Методическое пособие
«Внеурочная
Деятельность в условиях ФГОС»
Вопрос 1
Что понимается под внеурочной деятельностью ?
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Вопрос 2
Какова основная цель внеурочной деятельности?
Внеурочная деятельность
Личностные результаты.
Метапредметные результаты.
Вопрос 3
Каковы основные задачи внеурочной деятельности?
- - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- - улучшить условия для развития ребенка;
- - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;
Вопрос 4
Какие нормативные документы регламентируют организацию внеурочной деятельности ?
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03»
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
- Программа воспитания и социализации обучающихся (основное общее образование).
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (гигиенические требования)
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования
Вопрос 5
Какие локальные акты ОУ обеспечивают реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО?
1. Устав образовательного учреждения.
2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.
3. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся.
4. Должностные инструкции работников образовательного учреждения.
5. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).
Вопрос 6
Какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности?
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
Вопрос 7
Все ли обучающиеся должны посещать все занятия внеурочной деятельности?
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся.
Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).
Вопрос 8
Какова наполняемость групп ?
Школа самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп.
В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.».
Вопрос 9
Каковы основные принципы организации внеурочной деятельности?
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию
Вопрос 12
Какие направления внеурочной деятельности закреплены в ФГОС ООО?
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
- спортивно-оздоровительное,
- духовно-нравственное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное .
Вопрос 14
Какие существуют формы организации внеурочной деятельности?
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как:
- экскурсии
- Кружки (объединения по интересам)
- Конференции
- школьные научные общества
- поисковые и научные исследования
Вопрос 15
Кто определяет формы организации внеурочной деятельности?
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.
Вопрос 16
Каковы основные результаты внеурочной деятельности?
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
- Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний
- Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
- Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Вопрос 17
Каковы основные методы диагностики эффективности внеурочной деятельности?
Методы диагностики
наблюдение анкетирование
тестирование
Вопрос 18
Каковы требования к разработке рабочих программ внеурочной деятельности?
- Рабочие программы по внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844).
- Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ по внеурочной деятельности.
- Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (детского объединения), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.
Вопрос 19
Каковы общие правила разработки программ внеурочной деятельности
- Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ
- Разрабатываемые программы должны быть расчитаны на школьников определенной возрастной группы
- В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся
Вопрос 20
Какие существуют требования к разделам программы
- титульный лист;
- - пояснительная записка;
- - структура курса;
- - календарно-тематический план;
- - информационно-методическое обеспечение
Вопрос 21
Как осуществляется учет занятости учащихся внеурочной деятельностью