятные речевые вы-сказывания, использовать образную речь при описании рукотворных форм в натюрморте; | Различать три вида художествен- ной деятельности (по цели дея- тельности и как последователь- ность этапов работы). Воспринимать и обсуждать вы- ставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украше- ния), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе Анализировать де- ятельность Мастера |
35 | Резервный урок | | | | |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
По окончании курса обучающиеся должны знать:
· о значении изобразительного искусства в жизни человека;
· основные виды изобразительного искусства (графика, живопись, архитектура, декоративно-прикладное искусство) и жанры изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);
· несколько народных художественных промыслов России;
· разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
· начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
· начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия живописи ( цвет, мазок, деление цветового круга на теплые и холодные цвета);
· основные средства композиции: контраст света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра.
· понимать, что такое светотень (свет, тень, падающая тень, освещенность, объем);
· понимать, что такое линия горизонта, главное, второстепенное, композиционный центр;
· передавать на бумаге простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
· правильно держать лист бумаги, карандаш и кисть, свободно рисовать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
· правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность ( в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;
· передавать в рисунке на темы смысловую связь элементов композиции.
Должны уметь:
· правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
· выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
· соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
· уметь смешивать краски для получения новых оттенков;
· пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь, фломастеры), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
· владеть навыком работы в конкретном материале
Литература:
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
2. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/ сост. О.В.Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2007 - 185 с.
3. Костерин Н.П. Учебное рисование.- М.: Просвещение, 1980. – 272 с.
4 Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть 1. Основы рисунка, 1995.
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А.Горского, 2-е издание. – М. : Просвещение, 2011.
6. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова. Сост. Е.Н.Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 144 с.
7. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват.учреждений /Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. – М. : Просвещение, 2011. – 80 с.
8.. Программа дополнительного художественного образования. Изобразительное творчество. Н.В.Гросул
М.: Просвещение, 2011