СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность как пространство воспитания и социализации подростков

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается проектирование программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления. Данная проблема актуальна в связи с вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. В данной статье рассматривается что такое  образовательная программа, проектирование программ, подходы к проектированию, что важнее проектировать.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность как пространство воспитания и социализации подростков»

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОСТРАНСТВО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ


Н.А. Зачёс.

Кандидат педагогических наук, доцент, Н.А. Дука

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет»

Омск

Аннотация. В статье рассматривается проектирование программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления. Данная проблема актуальна в связи с вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. В данной статье рассматривается что такое образовательная программа, проектирование программ, подходы к проектированию, что важнее проектировать.

Ключевые слова: образовательная программа, внеурочная деятельность, спортивно-оздоровительное направление, подходы, результаты, воспитание, социализация.


Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, и «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления должна быть направлена на достижение личностных и метапредметных результатов, и включать создание условий для регулярных занятий физической культурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей, что в свою очередь, будет способствовать снижению рисков вредных привычек, ориентировать на формирование у обучающегося ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, мотивации к активному и здоровому образу жизни, а также будет способствовать развитию двигательной одаренности обучающихся.

Образовательная программа согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательные программы определяют содержание образования [5].

Центральным предметом проектирования образовательной программы становятся конечные цели, которые должны быть достигнуты в результате воспитания и обучения на данных уровне и ступени образования, а в содержательном отношении они должны соотноситься с требованиями к уровню и качеству подготовки выпускников, заложенными на уровне целей и критериев оценки результатов обучения и воспитания.

Е. Н. Барышников выделяет следующие подходы к проектированию программ внеурочной деятельности в основной школе [2, с.11-19].

Подход 1. Организация внеурочной деятельности в соответствии с направлениями личностного развития учащихся 5–9 классов (учащиеся подросткового возраста).

Подход 2. Организации внеурочной деятельности, в соответствии с основными чертами портрета выпускника основной школы.

Подход 3. Достижение личностных результатов.

Подход 4. Внеурочная деятельность как пространство воспитания и социализации подростков.

Особо можно отметить данный подход.

В  2015 г. распоряжением Правительства РФ была утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Данная цель является одной из основ разработанной программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления.

Воспитание - это творческий целенаправ­ленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие - развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.[3, с. 18]. Воспитание есть орга­низация деятельности.

Социализация – процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром [4, с.3]

Именно во внеурочной деятельности возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации. Деятельность, организуемая во внеурочное время, ориентирована на интересы детей и, предоставляя им возможность выбора, способствует их самореализации и самоопределению.

Маленкова Л.И. отмечает, что разнообразные виды деятель­ности, вовлекающие в свою сферу различные органы человече­ского организма, разные стороны личности (интеллектуальную. эмоционально-волевую, поведенческо-деятельностную) позволя­ют развивать все качества и свойства личности: психические процессы (восприятие, ощущение, воображение, внимание, па­мять, мышление, речь), направленность личности (потребности, интересы, склонности, убеждения, мировоззрение), задатки и способности, темперамент, характер.[3, с. 45]

Именно в деятельности, вступая в общение с другими людь­ми, с предметами, явлениями окружающего мира, ребенок нака­пливает знания о мире, развивает и совершенствует свои навыки и умения, формирует привычки, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, которые помогают ему оценивать все окру­жающее и вступать с ним в определенные взаимоотношения.

Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления, деятельность, назначение кото­рой - развитие физической культуры «Я» каждого школьника, приобретение навыков и умений, формирование потребности в ней. Занятия спортом формируют опреде­ленную психологическую направленность личности на действия на основе мотивации: общение со сверстни­ками; добиться лучшего физического развития, укрепить здоровье, стать сильным, смелым, решительным и независимым; быть похожим на сво­его кумира (выдающегося спортсмена, школьного учителя, роди­телей, преуспевающего в спорте сверстника); показать более высокий спортивный результат; само­совершенствоваться; полу­чать удовлетворение от занятий спортом и т.д.

В процессе спортивно-оздоровительной деятельности качества личности могут проявляться и закрепляться во всей жизнедеятельности растуще­го человека.

В методическом конструкторе Д.В. Григорьева реализация внеурочной деятельности распределяется по трем уровням [1, с. 9-10].

Авторы подчеркивают, что первый уровень воспитательного результата достигается во взаимодействии с педагогом; второй уровень предполагает включение ребенка в систему развивающих и развивающихся отношений; а третий достигается во взаимодействии с социальными субъектами, в открытой общественной среде.

Сначала создаются условия, благоприятные для участия ребенка в творческой деятельности; затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе с теми, кто уже в какой-то мере освоил изучаемый материал; за совместной деятельностью следует самостоятельное творчество ребенка, поиск форм и средств реализации творческого потенциала личности.

При разработке программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления учитывались приоритетные задачи государства, сделан акцент на личностное развитие, на здоровье и здоровый образ жизни, на достижение результатов и воспитательную составляющую обучающихся.

Литература:

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2010. - 223 с., с. 9-10

2. Кисляков А.В., Щербаков А.В. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 416 с.

3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. - М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом "Ноосфера», 1999. - с. 300.

4. Мудрик А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Глава 2. Система образования Статья 12. Образовательные программы