СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Умники и умницы". 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель программы – создание условий для формирования ключевых образовательных компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, компетенций личностного развития).

Задачи:

  • формирование познавательного интереса к изучению математики, русского языка, предмета «Окружающий мир»;
  • развитие навыков применения полученных знаний в новых учебных ситуациях;
  • создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
  • развитие логического мышления, умения анализировать и систематизировать полученные знания;
  • развитие навыков самостоятельной работы и умений поиска и обработки информации.
  • повышение интереса учащихся к предметам: математика, русский язык, окружающий мир.
  • развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Умники и умницы". 4 класс.»

Пояснительная записка

В современном мире уже недостаточно обучать только получению информации. Анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками.

Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь обучающимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.

Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Актуальность программы. Необходимость данного курса вызвана с одной стороны, интересом к знаниям вообще и желанием обучающихся узнать новое, интересное. С другой стороны, необходимостью развития самостоятельности и активности учащихся, творческой инициативы, более прочного и сознательного усвоения, углубления знаний полученных на уроках.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования. На формирование компетентностей обучающегося по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Цель программы – создание условий для формирования ключевых образовательных компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, компетенций личностного развития).

Задачи:

  • формирование познавательного интереса к изучению математики, русского языка, предмета «Окружающий мир»;

  • развитие навыков применения полученных знаний в новых учебных ситуациях;

  • создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

  • развитие логического мышления, умения анализировать и систематизировать полученные знания;

  • развитие навыков самостоятельной работы и умений поиска и обработки информации.

  • повышение интереса учащихся к предметам: математика, русский язык, окружающий мир.

  • развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:

  1. Работа в парах.

  2. Групповые формы работы.

  3. Индивидуальная работа.

  4. Самооценка и самоконтроль.

  5. Взаимооценка и взаимоконтроль.

На занятиях предусмотрены разные виды деятельности:

  • игровая,

  • творческая,

  • исследовательская,

  • проектная.

Активизации деятельности обучающихся способствует разнообразие форм и методов работы:

  • конкурсы (КВН);

  • беседы, викторины;

  • игра;

  • олимпиады.

Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:

  • научность;

  • занимательность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения; 

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы.

  • Анализировать, действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

  • Анализировать, искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

  • Использовать соответствующие знаково-символические средства.

  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

  • Воспроизводить способ решения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся.

Текущий:

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы обучающихся;

  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Результаты проверки фиксируются учителем.


Медиаресурсы:

  1. Презентации по математике, русскому языку.

  2. СD-диск «Занимательная математика», 2012г.


Тип, вид классов. Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных классах в течение одного учебного года.

Занятия внеурочной деятельности кружка «Умники и умницы» проводятся по 1 часу в неделю по предметам: «Русский язык», «Математика».

Итого: 34 часа.

Содержание программы:

4 класс (34 часа).

1.Русский язык (16 часов).

Вводное занятие. «Что мы будем изучать на кружке» Тестирование основных мыслительных процессов.

Учимся говорить правильно. Откуда пришли слова.

Викторина «Язык мой – друг мой».

К истокам слова. Образные выражения. Однозначные, многозначные слова.

Пословица – недаром молвится. Конкурс «Всех скороговорок не перевыскороговоришь».

Игры с пословицами.

К истокам слова. Подбор групп однокоренных слов и выявление признаков,

по которым слова являются однокоренными.

К истокам слова. Омонимы.

К истокам слова. Антонимы.

Фразеологизмы. Сопоставление фразеологизмов со словами-значениями с опорой на текст.

Играем в рифмы.

Части речи. Классификация частей речи и их лексико-грамматических признаков.

Составление сравнительной таблицы «Части речи».

Предложение. Выполнение синтаксического разбора предложения и определение

типов предложений по цели высказывания и интонационной оформленности.

Главные и зависимые слова в словосочетаниях. Вычленение словосочетаний из текста.

Чтение текстов. Определение темы текста при его письменном предъявлении, главной мысли.

Деление текста на части.

Исправление орфографических и пунктуационных ошибок в тексте с опорой на ранее изученный

материал.

Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку.



2.Математика (18 часов).

Задачи на логику. Задачи-шутки.

Задачи на разглядывание, классификацию.

Задачи на взвешивание, переливание.

Игры со спичками.

Расставь знаки и скобки так, чтобы получились верные равенства.

Решение уравнений, решение задач с помощью уравнения.

Арифметические с действия с многозначными числами. Решение задач повышенной трудности.

Составление задач по выражению. Заполнение таблиц и вычисление временных промежутков

Работа с изученными геометрическими фигурами. Вычисление их площади, периметра по составленным формулам.

Задачи на нахождение площади сложной фигуры.

Арифметические действия с многозначными числами. Составление и решение текстовых задач по теме «Цена, количество, стоимость»

Поиск закономерностей. Решение типовых задач арифметическим способом.

Решение задач разных типов. Нахождение значений выражений в 3 действия по составленным таблицам.

Решение задач по краткой записи. Нахождение значений выражений по их описанию.

Решение текстовых задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями арифметическим способом.

Задачи на движение.

Подготовка к школьной олимпиаде по математике.

КВН «Умники и умницы»








Тематический план

п/п

Наименование раздела

Тема занятия

Количество часов

Русский язык 16 часов).

Вводное занятие. «Что мы будем изучать на кружке» Тестирование основных мыслительных процессов.

1

Учимся говорить правильно. Откуда пришли слова.

Викторина «Язык мой – друг мой».

1

К истокам слова. Образные выражения. Однозначные, многозначные слова.

1

Пословица – недаром молвится. Конкурс «Всех скороговорок не перевыскороговоришь».

1

Игры с пословицами.

1

К истокам слова. Подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными.

1

К истокам слова. Омонимы.

1

К истокам слова. Антонимы.

1

Фразеологизмы. Сопоставление фразеологизмов со словами-значениями с опорой на текст.

1

Играем в рифмы.

1

Части речи. Классификация частей речи и их лексико-грамматических признаков. Составление сравнительной таблицы «Части речи».

1

Предложение. Выполнение синтаксического разбора предложения и определение типов предложений по цели высказывания и интонационной оформленности.

1

Главные и зависимые слова в словосочетаниях. Вычленение словосочетаний из текста.

1

Чтение текстов. Определение темы текста при его письменном предъявлении, главной мысли. Деление текста на части.

1

Исправление орфографических и пунктуационных ошибок в тексте с опорой на ранее изученный материал.

1

Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку.


2


Математика (18 часов).







Задачи на логику. Задачи-шутки.

1

Задачи на разглядывание, классификацию.

1

Задачи на взвешивание, переливание.

1

Игры со спичками.

1

Расставь знаки и скобки так, чтобы получились верные равенства.

1

Решение уравнений, решение задач с помощью уравнения.

1

Арифметические с действия с многозначными числами. Решение задач повышенной трудности.

1

Составление задач по выражению. Заполнение таблиц и вычисление временных промежутков

1

Работа с изученными геометрическими фигурами. Вычисление их площади, периметра по составленным формулам.

1

Задачи на нахождение площади сложной фигуры.

1

Арифметические действия с многозначными числами. Составление и решение текстовых задач по теме «Цена, количество, стоимость»

1

Поиск закономерностей. Решение типовых задач арифметическим способом.

1

Решение задач разных типов. Нахождение значений выражений в 3 действия по составленным таблицам.

1

Решение задач по краткой записи. Нахождение значений выражений по их описанию.

1

Решение текстовых задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями арифметическим способом.

1

Задачи на движение.

1

Подготовка к школьной олимпиаде по математике.

2

КВН «Умники и умницы».

1

Итого:

34 часа







8