ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОСТРАНСТВО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Н.А. Зачёс.
Кандидат педагогических наук, доцент, Н.А. Дука
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет»
Омск
Аннотация. В статье рассматривается проектирование программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления. Данная проблема актуальна в связи с вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. В данной статье рассматривается что такое образовательная программа, проектирование программ, подходы к проектированию, что важнее проектировать.
Ключевые слова: образовательная программа, внеурочная деятельность, спортивно-оздоровительное направление, подходы, результаты, воспитание, социализация.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, и «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления должна быть направлена на достижение личностных и метапредметных результатов, и включать создание условий для регулярных занятий физической культурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей, что в свою очередь, будет способствовать снижению рисков вредных привычек, ориентировать на формирование у обучающегося ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, мотивации к активному и здоровому образу жизни, а также будет способствовать развитию двигательной одаренности обучающихся.
Образовательная программа согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Образовательные программы определяют содержание образования [5].
Центральным предметом проектирования образовательной программы становятся конечные цели, которые должны быть достигнуты в результате воспитания и обучения на данных уровне и ступени образования, а в содержательном отношении они должны соотноситься с требованиями к уровню и качеству подготовки выпускников, заложенными на уровне целей и критериев оценки результатов обучения и воспитания.
Е. Н. Барышников выделяет следующие подходы к проектированию программ внеурочной деятельности в основной школе [2, с.11-19].
Подход 1. Организация внеурочной деятельности в соответствии с направлениями личностного развития учащихся 5–9 классов (учащиеся подросткового возраста).
Подход 2. Организации внеурочной деятельности, в соответствии с основными чертами портрета выпускника основной школы.
Подход 3. Достижение личностных результатов.
Подход 4. Внеурочная деятельность как пространство воспитания и социализации подростков.
Особо можно отметить данный подход.
В 2015 г. распоряжением Правительства РФ была утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
Данная цель является одной из основ разработанной программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления.
Воспитание - это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие - развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.[3, с. 18]. Воспитание есть организация деятельности.
Социализация – процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром [4, с.3]
Именно во внеурочной деятельности возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации. Деятельность, организуемая во внеурочное время, ориентирована на интересы детей и, предоставляя им возможность выбора, способствует их самореализации и самоопределению.
Маленкова Л.И. отмечает, что разнообразные виды деятельности, вовлекающие в свою сферу различные органы человеческого организма, разные стороны личности (интеллектуальную. эмоционально-волевую, поведенческо-деятельностную) позволяют развивать все качества и свойства личности: психические процессы (восприятие, ощущение, воображение, внимание, память, мышление, речь), направленность личности (потребности, интересы, склонности, убеждения, мировоззрение), задатки и способности, темперамент, характер.[3, с. 45]
Именно в деятельности, вступая в общение с другими людьми, с предметами, явлениями окружающего мира, ребенок накапливает знания о мире, развивает и совершенствует свои навыки и умения, формирует привычки, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, которые помогают ему оценивать все окружающее и вступать с ним в определенные взаимоотношения.
Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления, деятельность, назначение которой - развитие физической культуры «Я» каждого школьника, приобретение навыков и умений, формирование потребности в ней. Занятия спортом формируют определенную психологическую направленность личности на действия на основе мотивации: общение со сверстниками; добиться лучшего физического развития, укрепить здоровье, стать сильным, смелым, решительным и независимым; быть похожим на своего кумира (выдающегося спортсмена, школьного учителя, родителей, преуспевающего в спорте сверстника); показать более высокий спортивный результат; самосовершенствоваться; получать удовлетворение от занятий спортом и т.д.
В процессе спортивно-оздоровительной деятельности качества личности могут проявляться и закрепляться во всей жизнедеятельности растущего человека.
В методическом конструкторе Д.В. Григорьева реализация внеурочной деятельности распределяется по трем уровням [1, с. 9-10].
Авторы подчеркивают, что первый уровень воспитательного результата достигается во взаимодействии с педагогом; второй уровень предполагает включение ребенка в систему развивающих и развивающихся отношений; а третий достигается во взаимодействии с социальными субъектами, в открытой общественной среде.
Сначала создаются условия, благоприятные для участия ребенка в творческой деятельности; затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе с теми, кто уже в какой-то мере освоил изучаемый материал; за совместной деятельностью следует самостоятельное творчество ребенка, поиск форм и средств реализации творческого потенциала личности.
При разработке программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления учитывались приоритетные задачи государства, сделан акцент на личностное развитие, на здоровье и здоровый образ жизни, на достижение результатов и воспитательную составляющую обучающихся.
Литература:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2010. - 223 с., с. 9-10
2. Кисляков А.В., Щербаков А.В. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. - М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом "Ноосфера», 1999. - с. 300.
4. Мудрик А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Глава 2. Система образования Статья 12. Образовательные программы