СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа кружка ориентирована на работу с краеведческим материалом.
Внеурочная деятельность, как условие формирования региональной идентичности у младшего подросткового возраста.
Оглавление.
Введение……………………………………………………………. 3.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………... ... 7.
1.1.Теоретическая характеристика понятия «идентичности».. .. 7.
1.2. Анализ понятия «региональная идентичность»…………. .. 10 .
Глава 2. Практическая часть………………………………………..15
2.1. Диагностика уровня сформированности региональной идентичности у младшего подросткового возраста…………………....15.
2.2.Система работы краеведческого кружка «Моя малая Родина»………………………………………………………………….….18.
2.3.Анализ деятельности по разработке программы краеведческого кружка «Моя малая Родина»…………………………..20.
2.4. Методические рекомендации для учителей по формированию регионально идентичности у младшего подростка…………………………………………………………………….26.
Заключение………………………………………………………….28.
Список используемой литературы……………………………......30.
Приложение.
Введение.
Постоянно происходящие усложнения и ускорения общественных процессов, унификация всех сфер жизни общества, которая приводит, с одной стороны, к стиранию различий между культурами, этнической самобытности, а с другой — к нарастающему стремлению сохранить уникальность каждого народа, не допустить размывания традиций, изменяют и требования к отечественной системе образования, и изменения в современном мире. Сегодня становится приоритетной задача формирования и закрепления у молодого поколения гражданских ценностей, патриотизма, проявляющегося в чувстве любви к своей стране, ответственности за ее судьбу.
В основу стандарта общего образования второго поколения положена идея формирования российской идентичности, то есть формирования личности будущего россиянина как важнейшего условия укрепления российской государственности.
Составляющими российской идентичности должны стать:
этническая и региональная идентичность как базовая идентичность человека.
гражданская идентичность россиянина. «Я – гражданин России».
общечеловеческая идентичность.
Согласно задаче исторического образования призвано формировать российскую и гражданскую идентичность, но не стоит забывать, что одной из составляющих гражданского самосознания является региональная идентичность.
Региональная идентичность – фактор социального и экономического развития и элемент политического управления. От сформированности у местного населения регионального самосознания зависит успешность данного региона. Только в случае положительной региональной идентичности у человека возникает желание менять свою жизнь к лучшему в рамках данной местности, а, следовательно, это отражается и на жизни региона в целом. Формировать же подобную активную позицию стоит уже со школьного возраста.
Современная школа на сегодняшний день формирует набор компетентностей, которыми должен обладать выпускник. Но всегда формируемые компетенции отвечают требованию современного образования в сельской школе. Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания.
В стандартах второго поколения на первый план в младшем школьном возрасте выдвигаются формирование универсальных учебных действий, обеспечивающие развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. Выше изложенные качества учебной деятельности можно эффективно формировать через кружковую работу в школе.
Краеведческая работа позволяет построить процесс обучения в характере поиска и исследования, выход за рамки урока, за пределы школы. Она дает прекрасные возможности включать в обучения исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, наблюдать, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи. Главной целью краеведческой работы является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, любящего и интересующегося традициями, памятниками природы, истории, культуры своего родного края, города, села.
Объект исследования: внеурочная деятельность, как условие формирования региональной идентичности у младшего подросткового возраста.
Предмет исследования: система занятий по формированию гражданской идентичности.
Цель исследования: предложить способы формирования региональной идентичности на занятиях краеведческого кружка «Моя малая Родина».
Гипотезы исследования: мы исходим из того, что разработав кружок «Моя малая родина» создаем условия для формирования региональной идентичности. Исходя из цели и гипотезы, нами были определены следующие задачи:
Раскрыть специфику характеристики понятия «региональная идентичность»;
Провести диагностику с целью выявления степени сформированности национальной идентичности у учащихся.
Разработать элективный курс, в рамках которого будут созданы условия для формирования национальной идентичности;
Апробировать, элективный курс, в одном из общеобразовательных учреждений.
Разработать научно-методические рекомендации для учителей по формированию региональной идентичности у младшего подросткового возраста.
Этапы исследования:
I. Теоретического осмысления
1.1. Анализ литературы по определению понятия региональная идентичность. Принципы формирования региональной идентичности.
Практическая реализация.
Первичная диагностика личностной компетенции.
Анализ программы краеведческого кружка.
Этапы реализации программы исследования (вторичная диагностика).
Методики исследования.
В процессе исследовательской работы мной были использованы следующие виды исследования: наблюдение, беседа, дискуссия, анализ, самоанализ, опрос, анкетирование.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе БОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа», с.Целинное, Русско-Полянского района, Омской области.
Глава I. Теоретическая часть.
Теоретическая характеристика понятия «идентичность».
В постоянно, изменяющемся, мире в условиях обострения кризиса общества, когда государство перекладывает часть своих обязанностей на региональные власти, актуальной проблемой становится региональная идентичность.
Феномен идентичности людей в условиях современной российской действительности изучается как отечественными, так и зарубежными историками, социологами, географами, психологами, специалистами в области политических наук.
Понятие «идентичность», имеет не одно значение, в широком смысле понятие «идентификация» означает «самоопределение», «самоотождествление» индивидов и групп в социуме. Соответственно, региональная идентичность — это местные специфика и самосознание. Многие исследователи отмечают, что ни одно из психологических понятий не страдает такой неопределенностью, как данное понятие. В большом толковом психологическом словаре под понятием идентичность следует понимать «свойство сущности или явления, для которого характерно совпадение, тождественность с одним или несколькими другими реальными или абстрактными сущностями или явлениями по основным или общим признакам»1
В своих трудах «Идентичность: юность и кризис», «Детство и общество» Э. Эриксон сформулировал представление об «идентичности». По Э. Эриксону, обладать идентичностью значит ощущать себя неизменным независимо от ситуации; ощущать связь собственной непрерывности и признания этой непрерывности другими людьми; воспринимать прошлое, настоящее и будущее как единое целое, строить свой жизненный план, сопротивляясь настоящему на основе прошлого. Данный термин прочно вошел в науку в начале XX в. С. Хантингтон в своем труде «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности» отмечает, что «идентичность» столь же обязательна, сколько и неотчетлива. Она представляет собой неявное множество, не поддающееся строгому определению и не подвластное стандартным методам измерения2.
А. Ватерман в рамках американского варианта психоанализа стремится выделить ценностные аспекты феномена идентичность. Под идентичность, А. Ватерман понимает наличие у человека главных ее элементов: четкого самоопределения, выбора целей, ценностей и убеждений, которым он следует в жизни. Формирование идентичности неотделимо от взаимодействия с ценностной идентичностью, на которую индивид претендует. По Ватерману, четыре сферы наиболее значимы для формирования идентичности: выбор профессии, принятие и переоценка моральных и религиозных убеждений, выработка политических взглядов, принятие набора социальных ролей
В общем можно сказать, что идентичность является своего рода «общим знаменателем», позволяющим в каком-то смысле соизмерить глобализацию и традицию, а также модернизацию и традицию. Это связано с тем очевидным обстоятельством, что все указанные процессы зависят от человека, его положения и осознания им своего места в мире. В рамках проблематики идентичности вычленяют региональную идентичность, как вид социальной идентичности. Понятие региональной идентичности является по своей природе более узким и конкретным, так как имеет тесную связь с территорией проживания индивида. Иногда под региональной идентичностью понимается «системная совокупность культурных отношений, связанных с понятием «малая родина»3. В региональной идентичности сочетаются аспекты внутреннего пространства и аспекты внутреннего пространства личности, определяемого как «местный патриотизм»4
Анализ понятия «региональной идентичности».
Концепция региональной идентичности по своей сути является междисциплинарной и находится на стыке целого ряда наук. Темы, связанные с данной проблематикой, разрабатываются в работах культурологов, экономистов, политологов, социологов, социальных и экономических географов, социальных психологов. Каждая отрасль научного знания раскрывает определенную сторону региональной идентичности
Само понятие региональной идентичности является по своей природе более узким и конкретным и имеет тесную связь с территорией проживания индивида. Иногда под региональной идентичностью понимается «системная совокупность культурных отношений, связанных с понятием «малая родина»5. В региональной идентичности сочетаются аспекты внутреннего пространства и аспекты внутреннего пространства личности, определяемого как «местный патриотизм»6.
Региональная идентичность является одной из составляющих системы координат социально-политического пространства на региональном и общегосударственном уровне. Она базируется на общей истории, культурных ценностях, экономическом потенциале региона, его роли в общегосударственном историческом процессе. Региональная идентичность как часть социальной идентичности личности. В структуре социальной идентификации обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознания себя её членом) и аффективный (оценка качеств собственной группы, значимость членства в ней). В структуре региональной социальной идентификации присутствуют те же два основных компонента - знания, представления об особенностях собственной «территориальной» группы и осознания себя её членом и оценка качеств собственной территории, значимость ее в мировой и локальной системе координат. Что это означает для совокупности населения, объединенной как минимум общим местом проживания? Ответ очевиден - возникает региональная общность. Необходимо осознать еще одну важную сторону сущности региона, определяющую специфику идентификации. Обычно «естествен ность» того или иного региона доказывается сходными географическими или культурными параметрами, которые «естественно» отделяют этот регион от соседних территорий.
Отечественные исследователи Н.А. Шматко и Ю.Л. Качанова рассматривают «территориальной идентичности как переживаемые или осознаваемые смыслы системы территориальных общностей ("субъективной социально-географической реальности"), формирующие "практическое чувство" или сознание территориальной принадлежности индивида»7. Данная концепция, отражает территориальную идентичность, как особое социальное отождествление «Я – член территориальной общности». В качестве одного из важных моментов формирования территориальной идентичности, авторы выделяют масштаб или границы территории, с которой идентифицирует себя личность. Так, это может быть конкретная, ограниченная территория – регион, область, город или поселок. Возможны и более обширные пространства – страна, межгосударственное объединение и так далее.
Рассматривая проблему региональной идентичности в концепции В.С. Мухина, мы проникаем в самую суть данного явления. В условиях оторванности нашего региона от центральной части страны, изолированности, как территориальной, так и культурно-исторической, индивид встает перед важнейшим выбором, переживая себя как уникальную личность и, в то же время, как социальную единицу, которой присущи все характеристики целого социального конструкта.
Американские исследователи отмечают, что региональная идентичность, обладает одним очень важным и глубоко положительным свойством – способностью объединять людей разных рас, профессий, состояний, уровней образования, ломать или снижать барьеры между этими группами. Региональная идентичность обладает своим модусом – она может быть сильной и слабой, обостряться и затухать. Сравнение США и России показывает весьма наглядно, что в США этот модус в целом гораздо выше, чем в России, и региональная идентичность в этой стране играет гораздо большую роль в жизни общества, чем в нашей стране. И в то же время можно легко заметить, как быстро растет это явление в современной России, и благодаря этому нарастанию региональная идентичность начинает приобретать у нас значение гораздо большее, чем можно было ожидать по достигнутому ее уровню.
Опыт, многих стран показывает, что разные типы идентичностей (общегосударственная, региональная и более узкая локальная) могут «мирно сосуществовать», дополняя друг друга.
Таким образом, региональная идентичность- это сложный феномен политического, социального развития, который имеет ряд особенностей.
Региональная идентичность включает несколько уровней, каждый из которых принадлежит к тому или иному территориальному таксону: малой родине, региону, стране в целом.
Региональная идентичность- это форма осмысления и выражения региональных интересов людей.
Региональная идентичность является основным показателям в социально- политическом пространстве. На региональном и общегосударственном уровне. В региональной идентичности складываются аспекты пространства и внутренней энергетики, воспринимаемые как патриотизм.
Формирование региональной идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов:
- когнитивный (познавательный) – знания о государственной, местной муниципальной власти, правовой основе организации общества, государственной, региональной символике;
- эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
- ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни, принятие и уважение правовых основ государства и общества;
- поведенческий – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений; способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.
Глава II. Практическая часть.
Диагностика уровня сформированности региональной идентичности у младшего подросткового возраста.
Современные Стандарты второго поколения направлены на формирование российской гражданской идентичности обучающихся, но при этом, несмотря на заявленную цель, стандарты не дают нам четкого ответа на вопрос как мы должны формировать идентичность, на какой основе? На данный момент времени мы не имеем ни научно-методических рекомендаций, ни учебных пособий, ни четко сформулированной национальной идеи, разделяемой большинством населения страны, ни национальной версии истории России, ни национального мифа, который бы сплотил наше общество.
На данный момент для исследования региональной идентичности в науке используются либо оригинальные, специально разработанные методы исследования, либо модификации существующих, методов, сопряженных с проблемой идентичности.
Исходя из задач исследования, мы выделили следующие методы, позволяющие с достоверной эффективностью получить необходимый фактический материал; в ходе исследования были использованы следующие методики:
Тест М. Куна- Т. Макпартленда «Кто Я? Кто Мы? Кто Они?».
Цель теста - изучение содержательных характеристик идентичности личности, так как вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я», «Я - концепцией». Испытуемым необходимо в течение 12 минут дать как можно больше ответов на вопрос, относящийся к ним: «Кто Я?». Необходимо дать как можно больше ответов. Интерпретация результатов ведется по разным направлениям.
Для изучения этнической и общегосударственной идентичности я провела диагностику по методике М.Куна, Т. Макпартленда «Кто Я?» в двух группах:
- в первой группе не ориентировала респондентов на обсуждение этнической и общегосударственной идентичности и как, следствие, они не отождествляют себя с государством и не указывают о принадлежности к нации. Респондентов просили в течении 12 минут ответить на вопрос «Кто Я?»: доминируют самоопределения типа « я ученик», «я человек», «я-ребенок», «я друг» и т.д . 70% , и только 5 % опрошенных отождествляют себя с государством;
- во второй группе где проводилась ориентация на этническую и общегосударственную идентичности 100% опрошенных респондентов отождествляли себя с государством отвечая: «Я россиянин», «я –гражданин России», «я патриот».
Проведение входящей диагностики.
Знаете ли вы, сколько лет нашему селу, и в каком году был образован?
Есть ли среди жителей поселения участники ВОВ, назовите их фамилии.
Знаете ли вы историю своей семьи. Как зовут ваших бабушек и дедушек? Что вы о них знаете?
Назовите первоцелинников нашего поселения.
Есть ли в нашей школьной или сельской библиотеке книги по истории нашего села? Назовите их?
Проанализировав ответы учащихся на вопросы анкеты, мы получили следующие результаты:
во - первых, вопросы вызвали затруднения у учащихся, сразу можно отметить, что больше, чем на 50% вопросов дети не смогли ответить. Это свидетельствует об ограниченных знаниях, о своей малой Родине.
во – вторых, вопросы под номером 2,3 вызвали наименьшее затруднение, так как историю своей семьи знают многие ребята и участников Великой отечественной войны ежегодно по именно называют на митинге, посвященный дню победы.
При проведении повторной диагностики после окончания курса показал, что ответы учащихся были точными, лаконичными и с примерами.
Система работы краеведческого кружка «Моя малая Родина».
ФГОС основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17. 12. 2010 г., ориентирован, прежде всего, на становление личностных характеристик выпускника. Среди основных названа следующая: любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции. Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, научно-практические конференции, школьные научные общества, краеведческая работа и др.
Краеведение, по словам Д. С. Лихачева, способствует формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины». Изучение ребенком окружающего микромира важно для развития его личности и социальной адаптации.
Познание своего жизненного пространства, его природной, социальной и культурной специфики, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости от нас, помогает каждому человеку активно и продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нем комфортно и уверенно, понимать его проблемы и видеть возможные пути решения этих проблем.
Программа краеведческого кружка «Моя малая Родина» в 5—7 классах организуется исходя из того, что школьники именно этого возраста, согласно утверждениям психологов, наиболее восприимчивы к осознанному восприятию ценностных ориентаций и поведенческих установок.
Психологи и педагоги утверждают, что для младшего подросткового возраста (11—13 лет) характерен интерес к собственному внутреннему миру, склонность к самоанализу, категоричность в оценках окружающих людей и событий, стремление к немедленному действию и получению результата своего действия. При этом младшего подростка характеризует открытость в общении, готовность воспринимать информацию, сотрудничать. В сферу доверительного общения младшего подростка входят не только друзья, но и взрослые — родители, педагоги, близкие родственники, что позволяет успешно расширять круг участников воспитательного процесса. Постепенно особенности возраста проявляются более устойчиво, к 13летнему возрасту у подростка изменяется отношение к коллективу: он все чаще стремится проявить себя не только в своем классе, но и в школе, клубе. Доминирующую роль в общении начинают играть одноклассники, ровесники. Преобладание ориентации на сверстников, повышенная потребность в общении дают возможность активно развивать такие качества личности, как сознательное сочетание личных, коллективных и общественных интересов, ответственность за свои поступки, взаимопомощь, толерантность. Однако сегодня, на наш взгляд, в школе для этой возрастной группы детей существует недостаточное количество программно- организованных занятий, которые были бы сфокусированы на формировании гражданской позиции в условиях современного российского общества и направлены на осознание единства исторической судьбы всех людей, проживающих в России. В предлагаемой программе краеведческого кружка включены различного рода задания, вопросы, тексты, которые отобраны с учетом возрастных характеристик школьников 11—13 лет.
Анализ деятельности по разработке программы краеведческого кружка «Моя малая Родина».
Тема занятия: Герои великой отечественной войны наши односельчане.
Цель занятия: формировать у учащихся знания о прошлом и настоящем села, где они живут и будут, возможно, работать.
Задачи занятия:
расширить знания учащихся по истории Великой Отечественной войны;
сформировать целостное представление о месте и роли их земляков в Великой Отечественной войне;
развивать патриотизм и гражданственность, понимание общего и особенного в развитии села, района, области.
Ход занятия:
Объявление темы занятия.
Вводная беседа.
В результате беседы с ребятами пытаюсь выяснить, что знакомо учащимся из этой темы, что они знают о данной теме, что хотели бы узнать дополнительно, кто может поделиться информацией по этой теме, иными словами, как нам изучать тему так, чтобы было интереснее.
Постановка учащимися их цели – проблемы, плана работы.
Попытались представить, спланировать, какой результат мы получим. Мы как бы заново её напишем, оживим, “раскрасим” материалы, которые есть у нас в школьном музее, в сельской библиотеке и в домашних архивах. Будем собирать материалы о войне, подготовим доклады, сообщения, презентации и представим их в классах и на общешкольных мероприятиях.
Следующий шаг занятий - ребята разбиваются на группы по 3 – 5 человек для поиска материалов. Были дети, пожелавшие работать в одиночку, некоторые захотели написать о своих родственниках, сражавшихся на войне. Дети активно взялись за работу. Данная работа очень объемная и не укладывается в рамки двух занятий, она у нас продолжается весь учебный год.
В ходе данного занятия у младших подростков формируется ценностно- ориентировочный (аксиологический) структурный компонент региональной идентичности. Это толерантность, самоуважение, готовность анализу явление общественной деятельности. А также на, данном, занятие формируются следующие предметные компетенции:
Умение работать с историческим фактом.
Умение работать с историческими источниками.
Умение самостоятельно описывать события (статичные, динамичные), повествовать от лица очевидца события, используя приём сюжетного повествования и под руководством учителя.
Тема занятия: «Моя родословная».
Цель занятия: Создание генеалогического дерева каждым учеником.
Задачи занятия:
Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии;
показать, что каждый человек является частью семьи, а семья – это часть общества;
воспитывать любовь и уважение к родителям и предкам;
развивать творческие способности.
Ход занятий:
Ребятам дается предварительное домашнее задание рассмотреть семейный альбом, расспросить родственников о происхождении рода и фамилии, узнать как называются родственники внутри семьи
Занятие начинается с постановки цели.
Введение понятия «семья». Происхождение фамилий.
Слово «СЕМЬЯ» пришло к нам из латыни. На латинском языке оно произносится как «ФАМИЛИЯ».
Сегодня «ФАМИЛИЕЙ» называются официальные наименования, указывающие на принадлежность человека к определённой семье.
Откуда же взялись фамилии?
Ответы ребят, которые они приготовили в качестве домашнего задания.
Введение понятия «родословная», составление генеалогической таблицы.
Каждый человек имеет свою фамилию, которая указывает, членом какой семьи он является. И каждый человек имеет свою родословную.
Практическая работа: оформление на альбомном листе, ватмане генеалогического дерева «Моя родословная».
В ходе данного занятия у обучающегося формируется следующие структурные компоненты региональной идентичности - эмоциально –оценочных и ниже перечисленные предметные компетенции:
представление о разнообразии источников информации;
повышение культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей;
развитие познавательных интересов, что проявляется в стремлении учащихся к активной самостоятельной исследовательской и творческой работе на уроках и во внеурочное время.
Тема занятия: «История моего села», «Исчезнувший аул Коянды» .
Цель занятия: повышение интереса к истории малой Родины, изучение истории села на примере судеб его жителей, формирование гражданских чувств к родной земле.
Задачи занятия:
сформировать умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;
прививать устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе в ходе изучения родного края;
воспитывать патриотические чувства, основанные на понимании духовных ценностей родного края и народа.
Ход занятий:
Занятие начинается с объяснение материала:
Что такое летопись?
Что важно для летописца?
С чего начинать летопись? Подготовка к сбору и систематизации
материалов:
• предварительное знакомство с историей своей местности и административно-территориальным положением села;
• беседа с учеными и исследователями, занимающимися местной историей, на предмет методики сбора материалов и их систематизации;
• составление плана.
Изучение литературы и других информационных источников:
• книги, журналы, газеты;
• нормативные акты;
• архивы своего села и района;
• краевой и центральный архивы;
• семейные документы;
• свидетельства и воспоминания старожилов, переселенцев.
Структура летописи.
История населенного пункта.
Летопись (хроника) населенного пункта.
Дети по собранным материалам составляют летопись. Нами составлена летопись «Исчезнувший аул Коянды». В процессе данного кружкового занятия у ребят формируется когнитивные и поведенческие компоненты регионально идентичности.
2.4. Методические рекомендации для учителей по формированию региональной идентичности у младшего подросткового возраста.
Подводя итоги исследования, можно отметить, что краеведческий кружок является наиболее гибкой формой занятий. Именно кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы для формирования региональной идентичности. Краеведческая деятельность кружка закладывает основы для формирования региональной идентичности.
Достоинством внеурочной деятельности является тот факт, что учитель сам может выбирать темы занятий, формы, методы и приемы своей работы. У детей развиваются коммуникативные компетенции, каждый ребенок может высказывать свое мнения предложить свой план работы, проявить инициативу, самостоятельность. Краеведческая деятельность дает возможность организовать систематические знания по определенной программе и с постоянным составом. Работа в кружке превращает учащихся в активных помощников преподавателя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков. Учитель выстраивает свою работу в двух направлениях: теоретическом (беседы, лекции, элемент исследовательской работы) и практическом (экскурсии, практикумы в музее, библиотеках). Особое внимание уделяется выбору тематики, определению источников и планированию. На определенном этапе начинаем переходить к элементам исследовательской работы. Самостоятельная работа школьников по выявлению, поиску и изучению материала является самым ценным и привлекательным в его деятельности. Одним из методов работы краеведческого кружка является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый кружковец с учетом индивидуальных интересов, выберет тему и самостоятельно, будет работать над ней. Оказываясь в неформальной обстановке ребенок, в праве, выбирать задание по желанию. В конечном итоге, каждый из обучающихся, овладевает определенными умениями и навыками исследовательской работы.
Можно отметить, что данная программа краеведческого кружка является наиболее гибкой формой и позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы. Она приобщает обучающихся к пониманию истории, обогащает их знание, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса как к истории и культуре родного края, так и к истории в целом. Кроме того, это весьма плодотворно влияет и на формирование региональной идентичности, поскольку педагог имеет возможность включать дополнительный материал в данную программу кружка.
Заключение.
Апробировав программу краеведческого кружка, мы пришли к мнению, что краеведческая деятельность способствует формированию основы региональной идентичности через формирование локальной идентичности учащихся. Важным компонентом краеведческих знаний является оценка значимости этого наследия для современных жителей края, места родного края в культуре России (мира). Очень важно сравнивать, сопоставлять наследие своего края с культурой других районов России, находить общее и отличия в их развитии, определять вклад жителей края в общероссийскую культуру, видеть перспективы развития своего края. Краеведческая работа в школе не должна ограничиваться рамками только одного учебного заведения. Важно наладить взаимовыгодное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, библиотекой, музеями
Эта работа для ребят не проходит бесследно – она позволила лучше узнать свою малую родину, внести свой вклад в изучение ее истории, определиться с выбором будущей профессии. В результате краеведческой работе учащиеся могут почувствовать себя частью целого, осознать свою сопричастность к истории своего края. Познание своего жизненного пространства, его природной, социальной и культурной специфики, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости от нас, помогает каждому ребенку активно и продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нем комфортно и уверенно, понимать его проблемы и видеть возможные пути решения этих проблем.
Познание окружающего микромира как части Отечества соответствует дидактическому принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребенку для освоения, это позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в комплексе научных, технических, культурных традиций и определить место своего региона в отечественной и мировой истории. Это своего рода подготовительный этап в формировании более сложной идентичности.
Выделенные нами методы формирования региональной идентичности школьников позволяет школьникам выявлять проблемы регионального содержания и способствует формированию и локальной, и региональной, и гражданской идентичности.
Таким образом, можно смело утверждать, что программа краеведческого кружка стимулирует и активизирует формирование региональной идентичности обучающихся, как чувство соотнесения себя с данной территорией, её традициями и культурой. Именно от всего этого в итоге и зависит успех развития региона, и страны в целом.
Список используемой литературы.
Большой толковый психологический словарь. Т.1.
Вяземский Е.Е. Цели и задачи школьного исторического образования / Система школьного исторического образования в современном понимании // Настольная книга учителя истории. 5-11 классы /Авт.-сост. М.Н. Чернова. – М.: Эксмо, 2006.
Еремена Е.В. Региональная идентичность в контексте социального анализа. // Регеонология №3, 2011.
Идентичность как предмет политического анализа. // Сборник статей по итогам Всероссийской научно – теоретической конференций. М.: ИМЭМО РАЙ, 2011.
Инновационные подходы к организации краеведческой работы в школе и социуме. / отв. ред. Л.К. Гребенкина ; Ряз.гос. ун-т им. С.А. Есенина. — Рязань, 2008.
Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В. Я – гражданин России. - М.: «Просвещение», 2007.
Корепанов Г. Региональная идентичность как базовая категория социологии регионального развития. // Власть №1, 2009, с.43-50.
Крылов М. П. Российская региональная идентичность как фокус социокультурной ситуации (на примере европейской России). –М., 2005.
Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность//Русская культура.-М.:Искусство,2000.
Проект Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html
Пространство и время в мировой политике и международных отношениях : материалы 4 Конвента РАМИ. В 10 т. / под ред. А. Ю. Мельвиля ; Рос. ассоциация междунар. исследований. – М. :МГИМО-Университет, 2007. Т. 2 : Идентичность и суверенитет: новые подходы к осмыслению понятий / под ред. И. М. Бусыгиной.
Сверкунова Н. В. Региональная сибирская идентичность: опыт социологического исследования. — СПб: Изд-во НИИ химии Санкт-Петерб. ун-та, 2002.
Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании./ Краеведение в России: История. Современное состояние. Перспективы развития: Материалы Всерос. семинара краеведов "Любовь к Малой Родине — источник любви к Отчизне": Зарайск, 30 янв. 2004 г./ Отв. ред. С.О. Шмидт. — М.: АНО Изд. Центр "Москвоведение", 2004.
Сергеева Н.В. Юному исследователю своего края. Ижевск., 2003.
Смирнягин Л. В. О региональной идентичности // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — М., Смоленск, 2007. — Вып. 17. — C. 21–49.
Смирнягин Л.В. О региональной идентичности // Идентичность и суверенитет: новые подходы к осмыслению понятий. М., 2007.
Стандарт общего образования: концепция: концепция государственных стандартов общего образования / Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2011.
Стефаненко Т.Г. Социальная и этническая идентичность // Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М., 1999.
Суханов В.М. Региональная идентичность в контексте глобализации: теоретический анализ // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №1.
Шматко Н.А., Качанов Ю.Л. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования // СоцИс. – 1998. – №4.
Фундаментальное ядро содержания общего образования.- М.: Просвещение, 2007.
Хангтингтон С. Кто Мы? Вызовы американской национальной идентичности. — М.: АСТ, 2004.
Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет-журнал“Эйдос”,2005.
Б.Ю. Эрдынеев. Имидж региона в системе региональгой идентичности. // Вестник ТОГУ. 2012, №1.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 2000.
Приложение №1.
Тест М. Куна- Т. Макпартленда «Кто Я? Кто Мы? Кто Они?».
Задачи:
1. Осознание своей уникальности и одновременно общности с другими людьми;
2. Осознание своей принадлежности к различным социальным группам.
3. Осознание своей гражданской идентичности.
Вспомогательные материалы: ручки, листы бумаги по числу участников.
Процедура проведения. Ведущий просит каждого подумать и 10 раз письменно ответить на вопрос «Кто Я?». При этом важно, чтобы участники отвечали именно на вопрос «Кто Я?» (например, человек, учитель), а не «Какой Я?» (умный, красивый, веселый).
Затем ведущий просит добровольца назвать первые пять позиций в его ответе. После называния каждой из позиций ведущий просит поднять руки тех участников, у которых эта позиция также присутствует в перечне. Предложенные слова записываются на флипчарте или на доске со своим рейтингом (число участников, написавших это слово в своем перечне, например, человек – 5, ученик – 3). После этого ведущий предлагает следующему участнику назвать те определения, которые не были названы первым участником и т.д. В результате получается обобщенный групповой портрет. В ходе этого процессии на флипчарте дописываются новые определения и уточняется рейтинг уже существующих.
Образец листа:
Я….
Я….
Я….
Я…. Время выполнения задания: 12 минут.
Приложение№2
Программа краеведческого кружка «Моя малая Родина».
Пояснительная записка.
В неустойчивых экономических, политических, социокультурных условиях жизни российской деревни школа является фактором стабилизации, социальным институтом, от которого во многом зависит будущее конкретного поселения, региона, России. Назначения сельской школы состоит в воспитании молодого поколения современных сельских жителей, обладающих качествами жизнеспособной личности, личностной зрелостью; духовно, психологически, физически готовых к построению счастливой собственной жизни на земле своих предков и развитию российского села. Существенную роль в реализации новых целях общего образования играет система дополнительного образования детей.
Одной из задач современного образования является формирование гражданской идентичности, составляющим которой является региональная идентичность.
Именно школа формирует региональную идентичность у обучающихся. На первый план выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. Вышеизложенные качества учебной деятельности можно эффективно формировать через кружковую работу в школе.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Это работа педагога, которая направлена на творческий, исследовательский потенциал школьников и самого учителя.
Программа краеведческого кружка «Моя малая Родина» позволяет придавать процессу обучения характер поиска и исследования. Она выходит за рамки урока, за пределы школы, давая прекрасные возможности включать обучающих в проектную и исследовательскую деятельность, основу которых составляют такие учебные действия, как: умение видеть проблемы, ставить вопросы, наблюдать делать выводы и умозаключения, объяснять и защищать свои идей. Главной целью краеведческой работы является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свое село (его традиции, памятники). В настоящее время остро ощущается необходимость в возрождении духовности, в изучении культуры своего народа, в изучении прошлого и настоящего своей “малой Родины”, в восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край, частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что краеведческая работа расширяет кругозор ребят, формирует их мировоззрение, воспитывает любовь к Родине, прививает интерес у детей к поисковой работе, к исследованию и анализу документов, исторических событий на конкретном и близком материале.
В соответствии с программой обучающиеся изучают прошлое своего села и перспективы его развития. Ведется работа по подготовки их к самостоятельной и творческой деятельности - это и есть главная задача руководителя кружка.
Отличительные особенности программы:
Практическая направленность, предлагающая осуществление активной практической, исследовательской краеведческой деятельности;
Дает целостное представление обучающимся об истории образования, природе, о людях, живущих на целинной земле.
Цель программы: формирование региональной идентичности младшего подросткового возраста в рамках занятий краеведческого кружка «Моя малая Родина»
Задачи программы:
Образовательные:
сформировать представления об истории, культуре, географии своей «Малой Родины».
сформировать умение работать с историческими, документальными и географическими источниками знаний.
Развивающие:
развить кругозор школьников, области интересов, наблюдательность.
развить основные предметные компетенций, прежде всего коммуникативные и информационные.
Воспитательные:
воспитать бережное отношение к памятникам истории и культуры, любви к родному краю, бережное отношения к природе своей малой Родины.
воспитать чувство толерантного, доброжелательного отношения к окружающим.
Методы учебно-исследовательской деятельности на занятиях краеведческого кружка:
игры-исследования,
метод аналогий,
метод сравнения,
метод самостоятельного исследования,
метод работы с текстом,
метод продолжения исследования,
метод социологического опроса.
Прогнозируемые результаты: Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины».
Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии; ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование региональной идентичности у школьников.
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.
Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
Тематическое планирование краеведческого кружка
№ | Тема занятий кружка | Практический блок | Кол-во часов | Предметные компетенции |
11 | Введение (первичная диагностика) |
| 1 |
|
22 | Место моего села на географической карте. | Работа в школьном музеи. | 2 | Пространственные представления. |
33 | История образования Целинного поселения. | Беседа со старожилами. | 2 | Представления об исторических явлениях на эмпирическом уровне.
|
44 | Коренные жители (аборигены) традиции и обычаи. | Беседа со старожилами. Работа в школьном музеи. | 2 | Использовать прием рассказа и умение рассуждать. |
55 | Быт и домашняя утварь. | Беседа со старожилами. | 2 | Иметь представление об образе жизни и быте и уметь описывать: образ жизни, быта, моду. |
66 | Работа с музейным и собранным материалом. | Работа с собранным материалом. | 2 | Умение работать с теорией: умение связывать факты между собой. |
77 | Составление летописи «История моего села». | Работа с собранным материалом. | 2 | Умение описывать главные факты и повествовать о них. |
88 | «Один день из истории моей семьи». | Творческая работа в виде презентации. | 2 | Использовать прием рассказа и умение рассуждать. |
99 | Моя родословная | Работа с домашними архивами (фотографии, документы). | 1 | Представление о разнообразии источников информации. |
110 | ВОВ, история памяти моего села | Работа с документацией, интервью у населения (участники ВОВ, труженики тыла, дети ВОВ и др.). | 2 | Умение работать с историческим фактом. Умение работать с историческим источником
|
111 | Герои ВОВ – наши односельчане. | Работа с документацией (презентация). | 2 | Уметь применять приемы портретной характеристики. |
112 | Знаменитые люди, ветераны труда моей малой Родины | Работа с документацией, интервью с ветеранами труда, почетными гражданами села. | 2 | Иметь представление о роли личности в формировании государств. |
113 | «Улицы моего села». | История происхождения и названия улиц | 2 | Представление о разнообразии источников информации. |
114 | «Какое будущее моего села и мое место и роль в развитии моей малой Родины.» | Круглый стол (родители ветераны ученики) | 2 | Использовать приём образного повествования к явлениям политической социально-экономической и духовной жизни; самостоятельно и под руководством учителя |
115 | Традиции и обычаи проживающего населения в с. Целинном. | Презентации по каждой национальности. | 2 | Иметь представление об образе жизни и быте и уметь описывать: образ жизни, быта, моду. |
116 | Очерки о моей Малой Родине в периодической печати (2005-2011). | Работа с периодической печатью. | 2 | Уметь применять приемы работы со статичными и динамичными фактами. |
117 | Летопись «История моего села». | Работа с собранным материалом. Планы на будущий учебный год (предложение со стороны учащихся). | 2 | Умение самостоятельно описывать события (статичные, динамичные), повествовать от лица очевидца события, используя приём сюжетного повествования и под руководством учителя. |
| | Итого: | 34 | |
Содержание программы «Моя малая Родина».
Введение (первичная диагностика). Что и с какой целью изучает краеведческий кружок?
Место моего села на географической карте (2 часа)
Работа с географическими картами. Место моего села (с. Целинное) на картах Омской области.
Моделирование на контурной карты с. Целинное.
История образования Целинного поселения (2 часа).
История появления на карте района с Целинное. Знакомство с бытом и традициями в нашем поселении.
Работа с периодической печатью и архивным материалом в школьном краеведческом музей.
Встреча со старожилами нашего села.
Коренные жители (аборигены) традиции и обычаи (2 часа).
Лекция
Беседа со старожилами нашего села.
Быт и домашняя утварь (2 часа)
Уроки в краеведческом музей и работа с экспонатами.
Работа с музейным и собранным материалом (2 часа).
Составление летописи «История моего села» (2 часа).
«Один день из истории моей семьи» (2 часа).
История моей семьи- кто Я?
Представитель коренного населения (абориген);
Потомок первоцелинников;
Переселенец.
Моя родословная (1 час). Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи. Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах.
Великая отечественная война, история памяти моего села (2 часа).
10.1. Истории их судеб в военные и послевоенные годы.
Герои ВОВ наши односельчане.
Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”. Военная доблесть наших земляков.
Истории их судеб в военные и послевоенные годы.
Встреча с участниками ВОВ нашего села.
Знаменитые люди, ветераны труда моей малой Родины (2 часа).
12.1.Работа в краеведческом музеи с документами.
12.2.Встреча с первоцелинниками.
«Улицы моего села» (2 часа).
Названия улиц нашего города. История в названиях улиц.
«Какое будущее моего села и мое место и роль в развитии моей малой Родины» (2часа).
Традиции и обычаи проживающего населения в с. Целинном.
Проанализировать программу отметить ее плюсы и минусы.
Обсудить планы на будущий учебный год, рассмотреть предложения учащихся по тематики кружка учесть их пожелания на следующий курс.
1 Большой толковый психологический словарь. Т.1.с.385.
2 Хангтингтон С. Кто Мы? Вызовы американской национальной идентичности. .М.: АСТ, 2004. — 49 с.
3 Крылов М. П. Российская региональная идентичность как фокус социокультурной ситуации (на примере европейской России). –М., 2005. – С. 275.
4 Там же.
5 Крылов М. П. Российская региональная идентичность как фокус социокультурной ситуации (на примере европейской России). –М., 2005. – С. 275.
6 Там же.
7 Шматко Н.А., Качанов Ю.Л. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования // СоцИс. – 1998. – №4. – С. 94.
40