«Рассмотрено» на заседании МО гуманитарных наук.
«___»___________2015 г.
с. Сеяха
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru/
Рабочая программа по всеобщей истории 5-9 классы. – Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011.
Археология является одной из основных специальных исторических дисциплин. Курс «Археология» призван сформировать на основе особой группы источников общее представление о ранней истории человеческого общества, об основных этапах и закономерностях формирования и развития материальной культуры в различных регионах мира.
Данный курс позволяет вооружить школьников знаниями о способах существования человека в различной экологической среде, познакомить с основными типами и видами, а также методикой изучения материальных остатков жизнедеятельности людей, дать представление об общих чертах и характерных особенностях жизни древних обществ и формировании этнокультурных миров от эпохи палеолита до средневековья. Изучение курса способствует формированию представления о истории возникновения и формирования народов проживающих на территории Европы, Америки, Африки, Азии, в том числе и на территории нашего государства в эпоху древности, развитию чувства гордости и патриотизма.
Сформировать у школьников представление о возникновении и роли археологии, знания об истории развития археологической науки, практические умения работы с археологическим материалом.
- cформировать у учащихся представление о возникновении и роли археологии, знания о истории развития археологической науки, практические умения работы с археологическим материалом;
- ученик, по окончанию курса, должен уметь определять технику изготовления каменных орудий труда, уметь их классифицировать, давать приблизительную датировку на основании знаний о месте происхождения артефакта.
Постреквизиты: История средних веков, мировые цивилизации, История Казахстана, История первобытного общества.
Цивилизационный подход предполагается реализовать в курсах всеобщей истории для 5—9 классов основной школы. В поиске общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порождённые географической средой обитания, историческими особенностями.
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо культуры, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по курсу «Археология – помощница истории», наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «Археология – помощница истории»:
«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.
«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок
№ п/п | Раздел, учебная тема | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Оборудование урока | Педагогическая технология |
1 | Введение. Что такое археология? | Что изучает археология? Историческая карта. Источники исторических знаний. | Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник, археологическая культура. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать археологию. | Презентации «Профессия - археолог», «Археология». Индивидуальные карточки. Схема «Исторические источники». | Проблемная, ИКТ, здоровьесберегающая |
Раздел I. Методы и отрасли археологии | УУД: Личностные: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные:· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные: · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. |
Тема 1. Отрасли археологии |
2 | Археология окружающей среды. | Что изучает археология окружающей среды? Методы и средства науки. | Комментировать и формулировать понятия: природное окружение древних людей, реконструкция, палинология. Устно описывать условия жизни на планете в изучаемый период. Сравнивать методы и средства, их достоверность. Изображать в рисунке собственное представление о первобытной природе. | Карта мира, Интерактивная доска Таблица «Природные условия в Древнее время», «Рабочая тетрадь исследователя». | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
3 | Военная археология | Что изучает военная археология? Методы и средства науки. | Комментировать и формулировать понятия: оружие, реконструкция, применение. Сравнивать виды оружия. Изображать в рисунке оружие. | «Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
4 | Промышленная археология | Что изучает промышленная археология? Методы и средства науки. | Комментировать и формулировать понятия: производство, технология, применение. Сравнивать виды производств. Изображать в рисунке древние мастерские. | Таблицы «Историческая карта», Памятки для работы с картой | ИКТ Здоровьесберегающая, групповая |
7 | Подводная археология | Что изучает подводная археология? Методы и средства науки. | Комментировать и формулировать понятия: климатические катастрофы. | Таблицы «Историческая карта», Памятки для работы с картой | Исследовательская, ИКТ здоровьесберегающая |
8 | Ландшафтная археология | Что изучает ландшафтная археология? Методы и средства науки. | Комментировать и формулировать понятия: аэрофотосъемка, ландшафт, эррозия. Анализировать снимки дрених сооружений. | «Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники | Исследовательская, ИКТ здоровьесберегающая |
Тема 2. Проблема возникновения человечества. Начало процесса антропогенеза. |
9 | Теории происхождения человека | История антропологических исследований. Зарождение антропологической науки | Знать основные этапы становления человека по дарвиновской теории, уметь определять по рисунку типы, знать условия, определявшие видовое разообразие, формирование рас. | Карта мира, Интерактивная доска Таблица «Природные условия в Древнее время», «Рабочая тетрадь исследователя». | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская |
10 | Обобщение | Непосредственные предки человека. Основные представители рода гомо. | Определять видовые признаки, различать типы, комментировать этапы становления, формулировать проблемы | Таблицы «Историческая карта», Памятки для работы с картой | Исследовательская, ИКТ здоровьесберегающая |
Раздел 2. Периоды | УУД: Личностные:· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные:· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные:· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. |
Тема 3. Каменный век |
11 | Палеолит | Нижний, средний, верхний палеолит и проблема происхождения человека современного типа. | Комментировать и формулировать понятия: палеолит. Устно описывать условия жизни на планете в изучаемый период. Изображать в рисунке стратиграфические слои. | Таблицы «Историческая карта», Памятки для работы с картой | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
12 | Мезолит | Новые явления в окружающей среде. Хозяйство и новые явления в кремневой индустрии. Культуры | Комментировать и формулировать понятия: мезолит. Устно описывать условия жизни на планете в изучаемый период. Изображать в рисунке стратиграфические слои. | Карта мира, Интерактивная доска Таблица «Природные условия в Древнее время», «Рабочая тетрадь исследователя». | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
13 | Неолит | Появление земледелия и скотоводства. Новые явления в развитии производительных сил. Культуры эпохи неолита. | Комментировать и формулировать понятия: неолит. Устно описывать условия жизни на планете в изучаемый период. Изображать в рисунке стратиграфические слои. | Таблицы «Историческая карта», Памятки для работы с картой | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
Тема 4. Энеолит. Бронзовый век. |
14 | История горного дела и выплавки металлов | Развитие бронзового производства. Археологические культуры эпохи бронзы. | Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия | Таблицы «Историческая карта», Памятки для работы с картой | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
15 | История лепного горшка и гончарства | Разновидности, материалы, формовки. Основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор. | Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия | «Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
16 | История погребальных сооружений | Могильные ямы, курганы, гробы, саркофаги, захоронения различных культур | Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия | «Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
17 | Кочевники эпохи бронзы | Культуры бронзового века на территории нашей страны и Западной Сибири | Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия | «Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
18 | История женских украшений | Амулеты, браслеты, бусы, ожерелья, серьги и другие магические предметы ставшие украшениями | Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия | «Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
19 | История одежды | Виды и формы одежды по периодам, причины изменений в одежде и ее влияние на культуру | Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия | «Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
Тема 5. Время и значение появления железа. |
20 | История водного и колесного транспорта | Развитие производительных сил в эпоху РЖВ. Археологические культуры раннего железного века. | Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия | «Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
21 | История собаководства | Одомашнивание в разных культурах, применение у разных народов | Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия | «Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
22 | Возникновение коневодства и история конского снаряжения | Одомашнивание в разных культурах, применение у разных народов | Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия | «Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
23 | История жилищ и строительства | От джунглей до дворцов, история становления жилищ | Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия | «Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
24 | Материалы для письма и история распространения письменности | Ранние виды письменности: руны, и т.д. до современной письменности | Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия | «Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
25 | История охоты (в каменном, бронзовом, раннем железном веках и в Древней Руси) | Способы охоты первобытных обществ, применение способов и методов рыбной ловли | Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия | «Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
Раздел 4. Археологические культуры на территории нашей страны | УУД: Личностные: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные:· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные: · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации;· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные:· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. |
Тема 6. Скифская культурная область |
26 | Хозяйственно-культурный тип | Комплексы особенностей хозяйства и культур у разных народов | Комментировать и формулировать понятия: хозяйственно-культурный тип. Устно описывать типы. | Карта мира, Интерактивная доска Таблица «Природные условия в Древнее время», «Рабочая тетрадь исследователя». | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
27 | Вооружение и «Звериный стиль» | Виды оружия для охоты, украшение предметов охоты, ритуальные культы | Характеризовать и сравнивать предметы звериного стиля скифского происхождения, отличать от других культур. | Карта мира, Интерактивная доска Таблица «Природные условия в Древнее время», «Рабочая тетрадь исследователя». | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
Тема 7. Античная цивилизация. |
28 | Греческая культура в Причерноморье | География и климат региона, догреческие культуры, греческое влияние | Комментировать и формулировать понятия: колонизация. Устно описывать греческое влияние. | «Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
29 | Римская культура в Причерноморье | Римская колонизация, архитектура и быт | Комментировать и формулировать понятия: колонизация. Устно описывать римское влияние. | «Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
30 | История рыболовства | Виды орудий рыбной ловли, способы и методы рыболовства, ритуальные культы | Комментировать и формулировать понятия: хозяйственно-культурный тип. Устно описывать типы рыбной ловли. | «Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
31 | История оружия (ударного, холодного, ручного метательного и т.д., а также защитного доспеха и снаряжения всадника и коня). | Виды оружия для боя, украшение боевого оружия, ритуальные культы | Устно описывать типы боя и уметь определять развитие оружия исходя из географических и культурных особенностей. | «Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
32 | История денежного обращения (по археологическим данным). | Виды денег, трансформация денежного эквивалента, денежное обращение в работе историка | Комментировать и формулировать понятия: хозяйственно-культурный тип. Устно описывать типы. | «Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
Раздел 4. Древняя Русь | УУД: Личностные: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные: · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные: · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. |
Тема 8. Происхождение славян. |
33 | Археология древней Руси домонгольского периода. | Археологические культуры на территории нашей страны | Описывать культурные особенности, знать славянские орнаменты и культурные особенности | «Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |
34 | Итоговое повторение | | | | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская |