Краснодарский край
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Туапсе МО Туапсинский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от _____ августа 20____ года
Председатель педсовета
C.С. Леонец
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Наименование объединения ШМО Туапсинский район
Наименование курса «Любительский театр – английский в масках»
Срок реализации программы 2 года
Вид программы_________________________Авторская
Возраст обучающихся ________________11 – 12 лет
Ф. И.О. преподавателя, составителя Чахарян Нелли Манацагановна
Год разработки дополнительной образовательной программы 2016
Название города, населенного пункта Туапсинский район, город Туапсе
Программа разработана на основе:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
Авторской программы курса английского языка к УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) под редакцией Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс для 5–6 классов. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2010.
Структура внеурочной программы художественного творчества «Любительский театр – английский в масках»
5- 6 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНЫМ ЗАНЯТИЯМ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку внеурочной деятельности школьников разработана на основе примерных программ «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. (стандарты второго поколения);
Авторской программы курса английского языка к УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) под редакцией Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс для 5–6 классов.
Разработанная программа рассчитана на младших подростков (5-6 классы). Данный курс рассчитан на 2 года (68 учебных часа) и состоит из двух модулей: «народные английские сказки» (5 класс), творчество Л. Кэрола (6 класс).
2. Общая характеристика курса «Любительский театр – английский в масках»
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она соответствует потребностям учащихся в дополнительном языковом материале, применению полученных знаний на практике при условии, что работа осуществляется во внеурочной системе преподавания иностранного языка, что реализует потребности учащихся в творческом потенциале.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Изучение английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, умение слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными и невербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную информацию в зависимости от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение английского языка позволяет расширить словарный запас школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов.
Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного характера.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на английском языке с другими видами деятельности: игровой, познавательной, художественной и т. д., осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему содержанию.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.
В массовом эстетическом воспитании господствующее положение продолжает занимать парадигма «приобщающей» передачи культурных норм и образцов, молчаливо признающая художественную культуру внешней по отношению к воспитаннику. Эта парадигма почти не учитывает внутренние культурные условия и потенции саморазвития современного подростка, сложный социокультурный контекст его существования.
Итак, программа «Любительский театр – английский в масках» основана наследующих принципах:
Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям;
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в художественной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур), а также совместное продуцирование художественных ценностей.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел — реализация — рефлексия. Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:
коммуникабельность — лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;
предприимчивость — способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;
самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
организационная и управленческая компетентность — знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования её частей в процессе решения какой-либо задачи;
конвенциональность — стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;
законность (легальность) — стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.
Принцип диалога культур в программе внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества предполагает:
понимание основных сюжетов культурных текстов как основы для диалога культур о своей судьбе, своей жизни, о своём счастье в мире людей;
рассмотрение художественного творчества как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох;
рассмотрение самодеятельного коллективного художественного творчества как диалога культур всех участников коллектива;
рассмотрение ситуаций представления зрителям продуктов художественного творчества как полилога между авторами и исполнителями культурных текстов и зрителями, воспринимающими культурные тексты.
Изучая иностранный язык ребёнок знакомится с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка. Основной и главной формой обучения является игра. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.
Изучение школьниками английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности ребенка.
Целью внеурочной программы английского языка «Любительский театр – английский в масках» является развитие элементарных языковых навыков, формирование фонетических навыков, необходимых для успешного овладения английским языком в процессе создания художественного образовательного события по произведениям «Джэк и бобовый стебель» (по мотивам английской народной сказки) и литературного творчества Л. Кэрол «Алиса в стране чудес».
Задачи программы:
Познавательный аспект:
- расширение общего и художественного кругозора учащихся 5-6 классов, общей и специальной культуры, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса;
- познакомить детей с английским литературным творчеством;
способствовать развитию интереса к иностранному языку и формированию навыков общения на иностранном языке;
- познакомить с особенностями характера и поведения других народов с целью воспитания толерантности;
- способствовать развитию познавательных интересов.
Развивающий аспект:
- развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных способностей развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
- способствовать социализации детей путём проигрывания ролей в ситуациях;
- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
- развивать фонетическую сторону речи;
- развивать двигательные способности детей через драматизацию;
- познакомить с основами актёрского мастерства.
Воспитательный аспект:
- Способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
знакомить с культурным наследием стран изучаемого языка и умение пользоваться им в жизненных ситуациях;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой;
- формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, инсценирования как рефлексивного управления ситуациями межличностного взаимодействия.
Коммуникативная компетенция развивается в ходе подготовки инсценирования сказок и рассказов, мини диалогов при отработке грамматических структур в соответствии с отобранным для данной ступени обучения материалом, связанным с социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной сфер общения.
Таким образом, данная рабочая программа нацеливает на формирование у младших подростков в 5-6 классе не только художественного творчества, но и всем видам речевой деятельности, что способствует развитию умений общаться ан английском языке.
Формы и режим занятий.
Базовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседа, лекция), художественные образовательные события.
Репетиционные занятия (от лат. repetitio — повторение) — основная форма подготовки (под руководством или с участием педагога) представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путём многократных повторений (целиком и частями).
Постановочные занятия — творческий процесс создания эстрадного представления, который осуществляется постановщиком совместно с художником, балетмейстером.
Информационное занятие предполагает беседы и лекции. Фронтальная беседа — специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Лекция — совокупность взглядов по какому-либо вопросу.
Художественное образовательное событие — акт художественного творчества, выносимый на публичное рассмотрение с образовательными целями. Учебный и воспитательный эффект художественного события для автора произведения обусловлен встречей с зрителем.
Каждое занятие – подготовка к инсценировке, предполагает повторение теоретического материала (лексики, фонетики, грамматики), а также практической части (чтение текстов сценок) состоит из двух частей – теоретической и практической. На занятии используется материал, соответствующий возрастным особенностям детей, является дополнительным материалом к УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) под редакцией Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс для 5–6 классов. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения. Для школьника важна содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся пережить радость самостоятельных открытий.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции учащихся.
Место проведения занятий:
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, в актовом зале.
Виды деятельности:
речевые и фонетические разминки;
микроситуации и мини диалоги;
отработка грамматических структур;
постановка драматических сценок, спектаклей;
знакомство с биографией и творчеством английского писателя Л. Кэрол, просмотр видеоматериалов;
разучивание и исполнение песен;
инсценировка диалогов и микроситуаций;
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- желание и интерес ребёнка заниматься данной темой, сочетание различных видов деятельности, творческая составляющая при проведении данного кружка занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий, вовлечение родителей при подготовке и проведении мероприятий.
3. Описание места программы в базисном учебном плане
Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую после уроков.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций.
Программа организации внеурочной деятельности школьников по направлению «иностранные языки» предназначена для работы с детьми 5-6 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить достижение основных целей:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся,
способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся.
5. Предполагаемый результат освоения программы по внеурочным занятиям «Любительский театр – английский в масках»
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений «Джэк и бобовое зернышко», «Алиса в стране чудес»;
наизусть сценарии произведений изученого фольклора;
названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
читать и выполнять различные задания к текстам;
уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
понимать на слух короткие тексты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
инсценировать изученные сказки;
сочинять оригинальный текст на основе плана;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
Форма подведения итогов:
Театрализованные выступления, презентации, выступление в начальной школе.
6. Содержание программы «Любительский театр – английский в масках»
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем.
Предметное содержание речи, предлагаемое в программе, полностью включает темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам.
7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся: теоритические и практические занятия чередуются.
№ | Название раздела | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
| Первый год занятий (5 класс) | | | |
1. | Знакомство с английской народной сказкой «Джэк и Бобовое зернышко» | 5 | 5 | |
2. | Учебные театральные миниатюры по произведению «Джэк и Бобовое зернышко» | 7 | 7 | |
3. | «Герои сказки на киноэкране» Видеофильм. | 3 | 3 | |
4. | Выбор и разучивание постановочного материала | 5 | 1 | 4 |
5. | Репетиция сказки «Джэк и Бобовое зернышко» | 10 | | 10 |
6. | Премьера сказки «Джэк и Бобовое зернышко» | 2 | | 2 |
7. | Проект «Премьера сказки» | 2 | | 2 |
| Итого за первый год: | | | 34 |
| Второй год занятий (6 класс) | | | |
8. | Знакомство с литературным творчеством Л. Кэрол «Алиса в стране чудес» | 5 | 5 | |
9. | Учебные театральные миниатюры по произведению «Алиса в стране чудес» | 7 | 7 | |
10 | Просмотр профессионального аутентичного спектакля. | 3 | 3 | |
11 | Выбор и разучивание постановочного материала | 5 | 1 | 4 |
12 | Репетиция сказки «Алиса в стране чудес» | 10 | | 10 |
13 | Премьера сказки «Алиса в стране чудес» | 2 | | 2 |
14 | Проект «Презентация премьеры сказки» | 2 | | 2 |
| Итого за второй год: | | | 34 |
| Всего: | | | 68 |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Авторские методики/разработки:
2. Учебно-иллюстративный материал:
слайды, презентации по темам;
видеоматериалы по темам;
аудиоматериалы по темам;
иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;
наглядные пособия;
натурные объекты: реквизит к спектаклям, театральным постановкам;
3. Методические материалы:
4.Материалы по результатам освоения программы:
творческие отчёты в виде презентаций;
видеозаписи итоговых постановок;
фотографии и аудиозаписи мероприятий
5. Материально-техническое обеспечение:
игровые средства обучения (игротека): наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, маски героев и пр.
сценическая ширма (сцена, актовый зал);
видеокамера;
элементы театральных декораций;
персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками, для обработки сценарного и музыкального материала, экран, кинопроектор.
Список используемой литературы.
Предметная линия учебников «Английский в фокусе» В. Г. Апальков «Просвещение» 2012 г.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Рабочие программы. Английский язык. Н.И. Быкова. М.Д. Поселова - Москва. Просвещение. 2011.г
Список обязательной литературы для учителя.
1. Внеклассные мероприятия. Авторы составители: Андросенко Т.Д., Дышлюк М.И., Волгоград, Учитель 2011
2. Кулиш, В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. [Текст] / В.Г. Кулиш – Д.: «Сталкер», 2001.
3. Английский через сказку. К.К. Остапенко «КАРО» 2010 г.
Список литературы для детей.
Книга для чтения «Джэк и бобовое зернышко» к УМК «Английский в фокусе» (Spotlight 5) под редакцией Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2013.(www.prosv.ru)
Книга для чтения «Алиса в стране чудес» к УМК «Английский в фокусе» (Spotlight 6) под редакцией Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2014. (www.prosv.ru)
http://www.youtube.com/watch?v=fN_C-eGzEEs
http://www.youtube.com/watch?v=dFAaTOoXl_s
СОГЛАСОВАНО Протокол заседани ШМО учителей английского языка МБОУ СОШ № 8 от_________№______ _____________ _________ | СОГЛАСОВАНО Протокол заседания РМО учителей от_________№______ _________________ __________ |
(подпись руководителя ШМО) (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
______________ ____________
«___» __________ 20___ года
Краснодарский край
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Туапсе МО Туапсинский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Любительский театр - английский в масках»
Класс 5-6
Учитель Чахарян Нелли Манацагановна
Количество часов: всего 68 часа; в неделю 1 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы:
Чахарян Нелли Манацагановны, утвержденной решением педагогического совета от 31.08.2015. протокол №1.
Тематическое планирование внеклассных занятий в 5-6 классах основных видов деятельности обучающихся.
№ | Тема | Кол. Час. | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые умения |
| Знакомство с английской народной сказкой «Джэк и Бобовое зернышко» | 5 | | | Расширение представлений детей об окружающем мире через ознакомление их с народным творчеством англо-говорящих стран. |
1 | Знакомство с героями сказки, народных казок и рассказов. | 1 | Презентация героев книги,рассказа . | Фонетическая отработка имён собственных, речевые клише. | Развитие у детей этикетной функции общения на русском и английском языках, диалогическая речь. |
2 | Путешествие в сказку. | 1 | Знакомство с особенностями перевода. | Повторение грамматики, отработка новой лексики | Развитие у детей умений воспринимать английскую речь на слух, формирование потенциального словаря через заучивание новых слов. |
3 | Мой любимый герой. | 1 | Описание героев книг и сказок. | Озвучивают героев сказки, используя уадиозапись. | Формирование навыков монологического высказывания. |
4 | Путешествие в сказку. | 1 | Предлагает представить место действия, где может произойти что-то необычное. | Рисуют и описывают декорацию места события. | Формирование потенциального словаря заучивание рифмованного материала. |
5 | Индивидуальная работа с учащимися (песни, стихи, рифмы) | 1 | Индивидуальные стихи, песни, рифмовки | Разучивают слова песни | Формирование потенциального словаря через заучивание рифмованного материала |
| Учебные театральные миниатюры по сказке «Джэк и Бобовое дерево» | 7 | | | |
6 | Разбор текста, эпизод 1-2. | 1 | Повторение грамматических структур. | Аудирование текста и активизация устной речи. | Формирование потенциального словаря через аудирование текста. |
7 | Разбор текста, эпизод 3-4. | 1 | Лексика по теме, повторение грамматических структур. | Аудирование текста, разучивание диалога. | Формирование навыков диалога. |
8 | Разбор текста, эпизод 5-6 | 1 | Повторение лексики по теме | Разыгрывание сцены, подготовка к презентации проекта. | Совершенствование навыков полилога. |
9 | Разбор текста, эпизод 7-8 | 1 | Лексика по теме, повторение грамматических структур | Учатся обсуждать предложенный материал | Формирование потенциального словаря через аудирование текста. |
10 | Разбор текста, эпизод 9-10 | 1 | Презентация песни, | Разучивают слова песни, обсуждают атрибуты сценки. | Развитие навыков аудирования и моноло-гического высказывания. |
11 | Презентация сценария театральной постановки. | 1 | Повторение грамматических структур, лексических единиц. | Активизация навыков аудирования и устной речи. | Развитие навыков аудирования и моноло-гического высказывания. |
12 | Отработка эпизодов сценария (речевых высказываний и клише) | 1 | Отработка интонации в вопросительных и повествовательных предложениях. | Учатся, играя (повторяют слова и предложения, учатся правилам сотрудничества в коллективе) | Развитие навыков поведения в коллективе через коллективное творчество. |
| «Герои сказки на киноэкране» Видеофильм. | 3 | | | |
13 | Мультфильм «Джек в стране чудес» | 1 | Просмотр мультфильма | Отвечают на вопросы учителя, повторяют имена собственные | Формирование потенциального словаря по теме |
14 | Просмотр 1-ой части фильма «Джэк в стране чудес» на английском языке. | 1 | Задаёт вопросы, на которые дети должны ответить после просмотра, вводит и отрабатывает незнакомую лексику. | Смотрят фильм с целью ведения беседы. | Развитие умений общения. |
15 | Просмотр 2-ой части фильма «Джэк в стране чудес» на английском языке. | 1 | Демонстрирует отрывок из фильма на русском языке. | Конкурс переводчиков (дети разыгрывают диалог из фильма на английском языке по ключевым словам). | Развитие интереса к изучению иностранного языка, развитие умений интерпретации. |
| Выбор и разучивание постановочного материала | 5 | | | |
16 | Наш сценарий. «Джек и бобовое дерево», Распределение ролей. | 1 | Создание сценария, песни по сценарию. | Помогают создать декорации, обдумывают костюмы и маски. | Развитие интереса к изучению ИЯ через театральную постановку. |
17 | Репетиция и постановка эпизода1-2 | 1 | Работа с текстом и жестами | Активизируют изученную лексику. | Формирование невербального общения. |
18 | Постановка эпизода 3-4. Отработка распределенных ролей. | 1 | Работа в группах | Разучивают слова, песни по сценарию. | Развитие интереса к изучению ИЯ через театральную постановку. |
19 | Постановка эпизода 5-6. | 1 | Контролирует действия детей. | Поют песни, играют свою роль. | Расширение представлений детей об окружающем мире через ознакомление их с народным творчеством англо-говорящих стран. |
20 | Постановка эпизода 7. | 1 | | Показательное выступление | Развитие творческих способностей детей в ходе подготовки любительской постановки. |
| Репетиция сказки «Джек и бобовое дерево» | 10 | | | |
21 | Собираемся в сказку. | 1 | Маски героев, работа над декларациями. | Создание новых атрибутов для героев. | Умение пользоваться информационным материалом при создании декораций. |
22 | Песни для сказки. | 1 | Закрепление слов. | Учатся пользоваться планом сценария, активизация изученного материала. | Развитие интереса к иноязычной культуре. |
23 | Репетиция на сцене школы. Эпизод 1 | 1 | Просмотр постановки сценок. | Играют свои роли. | Развитие навыков вербального и невербального диалога. |
24 | Репетиция на сцене школы. Эпизод 2 | 1 | Повторение слов по тексту сценария. | Повторяем пройденное. | Знакомство с культурой страны изучаемого языка. Сопоставление с культурой России. |
25 | Репетиция на сцене школы. Эпизод 3 | 1 | Обучение краткому монологическому высказыванию. | Описание элементов костюмов и образа героев сказки. | Развитие умения сообщать на английском языке выученный материал. |
26 | Репетиция на сцене школы. Эпизод 1- 4 | 1 | Подбор музыкального сопровождения к сценке | Описание элементов костюмов и образа героев сказки. | Развитие у детей интереса к изучению англ. языка через ознакомление с литературным народным творчеством. |
27 | Репетиция на сцене школы. Эпизод 5 | 1 | Постановка и просмотр игры детей. | Повторяют изученный материал. | Развитие у детей интереса к изучению англ. языка через ознакомление с литературным народным творчеством. |
28 | Репетиция на сцене школы. Эпизод 6 | 1 | Постановка и просмотр игры детей. | Отработка движений к тексту; Создание декораций. | Развитие навыков вербального и невербального диалога. |
29 | Репетиция на сцене школы. Эпизод 5- 7 | 1 | Просмотр игры детей. | Беседа о музыкальном сопровождении и декораций. | Развитие навыков вербального и невербального диалога. |
30 | Репетиция «Мы в стране чудес» 1-7 | 1 | Подбор музыкального сопровождения | Проекты учащихся по выбранной теме | Обобщение изученного материала. |
| Премьера сказки «Джэк и бобовое дерево» | 2 | | | |
31,32 | Любительский театр на школьной сцене. | 1 1 | Организация выступления. | Демонстрация знаний по изученному материалу. Демонстрация театральной постановки. | Развитие умений публичного выступления, радости творчества. |
| Проект «Презентация премьеры сказки» | 2 | | | |
33 | Планирование и оформление презентации. «Любительский театр – Английский в масках» | 1 | Составление плана презентации и подбор рифмовок. | Сбор фотографий, составление фотоотчета. | Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; |
34 | «Любительский театр – Английский в масках». | 1 | Демонстрация презентации любительского спектакля. | Обсуждение и просмотр проекта. | Участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
| Итого | 34 | | | |
| Знакомство с литературным творчеством Л.Кэрол «Алиса в стране чудес» | 5 | | | |
35 | Знакомство с биографией Л.Кэрол | 1 | Презентация и видеоролик. | Фонетическая отработка имён собственных. | Расширение представлений детей о литературном мире через ознакомление их с творчеством Л. Кэрол. |
36 | Путешествие в сказку. | 1 | Знакомство с героями сказки, чтение книги. | Повторение грамматики, отработка новой лексики. | Формирование потенциального словаря через заучивание новых слов. |
37 | Мой любимый герой. | 1 | Описание героев книги «Алиса в стране чудес». | Озвучивают героев сказки, используя уадиозапись. | Формирование навыков монологического высказывания. |
38 | Путешествие с Алисой. | 1 | Предлагает представить место действия, где может произойти что-то необычное. | Рисуют и описывают декорацию места события. | Формирование потенциального словаря заучивание рифмованного материала. |
39 | Индивидуальная работа с учащимися (песни, стихи) | 1 | Индивидуальные стихи и песни. | Разучивают слова песни. | Формирование потенциального словаря через заучивание рифмованного материала |
| Учебные театральные миниатюры по произведению «Алиса в стране чудес» | 7 | | | |
40 | Разбор текста, эпизод 1-2. | 1 | Повторение грамматических структур. | Аудирование текста и активизация устной речи. | Формирование потенциального словаря через аудирование текста. |
41 | Разбор текста, эпизод 3-4. | 1 | Лексика по теме, повторение грамматических структур. | Аудирование текста, разучивание диалога. | Формирование навыков диалога. |
42 | Разбор текста, эпизод 5-6 | 1 | Повторение лексики по теме | Разыгрывание сцены, подготовка к презентации проекта. | Совершенствование навыков полилога. |
43 | Разбор текста, эпизод 7-8 | 1 | Лексика по теме, повторение грамматических структур | Учатся обсуждать предложенный материал | Формирование потенциального словаря через аудирование текста. |
44 | Разбор текста, эпизод 9 | 1 | Презентация песни, | обсуждают атрибуты сценки. | Развитие навыков аудирования и моноло-гического высказывания. |
45 | Разбор текста, эпизод 10 | 1 | Повторение грамматических структур, лексических единиц. | Активизация навыков аудирования и устной речи. | Развитие навыков аудирования и моноло-гического высказывания. |
46 | Отработка эпизодов сценария (речевых высказываний и клише) | 1 | Отработка интонации в вопросительных и повествовательных предложениях. | Учатся, играя (повторяют слова и предложения) | Развитие навыков поведения в коллективе через коллективное творчество. |
| «Герои сказки на киноэкране» Видеофильм. | 3 | | | |
47 | Мультфильм «Алиса в стране чудес» | 1 | Просмотр мультфильма | Отвечают на вопросы учителя, повторяют имена собственные | Формирование потенциального словаря по теме |
48 | Просмотр 1-ой части фильма «Алиса в стране чудес» на английском языке. | 1 | Задаёт вопросы, на которые дети должны ответить после просмотра, вводит и отрабатывает незнакомую лексику. | Смотрят фильм с целью ведения беседы. | Развитие умений общения. |
49 | Просмотр 2-ой части фильма «Джэк в стране чудес» на английском языке. | 1 | Демонстрирует отрывок из фильма на русском языке. | Конкурс переводчиков (дети разыгрывают диалог из фильма на английском языке по ключевым словам). | Развитие интереса к изучению иностранного языка, развитие умений интерпретации. |
| Выбор и разучивание постановочного материала | 5 | | | |
50 | Наш сценарий «Алиса в стране чудес» | 1 | Создание сценария, песни по сценарию. | Помогают создать декорации, обдумывают костюмы и маски. | Развитие интереса к изучению ИЯ через театральную постановку. |
51 | Репетиция и постановка эпизода1-2 | 1 | Работа с текстом и жестами | Активизируют изученную лексику. | Формирование невербального общения. |
52 | Постановка эпизода 3-4. Отработка распределенных ролей. | 1 | Работа в группах | Разучивают слова, песни по сценарию. | Развитие интереса к изучению ИЯ через театральную постановку. |
53 | Постановка эпизода 5-6. | 1 | Контролирует действия детей. | Поют песни, играют свою роль. | Расширение представлений детей об окружающем мире через ознакомление их с народным творчеством англо-говорящих стран. |
54 | Постановка эпизода 7. | 1 | | Показательное выступление | Развитие творческих способностей детей в ходе подготовки любительской постановки. |
| Репетиция сказки «Алиса в стране чудес» | 10 | | | |
55 | Подготовка сказки. | 1 | Маски героев, работа над декларациями. | Создание новых атрибутов для героев. | Умение пользоваться информационным материалом при создании декораций. |
56 | Песни для сказки. | 1 | Закрепление слов. | Учатся пользоваться планом сценария, активизация изученного материала. | Развитие интереса к иноязычной культуре. |
57 | Репетиция на сцене школы. Эпизод 1 | 1 | Просмотр постановки сценок. | Играют свои роли. | Развитие навыков вербального и невербального диалога. |
58 | Репетиция на сцене школы. Эпизод 2 | 1 | Повторение слов по тексту сценария. | Повторяем пройденное. | Знакомство с культурой страны изучаемого языка. Сопоставление с культурой России. |
59 | Репетиция на сцене школы. Эпизод 3 | 1 | Обучение краткому монологическому высказыванию. | Описание элементов костюмов и образа героев сказки. | Развитие умения сообщать на английском языке выученный материал. |
60 | Репетиция на сцене школы. Эпизод 1- 4 | 1 | Подбор музыкального сопровождения к сценке | Описание элементов костюмов и образа героев сказки. | Развитие у детей интереса к изучению англ. языка через ознакомление с литературным народным творчеством. |
61 | Репетиция на сцене школы. Эпизод 5 | 1 | Постановка и просмотр игры детей. | Повторяют изученный материал. | Развитие у детей интереса к изучению англ. языка через ознакомление с литературным народным творчеством. |
62 | Репетиция на сцене школы. Эпизод 6 | 1 | Постановка и просмотр игры детей. | Отработка движений к тексту; Создание декораций. | Развитие навыков вербального и невербального диалога. |
63 | Репетиция на сцене школы. Эпизод 5- 7 | 1 | Просмотр игры детей. | Беседа о музыкальном сопровождении и декораций. | Развитие навыков вербального и невербального диалога. |
64 | Репетиция «Мы в стране чудес» 1-7 | 1 | Подбор музыкального сопровождения | Проекты учащихся по выбранной теме | Обобщение изученного материала. |
| Премьера сказки «Джэк и бобовое дерево» | 2 | | | |
65-66 | Любительский театр на школьной сцене. | 1 1 | Организация выступления. | Демонстрация знаний по изученному материалу. Демонстрация театральной постановки. | Развитие умений публичного выступления, радости творчества. |
| Проект «Презентация премьеры сказки» | 2 | | | |
67 | Планирование и оформление презентации. «Любительский театр – Английский в масках» | 1 | Составление плана презентации и подбор рифмовок. | Сбор фотографий, составление фотоотчета. | Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; |
68 | «Любительский театр – Английский в масках». | 1 | Демонстрация презентации любительского спектакля. | Обсуждение и просмотр проекта. | Участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
| Итого 6 класс | 34 | | | |
| Итого за 2 года | 68 | | | |
Особенности реализации программы
Программа составлена на два года, состоит из семи разделов на каждый год обучения, представленных в таблице распределения часов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлен на решение своих собственных педагогических задач.
Описание и активизация характеров доставляет радость (радость творчества и радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. Представляя себя героям литературного или музыкального произведения ребёнок приобщается к истокам мировой культуры и познаёт радость творчества.
Биография английского писателя Л. Кэрол и народного творчества
–это первый шаг в мировую художественную культуру.
Киногерои и герои книг всегда вызывают неподдельную радость общения. С детства любимые киногерои теперь становятся объектом обсуждения, дают возможность воплощения их в действительности в ходе разыгрывания сценок.
Английский фольклор – это самобытное, вызывающее интерес проявление национального характера. Дети с удовольствием читают стихи и поют песни на стихи из сказок. Подготовка любительского театра - самый сложный и самый интересный этап в курсе обучения английскому языку. Основной задачей этого этапа является овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования.
Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно драматизация помогает детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер.
Заключительным этапом внеурочной деятельности в 5 и 6 классе является любительская сценка, где дети будут исполнять песенки, танцы, стихи и сценки, которые они выучили в течении года.
Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям учащихся 5- 6 класса, способствует развитию творческого воображения учащихся, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира ученика. Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях: как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); исполнительское (речевое, двигательное); оформительское (декорации, костюмы и т.д.).
Драматизация, как никакой другой приём, может помочь учителю преодолеть сопротивление ребёнка изучению иностранного языка, делая процесс изучения английского языка увлекательным, приносящим удовольствие; ставя перед учеником реалистичные цели, успешно достигая которых, он будет хотеть двигаться дальше; связывая опыт ребёнка по изучению языка с его жизненным опытом.
Каждый ученик может развиваться в языке в соответствии со своими способностями. При распределении ролей большие, со сложными текстами отдаются детям с лучшей языковой подготовкой, более слабые ученики получают роли с небольшим количеством реплик. Однако все ученики получают большую пользу от участия в пьесе и удовлетворение от своей работы, ведь каждая роль значима для успешного представления пьесы. При наличии постоянной обратной связи учитель может более тщательно планировать стратегию для эффективного обучения.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Речевой материал /предметное содержание речи | Биографии английского писателя, описание киногероев и героев книг, описание мест действия. |
Языковой материал | Представлен в книге для чтения «Джек и бобовое зернышко» в 5 классе, «Алиса в стране чудес» в 6 классе. – М., 2014 Ситуативная лексика: Once, one day, once upon a time, soon, at last, little by little, that’s why, first, for the last time, far away ,from that day ,fly away ,wait a little There was, there were, many years ago, once there was/were, once there lived, once upon the time there lived: Грамматический материал: Past Simple, Present Simple, Present Continuous, Present Perfect, употребление артиклей с имена собственными, степени сравнения прилагательных |
Познавательный/ страноведческий /развивающий аспект | Знакомство с иноязычной культурой, литературой. |
Наглядность/ оборудование | Презентации книг, портретов, видеороликов, фильмов и мультфильмов. |
Методические рекомендации | Повторение лексического и грамматического материала, презентация изучаемого материала, составление микро ситуаций, написание сценариев, конструирование декораций, музыкальное оформление сценок и спектаклей. Каждое занятие является подготовкой к итоговому мероприятию, которое проводится на последнем занятии по теме. |
3