МО Кореновский_район Краснодарского края
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное общеобразовательное_бюджетное учреждение__средняя_общеобразовательная школа №7 имени В.П. Адодина
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ________ 20__ года протокол № 1
Председатель ____ _Степанова С.Л.
подпись руководителя ОУ Ф.И.О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тематическая социального направления
(тип программы: комплексная/тематическая)
__Я И ПРИРОДА__
(наименование)
1 год
(срок реализации программы)
5 класс(11-12 лет)
(возраст обучающихся)
Учитель: Слепцова
Лариса Ильинична
МОБУ СОШ №7
имени В.П. Адодина
1. Пояснительная записка
Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами ставит важную задачу перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.
Следовательно, цель моей работы, как педагога – формировать личность, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.
Цель данной программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в микрорайоне.
Задачи:
Сформировать экологические понятия.
Развивать умения ухода за растениями.
Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.
Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.
Прививать любовь к природе, родному краю, Родине
Сформировать умение критически мыслить.
Занятие внеурочной деятельности проводятся в 5 классе, рассчитаны на 1 час в неделю по одному часу, всего 34 часа. Реализация программы опирается на содержание следующих предметов: биология, технология, география, ИЗО, литература, информатика.
Принципы реализации программы:
Научность;
Доступность;
Целесообразность.
Методические рекомендации
От того, каким будет общество завтра зависит какое образование мы дадим детям сегодня.
Но у обучающихся отсутствуют системные представления о экологической безопасности вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и учащихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.
Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.
2.Тематическое планирование
№ | Модуль
| Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
аудиторные | Внеаудиторные |
1 | Экология – наука об окружающей среде. | 1ч. | 1ч | Объясняют роль экологических знаний для жизни человека. Определяют основные методы экологических исследований |
2 | Экологический опыт прошлых лет. | 3 ч. | 1ч | Изучают экологические традиции и экологическую культуру народов России, народов, живущих на Кубани. |
3 | Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. | 4ч. | 3ч | Объясняют понятия экологии человека, экологии жилища. Определяют что должен уметь каждый, чтобы быть хранителем общего дома- планеты Земля. Сравнивают, как выглядело жилище человека в разные эпохи. Оценивают влияние новых строительных и отделочных материалов на здоровье человека. обосновывают необходимость экономного использования ресурсов. |
4 | Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы | 6 ч. | 4ч | Называют глобальные экологические проблемы. Определяют степень их влияния на окружающую среду. Приводят примеры значимости природоохранной деятельности отдельного человека для сохранения общей природной среды. Формулируют правила разумного отношения к окружающей среде. |
5 | Озеленение микрорайона и школы.. | 4 ч. | 1ч | Объясняют значение комнатных растений в жизни человека. Обосновывают правила ухода за комнатными растениями. Приводят примеры озеленения классных комнат. |
6 | Пропаганда экологических знаний. | 5ч. | 1ч | Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе, в быту. |
| 23 часа | 11 часов | |
ИТОГО 34 часа | |
3. Содержание программы
Экология – наука об окружающий среде. (2 ч.)
Общие представления о науки экология. Методы исследования. Экологическая безопасность. Модели поведения.
2. Экологический опыт прошлых лет. (4 ч.)
Экологические традиции народов России. Экологическая культура разных народов.
Экологическая культура жителей Кубани. Использование традиций прошлого в современном мире.
3. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. (7ч.)
Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать.
Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.
Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы.
Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые
строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.
Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов —одно из условий сохранения окружающей среды.
Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).
Практические работы: «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта). Наблюдение за расходом воды в школе и дома
4.Общий дом — общие проблемы:
почему возникают и как решаются экологические проблемы(10 ч)
Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).
Переработка и повторное использование бытовых отходов.
Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:
изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.
Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.
Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в городе (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).
Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.
5. Озеленение микрорайона и школы (4ч)
Роль комнатных растений в жизни человека. Мои зеленые друзья. Уход за комнатными растениями. Озеленение классных комнат. Цветочная мелодия. Городские цветы.
6.Пропаганда экологических знаний.(6 ч.)
Правила поведения в лесу. Правила поведения на берегу реки. Экологическая сказка «Грустная история». Берегите природу родного края! Пожары и человек. Дом, в котором мы живем.
Учебно-тематическое планирование
№ | Название темы | Всего часов | Часы | УУД | Формы занятий | Формы контроля |
Аудитор ных | Внеауди торных |
Экология – наука об окружающий среде. (2 ч.) |
1. | Вводное занятие. Я – и экология! | 1 | 1 | | Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | | Собеседо вание |
2 | Экологическая безопасность. Модели поведения. | 1 | | 1 | Экскурсия | |
Экологический опыт прошлых лет. (4 ч.) |
3 | Экологическая культура разных народов. | 1 | | 1 | Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы. Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности | Журнал | Выставка |
4 | Экологические традиции народов России. | 1 | | 1 | Экскурсия | Собеседо вание |
5 | Экологическая культура народов Кубани. | 1 | | 1 | Встреча | Собеседо вание |
6 | Использование традиций прошлого в современном мире. | 1 | | 1 | Диспут | Анализ |
Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. (7 ч.) |
7 | Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. | 1 | 1 | | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | Беседа | Собеседо вание |
8 | Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. | 1 | | 1 | Агитбригада | |
9 | Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. | 1 | | 1 | Демонст рация | |
10 | Элементарные представления об экологии жилища. | 1 | | 1 | Экскурсия | |
11 | Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией? | 1 | | 1 | Круглый стол | Собеседо вание |
12 | Как научиться экономить энергию? | 1 | | 1 | Акция | Творческий отчёт |
13 | Наблюдение за расходом воды в школе и дома. | 1 | | 1 | Беседа | Анализ |
4. Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы (10ч) |
14 | Глобальные экологические проблемы: | 1 | 1 | | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | Беседа | Собеседо вание |
15 | Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). | 1 | | 1 | Трудовой десант | Творческий отчёт |
16 | Как разлагается мусор? | 1 | | 1 | Круглый стол | Анализ |
17 | Переработка и повторное использование бытовых отходов. | 1 | | 1 | Беседа, проект | Собеседо вание |
18 | Новинки из мусорной корзинки. | 1 | | 1 | Коллективно- творческое дело | Творческий отчёт |
19 | Охраняемые природные территории и объекты: | 1 | | 1 | Беседа | Собеседо вание |
20 | Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: | 1 | | 1 | Круглый стол | Собеседо вание |
21 | Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде. | 1 | | 1 | Агитбригада | |
22 | Мусорный бум. | 1 | | 1 | Акция | Творческий отчёт |
23 | Правила утилизации бытовых отходов | 1 | | 1 | Игра | |
5. Озеленение микрорайона и школы (5 ч.) |
24 | Роль комнатных растений в жизни человека. | 1 | 1 | | Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | Беседа | Собеседо вание |
25 | Мои зелёные друзья. | 1 | | 1 | Проект | Творческий отчёт |
26 | Уход за комнатными растениями. | 1 | | 1 | Беседа | Собеседо вание |
27 | Озеленение классных комнат. | 1 | | 1 | Проект | |
28 | Цветочная мелодия. Городские цветы. | 1 | | 1 | Праздник | |
6. Пропаганда экологических знаний (6 ч.) |
29 | Правила поведения в лесу, | 1 | | 1 | Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности | Круглый стол | Анкетиро вание |
30 | Правила поведения на берегу реки. | 1 | | 1 | Встреча | Собеседо вание |
31 | Экологическая сказка «Грустная история». | 1 | | 1 | Игра | |
32 | Берегите природу родного края! | 1 | | 1 | Наказ | |
33 | Пожары и человек. | 1 | | 1 | Встреча | Собеседо вание |
34 | Дом, в котором мы живем. | 1 | | 1 | Праздник, конкурс | |
Планируемые результаты обучения
Обучающиеся смогут:
раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;
обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;
прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
смоделировать экологическую ситуацию;
приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;
аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;
взаимодействовать в группах;
находить необходимую информацию на различных носителях;
демонстрировать результаты своей работы;
соблюдать правила поведения в природе.
Формы организации занятий:
Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.
Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование,
Материально- техническое обеспечение программы
Библиотечный фонд:
1.Энцеклопедия казачества. Составитель Г.В. Губарев.
Родная Кубань. Литературно- исторический журнал. Главный редактор В. Лихоносов.
3. Два века истории Кореновска. Н. Хализев.
4. Краснодарский край. Путешествие за здоровьем. И.М. Шевелева,
Н.В. Маньшина.
5. Биология. Экология Кубани. Кубановедение. Казарян К.П., Бурлаченко Т.Л.2006.
6. Детская энциклопедия в вопросах и ответах. Смоленск. Русич. 2007 г.
7. Российская большая детская энциклопедия.
8. Что, где, когда. Энциклопедия для любознательных. Перевод с англ. Т. Покидаевой.
9. Экология. Я познаю мир. Автор-составитель Чижевский А.Я.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
ПК С//YLI-1 (колонки, монитор)
Проектор Bon MP-610
Телевизор Vestel VR2915
Видеокассеты
«Биосферные заповедники»
«Глобальная экология» ( 3 кассеты)-1
«Природные сообщества-1»-1
«Экологические системы»-1
«Экологический альманах»-1
«Экология. Нетрадиционная энергетика»-1
«Великие чудеса света»(3 кассеты) -1
Диски
Брем. Жизнь животных.
Природа России.
Восемь энциклопедий на одном CD-диске.
Лабораторный практикум. 5-11 класс . Дрофа
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического
музея МГУ.
6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей естественного цикла СОШ № 7 от ___________ 20__ года № 1 ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ ______ подпись Ф.И.О. ______________ 20__ года |